Тема 7. Методика ознакомления с художественной литературой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Методика ознакомления с художественной литературой



Значение художественной литературы в воспитании ребенка. Методы активизации восприятия произведений художественной литературы.

Лекция

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По мнению В. А. Сухомлинского, чтение книг «тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом силой воздействия художественного образа. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание -важная задача.

Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Но прежде, чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.

Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному.

Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух.

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.

Для первичного чтения детям дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2-3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах.

Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года.

Воспитатель способствует формированию у детей умений воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка должны сформироваться некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Нужно также стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения (рассказа). Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм.

В старшей группе усложняются задачи ознакомления с художественными произведениями. Например, читая сказку, воспитатель помогает детям понять не только ее идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции (особенности зачина, концовки, троекратные повторы), типичность сказочного стиля, богатого образными выражениями, пословицами, поговорками, специфическими словесными оборотами, поэтичность сказочных образов.

Занятия по ознакомлению с художественными произведениями можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской народной сказке «Снегурочка» можно посвятить три разных занятия: первое - рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе - изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье - творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки»).

Более углубленному восприятию содержания рассказов, сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать исторические события с каким-то определенным периодом.

В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы. Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Хаврошечка», беседует с детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной.

Обучению детей выразительному чтению, подготовке их к драматизации помогает прослушивание в грамзаписи стихотворений, исполняемых мастерами искусств.

Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями, инсценировками или для проведения анализа художественно-речевой деятельности, прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений дают возможность сделать вывод об эффективности методики работы по развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года).

Активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:

- беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

- тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

- выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

- беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

- творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

- упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

- применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

Тема 8. Подготовка детей к обучению грамоте

Воспитание звуковой стороны речи. Работа по обучению грамоте.

Лекция

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития.

Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих анатомо-физиологических особенностей ребенка. В первую очередь это касается зрелости коры головного мозга, развития артикуляционного аппарата и органов чувств ребенка (особенно речедвигательного и речеслухового анализаторов). В тесном единстве с физиологическими процессами развивается психологическая база речи. Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:

- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;

- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;

- нахождение слов, сходных и различных по звучанию

Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Главное место в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка

Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.

Во 2-й младшей группе — это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует следующие задачи:

1. Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.

2. Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и], а также их реализацией: в речи - звуком, на письме - печатной буквой.

3. Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».

В средней группе:

1. Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.

2. Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.

3. Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.

В старшей группе:

1. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.

2. Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение - до 15 знаков) и развития связной речи.

3. Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.

Подготовительная группа — это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:

от звука - к слогу;

от слога - к слову;

от слова - к предложению;

от предложения - к тексту, литературе.

Для реализации этой цели служат следующие задачи:

1. Обобщение уровня развития у детей фонематического слуха.

2. Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка. Дается представление о йотированности гласных букв, знакомство с элементами транскрипции.

3. Составление слоговых моделей слов с указанием ударения в модели.

4. Составление графический схем предложений с указанием логических и эмфатических пауз.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу - овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст — это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.

Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями и даже трагедиями не только для самого ребенка, но и для взрослых. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя следующие последовательные этапы:

1) всесторонняя работа со звуком;

2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепления его;

3) формирование техники чтения.

Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа:

1) аналитический (выделение элементов);

2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое);

3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.

Тема 9. Применение ресурсов социально-коммуникативного развития в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО

Содержание ФГОС ДО по развивающей области «Социально-коммуникативное развитие. Цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников. Содержание социально-коммуникативного развития дошкольников. Основные направления реализации социально-коммуникативного развития дошкольников.

Лекция

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

В ФГОС ДО приводится следующая формулировка: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Рисунок 1. Цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

- вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
- умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
- проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

Рисунок 2. Содержание социально-коммуникативного развития дошкольников.

Основные направления социально-коммуникативного развития:

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Трудовое воспитание

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Рисунок 3. Основные направления реализации социально-коммуникативного развития дошкольников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.05 с.)