Красная» и «черная» земля Египта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Красная» и «черная» земля Египта.



Каменск – Уральский

2020 год

                                                       

 

Авторы программы:

1. Сысолятина Г.Г.

                                                2. Суровяткина С.А.

                                                3. Репкина Е.Н.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа явилась результатом поиска собственной оптимальной модели художественного обучения дошкольников и младших школьников, введения их в мир высокой культуры, воспитания в них эстетических критериев, чувства вкуса и чувства стиля.

Модель обучения такова: с 5-6 до 10 лет ребенок проходит по исторической дороге развития мировой культуры, начиная с Древнего Египта, Греции, Рима и Европы. Во время «путешествия» дети не только знакомятся с мифами и легендами, но одновременно учатся и рисовать, и творчески мыслить, и развивать свою фантазию и воображение на примере тех древних классических сюжетов, которые на протяжении веков вдохновляли многих великих художников, поэтов и музыкантов.

Язык мифов и легенд оказался самым верным и точным для эстетического общения с дошкольниками и младшими школьниками, он стал для нас именно тем художественным языком, на котором можно начинать серьезный разговор с ребенком о большой культуре и вводить его в мир искусства. Мифология явилась для нас своеобразным кладезем первичных художественных образов и акмеологических ориентиров, а её сюжетный строй и сказочный язык оказались максимально адекватными восприятию детей.

В своей работе мы используем принципы личностно-ориентированной педагогики и педагогики сотрудничества. Основу данного проекта составляют психологические идеи К.Г. Юнга (теория коллективного бессознательного, как главного накопителя национальных и общечеловеческих архетипов), Л.С. Выготского (проблема социокультурной детерминации психики, теория актуального и потенциального развития личности), Э. Эриксона (теория социально-эмоционального развития).

Основная учебная задача - повлиять на становление творческой личности, осознание и развитие индивидуальности посредством изучения основополагающих мифов мира и глубокого погружения в восточную и западную культуру.

Конечная цель - создать гармоничное учебно-воспитательное пространство, формирующее многокультурную личность (термин Д. Мацумото) с развитыми структурами семантической памяти, межкультурной сенситивности и социальной энергичности.

 Курс мифологии можно также назвать «мифотерапией», поскольку в каждом мифе скрыт глубинный психологический пласт, и общение с ним посредством психологических игр, арттерапевтических приёмов способствует внутреннему духовному развитию личности, опосредованным образом влияет на многие психические процессы, являясь, по сути, и психокоррекцией и психопрофилактикой.

Задача педагогов - проследить цепочку образов и героев мифов, наиболее совпадающих с каждым из учеников, и дать детям возможность психологически прожить эти образы, осознать свои индивидуальные архетипы.

Поэтому в конце каждого мифологического цикла академия превращается в своеобразный интеллектуально- мифологический театр. В финальной игре используются элементы психодрамы, но это и учебный экзамен по пройденному материалу. Помимо литературных источников и текстов в процессе занятий широко используется музыка, в основном классическая. В конце каждого цикла издаётся сборник мифотворчества детей, где некоторые мифы излагаются в их своеобразном пересказе, а некоторые сюжетные линии – «белые пятна» мифологии создаются ими самостоятельно.

 

Вторая часть программы “Изобразительное творчество детей в пространстве культурных архетипов” - программа по ИЗО, отражает тесное взаимодействие с программой по мифологии. Обе части программы имеют одинаковое деление на курсы. Так, в программе по ИЗО, как и в программе по мифологии, первый год обучения делится на два курса: первое полугодие - Древний Египет, второе полугодие – Древняя Греция. Часть задач программы по ИЗО совпадает с основными задачами программы по мифологии. Это:

 

1. Раскрытие личности ребёнка, повышение его самооценки путём участия в творческой деятельности.

2. Знакомство учащихся с памятниками изобразительного искусства, костюмом, архитектурой, произведениями декоративно-прикладного искусства, стилем изучаемой культуры.

3. Переживание детьми «духа эпохи» данной культуры путём образного представления сюжетов и героев мифологии.

