Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гарем ханского дворца мавзолеи азиза (эски-юрт)
ул. Буденного, 16а ул. Речная, 133к
Екатеринбург Мусульмане влияли на историю и развитие Екатеринбурга с самого начала. Один из основателей города-завода Вильгельм де Геннин писал, что Екатеринбургская крепость построена «для безопасности от неспокойного народа» — «башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы». После того как власти подавили башкирские восстания 1735–1740 годов, в Екатеринбург доставили большое количество пленных, которых насильно крестили и раздали в крепостные городским чиновникам. Упорствующих в принятии христианства казнили. В то же самое время, в 1730–40-х годах, в городе начала складываться первая мусульманская община. Она состояла из татарских переселенцев, бежавших от башкирского восстания, и заложников, отправленных башкирскими аулами после восстания во избежание новых карательных акций правительственных войск. Эта община группировалась вокруг служилого мещеряка (так называли татар-мишарей), абыза Махмута Мемеделина . В 1736 году городские власти распорядились открыть татарскую школу — мектеб. Однако школа проработала всего год, после чего ее учеников отдали в крепостные, а зарождавшаяся мусульманская община распалась. В следующие сто лет мусульмане появлялись в Екатеринбурге проездом: это были торговцы из Казахстана и Центральной Азии, которые пригоняли скот, а также привозили китайские, среднеазиатские, персидские и турецкие товары. Постоянная мусульманская община начала снова складываться во второй половине XIX века — и теперь уже была представлена в основном татарами, переселившимися из Казанской и Уфимской губерний. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Екатеринбурге было зафиксировано 586 лиц магометанского исповедания. Занимались екатеринбургские мусульмане конца XIX века ремеслом, а также мелкой и крупной торговлей. Наиболее яркие представители татарского купечества — семьи Богатиевых и Агафуровых — финансировали работу городского медресе (открыто в 1895 году), молельного дома (первое упоминание относится к 1889 году), Мусульманского благотворительного общества Екатеринбурга (основано в 1907 году), Мусульманского женского начального высшего училища, Мусульманско-русской бесплатной библиотеки-читальни и Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семействам (все три относятся к 1915 году).
Дом Зайнетдина Агафурова Дом Камалетдина Агафурова ул. Сакко и Ванцетти, 28у ул. Сакко и Ванцетти, 24 Иркутск Несмотря на то, что город (до 1686 года острог) был основан в 1661 году и здесь бывали служилые татары и бухарские купцы, мусульманская община возникла сильно позже. Активное переселение крестьян — татар из Поволжья в Иркутскую губернию началось во второй половине XIX века. Но первые мусульманские общины образовались не в центре губернии, а в Иркутском уезде. В деревнях уезда строили мечети — деревянные одноэтажные дома с площадкой для муэдзина . Постепенно мусульмане расселялись по губернии: всего к 1917 году в ней работало 23 мечети. В самом Иркутске татарская мусульманская община сложилась к 1860 году, но мечети в городе долго не было: по праздникам ездили молиться в село Пивовариха (так стала называться деревня Николоямская). Мечеть построили после многих лет отказов властей только в 1897 году. В 1905 году был утвержден устав Иркутского мусульманского благотворительного общества. Это первый известный документ магометанской общины, составленный на русском языке, отпечатанный типографским методом. Появление общества связано с движением джадидов — мусульман-прогрессистов. Общество занималось поддержкой бедных членов общины, следило за содержанием мусульманских кладбищ, помогало заключенным в тюрьме и солдатам и т. д. Мусульманское общество имело целью «доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман Иркутска без различия пола, возраста, знаний и состояний». Важным моментом в истории общины стало появление должности мухтасиба — главного муллы, отвечающего за соблюдение норм шариата и морали в различных сферах общественной жизни и быта. Резиденцией мухтасиба стал Иркутск, в его ведении находилось 45 магометанских приходов Иркутской, Енисейской губерний и Забайкальской области. Но должность просуществовала всего три года — с 1917 по 1920 год.
Соборная мечеть ул. Карла Либкнехта, 86 Казань Казань — главный татарский город, столица Татарстана, а современные казанские татары — наследники культур Великого Булгара, Золотой Орды и Российской империи. Поворотной точкой в истории города стало взятие Казани в 1552 году: снизилась (на треть) численность населения, татар выселили из городов в сельскую местность. Татары постепенно адаптировались к новым условиям, и во второй половине XVIII века в Заказанье уже строились мануфактуры, основанные на традиционных местных ремеслах: скорняжные, валяльно-войлочные, ичижные, золотошвейные. Татарские купцы активно занялись торгово-посреднической деятельностью, развивая контакты Российской империи с мусульманским миром. Со второй половины XIX века начался рост татарского городского населения. Изменение государственной политики по отношению к мусульманам и появление прослойки богатых татар приводит к развитию татаро-мусульманской инфраструктуры не только в Казани, но и в других городах империи. Появилась обширная сеть мусульманских медресе, начали активно строиться мечети, открылись татарские торговые дома, клубы, библиотеки, театры, возникла национальная печать. К началу XX века Казань была действительно татарским городом. Но революция 1917 года, разрушение мечетей, индустриализация 1930-х годов и усилившаяся урбанизация привели в итоге к утрате национального колорита, превратили Казань в город типично советский. Обратный разворот начался лишь в 1990-е годы, когда Татарстан получил «суверенитета, сколько сможет проглотить». Сейчас в Казани 13 сохранившихся исторических мечетей, большинство из них выстроены на месте деревянных предшественниц. Проектировали здания русские архитекторы, и так появился уникальный стиль татарских мечетей, непохожих на традиционные восточные. Практически это единственные монументальные памятники татарской архитектуры. Особенность татарских мечетей — минарет на крыше, что повторяет архитектуру сельских мечетей. Кроме того, в казанских мечетях важно было сохранять тепло — этим объяснялось отсутствие айванов, аркад, больших входных порталов. Здания исторических мечетей Казани ориентированы не поперек киблы, как это делают в более южных странах, — а вдоль, чтобы изолировать молящихся от входа. Кроме того, мечети в Казани имели более светскую архитектуру, и в советское время это спасло их от сноса: как правило, разбирали только минарет — и здание использовалось для государственных и общественных нужд.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.007 с.) |