Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры



Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры

Источник информации: Интернет.

Мечети, медресе, купеческие дома и целые слободы, где жили, торговали, учились и молились татары со Средневековья до XX века. Рассказываем об истории зданий и истории общин — от Астрахани до Ярвенпяа.

Астрахань

В Астраханской области сейчас живут три группы татар: астраханские, казанские и мишарские. Раньше всех здесь появились астраханские татары, которых еще называют юртовскими и ногайскими. Их происхожде­ние до сих пор вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них исключительно ногайцев — выходцев из Большой Ногайской Орды, переселив­шихся под Астрахань во второй половине XVI — начале XVII века. Другие — потомков татар Астраханского ханства, существо­вавшего в XVI веке. Третьи ведут их происхождение от хазар или печенегов. Вероятнее всего, это этническая общность смешанного ногайско-татарского проис­хождения, которая сложилась в окрестностях Астрахани во второй половине XVI — первой четверти XVII века. В источни­ках того времени новую общность называли по-разному: ногаи, татары, ногайские татары, астраханские татары, юртовские татары, но в в XVIII веке уже прочно закрепилось название юртовские. В XVIII–XX веках юртовцы активно контактировали (в частности, заключали межэтни­ческие браки) с казанскими и мишарскими  татарами: они пересе­лялись в Астрахань из Среднего Поволжья начиная с конца XVII века.

К началу XX века в Астрахани жили татары из Казанской, Симбирской, Пен­зен­ской, Саратовской и Рязанской губерний. Наряду с Казанью, Уфой, Орен­бургом, Астрахань была одним из важных центров татарской культуры. Численность городских татар постоянно увеличивалась, развивалась торговля, действовали национальные типографии, выходили газеты, строились новые мечети, открывались мусульманские учебные заведения, действовал татарский театр.

В советское время астраханских ногайцев окончательно причислили к тата­рам — это соответствовало политике государства по включению малых народов в более крупные этнические общности. Сегодня татары — третья по численно­сти (после русских и казахов) группа населения Астраханской области.

Белая мечеть

ул. Зои Космодемьянской, 41/15

Центральная мечеть

ул. Казанская, 62

Бахчисарай

Крымское ханство на всем протяжении его истории не было моноэтничным и монокон­фессиональным государством. Его населяли народы, говорившие на тюркских языках, греческом, армянском и итальян­ском, которые испо­ведо­вали ислам, различные формы христианства и иудаизма. Большинство населения ханства составляли крымские татары — тюркоязычный народ, сформировавшийся на территории Крымского полуострова на основе сме­шения местных тюркских западнокыпчакских племен (половцев), остатков иных (в том числе тюркоязычных) кочевых групп, индоевропейского населения (аланы, греки, готы и другие), а также тюркских и монголь­ских племен, заселивших Крым после монгольского завоевания Восточной Европы. Формирование крымско-татарской этнической общности началось, видимо, в XIII веке, когда большая часть полуострова (Степной Крым и часть земель в горах) была включена в золотоордынские владения.

Византийский историк Пахимер, повествуя о набеге на Крым Ногая в конце XIII века, пишет о насе­лении завоеванных татарами (то есть монголами) стран: «С течением времени, смешавшись с ними [татарами], народы, обитавшие внутри тех стран, я разу­мею: аланы, зикхи и готы, русские и раз­личные с ними народы, научаются их обы­чаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками». Вхождение крымских земель в состав золото­ордынского государства привело к переделу степных владений на полу­острове в пользу пришлых монгольских и тюркских кланов (Ширинов, Барынов, Аргынов, Седжиутов, Кипчаков и других). Именно эти кланы составили ядро крымско-татарской родовой знати.

Ключевыми моментами в этногенезе крым­ских татар стали образование Крымского ханства (после 1441 года), османское завоева­ние южного берега полуострова (1475), а также утверждение ислама в качестве государственной религии. Образование ханства и исламизация стали двигателями в процессе этнического сплочения, в то время как существование османской админи­стративной единицы на южном берегу (с преимущественно христианским населением и османскими военными гарнизонами в крепостях), наоборот, отодвинуло ассимиляцию его жителей до XVIII века.

