Текие Афган-Мухаммед-султана. Касимов, начало XX 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текие Афган-Мухаммед-султана. Касимов, начало XX



 

Текие Афган-Мухаммед-султана. Касимов, 2012 год

 

 

Дорога в Татарскую слободу к Дворцовой мечети. 1900-е годы

 

Вид с минарета на мавзолей хана Шах-Али и реку Оку. Касимов, 2006 год

 

Помимо Ханской мечети и текие Шах-Али, в Касимове сохранились мавзолей хорезмского феодала Афган-Мухаммед-султана (1649), памятники и семейные текие на Новом мусульманском кладбище и Новая мечеть 1906 года постройки, особняки и лавки татарских купцов второй половины XIX — начала XX века (например, реставрируемый ныне дворец купца Фатеха Кастрова на берегу Оки).

Ханская мечеть в      Ханская мечеть в Текие Шах-Али

В Татарской

 слободе

пл. Победы, 9б              пл. Победы, 9

Москва

Татарская община Москвы ведет свою историю со Средневековья, это одна из самых древних этнических групп в городе. О татарском присутствии свидетельствует, в том числе топонимика: Большая Татарская улица, Большой и Малый Татарский переулки, улица Балчуг (от тюркского «балчык» — «грязь, болото, глина»). Косвенно связаны с татарами названия Толмачевских переулков (здесь располагалось поселение переводчиков-толмачей, многие из которых были татарами и переводили с фарси, арабского и тюркских языков), Большой и Малой Ордынки (как обозначение южного направления на Орду). Но если говорить о зданиях, имеющих отношение к татарам, то они датируются XIX — началом XX века и расположены в восточных кварталах Замоскворечья.

Главную роль в татарской общине Москвы всегда играли мишари — субэтнос татар, в столице, представленный потомками выходцев из Нижегородской и Пензенской областей, Мордовии. Небольшая, но заметная часть современных московских татарских семей ведет свою историю из Касимова и окрестных деревень. Именно касимовские татары в Москве конца XIX — начала XX века составляли основу татарского купечества и интеллигенции.

Впервые десятилетия советской власти татарская община Москвы разделилась. В одной части, преимущественно состоявшей из мишарей, старались мак­симально долго сохранять традиционный уклад и высокую степень религиоз­ности. В другой, революция воспринималась как возможность достичь нацио­нального равноправия и обновить татарскую культуру в целом. Представители татарской интеллигенции сотрудничали с советскими издательствами, уча­ствовали в создании авангардного искусства (хотя основной всплеск произо­шел, конечно, в Казани), многие считали новую реальность развитием идей джадидизма. Важную роль в московской общине стали играть последователи политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева (1892–1940), сочетавшего в своей идеологии ислам и марксизм. Пытались встроиться в новую реальность и потерявшие свое имущество купцы. Они были объявлены лишенцами , однако лишь малая часть из них решились на эмиграцию.

В 1930-е годы начался самый трагический период истории татарской общины Москвы. В апреле 1936 года был арестован многолетний имам-хатыб  мечети, расположенной на Большой Татарской улице в Замоскворечье, Абдулла Хаса­нович Шамсутдинов; в феврале 1937 года он был расстрелян. Репрессированы были и многие потомки касимовских купеческих династий, представители интеллигенции.

 

 

 

После 1936 года единственным центром татарской жизни и единственной действующей мечетью на территории Центральной России стала мечеть в Выползовом переулке 1904 года постройки. В 1936 году она получила статус соборной . Во время Великой Отечественной войны московские мусульмане собрали средства на танковую колонну для Красной армии, за что в 1944 году на имя имама соборной мечети Халила Насретдинова была отправлена телеграмма с благодарностью от Сталина, ставшая для мечети своеобразной «охранной грамотой».

В конце 1970-х, перед московской летней Олимпиадой, мечеть собирались снести, потому что рядом с ней начали строить спортивный комплекс «Олим­пийский». Мечеть спасли московские религиозные деятели и послы арабских стран. В 2011 году здание Московской соборной мечети было снесено, а в сен­тябре 2015 года на ее месте был открыт новый комплекс мечети.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.004 с.)