 

Программа по ИЗО также ставит задачи связанные конкретно с детским изобразительным творчеством и предлагает свой подход к их решению. Педагогическая работа, с точки зрения программы ИЗО, строится на двух основополагающих принципах:

 

1. Учёт физиологического и психологического когнитивного развития детей при формировании заданий и ведении учебного процесса (начало обучения – с 5 лет). Здесь мы ориентируемся на концепцию когнитивного развития Жана Пиаже и теорию развития детского рисунка Р. Арнхейма.

2. Восприятие природы человека с точки зрения гуманистической психологии и других теорий “Я”. Гуманистический подход основан на уважении к уникальности каждого ребёнка.

 

Для теоретического обоснования практики мы привлекаем современное психологическое понятие о когнитивных репрезентативных структурах и ортогенетический закон развития.

В голове человека любая система знаний представлена (репрезентирована) в специфической психологической форме. Для того, чтобы овладеть изобразительной грамотой, ребенок должен выработать, сформировать собственные соответствующие психологические структуры (когнитивные репрезентативные структуры). Наша задача – помочь ему в этом. Именно такое обучение будет развивающим.

Ортогенетический (от orthos – прямой правильный) принцип или закон развития гласит, что развитие идёт не от частей к целому, а от целого к частям, от общего – к частному.

Развитие психологических репрезентативных структур человека также должно идти от целого к частям, от общего – к частному, подчиняясь ортогенетическому принципу развития.

В отношении практики из вышесказанного следует, что цель нашей педагогической работы на занятиях ИЗО – не просто дать маленьким ученикам набор умений и знаний. Этот период обучения рассматривается нами как первая ступень всей системы художественного образования. Наша цель – заложить у детей основы собственных когнитивных психологических структур для дальнейшего освоения ими всего массива того, что называется системой изобразительной грамоты. Именно поэтому наша программа не предусматривает деления на самостоятельные дисциплины: рисунок, живопись, композицию. Эти дисциплины в недифференцированном виде присутствуют во всех заданиях. Чтобы дать возможность маленькому ученику охватить и пережить весь художественный процесс в целом и увидеть результат своей работы, мы начинаем обучение не с отдельных упражнений, а сразу с работы над целой композицией. Чтобы стало возможным осуществить такой подход на первоначальных этапах обучения, мы используем метод “Ведущий – ведомый”. Этот метод подразумевает:

 

1. Использование заданных схем – изображений к теме.

2. Ограничение цветовой гаммы (открываются 4–5 баночек краски выбранных совместно с преподавателем).

3. Постоянную коррекционную поддержку преподавателем ученика.

Выбранный метод даёт педагогу возможность:

· Вести работу со всем классом одновременно, контролировать ход урока.

· Сосредоточить внимание ученика на овладении форматом, размещении в формате изображений, качестве проводимых линий и т.д.

· Обеспечить ребёнка композиционной конструкцией, “началом”, которое он разовьёт в соответствии с собственным видением темы, наполнит его своим эмоциональным содержанием.

· Вселить в ребёнка психологическую уверенность, что является немаловажным фактором в положительной оценке своих возможностей.

· Демонстрировать ученикам системный подход к рисунку: от общего – к деталям. В дальнейшем это поможет им самостоятельно анализировать объект изображения и правильно выстраивать этапы рисования.

· Подспудно расширить изобразительные возможности ученика, давая ему арсенал новых форм и их модификаций.

· Облегчить вхождение детей в мир цветовой гармонии.

 

Мы видим путь начального обучения изобразительному искусству как процесс, идущий к основе основ изобразительного творчества - созданию цельной готовой композиции, листа, имеющего шанс быть представленным как готовое детское произведение искусства. А это значит, что работа над этим листом с первого дня обучения включает в себя и базисное чувство (пафос) и обучение работе с форматом и развитие навыков рисунка, и рождение чувства колорита. Задачей такого обучения является возможность дать ученику ощутить себя в «потоке» художественного творчества и параллельно получить стимул для развития у себя навыков рисунка, живописи, композиции. Задачи, кажущиеся почти неосуществимыми с детьми 5-6 лет. Но именно поэтому мы и привлекаем метод «Ведущий-ведомый».

На дальнейших этапах обучения педагоги совмещают метод “Ведущий – ведомый” со стимулированием у учащихся формирования навыков самостоятельной работы. Большое значение в программе придаётся также развитию у детей умения чувствовать язык форм и цвета, их выразительные возможности.

