Дом карим-бая               дом ахмедуллы москова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дом карим-бая               дом ахмедуллы москова



ул. Горького, 35           ул. Татарская, 46

 

Купеческий дом            Красная мечеть

ул. Татарская, 25           ул. Татарская, 24

 

 

Белая мечеть

Московский тракт, 43

Троицк

Троицк (Челябинская область) был основан в 1743 году как одна из крепостей Оренбургской пограничной линии. В силу местоположения город быстро стал ключевым пунктом торговли с народами Востока: если Оренбург был центром притяжения для казахов Младшего жуза  и отправной точкой для караванов из Бухарского и Хивинского ханств, то Троицк был связан со Сред­ним жузом и Восточным Туркестаном. Активная торговля привела к тому, что уже к 1750 году здесь был построен Меновой двор и открыта большая ярмарка, по оборотам приближающаяся к Оренбургской. Лидерами торговой сферы оказались казанские татары — они хорошо понимали народы Центральной Азии, исповедовали с ними одну веру. Первую мечеть в Троицке начали стро­ить в 1782 году на Меновом дворе — за государственный счет. Она открылась в августе 1785 года. В конце XVIII — начале XIX века приезжие мусульманские торговцы начали обзаводиться в городе собственными домами: для удобства они селились в районе между Верхней Базарной площадью и Меновым двором. К концу XIX века в городе проживало больше восьми тысяч последователей ислама — то есть треть всего населения, и большая часть этих мусульман относилась к татарам. Занимались они не только торговлей, но и ремеслом, ресторанным бизнесом, извозом и т. д. Со временем в городе было построено семь со­борных мечетей, несколько мектебов и медресе, в том числе знаменитая «Расулия». В дореволюционный период в Троицке активно работали мусульманские благотворительные общества.

Мечеть им.                                Шестая соборная мечеть

 Зайнуллы Расулева,

 или Третья соборная мечеть

ул. Октябрьская, 122                        ул. Ленина, 117

 

Медресе «Расулия»

ул. Крахмалева, 27 / ул. Октябрьская, 88

Уфа

Во второй половине XVI века, после завоевания Казанского ханства, на терри­торию современного Башкортостана начали мигрировать татары Поволжья. Причины были разные: кого-то переправляла сюда Российская империя, как, например, служилых татар, кто-то бежал от новых порядков, кого-то привлекали более низкие налоги. Татары расселялись преимуще­ственно в западном, северо-западном, а позднее — центральных районах сегодняшнего Башкортостана как припущенники  и служилые люди в крепостях и поселе­ниях Закамской линии. О присутствии татар в Уфимском уезде источники сообщают начиная с 1735 года.

Важной точкой в истории развития общины в Уфе стало образование Орен­бургского магометанского духовного собрания (ОМДС) — первой официальной организации мусульман России, созданной по указу Екатерины II в 1788 году. Находились организация и муфтий в Уфе.

К началу XX века Уфа, наряду с Казанью, Астраханью и Оренбургом, стала одним из культурных и интеллектуальных центров для татар Российской империи. Татарские купцы и меценаты открывали торговые дома и пекарни, строили мечети и медресе, где обучение и проповеди велись на татарском языке. Так, в 1903 году была построена Третья соборная мечеть, а через год при ней открыто медресе, названное «Хасания» в честь имама-хатыба мечети Мухаметсабира Хасанова, уроженца Самарской губернии. В 1906 году открылось медресе «Галия» — первое высшее учебное заведение на территории современной Республики Башкортостан, где обучение наряду с русским и арабским языком велось на татарском. В 1908 году на средства татарского купца Абдулатифа Хакимова построена Четвертая (Хакимовская) соборная мечеть, а годом позже — медресе «Хакимия».

В 1907 году было создано Уфимское мусульманское дамское благотворительное общество, ставшее первой организацией мусульманских женщин в России. В том же году был построен и открыт «Модно-галантерейный магазин» казанских купцов братьев Каримовых и мануфактурный магазин купца Сабирзяна Шамгулова.

Сегодня татары в Республике Башкортостан — третья по численности (после русских и башкир) группа населения региона. Исключая православных кряшен, большинство татар Башкортостана — мусульмане-сунниты.

Первая соборная мечеть

ул. Тукаева, 52

Челябинск

Мусульманская община Челябинска никогда не была большой. Потенциальных пересе­ленцев перетягивал более развитый в экономическом отношении сосед­ний Троицк. Тем не менее, по официальным данным, с 1863 до 1896 год община выросла в разы — в основном за счет татарских и башкирских мигран­тов и общей урбани­зации: с 53 до 428 человек. Селиться мусульмане предпо­читали на Азиатской улице (сегодня — улица Елькина). На ней и появилась первая в городе Соборная мечеть.

Соборная мечеть

ул. Елькина, 16

Чистополь

Уездный город Чистополь Казанской губернии был в XIX веке населен преиму­щественно православными, однако татары-мусульмане, переселявшиеся из окрестных деревень, уже имели свою мечеть. Первое деревянное здание мечети было построено в Чистополе в 1817 году, но в 1854 году оно полностью сгорело. В 1859 году на ее месте на средства купца Хасана Якупова была воз­ведена новая мечеть, сохранившаяся и действующая до наших дней. Сейчас в Чистополе действуют пять мечетей; деревянная мечеть «Нур» является одной из главных достопримечательностей города.

