Гарем ханского дворца  мавзолеи азиза (эски-юрт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарем ханского дворца  мавзолеи азиза (эски-юрт)



ул. Буденного, 16а            ул. Речная, 133к

 

Екатеринбург

Мусульмане влияли на историю и развитие Екатеринбурга с самого начала. Один из основателей города-завода Вильгельм де Геннин  писал, что Екате­ринбургская крепость построена «для безопасности от неспокойного наро­да» — «башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы». После того как власти подавили башкирские восстания 1735–1740 годов, в Екатеринбург доставили большое количество пленных, которых насильно крестили и раздали в крепост­ные городским чиновникам. Упорствующих в принятии христианства казнили.

В то же самое время, в 1730–40-х годах, в городе начала складываться пер­вая мусуль­манская община. Она состояла из татарских переселенцев, бежавших от башкирского восстания, и заложников, отправленных башкирскими аулами после восстания во избежание новых карательных акций правительственных войск. Эта община группировалась вокруг служилого мещеряка (так называли татар-мишарей), абыза Махмута Мемеделина . В 1736 году город­ские власти распорядились открыть татар­скую школу — мектеб. Однако школа прорабо­тала всего год, после чего ее учени­ков отдали в крепостные, а зарождавшаяся мусульманская община распалась. В следую­щие сто лет мусульмане появля­лись в Екатеринбурге проездом: это были торговцы из Казахстана и Централь­ной Азии, которые пригоняли скот, а также привозили китайские, среднеазиат­ские, персидские и турецкие товары.

Постоянная мусульманская община начала снова складываться во второй половине XIX века — и теперь уже была представлена в основном татарами, переселившимися из Казанской и Уфимской губерний. По дан­ным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Екатеринбурге было зафикси­ровано 586 лиц магометанского исповеда­ния. Занимались екатеринбургские мусульмане конца XIX века ремеслом, а также мелкой и крупной торговлей. Наибо­лее яркие представители татар­ского купече­ства — семьи Богатиевых и Агафуро­вых — финансировали работу городского медресе (открыто в 1895 году), молельного дома (первое упоминание относится к 1889 году), Мусуль­манского благотворительного общества Екате­ринбурга (основано в 1907 году), Мусульманского женского начального выс­шего училища, Мусуль­манско-русской бесплатной библиотеки-читальни и Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семей­ствам (все три относятся к 1915 году).

Дом Зайнетдина Агафурова      Дом Камалетдина Агафурова

ул. Сакко и Ванцетти, 28у   ул. Сакко и Ванцетти, 24

Иркутск

Несмотря на то, что город (до 1686 года острог) был основан в 1661 году и здесь бывали служилые татары и бухарские купцы, мусульманская община возникла сильно позже. Активное переселение крестьян — татар из Поволжья в Иркут­скую губернию началось во второй половине XIX века. Но первые мусульман­ские общины образовались не в центре губернии, а в Иркутском уезде. В дерев­нях уезда строили мечети — деревянные одноэтажные дома с площадкой для муэдзина . Постепенно мусульмане расселялись по губернии: всего к 1917 году в ней работало 23 мечети. В самом Иркутске татарская мусуль­манская община сложилась к 1860 году, но мечети в городе долго не было: по празд­никам ездили молиться в село Пивовариха (так стала называться деревня Николоямская). Мечеть построили после многих лет отказов властей только в 1897 году.

В 1905 году был утвержден устав Иркутского мусульманского благотво­ритель­ного общества. Это первый известный документ магометанской общины, составленный на русском языке, отпечатанный типографским методом. Появление общества связано с движением джадидов — мусульман-прогрес­систов. Общество занималось поддержкой бедных членов общины, следило за содержанием мусульманских кладбищ, помогало заключенным в тюрьме и солдатам и т. д. Мусульманское общество имело целью «доставление средств к улучшению материального и нравствен­ного состояния бедных мусульман Иркутска без различия пола, возраста, знаний и состояний».

Важным моментом в истории общины стало появление должности мухтасиба — главного муллы, отвечающего за соблюдение норм шариата и морали в различ­ных сферах общественной жизни и быта. Резиденцией мухтасиба стал Иркутск, в его ведении находилось 45 магометанских приходов Иркутской, Енисейской губерний и Забайкальской области. Но должность просуществовала всего три года — с 1917 по 1920 год.

 

 

Соборная мечеть

ул. Карла Либкнехта, 86

Казань

Казань — главный татарский город, столица Татарстана, а современные казанские тата­ры — наследники культур Великого Булгара, Золотой Орды и Российской империи.

Поворотной точкой в истории города стало взятие Казани в 1552 году: снизилась (на треть) численность населения, татар выселили из городов в сельскую местность. Татары постепенно адаптировались к новым условиям, и во второй половине XVIII века в Заказанье  уже строились мануфактуры, основанные на традиционных местных ремеслах: скорняжные, валяльно-войлочные, ичижные, золотошвейные. Татар­ские купцы активно занялись торгово-посредни­ческой деятель­ностью, развивая контакты Российской империи с мусульман­ским миром. Со второй половины XIX века начался рост татарского городского населения.

Изменение государственной политики по отношению к мусульманам и появле­ние прослойки богатых татар приводит к разви­тию татаро-мусульманской инфраструктуры не только в Казани, но и в других городах империи. Появилась обширная сеть мусульманских медресе, начали активно строиться мечети, откры­лись татарские торговые дома, клубы, библиотеки, театры, возникла национальная печать. К началу XX века Казань была действительно татарским городом. Но революция 1917 года, разрушение мечетей, индустриализация 1930-х годов и усилившаяся урбанизация привели в итоге к утрате националь­ного колорита, превратили Казань в город типично советский. Обратный разворот начался лишь в 1990-е годы, когда Татарстан получил «суверенитета, сколько сможет проглотить».

Сейчас в Казани 13 сохранившихся истори­ческих мечетей, большинство из них выстроены на месте деревянных предше­ственниц. Проектировали здания русские архитекторы, и так появился уникальный стиль татарских мечетей, непохожих на традиционные восточные. Практически это единственные монументальные памятники татарской архитектуры.

Особенность татарских мечетей — минарет на крыше, что повторяет архитек­туру сельских мечетей. Кроме того, в казанских мечетях важно было сохранять тепло — этим объяснялось отсутствие айванов, аркад, больших входных порталов. Здания исторических мечетей Казани ориентиро­ваны не поперек киблы, как это делают в более южных странах, — а вдоль, чтобы изолировать молящихся от входа. Кроме того, мечети в Казани имели более светскую архитектуру, и в советское время это спасло их от сноса: как правило, разби­рали только минарет — и здание использовалось для государственных и общественных нужд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.007 с.)