Важной особенностью содержания практической части программы “Изобразительное творчество детей в пространстве культурных архетипов” является опора на богатый материал мифологии, археологии и произведений искусства. Исходный материал является “сырьём”, основой для формирования заданий. Преподаватель продумывает возможность воплощения его в том или ином материале, в той или иной технике. Задания формируются в соответствии с возрастом учеников, для которых они предназначены.

Таким образом, уже сложился ряд учебных курсов общим объёмом 992 часа, рассчитанных на 4 года обучения: 

1 год обучения  Древний Египет (120 часов) - Древняя Греция (120 часов)

2 год обучения Древний Рим (120 часов) - Средневековье. Кельты (120 часов)

3 год обучения Викинги. Скандинавия (128 часов) – Славяне (128 часов)

4 год обучения Древняя Япония (128 часов) – Древний Китай (128 часов)

 

Данная программа представляет все 8 циклов обучения, прошедших апробацию в ДХШ № 2 им. В.М. Седова г. Каменска - Уральского в течение более 7 лет. Одно занятие в 1-2 классах – 30 минут, в 3-4 классах – 45 минут.

В течение первых двух лет обучения оценки за выполнение заданий не ставятся. Форма отчёта учащихся это выставка – просмотр в конце каждого учебного курса. Такой подход к контролю учебной деятельности оправдывает себя ввиду маленького возраста учащихся и гуманистической направленностью обучения. В течение последующих двух лет обучения (в 3 и 4 годы обучения) решено было ввести аттестацию учащихся для того, чтобы впоследствии, при переходе на отделение изобразительного искусства, учащиеся легче адаптировались к более жёстким условиям обучени. Оценки выставляются преподавателями ИЗО и Мифологии в конце семестра, после проведения экзаменационных игр и сопровождающих их выставок учащихся.

Подход к обучению детей изобразительному искусству, начиная с 5 – летнего возраста, предложенный практической частью программы “Изобразительное творчество детей в пространстве культурных архетипов”, позволяет сформировать у учеников первоначальные представления о композиции, рисунке и живописи в их органичном единстве. Продуктом такого подхода является детская работа, в которую ученик вложил частичку своей души, свой труд. Осознание учениками собственных творческих созидательных возможностей, развитие у них положительной самооценки рассматриваются нами как значимые задачи в русле гуманистического подхода к обучению.

В 3-4 классах программа предусматривает больший объём часов (128 часов на один курс) в связи с необходимостью резерва заданий. Это связано, с одной стороны, с тем, что некоторые учащиеся работают быстрее и выполняют больший объём заданий, что особенно заметно в старших классах. С другой стороны, наличие резервных заданий помогает в случае, если годовой учебный график получается более объёмным из-за того, как выпадают каникулы и праздники.

В программе каждый курс даётся цельно: сначала учебно-тематический план и содержание курса по мифологии, затем – учебно-тематический план и содержание курса по ИЗО. Более детально со структурой программы можно ознакомиться в оглавлении.

 

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

Мифология

 

Древний Египет

 

Наименование темы Кол-во часов
  1.   2.   3.   4.   5.   6.   7.   8.   9.   10.     11.   12.   13.   14.   15.   16.       Путешествие по реке Нил.   «Красная» и «черная» земля Египта.   Миф о богине Хатхор (Хатор)   Гелиопольский миф о создании мира.   Амулеты Древнего Египта.   Легенда об Осирисе (в 2-х частях): * Осирис - бог природы; * Осирис - бог царства мертвых.   Гор - сын Исиды и Осириса.   Богиня Маат в зале Двух Истин.   Бог-гончар Хнум. КА, БА и АХ египтянина.   Письмо и чтение в Древнем Египте. Воспитание детей.   Сакральные знания Исиды и Тота. «Книга Тота».   Художники Египта.   Фараоны Египта.   Пирамиды Египта.   «Археологические раскопки» - практическое занятие-игра с песком.     «Праздник Опет» в храмах Луксора и Карнака - заключительное занятие. Игра - экзамен.   Всего:   3   3   3   6   3   6   3   3   6   3     3   3   6   3   3   3     60 часов

Содержание курса

Мифология

 

Древний Египет

Путешествие по реке Нил.