 

 

Мечеть «Нур»

ул. Вахитова, 39

Чита

Читинская мусульманская община сформировалась к концу XIX века. Частично она состояла из военных и их семей, частично — из купцов и ремесленников. В 1900-е годы район вокруг Ленской улицы (сейчас — улица Анохина) уже назывался Татарской слободой. Татарские купцы торговали кондитерскими изделиями, фруктами, хозтоварами, одеждой и мехами. Многие владели недвижимостью. Самыми известными купцами были братья Шафигуллины, которые занимались торговлей меховыми товарами и фруктами, а также золотодобычей. Первую и един­ственную мечеть в городе построили в 1907 году. Интересно, что в Чите могла быть еще одна мечеть: ссыльные мусульмане-шииты ходатайствовали перед военным губернатором Михаилом Эбеловым о созда­нии официальной общины и строитель­стве мечети в 1908 году. Возглавлял общину Аль-Кербалай-Кегриман-оглы, который жил в одном из домов по улице Якутской (ныне улица Островского) и проводил в собственном доме богослужения. Им было отказано.

В годы Первой мировой войны в Чите проживало около 300 татарских семей. Когда в 1915 году в город привезли военнопленных турецкой армии , татары старались облегчить положение своих единоверцев. Но простым милосердием дело не ограни­чилось: в 1915 году купец Шафигуллин и мулла Абдурашидов организовали побег турецкому генералу Исхан-паше Ридвану.

В 1917 году читинцы присягнули Временному правительству и создали Башкиро-Татарский мусульманский комитет во главе с ахуном  Галеевым. Через год его сменил большевист­ский Татаро-Башкирский комиссариат. В 1919 году в мечети прошли выборы в городской меджлис, а в городскую думу вошли трое татарских депутатов.

Весной 1920 года вместе с отступавшими частями Белой армии в Манчжурию ушли многие зажиточные читинцы-мусульмане.

После провозглашения Дальневосточной республики и затем ее включения в состав РСФСР читинская татарская община вела заметную религиозную жизнь примерно до 1930-х годов: известно, что в 1922 году в Мариинском театре Читы ставили важное для мусульманского мира произведение — «Зулейха» Гаяза Исхаки; в 1926 году проводился Ураза-байрам; в 1931 году работала татарская школа. Но после закрытия мечети в 1935 году религиозная жизнь на много десятилетий ушла на уровень семьи и ритуальных практик.

Соборная мечеть

ул. Анохина, 3а

Ярвенпяа

История пребывания татар в Финляндии тесным образом переплетена с исто­рией татарской общины Петербурга. Появление предпринимателей-татар, происходивших из Сергачского уезда Нижегородской губернии, в Великом княжестве Финляндском в 1870-х годах было связано с открытием железнодо­рожного сообщения между Санкт-Петербургом и финским городком Рийхимяки, располагавшимся примерно в 70 км к северу от Гельсингфорса (сейчас Хельсинки). Петербург, в силу своего экономико-географического положения, служил транзитным пунктом на пути татар, отправившихся в конце XIX — начале XX века осваивать новые рынки. Это была по преиму­ществу сезонная миграция. Летом татары занимались в своем селе крестьян­ским трудом, а в зимний период промышляли торговлей мехами, меховыми изделиями, текстилем и др.

Изначально татары останавливались в финляндских городах, находившихся на Карельском перешейке, — Терийоки (современный Зеленогорск) и Выборге. Но конкуренция росла, и новые предприниматели из числа татар-мишарей (выходцы из ряда сел Нижегородчины, прежде всего Актуково) стали осваивать рынки и во внутренней Финляндии. Добившись определенного коммерческого успеха, они оставляли крестьянский труд и переходили к регу­лярной торговле. Оседая в городах Финляндии, татары сохранили деловые и родственные связи (бизнес часто был семейным предприятием) со своими земляками в Петербурге.

Октябрьская революция и провозглашение независимости Финляндии не пре­рвали существовавших связей между двумя общинами. Татары Финляндии продолжали поддерживать контакты со своими земляками в Петрограде, а за­тем и в Ленинграде. Нелегальное путешествие в город на Неве было сопряжено с серьезным риском, но существовала возможность отправлять корреспон­ден­цию и посылки, в том числе с деньгами, с курсировавшими через советско-финскую границу контрабандистами и профессиональными проводниками.

В начале 1930-х годов ОГПУ решило пресечь все подобные контакты. Были арестованы имамы Соборной мечети, а также другие лица, контактировавшие со своими земляками и единоверцами в Финляндии. Многолетние связи между татарами, оказавшихся по разные стороны границы, были разорваны. Это силь­но ударило по татарской общине Финляндии, ведь с ле­нинградскими мусуль­манами ее связывала не только религиозная и языковая общность, но и при­надлежность к одной субэтнической группе татар-мишарей.

В годы Советско-финской войны 1939–1940 годов гражданское население Карельского перешейка было эвакуировано вглубь Финляндии. Среди выну­жденных переселенцев были и татары, проживавшие в Терийоки, Выборге и других населенных пунктах. Значительная часть татар переселились в Хель­синки, Тампере, Турку, Оулу и другие города, где к тому времени уже проживали их земляки и единоверцы. Одним из мест, где еще до войны, в 1920–30-е годы, сформировалась небольшая татаро-мусульманская община, был городок Ярвенпяа в 35 километрах к северу от Хельсинки.

 

Авторы Азат Ахунов, Ренат Беккин, Илья Зайцев, Эмма Зиливинская, Екатерина Кирсанова, Эльза Маулимшина, Зуфар Махмутов, Дмитрий Опарин, Александр Релишский, Марат Сафаров, Ольга Сенюткина, Алексей Старостин, Андрей Сызранов, Айрат Файзрахманов, Павел Шаблей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.011 с.)