Вхождение Крымского ханства в состав Российской империи в 1783 году привело к некоторому оттоку крымских татар в пределы Османской империи. В ходе Крымской войны и после нее полуостров также покинули тысячи семей, часть которых потом вернулась.

В 1920-е годы в Крыму наблюдался расцвет в деле изучения истории крымских татар и средневековой истории Крыма. Однако в 1930-е годы, как и по всей стране, сильнейший удар был нанесен по исламу, большинство мечетей было закрыто. Подлинной национальной катастрофой стала депортация крымских татар 18 мая 1944 года в Среднюю Азию по надуманному обвине­нию в сотруд­ничестве с нацистами в годы оккупации. Крымским татарам запрещено было жить на своей родине.

Только в конце 1980-х и начале 1990-х начался процесс возвращения крымских татар на полуостров.

Екатеринбург

Мусульмане влияли на историю и развитие Екатеринбурга с самого начала. Один из основателей города-завода Вильгельм де Геннин  писал, что Екате­ринбургская крепость построена «для безопасности от неспокойного наро­да» — «башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы». После того как власти подавили башкирские восстания 1735–1740 годов, в Екатеринбург доставили большое количество пленных, которых насильно крестили и раздали в крепост­ные городским чиновникам. Упорствующих в принятии христианства казнили.

В то же самое время, в 1730–40-х годах, в городе начала складываться пер­вая мусуль­манская община. Она состояла из татарских переселенцев, бежавших от башкирского восстания, и заложников, отправленных башкирскими аулами после восстания во избежание новых карательных акций правительственных войск. Эта община группировалась вокруг служилого мещеряка (так называли татар-мишарей), абыза Махмута Мемеделина . В 1736 году город­ские власти распорядились открыть татар­скую школу — мектеб. Однако школа прорабо­тала всего год, после чего ее учени­ков отдали в крепостные, а зарождавшаяся мусульманская община распалась. В следую­щие сто лет мусульмане появля­лись в Екатеринбурге проездом: это были торговцы из Казахстана и Централь­ной Азии, которые пригоняли скот, а также привозили китайские, среднеазиат­ские, персидские и турецкие товары.

Постоянная мусульманская община начала снова складываться во второй половине XIX века — и теперь уже была представлена в основном татарами, переселившимися из Казанской и Уфимской губерний. По дан­ным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Екатеринбурге было зафикси­ровано 586 лиц магометанского исповеда­ния. Занимались екатеринбургские мусульмане конца XIX века ремеслом, а также мелкой и крупной торговлей. Наибо­лее яркие представители татар­ского купече­ства — семьи Богатиевых и Агафуро­вых — финансировали работу городского медресе (открыто в 1895 году), молельного дома (первое упоминание относится к 1889 году), Мусуль­манского благотворительного общества Екате­ринбурга (основано в 1907 году), Мусульманского женского начального выс­шего училища, Мусуль­манско-русской бесплатной библиотеки-читальни и Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семей­ствам (все три относятся к 1915 году).

Иркутск

Несмотря на то, что город (до 1686 года острог) был основан в 1661 году и здесь бывали служилые татары и бухарские купцы, мусульманская община возникла сильно позже. Активное переселение крестьян — татар из Поволжья в Иркут­скую губернию началось во второй половине XIX века. Но первые мусульман­ские общины образовались не в центре губернии, а в Иркутском уезде. В дерев­нях уезда строили мечети — деревянные одноэтажные дома с площадкой для муэдзина . Постепенно мусульмане расселялись по губернии: всего к 1917 году в ней работало 23 мечети. В самом Иркутске татарская мусуль­манская община сложилась к 1860 году, но мечети в городе долго не было: по празд­никам ездили молиться в село Пивовариха (так стала называться деревня Николоямская). Мечеть построили после многих лет отказов властей только в 1897 году.

В 1905 году был утвержден устав Иркутского мусульманского благотво­ритель­ного общества. Это первый известный документ магометанской общины, составленный на русском языке, отпечатанный типографским методом. Появление общества связано с движением джадидов — мусульман-прогрес­систов. Общество занималось поддержкой бедных членов общины, следило за содержанием мусульманских кладбищ, помогало заключенным в тюрьме и солдатам и т. д. Мусульманское общество имело целью «доставление средств к улучшению материального и нравствен­ного состояния бедных мусульман Иркутска без различия пола, возраста, знаний и состояний».