 

Учебные задачи:

- ассоциативное знакомство с основными понятиями курса: миф, художник, живописец;

- знакомство с географическим расположением страны Египет, изучение карты Древнего Египта

 

Психологические задачи:

- знакомство новых учеников с педагогами, школой, друг другом и экскурсия по зданию

 

Биты знаний: 1) Миф. 2) Образ. 3) Художник. 4) Живописец. 5) Египет. 

8) Африка. 7) Нил.

 

Последовательность этапов работы:

· Знакомство друг с другом.

· Знакомство с Академией мифа «Аваллон»

· Игра «Сказка и миф».

· Игра «Путешествие по реке Нил».

 

Учебно-методическое обеспечение: карта мира и отдельная карта Египта; театральные атрибуты путешествия, ладья.

 

 

Миф о богине Хатхор-Тефнут.

 

Учебная задача:

- знакомство с мифом о богине Хатхор-Тефнут, богом солнца Ра и богом

      Тотом

 

Психологическая задача:

- создание в новой группе сплоченности и психологического комфорта через

игровые приемы

 

Биты знаний: 1) Небесная ладья. 2) Ра. 3) Тот. 4) Хатхор-Тефнут 

5) Солнечное око. 6) Нубийская пустыня.

 

Последовательность этапов работы:

· Игра-разминка «На что похоже слово «Ра».

· Психологическая игра «Если я обиделся…»

· Знакомство с мифом о превращении богини в дикую кошку.

· Сочинение стихотворных загадок о богах и Египте.

 

Учебно-методическое обеспечение: иллюстрации с изображением египетских

 богов, ватман, маркеры, цветные карандаши.

 

 

Амулеты Древнего Египта.

 

Учебные задачи:

- знакомство с графическими и декоративными символами;

- знакомство с понятиями «амулет», «оберег», «талисман», нахождение

в них общего и различного.

 

Биты знаний: 1) Амулет. 2) Талисман. 3) Оберег. 4) Скарабей. 5) Летящий

скарабей. 6) Тау. 7) Анх. 8) Око уджат.

 

Последовательность этапов работы:

· Игра «Дарю тебе на память» - о предметах, обладающих символическим 

     ореолом.

· Знакомство с египетскими амулетами: скарабеем, анхом, оком уджат.

· Просмотр отрывков из фильма «Древний Египет» (снятого

     «Новым Акрополем»)

 

Учебно-методическое обеспечение: фильм «Древний Египет», фигурки

скарабеев, египетских и не египетских амулетов.

 

 

Легенда об Осирисе.

Часть 1.Осирис- бог природы

Часть 2.Осирис-бог царства мертвых

 

Учебные задачи:

- знакомство с мифом о рождении второго поколения египетских богов;

- знакомство с мифами о борьбе Сета и Осириса.

 

Биты знаний: 1) Осирис. 2) Исида. 3) Нефтида. 4) Сет. 5) Саркофаг.

6) Мумия. 7) Город Библ. 8) Гор.

 

Последовательность этапов работы:

· Закрепление пройденного материала о первом поколении египетских

богов.

· Знакомство с мифом о рождении детей Геба и Нут.

· Игра-фантазия «Для кого же саркофаг»?

· Посадка «Клумбы Осириса»

 

Учебно-методическое обеспечение: иллюстрации к изучаемым мифам, земля и

зерна для Клумбы Осириса.

 

 

Гор – сын Исиды и Осириса.

 

Учебные задачи:

- знакомство с мифом о победе Гора над Сетом;

- развитие творческой фантазии в игровой форме.

 

Биты знаний: 1) Лотос. 2) Папирус. 3) Скорпион. 4) Устье Нила.

5) Сандалии Гора.

 

Последовательность этапов работы:

· Знакомство с мифом, повествующем о детстве Гора на маленьком

     острове.

· Игра-фантазия «Почему у Сета на голове сандалия»

· Просмотр отрывков из фильма Дискавери «Древний Египет».

 

Учебно-методическое обеспечение: ватман, маркеры, мифологические карты,

фильм о Древнем Египте.

 

 

Художники Египта.

 

Учебная задача:

- знакомство с работой древнеегипетских художников, скульпторов и

- рисовальщиков контуров;

- знакомство с особенностями изображения человеческой фигуры у египтян.

 

Биты знаний: 1) Профиль. 2) Анфас. 3) Канон.4)Масштабная сетка.

