Источник информации: Интернет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник информации: Интернет.



Мечети, медресе, купеческие дома и целые слободы, где жили, торговали, учились и молились татары со Средневековья до XX века. Рассказываем об истории зданий и истории общин — от Астрахани до Ярвенпяа.

Астрахань

В Астраханской области сейчас живут три группы татар: астраханские, казанские и мишарские. Раньше всех здесь появились астраханские татары, которых еще называют юртовскими и ногайскими. Их происхожде­ние до сих пор вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них исключительно ногайцев — выходцев из Большой Ногайской Орды, переселив­шихся под Астрахань во второй половине XVI — начале XVII века. Другие — потомков татар Астраханского ханства, существо­вавшего в XVI веке. Третьи ведут их происхождение от хазар или печенегов. Вероятнее всего, это этническая общность смешанного ногайско-татарского проис­хождения, которая сложилась в окрестностях Астрахани во второй половине XVI — первой четверти XVII века. В источни­ках того времени новую общность называли по-разному: ногаи, татары, ногайские татары, астраханские татары, юртовские татары, но в в XVIII веке уже прочно закрепилось название юртовские. В XVIII–XX веках юртовцы активно контактировали (в частности, заключали межэтни­ческие браки) с казанскими и мишарскими  татарами: они пересе­лялись в Астрахань из Среднего Поволжья начиная с конца XVII века.

К началу XX века в Астрахани жили татары из Казанской, Симбирской, Пен­зен­ской, Саратовской и Рязанской губерний. Наряду с Казанью, Уфой, Орен­бургом, Астрахань была одним из важных центров татарской культуры. Численность городских татар постоянно увеличивалась, развивалась торговля, действовали национальные типографии, выходили газеты, строились новые мечети, открывались мусульманские учебные заведения, действовал татарский театр.

В советское время астраханских ногайцев окончательно причислили к тата­рам — это соответствовало политике государства по включению малых народов в более крупные этнические общности. Сегодня татары — третья по численно­сти (после русских и казахов) группа населения Астраханской области.

Белая мечеть

ул. Зои Космодемьянской, 41/15

Центральная мечеть

ул. Казанская, 62

Бахчисарай

Крымское ханство на всем протяжении его истории не было моноэтничным и монокон­фессиональным государством. Его населяли народы, говорившие на тюркских языках, греческом, армянском и итальян­ском, которые испо­ведо­вали ислам, различные формы христианства и иудаизма. Большинство населения ханства составляли крымские татары — тюркоязычный народ, сформировавшийся на территории Крымского полуострова на основе сме­шения местных тюркских западнокыпчакских племен (половцев), остатков иных (в том числе тюркоязычных) кочевых групп, индоевропейского населения (аланы, греки, готы и другие), а также тюркских и монголь­ских племен, заселивших Крым после монгольского завоевания Восточной Европы. Формирование крымско-татарской этнической общности началось, видимо, в XIII веке, когда большая часть полуострова (Степной Крым и часть земель в горах) была включена в золотоордынские владения.

Византийский историк Пахимер, повествуя о набеге на Крым Ногая в конце XIII века, пишет о насе­лении завоеванных татарами (то есть монголами) стран: «С течением времени, смешавшись с ними [татарами], народы, обитавшие внутри тех стран, я разу­мею: аланы, зикхи и готы, русские и раз­личные с ними народы, научаются их обы­чаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками». Вхождение крымских земель в состав золото­ордынского государства привело к переделу степных владений на полу­острове в пользу пришлых монгольских и тюркских кланов (Ширинов, Барынов, Аргынов, Седжиутов, Кипчаков и других). Именно эти кланы составили ядро крымско-татарской родовой знати.

Ключевыми моментами в этногенезе крым­ских татар стали образование Крымского ханства (после 1441 года), османское завоева­ние южного берега полуострова (1475), а также утверждение ислама в качестве государственной религии. Образование ханства и исламизация стали двигателями в процессе этнического сплочения, в то время как существование османской админи­стративной единицы на южном берегу (с преимущественно христианским населением и османскими военными гарнизонами в крепостях), наоборот, отодвинуло ассимиляцию его жителей до XVIII века.

Вхождение Крымского ханства в состав Российской империи в 1783 году привело к некоторому оттоку крымских татар в пределы Османской империи. В ходе Крымской войны и после нее полуостров также покинули тысячи семей, часть которых потом вернулась.

В 1920-е годы в Крыму наблюдался расцвет в деле изучения истории крымских татар и средневековой истории Крыма. Однако в 1930-е годы, как и по всей стране, сильнейший удар был нанесен по исламу, большинство мечетей было закрыто. Подлинной национальной катастрофой стала депортация крымских татар 18 мая 1944 года в Среднюю Азию по надуманному обвине­нию в сотруд­ничестве с нацистами в годы оккупации. Крымским татарам запрещено было жить на своей родине.

Только в конце 1980-х и начале 1990-х начался процесс возвращения крымских татар на полуостров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.005 с.)