Важным моментом в истории общины стало появление должности мухтасиба — главного муллы, отвечающего за соблюдение норм шариата и морали в различ­ных сферах общественной жизни и быта. Резиденцией мухтасиба стал Иркутск, в его ведении находилось 45 магометанских приходов Иркутской, Енисейской губерний и Забайкальской области. Но должность просуществовала всего три года — с 1917 по 1920 год.

 

 

Соборная мечеть

ул. Карла Либкнехта, 86

Казань

Казань — главный татарский город, столица Татарстана, а современные казанские тата­ры — наследники культур Великого Булгара, Золотой Орды и Российской империи.

Поворотной точкой в истории города стало взятие Казани в 1552 году: снизилась (на треть) численность населения, татар выселили из городов в сельскую местность. Татары постепенно адаптировались к новым условиям, и во второй половине XVIII века в Заказанье  уже строились мануфактуры, основанные на традиционных местных ремеслах: скорняжные, валяльно-войлочные, ичижные, золотошвейные. Татар­ские купцы активно занялись торгово-посредни­ческой деятель­ностью, развивая контакты Российской империи с мусульман­ским миром. Со второй половины XIX века начался рост татарского городского населения.

Изменение государственной политики по отношению к мусульманам и появле­ние прослойки богатых татар приводит к разви­тию татаро-мусульманской инфраструктуры не только в Казани, но и в других городах империи. Появилась обширная сеть мусульманских медресе, начали активно строиться мечети, откры­лись татарские торговые дома, клубы, библиотеки, театры, возникла национальная печать. К началу XX века Казань была действительно татарским городом. Но революция 1917 года, разрушение мечетей, индустриализация 1930-х годов и усилившаяся урбанизация привели в итоге к утрате националь­ного колорита, превратили Казань в город типично советский. Обратный разворот начался лишь в 1990-е годы, когда Татарстан получил «суверенитета, сколько сможет проглотить».

Сейчас в Казани 13 сохранившихся истори­ческих мечетей, большинство из них выстроены на месте деревянных предше­ственниц. Проектировали здания русские архитекторы, и так появился уникальный стиль татарских мечетей, непохожих на традиционные восточные. Практически это единственные монументальные памятники татарской архитектуры.

Особенность татарских мечетей — минарет на крыше, что повторяет архитек­туру сельских мечетей. Кроме того, в казанских мечетях важно было сохранять тепло — этим объяснялось отсутствие айванов, аркад, больших входных порталов. Здания исторических мечетей Казани ориентиро­ваны не поперек киблы, как это делают в более южных странах, — а вдоль, чтобы изолировать молящихся от входа. Кроме того, мечети в Казани имели более светскую архитектуру, и в советское время это спасло их от сноса: как правило, разби­рали только минарет — и здание использовалось для государственных и общественных нужд.

Татарский государственный

 академический театр им. Г. Камала

ул. Татарстан, 1

Касимов

Касимов — небольшой город на Оке, сыгравший огромную роль в истории татарского населения России. В XV веке, в княжение Василия II Темного , он стал столицей Касимовского ханства, уникального феодального образо­вания, зависимого от Москвы, но управляемого татарскими ханами. В Меще­ру — так тогда называлась область вокруг города  — стали переселяться знатные татары, переходившие на русскую службу. После покорения Казани в 1552 году значение Касимова стало стремительно ослабевать, но татарское население области сохранилось. В 1681 году, после смерти ханши Фатимы-Султан, Петр I упразднил Касимовское ханство. Местные татары лишились своих привилегий и вотчин; многие были направлены на тяжелейшую работу — заготовку корабельного леса.

Возрождение мусульманской общины Касимова началось при Екатерине Великой, по-новому выстраивавшей отношения с мусульманами Российской империи. В первой половине XIX века в Касимове начали открываться неболь­шие полуремесленные предприятия по обработке мехов, в том числе средне­азиатского каракуля , постепенно они росли, и в городе появилось несколько крупных татарских фабрикантов. Сначала они занимались мехами и хлопком; к концу XIX века их магазины и торговые фирмы продавали меховые изде­лия в Москве и Петербурге, через посредников — в Западной Европе. В этот же период начинается миграция в Санкт-Петербург и Москву. В столичных городах касимовские татары занимают лидирующие позиции и в жизни местных мусульманских общин, и в торговле. В Петербурге суще­ствовал особый касимовский магометанский приход, а в конце XIX — начале XX века главой петербургских татар был Атаулла Баязитов, уроженец села Темге­нева близ Касимова. Заметную роль в жизни столицы Российской империи играли меховщики Акбулатовы, владельцы буфетов и ресторанов Байрашевы и Алышевы.