5) Рисовальщик контуров. 6) Контур.

 

Последовательность этапов работы:

· Просмотр фильма о работе древних мастеров «Художники Египта».

· Индивидуальная работа с масштабной сеткой, изучение египетских

     цветовых канонов изображения женщины и мужчины.

 

Учебно-методическое обеспечение: фильм «Художники Египта», масштабные

сетки, карандаши, маркеры.

 

 

Фараоны Египта.

 

Учебная задача:

- знакомство с личностью фараона Эхнатона, сравнение его образа с

образами других известных египетских фараонов.

 

Биты знаний: 1) Тутанхамон. 2) Эхнатон. 3) Нефертити. 4) Клафт. 5) Фивы.

6) Амарна.

 

Последовательность этапов работы:

· Просмотр отрывков из фильмов о Тутанхамоне и Эхнатоне, сравнение

     этих образов.

· Игра «Примерю-ка я одежду фараона».

 

Учебно-методическое обеспечение: фильмы о фараонах, головные уборы

фараонов – корона и клафт.

Пирамиды Египта.

 

Учебные задачи:

- знакомство с главными египетскими пирамидами;

- закрепление пройденного в курсе материала;

- выбор образов богов для заключительной игры-экзамена.

Биты знаний: 1) Пирамида Хеопса. 2) Пирамиды Гизы. 3) Пирамида Джосера.

4) Сфинкс.

Последовательность этапов работы:

·  Просмотр отрывков фильма «Древний Египет» о пирамиде Хеопса

·  Знакомство с первой ступенчатой пирамидой фараона Джосера.

·  Выбор образа для игры – экзамена.

 

Учебно-методическое обеспечение: фильм «Древний Египет», макеты

пирамид, элементы греческих костюмов, корон и головных уборов богов.

 

 

Заключительная игра-экзамен

«Праздник Опет в храмах Луксора и Карнака»

 

Учебно–тематический план

ИЗО

 

Древний Египет

 

 

Наименование темы Кол-во часов
    1.   2.   3.   4.   5.   6.   7.         Цветок лотоса   Дом египтянина   Египетский натюрморт   Нильский крокодил   Ладья бога Ра   Подготовка к “Празднику Опет”   “Праздник Опет”. Выставка – просмотр     Всего:       3   12   15   9   15   3   3     60

Содержание курса

ИЗО

 

Древний Египет

 

Цветок лотоса.

 

Цели задания: знакомство детей с самым любимым цветком древних египтян; Выполнение работы в смешанной технике аппликации из фольги и гуаши.

 

Ход работы: преподаватель рассказывает детям о любви древних египтян к украшению и декору, показывает фотографии лотоса и репродукции древнеегипетских росписей, где встречается в качестве элемента орнамента и украшения лотос. На фольге, сложенной вдвое, ученики обводят чёрным маркером шаблон половинки цветка – украшения, вырезают и разворачивают “лотос”. Вырезанное изображение с левой стороны намазывают клеем ПВА и приклеивают на середину листа яркого цветного картона формата А4. В оставшееся время свободное поле вокруг “лотоса” украшается узорами с помощью цветной гуаши и кисти. Узоры можно наносить и на сам “лотос”.

 

Инструменты и материалы: ножницы, чёрный маркер, лист фольги форматом немного меньше А4, лист цветного картона формата А4, клей ПВА, гуашь, кисти, палитра.

 

 

2. Дом египтянина.

 

Цели задания: знакомство детей с архитектурой домов знати Древнего Египта, поэтапное выполнение композиции, знакомство с работой гуашевыми красками, первой и второй пропиской.

 

Ход работы: преподаватель рассказывает об особенностях домов древних египтян, показывает репродукции росписей с изображением домов. Детям предлагается нарисовать свой древнеегипетский дом, себя около дома и сад возле него. Работа выполняется по методу “Ведущий – ведомый”, вслед за преподавателем. Выполненный рисунок ребенок дополняет собственными деталями. Готовый рисунок обводится чёрным маркером. Совместно с преподавателем ученики выбирают баночки гуаши, цвета и смеси цветов которой определят цветовую гамму. Преподаватель рассказывает и показывает детям, как работать с гуашевыми красками, как пользоваться кистью и палитрой. Выполнение работы в цвете идёт под контролем преподавателя. В цвете работа выполняется в два этапа: первая прописка, потом вторая прописка (нанесение узоров). По окончании работы там, где это необходимо дети обновляют обводку чёрным маркером

 

Инструменты и материалы: простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, цветная бумага формата примерно А2, чёрный маркер.

