Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текие Афган-Мухаммед-султана. Касимов, начало XX
Текие Афган-Мухаммед-султана. Касимов, 2012 год
Дорога в Татарскую слободу к Дворцовой мечети. 1900-е годы
Вид с минарета на мавзолей хана Шах-Али и реку Оку. Касимов, 2006 год
Помимо Ханской мечети и текие Шах-Али, в Касимове сохранились мавзолей хорезмского феодала Афган-Мухаммед-султана (1649), памятники и семейные текие на Новом мусульманском кладбище и Новая мечеть 1906 года постройки, особняки и лавки татарских купцов второй половины XIX — начала XX века (например, реставрируемый ныне дворец купца Фатеха Кастрова на берегу Оки).
Ханская мечеть в Ханская мечеть в Текие Шах-Али В Татарской слободе пл. Победы, 9б пл. Победы, 9 Москва Татарская община Москвы ведет свою историю со Средневековья, это одна из самых древних этнических групп в городе. О татарском присутствии свидетельствует, в том числе топонимика: Большая Татарская улица, Большой и Малый Татарский переулки, улица Балчуг (от тюркского «балчык» — «грязь, болото, глина»). Косвенно связаны с татарами названия Толмачевских переулков (здесь располагалось поселение переводчиков-толмачей, многие из которых были татарами и переводили с фарси, арабского и тюркских языков), Большой и Малой Ордынки (как обозначение южного направления на Орду). Но если говорить о зданиях, имеющих отношение к татарам, то они датируются XIX — началом XX века и расположены в восточных кварталах Замоскворечья. Главную роль в татарской общине Москвы всегда играли мишари — субэтнос татар, в столице, представленный потомками выходцев из Нижегородской и Пензенской областей, Мордовии. Небольшая, но заметная часть современных московских татарских семей ведет свою историю из Касимова и окрестных деревень. Именно касимовские татары в Москве конца XIX — начала XX века составляли основу татарского купечества и интеллигенции. Впервые десятилетия советской власти татарская община Москвы разделилась. В одной части, преимущественно состоявшей из мишарей, старались максимально долго сохранять традиционный уклад и высокую степень религиозности. В другой, революция воспринималась как возможность достичь национального равноправия и обновить татарскую культуру в целом. Представители татарской интеллигенции сотрудничали с советскими издательствами, участвовали в создании авангардного искусства (хотя основной всплеск произошел, конечно, в Казани), многие считали новую реальность развитием идей джадидизма. Важную роль в московской общине стали играть последователи политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева (1892–1940), сочетавшего в своей идеологии ислам и марксизм. Пытались встроиться в новую реальность и потерявшие свое имущество купцы. Они были объявлены лишенцами , однако лишь малая часть из них решились на эмиграцию.
В 1930-е годы начался самый трагический период истории татарской общины Москвы. В апреле 1936 года был арестован многолетний имам-хатыб мечети, расположенной на Большой Татарской улице в Замоскворечье, Абдулла Хасанович Шамсутдинов; в феврале 1937 года он был расстрелян. Репрессированы были и многие потомки касимовских купеческих династий, представители интеллигенции.
После 1936 года единственным центром татарской жизни и единственной действующей мечетью на территории Центральной России стала мечеть в Выползовом переулке 1904 года постройки. В 1936 году она получила статус соборной . Во время Великой Отечественной войны московские мусульмане собрали средства на танковую колонну для Красной армии, за что в 1944 году на имя имама соборной мечети Халила Насретдинова была отправлена телеграмма с благодарностью от Сталина, ставшая для мечети своеобразной «охранной грамотой». В конце 1970-х, перед московской летней Олимпиадой, мечеть собирались снести, потому что рядом с ней начали строить спортивный комплекс «Олимпийский». Мечеть спасли московские религиозные деятели и послы арабских стран. В 2011 году здание Московской соборной мечети было снесено, а в сентябре 2015 года на ее месте был открыт новый комплекс мечети.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.004 с.) |