В Москве богатые касимовские татары покупали дома или строили собствен­ные особняки в Замоскворечье — в местах традиционного проживания москов­ских мусульман. Они владели домами на Большой Татарской улице, в окрест­ных переулках, а некоторые касимовские семьи селились и за пределами Татар­ской слободы, в том числе на главной улице Замоскворечья — Пятницкой.

Стремясь сохранить свой уклад и традиции, касимовские татары старались заключать браки с представителями семей с тем же происхождением, поэтому большинство касимовских семей — Акбулатовы, Байбековы, Ишимбаевы, Вергазовы, Девишевы, Кастровы, Карамышевы, Шакуловы — находились в той или иной степени родства.

Заметную роль касимовские татары играли и в духовной жизни московских мусульман. Так, с 1908 года имам-хатыбом Исторической мечети был касимо­вец Абдулла Шамсутдинов (1878–1937).

В Татарской

 слободе

пл. Победы, 9б              пл. Победы, 9

Москва

Татарская община Москвы ведет свою историю со Средневековья, это одна из самых древних этнических групп в городе. О татарском присутствии свидетельствует, в том числе топонимика: Большая Татарская улица, Большой и Малый Татарский переулки, улица Балчуг (от тюркского «балчык» — «грязь, болото, глина»). Косвенно связаны с татарами названия Толмачевских переулков (здесь располагалось поселение переводчиков-толмачей, многие из которых были татарами и переводили с фарси, арабского и тюркских языков), Большой и Малой Ордынки (как обозначение южного направления на Орду). Но если говорить о зданиях, имеющих отношение к татарам, то они датируются XIX — началом XX века и расположены в восточных кварталах Замоскворечья.

Главную роль в татарской общине Москвы всегда играли мишари — субэтнос татар, в столице, представленный потомками выходцев из Нижегородской и Пензенской областей, Мордовии. Небольшая, но заметная часть современных московских татарских семей ведет свою историю из Касимова и окрестных деревень. Именно касимовские татары в Москве конца XIX — начала XX века составляли основу татарского купечества и интеллигенции.

Впервые десятилетия советской власти татарская община Москвы разделилась. В одной части, преимущественно состоявшей из мишарей, старались мак­симально долго сохранять традиционный уклад и высокую степень религиоз­ности. В другой, революция воспринималась как возможность достичь нацио­нального равноправия и обновить татарскую культуру в целом. Представители татарской интеллигенции сотрудничали с советскими издательствами, уча­ствовали в создании авангардного искусства (хотя основной всплеск произо­шел, конечно, в Казани), многие считали новую реальность развитием идей джадидизма. Важную роль в московской общине стали играть последователи политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева (1892–1940), сочетавшего в своей идеологии ислам и марксизм. Пытались встроиться в новую реальность и потерявшие свое имущество купцы. Они были объявлены лишенцами , однако лишь малая часть из них решились на эмиграцию.

В 1930-е годы начался самый трагический период истории татарской общины Москвы. В апреле 1936 года был арестован многолетний имам-хатыб  мечети, расположенной на Большой Татарской улице в Замоскворечье, Абдулла Хаса­нович Шамсутдинов; в феврале 1937 года он был расстрелян. Репрессированы были и многие потомки касимовских купеческих династий, представители интеллигенции.

 

 

 

После 1936 года единственным центром татарской жизни и единственной действующей мечетью на территории Центральной России стала мечеть в Выползовом переулке 1904 года постройки. В 1936 году она получила статус соборной . Во время Великой Отечественной войны московские мусульмане собрали средства на танковую колонну для Красной армии, за что в 1944 году на имя имама соборной мечети Халила Насретдинова была отправлена телеграмма с благодарностью от Сталина, ставшая для мечети своеобразной «охранной грамотой».