 

 

Египетский” натюрморт.

 

Цели задания: знакомство детей с понятием “натюрморт”, поэтапное выполнение композиции, отработка умения смешивать краски на палитре.

 

Ход работы: преподаватель объясняет учащимся значение понятия “натюрморт”, демонстрирует репродукции древнеегипетских росписей с изображением различных сакральных и бытовых предметов. Детям предлагается нарисовать натюрморт – подарок для какого–либо древнеегипетского божества. В начале работы дети вслед за преподавателем выполняют рисунок по заданной композиционной схеме. Готовый, дополненный своими элементами рисунок, они обводят чёрным маркером. Выбирается совместно с преподавателем цветовая гамма. Выполненная в цвете в две прописки работа вновь обводится чёрным маркером.

 

Инструменты и материалы: простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, цветная бумага примерно формата А2, чёрный маркер.

 

 

Нильский крокодил.

 

Цели задания: орнаментирование формы, знакомство детей со спецификой узора.

 

Ход работы: преподаватель обсуждает с детьми, какое значение имел крокодил в жизни древних египтян. Детям предлагается “выпустить в Нил” своего крокодила. По шаблону дети обводят форму крокодила на бумаге и вырезают её. Под руководством преподавателя карандашом ученики выделяют глаза, нос, голову, спину и ноги крокодила. Преподаватель обращает внимание детей на специфику узора: он должен подчёркивать форму, на которой изображается. Узор повторяется, он одинаков с обеих сторон спины “крокодила”. Дети самостоятельно придумывают геометрический орнамент для украшения формы. При работе в цвете, преподаватель обращает внимание детей на особенности работы с цветными маркерами.

 

Инструменты и материалы: шаблоны силуэта крокодила из картона, простой карандаш, ластик, ножницы, цветные и чёрный маркеры.

 

 

Ладья бога Ра.

 

Цели задания: продолжение знакомства детей с орнаментикой Древнего Египта,

 

особенностями изображения древнеегипетских судов; поэтапное выполнение композиции.

 

Ход работы: преподаватель рассказывает детям о значении Нила в жизни древних египтян, показывает репродукции с изображением древнеегипетских судов. Под руководством преподавателя по заданной композиционной схеме дети выполняют рисунок, самостоятельно дополняют его. Готовый рисунок обводится чёрным маркером. Детям предлагается на выбор два варианта заданной цветовой гаммы. Дети выполняют первую и вторую прописки. Сделанную в цвете работу дети вновь обводят чёрным маркером. Возможно применение бронзового или серебряного маркера.

 

 

Инструменты и материалы: простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, чёрный маркер, бронзовый или серебряный маркеры (по - возможности).

 

 

Подготовка к “Празднику Опет”.

 

Цель задания: выполнить модель головного убора, венчающего голову выбранного для представления на празднике древнеегипетского бога.

 

Ход работы: на занятии дети раскрашивают заготовки головных уборов, соответствующие тому или иному богу, придумывают и выполняют орнамент на полосе, к которой будет крепиться головной убор. Заготовки скрепляются степлером и обводятся чёрным маркером.

 

Инструменты и материалы: заготовки головных уборов, приготовленные преподавателями; полоски, к которым будут крепиться головные уборы; простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, чёрный маркер.

 

 

Древняя Греция

 

Наименование темы Кол-во часов
  1.   2.   3.   4.   5.   6.   7.   8.   9.   10.   11.   12.   13.   14.   15.   16.   17.   18.   19.   20.     21.       Путешествие из Египта в Грецию.   Детство богов.   Титаномахия.   Три брата: Зевс, Аид и Посейдон.   Три сестры: Гера, Деметра и Гестия.   Кентавры и Пегас.   Афина Паллада.   Фемида и Мойры.   Гера и ее сыновья: Арес и Гефест.   Афродита- Киприда.   Троянский конь.   Аполлон и Артемида.   Аполлон и Орфей.   Музы Парнаса.   Проделки Гермеса.   Сын Зевса - Дионис.   Деметра и ее дочь.   Прометей и Пандора.   Титаны света – обитатели неба.   Пять веков античности: золотой, серебряный, медный, век героев, железный.   Праздник на Олимпе. Заключительная игра - экзамен     Всего:   3   3   3   3   2   3   3   2   3   3   3   3   3   3   3   3   3   3   2   3     3     60 часов

Содержание курса

Мифология

 

Древняя Греция

 

Детство богов.

