Мечеть «Марджани»        Сенная мечеть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мечеть «Марджани»        Сенная мечеть



Московская ул., 74     ул. Каюма Насыри, 17

 

 

Азимовская мечеть       Усадьба Валиуллы Гизетуллина («Вали-бая»)

ул. Фаткуллина, 15    ул. Марджани / ул. Зайни Султана, 16/1

 

Татарский государственный

 академический театр им. Г. Камала

ул. Татарстан, 1

Касимов

Касимов — небольшой город на Оке, сыгравший огромную роль в истории татарского населения России. В XV веке, в княжение Василия II Темного , он стал столицей Касимовского ханства, уникального феодального образо­вания, зависимого от Москвы, но управляемого татарскими ханами. В Меще­ру — так тогда называлась область вокруг города  — стали переселяться знатные татары, переходившие на русскую службу. После покорения Казани в 1552 году значение Касимова стало стремительно ослабевать, но татарское население области сохранилось. В 1681 году, после смерти ханши Фатимы-Султан, Петр I упразднил Касимовское ханство. Местные татары лишились своих привилегий и вотчин; многие были направлены на тяжелейшую работу — заготовку корабельного леса.

Возрождение мусульманской общины Касимова началось при Екатерине Великой, по-новому выстраивавшей отношения с мусульманами Российской империи. В первой половине XIX века в Касимове начали открываться неболь­шие полуремесленные предприятия по обработке мехов, в том числе средне­азиатского каракуля , постепенно они росли, и в городе появилось несколько крупных татарских фабрикантов. Сначала они занимались мехами и хлопком; к концу XIX века их магазины и торговые фирмы продавали меховые изде­лия в Москве и Петербурге, через посредников — в Западной Европе. В этот же период начинается миграция в Санкт-Петербург и Москву. В столичных городах касимовские татары занимают лидирующие позиции и в жизни местных мусульманских общин, и в торговле. В Петербурге суще­ствовал особый касимовский магометанский приход, а в конце XIX — начале XX века главой петербургских татар был Атаулла Баязитов, уроженец села Темге­нева близ Касимова. Заметную роль в жизни столицы Российской империи играли меховщики Акбулатовы, владельцы буфетов и ресторанов Байрашевы и Алышевы.

В Москве богатые касимовские татары покупали дома или строили собствен­ные особняки в Замоскворечье — в местах традиционного проживания москов­ских мусульман. Они владели домами на Большой Татарской улице, в окрест­ных переулках, а некоторые касимовские семьи селились и за пределами Татар­ской слободы, в том числе на главной улице Замоскворечья — Пятницкой.

Стремясь сохранить свой уклад и традиции, касимовские татары старались заключать браки с представителями семей с тем же происхождением, поэтому большинство касимовских семей — Акбулатовы, Байбековы, Ишимбаевы, Вергазовы, Девишевы, Кастровы, Карамышевы, Шакуловы — находились в той или иной степени родства.

Заметную роль касимовские татары играли и в духовной жизни московских мусульман. Так, с 1908 года имам-хатыбом Исторической мечети был касимо­вец Абдулла Шамсутдинов (1878–1937).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.004 с.)