В конце 1970-х, перед московской летней Олимпиадой, мечеть собирались снести, потому что рядом с ней начали строить спортивный комплекс «Олим­пийский». Мечеть спасли московские религиозные деятели и послы арабских стран. В 2011 году здание Московской соборной мечети было снесено, а в сен­тябре 2015 года на ее месте был открыт новый комплекс мечети.

Нижний Новгород

Нижегородские татары-мишари — это субэтнос татарской нации. Среди их пред­­ков — хазары, волжские булгары, кипчаки, буртасы. Кроме того, мишари испытали более сильное влияние финно-угорских народов, чем остальные группы татар. Изначально мишари жили на юге и юго-востоке современной Нижегородской области, в Мордовии, на востоке Рязанской области и на севере Пензенской и Ульяновской областей. Потом в процессе миграции расселились по всей империи, в том числе стали играть важную роль в московской и петербургской общинах.

В XIII–XIV веках многие мишари были на службе у Московского государства: служилые татары, в том числе охраняли границу, которая тогда проходила по Нижегородской земле.

Другая важная часть истории татар в Нижнем Новгороде — торговая. Сначала Макарьевская, а затем знаменитая Нижегородская ярмарка привлекали купцов со всей России, а также из других стран. Мусульмане Нижнего Новгорода играли ключевую роль в торговле с купцами из Средней Азии, Ирана и других исламских стран. В XVII–XVIII веках на терри­тории Макарьевской ярмарки действовала мечеть, а когда ярмарку перенесли, мечеть построили уже на новом месте. Когда в 1915 году построили Нижегородскую соборную мечеть на высоком берегу реки Волги («мечеть на горе»), у нижегородских мусульман стало два прихода — в верхней и нижней части города. К сожа­лению, ярмарочная мечеть не сохранилась.

Соборная мечеть

Казанская наб., 6

Оренбург

Татары начали заселять территорию современного Оренбуржья с 30-х годов XVIII века. Важной вехой в истории местной общины считается 1744 год, когда группа казанских купцов обратилась к первому губернатору Оренбургского края Ивану Неплюеву с просьбой разрешить им поселиться при только что основанном городе Оренбурге, вести торговую деятельность и строить мечети. Поселок, основанный ими, носит сейчас название Татарская Каргала. В XVIII веке он сыграл большую роль в установлении крепких торговых связей со Средней Азией. Выходцы из Каргалы Хусаиновы — одна из самых известных купеческих династий Оренбурга.

Начиная с 80-х годов XVIII века многочисленное татарское население, в основ­ном ремесленники и купцы, живет уже и в самом Оренбурге, там складывается крепкая община. В XIX веке в городе открылись татарские народные школы и училища, в том числе знаменитое медресе «Хусаиния». К 1895 году в Оренбурге действовало семь мечетей. Кроме того, там работала татар­ская типография, основанная видным общественным деятелем Гильманом Каримовым в 1901 году и просуществовавшая до 1917 года: в ней печаталась религиозная, учебная и художественная литература.

К 30-м годам XIX века Оренбург имел тесные культурные, военные и торговые связи с Башкирией; часто в Оренбурге размеща­лось башкиро-мещеряцкое войско, сюда приезжали башкирские купцы. Понимая важность таких связей, губернатор Василий Перовский решил создать в Оренбурге общественно-культурное пространство для башкир, и в 1838 году по проекту известного архитектора Александра Брюллова начинается строительство Караван-сарая — комплекса для размещения башкирского войска, а также проезжих азиатских купцов. Главным зданием комплекса является мечеть с отдельно стоящим минаретом. Мечеть закрыли в 1918 году, и в Караван-сарае разместилось Башкирское правительство и войсковые учреждения; в 1932 году — Дворец просвещения. В 1954 году в здании мечети Караван-сарая организовали планетарий. В 1991 году мечеть была передана башкирской общине верующих.

Сейчас татары занимают второе место по численности среди народов Оренбуржья. В городе действует средняя школа с углубленным изучением татарского языка и литературы, детский сад. В татарском драматическом театре ставятся спектакли по классическим и современным произве­дениям на татарском языке. В декабре 1999 года была создана Оренбургская татарская национально-культурная автономия, которая занимается культурной и просве­тительской деятельностью в городе, в том числе издает газету «Яңа Вакыт» («Новое время»).