Учебные задачи:

- знакомство с греческим мифом создания мира;

- закрепление смысловой ориентации в понятиях «греческий миф создания мира» и «египетский миф создания мира (космогонические мифы);

- развитие творческой фантазии и воображения.  

 

Биты знаний: 1) Хаос. 2) Тартар. 3) Гея. 4) Уран. 5) Титаны (титаниды).

6) Циклопы (киклопы). 7) Сторукие. 8) Кронос. 9) Рея. 10) Зевс. 11) Амалфея.

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· знакомство с мифом;

· расположение мифологических персонажей на карте Греции;

· игра в командах «Если б я помог...(Урану, Кроносу, рее, Зевсу и т.д.);

· игра «Как спасти маленького Зевса».

 

Индивидуальный этап - работа с иллюстративным материалом (Илл. «Рея

 вручает Крону камень», «Младенец Зевс и Амалфея»):

· рисование фона;

· придумывание своего названия рисункам;

· пересказ сюжета по иллюстрации.

 

Учебно-методическое обеспечение: картонные модели персонажей, карта Греции, иллюстративный материал.

 

 

Титаномахия.

Учебные задачи:

- знакомство с главным греческим богом Зевсом-Громовержцем;

- развитие гибкости мышления и творческого воображения.

 

Биты знаний: 1) Крониды. 2) Ураниды. 3) Олимпийцы. 4) Громовержец.

5) Титаномахия. 6) Тифон.

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· знакомство с событиями титаномахии;

· игра «Уранид или Кронид?».

 

Индивидуальный этап - работа с иллюстративным материалом («Илл. «Зевс-Громовержец»):

· дорисовывание к изображению Зевса предметов, которые выковали для него киклопы во время титаномахии;

· рассказ о Зевсе с использованием рисунка Зевса с молниями и орлом.

 

Учебно-методическое обеспечение: таблички с именами изученных богов для игры «Уранид или Кронид?», игровое сопровождение: молнии, трезубец, шлем Аида.

4. Три брата: Зевс, Аид и Посейдон.

Учебные задачи:

- знакомство с греческим разделением мира на подземное царство Аида, морское царство Посейдона и земное царство Зевса;

- развитие творческого мышления и закрепление полученных битов знаний через упражнения-загадки.

 

Биты знаний: 1) Кронион. 2) Оры (Горы). 3) Аид. 4) Плутон. 5) Посейдон. 6)Стикс. 7) Лета. 8) Цербер. 9) Гипнос.

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· знакомство с царствами Аида и Посейдона;

· разгадывание кроссворда «Детство Зевса».

 

Индивидуальный этап - работа с иллюстративным материалом (Илл. «Посейдон» и «Аид»):

· дорисовывание вокруг братьев их среды обитания;

· придумывание названий рисункам и рассказ о богах с использованием иллюстраций;

· придумывание загадок о тех богах, с которыми уже познакомились.

 

Учебно-методическое обеспечение: кроссворд «Детство Зевса», иллюстрации с изображением Посейдона и Аида, игровое сопровождение: молнии, трезубец, шлем

Аида.

 

 

Кентавры и Пегас.

Учебные задачи:

- знакомство с мифологическими существами, сочетающими в себе различные элементы животных и людей;

- знакомство с основным видом творчества - ассоциативным фантазированием на почве мифологических сюжетов.

Биты знаний: 1) Пегас. 2) Кентавр. 3) Хирон. 4) Иксион. 5) Горгона Медуза.

6) Персей. 7) Аркадия.

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· знакомство с мифологическим героем Персеем;

· игра «Как помочь Персею победить горгону Медузу?»

· просмотр музыкального мультфильма «Фантазия» («Пасторальная симфония» Бетховена) с последовательным обсуждением узнанных персонажей.

 

Индивидуальный этап - работа с иллюстративным материалом:

· дорисовывание среды обитания в рисунках с изображением кентавра;

· в рисунках с изображением Пегаса дорисовывание горы, на которую он полетел после своего рождения.

 

Учебно-методическое обеспечение: иллюстративный материал, мультфильм «Фантазия».

 

 

Афина Паллада.

 

Учебные задачи:

- начало знакомства с третьим поколением греческих богов - детьми Зевса;

- закрепление истории рождения Афины Паллады в игровой форме.

 

 

Биты знаний: 1) Метида. 2) Метис. 3) Афина Паллада. 4) Эгида. 5) Арахна.

6) Город Афины. 7) Акрополь. 8) Парфенон. 9) Оливковое дерево.

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· игра-импровизация «Что делать Зевсу?»;

· знакомство с мифом о рождении Афины Паллады;

· игра «Как назвать город?»;

· знакомство с мифом о появлении города Афины;

· игра «Лучшая мастерица»;

· знакомство с мифом о девушке Арахне.

 

Индивидуальный этап: работа с иллюстративным материалом - дорисовывание изображения Афины Паллады с использованием её атрибутов и символов.

Учебно-методическое обеспечение: иллюстративный материал, элементы декораций для игр-фантазий.

 

 

Фемида и Мойры.

Учебные задачи:

- знакомство со второй женой Зевса - Фемидой и их детьми;

- закрепление материала в игровой форме.

Биты знаний: 1) Фемида. 2) Мойры. 3) Клото. 4) Лахесис. 5) Антропос. 6) Рок. 7) Жребий. 8) Мойрагет. 9) Тиха(Тихе).

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· знакомство с историей рождения Мойр и их функциями на Олимпе;

· игра «Как назвать Зевса?»;

· игры «Закон Мойр» и «Клятва у реки Стикс»

 

Индивидуальный этап:

· придумывание загадок о богинях судьбы;

· работа с рисунками, изображающими Мойр.

 

Учебно-методическое обеспечение: иллюстративный материал, таблички с именами богов.

 

 

Афродита - Киприда.

 

Учебные задачи:

- знакомство с греческой богиней красоты;

- закрепление материала в игровой форме.

 

Биты знаний: 1) Афродита. 2) Киприда. 3) Эрот (Эрос). 4) «Поле красоты».

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· знакомство с мифом о рождении Афродиты;

· игра «Кипр или Крит?»;

· игра «Волшебный пояс Афродиты».

 

Индивидуальный этап - работа с иллюстративным материалом, дорисовывание

Афродите её атрибутов и символов.

 

Учебно-методическое обеспечение:иллюстративный материал, элементы декораций и макеты островов для игры.

Троянский конь.

Учебные задачи:

- знакомство с историей Троянской войны;                       

- закрепление материала в игровой форме.

Биты знаний: 1) Троя. 2) Елена Прекрасная. 3) Парис. 4) Менелай. 5) Одиссей.

6) Аякс. 7) Кассандра. 8) Леда. 9) Троянский конь.

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· игра «Читаем Гомера»;

· игра «Кто самая красивая?»;

· знакомство с мифом об Елене Прекрасной и с мифом о споре трёх богинь;

· игра «Кто такой герой?»;

· игра «Афина-помощница»;

· просмотр фрагмента художественного фильма «Одиссей».

 

Индивидуальный этап - работа с иллюстративным материалом, дорисовывание

Троянского коня и греческих воинов, спрятанных в нём.

 

Учебно-методическое обеспечение:фильм А. Кончаловского «Одиссей», таблички с фразами Гомера, иллюстративный материал.

 

 

Аполлон и Артемида.

 

Учебные задачи:

- продолжение знакомства с третьим поколением богов - детьми Зевса;

- закрепление материала в игровой форме.

 

Биты знаний: 1) Лето. 2) Латона. 3) Остров Делос. 4) Город Дельфы.

5) Аполлон. 6) Артемида. 7) Лавр.

 

Последовательность этапов работы:

Групповой этап:

· знакомство с мифом о рождении Аполлона и Артемиды;

· игра «Кто носил лук и стрелы?»;

· знакомство с мифом о нимфе Дафне.

 

Индивидуальный этап:

· работа с иллюстративным материалом - дорисовы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.462 с.)