Пермь

Мусульманская община Перми, как и многих других городов Урала и Сибири, начала складываться после реформ императора Александра II. В город стали приезжать татары и башкиры — вначале из окрестных сёл, а потом и из Поволж­ских губерний. Небольшую часть приезжих составляли купцы, покупавшие в городе недвижимость, но в основном это была трудовая миграция: на Урале расширялось металлургическое производство, росли города, требовалась рабочая сила. Развитие сети железных дорог тоже увеличило приток мусульман из малоземельных районов.

Сохранился указ Пермского губернского правительства от 1876 года, по кото­рому городским муллой, а также имамом и мугаллимом  назначали Нуруллу Мурзакаева (позже он получил еще более почетное звание ахуна). Наличие муллы говорит о том, что к этому моменту в городе уже точно был приход. Кроме того, в том же 1876 году были открыты три мусульманские школы: одна мужская и две женские. В конце XIX века в городе действовали мусульманские благотворительные общества, были открыты мусульманский отдел и читальни при библиотеке им. Дмитрия Дмитриевича Смышляева. По данным первой всероссийской переписи населения Российской империи, в Перми в 1897 году проживало 848 мужчин и 450 женщин, исповедовавших ислам. Тем не менее, Соборная мечеть была построена только в 1903 году.

Соборная мечеть

ул. Осинская, 5

Петропавловск

Во второй половине XVIII века Петропавловск, который был основан как кре­пость на юге Сибири (сейчас он находится на севере Казахстана), стал важным торговым узлом Казахской степи. Приезжавшие сюда татарские купцы вели предпринимательскую деятельность на открыв­шемся при укреплении Мено­вом дворе, в ближайших казахских кочевьях; поставляли товар по проходящим через Петропавловск караванным путям в Среднюю Азию, Китай, а также в центральную часть Российской империи. Вслед за татарскими купцами в растущий город начали приезжать и татарские крестьяне. Они бежали в степь, надеясь спастись от рекрутской повинности, гнета помещиков, тяжелого налогового бремени, насильственной христиа­низации или мало­земелья.

В начале XIX века в юго-западной части города начала формироваться крупная татарская слобода. К 1883 году татары построили шесть мечетей, при кото­рых работали школы; также в городе действовали мусульманская библиотека и театр, на национальном языке выпускались приложения к местным газетам.

Согласно переписи 1897 года, треть населения города (более 6000 человек) считала татарский язык родным. Около 40 % татар занимались торговой деятельностью, а доля гильдейских купцов среди всего татарского населения города достигала почти 5 %. Такой высокой концентрации татарского купечества не было ни в одном другом регионе Российской империи.

Татарским династиям в Петропавловске принадлежали крупнейшая пяти­этажная автоматическая мельница товарищества «Мукомол», мыловаренные заводы, кожевенный и маслодельный заводы, салотопенные заводы, шерстомойные заводы.

Шамсутдинова

ул. Конституции, 17                 ул. Конституции, 22, и ул. Конституции, 24

 

Халита Янгуразова

ул. Ульянова, 94         ул. Жамбыла Жабаева, 160

Санкт-Петербург

Татары жили в Санкт-Петербурге с самого начала: татары и башкиры, служив­шие под началом Ивана Ефремовича Бахметева , а позже — по указу Петра I — некрещеные служилые мурзы  участвовали уже в строительстве города. С конца 1700-х годов большая часть татарского населения жила в Та­тарской слободе, располагавшейся у кронверка на Петербургском острове (известном также как Березовый или Городовой), — напротив Петропавловской крепости. Здесь жили татары-военнослужащие, которые строили кронверк, а также татарские и башкирские мастеровые, присланные в город на временные работы. Кроме того, в Татарской слободе проживали калмыки и другие «азиатцы». Внутри слободы (на территории современного Сытного рынка) в первой половине XVIII столетия действовала огромная барахолка, которая называлась Татарский рынок (или Татарский табор). Позднее оба эти назва­ния — Татарская слобода и Татарский рынок — исчезают с карты города: в 1722 году жители слободы были переведены в другие части города. До наших дней в районе бывшей Татарской слободы сохранился топоним — Татарский переулок, возникший в конце XVIII века, когда татары здесь уже не проживали.

К середине XIX века петербургские татары в основном были либо военными, либо занятыми в сфере мелкой торговли и услуг. В столице также проживало небольшое количество аристократических семей из числа, как российских подданных, так и представителей иностранных держав.

В мемуарной литературе сохранились, например, воспоминания о том, что татар-старьевщиков именовали «князьями». «Князья», торговавшие красным товаром, то есть разного рода тканями, появлялись во дворах Петербурга с криками: «Халат, халат!»

Немало татар было и среди дворников. К началу XX века дворники-татары посте­пенно вытеснили тверичей, традиционно, занимавших эту нишу в столи­це. Конкурировали с выходцами из центральных губерний России и ломовые извозчики-татары. Кроме того, из татар комплектовалась низшая прислуга в Зимнем дворце.

Очень много татар, в Петербурге конца XIX — начала XX века было среди официантов. Они работали в «Астории», «Гранд-отеле Европа», «Доминике», «Контане», «Медведе» и др. И конечно, в ресторанах, которые принадлежали их землякам и другим российским мусульманам. Таких, правда, во второй половине XIX — начале XX века было всего четыре: «Карамышев» Файзуллы Карамышева на Невском проспекте, «Крестовский сад» Хабибуллы Ялышева на Крестовском острове, «Самарканд» Рахматуллы Халитова в Новой Деревне и учрежденный в 1910 году «Донон, Бетан и татары». Татарам также принадлежали железнодорожные буфеты на станциях Балтийской, Варшавской, Николаевской, Царскосельской железных дорог.

В основном официантами в столичных ресторанах служили касимовские татары — выходцы из Рязанской и Тамбовской губерний. Они, как правило, жили в центре города, рядом с ресторанами, где работали. Второй магометан­ский приход — центр религиозной жизни касимовских татар — находился на набережной реки Мойки, в 10 минутах ходьбы от Зимнего дворца.

Вторая по численности группа татар, проживавших в Петербурге, — нижего­родские татары-мишари — группировалась вокруг 1-го магометанского прихода. Этот старейший гражданский мусульманский приход Петербурга возник в районе Пяти углов в 1822 году, до этого богослужение совершалось на частных квартирах. Район оброс целой инфраструктурой — помимо молельни, здесь находились принадлежавшие татарам чайные, магазины и компании, занимавшиеся ломовым извозом.

В советское время влияние в татарской общине города со временем приобрели татары-мишари — выходцы из Мордовии и Пензенской области (так называе­мые пензенские татары).

Согласно данным переписи 2010 года, татарское население Петербурга состав­ляет 30,7 тысячи человек.

Семей

Семипалатинск (с 2007 года Семей, Казахстан) был основан на территории Среднего жуза  в 1718 году как военно-опорный пункт на границе Российской империи с кал­мыками. Но город оказался еще и на пересечении торговых путей между Россией и Азией, поэтому стал центром притяжения для татар­ских купцов из Сибири и Волго-Уральского региона. В 1789 году из 900 чело­век, про­живавших в городе, было 50 татар из Тобола и Тюмени.

Во второй половине XIX века город разросся, население распределилось по нескольким районам. Самой процветающей была Казачья слобода (или Казачий квартал) в северной части Семипалатинска. Южнее Иртыша находился большой пригород, известный как Заречная слобода. Но самой большой оказалась Татарская слобода (или квартал), населенная мусуль­манским населением разного происхождения.

Мусульманские черты в городской архитектуре стали доминирующими. В Татарском квартале работало девять мечетей. В восточном стиле был выполнен большой Гостиный двор. Дома квартала строили в среднеазиатском стиле — окнами во внутренний двор. В пригородах Семипалатинска стояло множество казахских юрт.

Тверь

В начале XX века тверская мусульманская община состояла из расквартирован­ных в городе солдат и татар — рабочих местной мануфакту­ры и завода. В совокупности в Твери тогда насчитывалось всего около 300 мусульман. Но постепенно численность татар Твери начала расти за счет отходников — крестьян, переезжавших в город на заработки, в основ­ном из Сим­бирской и Нижегородской губерний.

Во второй половине XIX века в Твери образовалось несколько населенных татарами слободок. Вдоль дороги на Москву была Ямская, неподалеку от нее — Мещанская слобода. На старых картах Твери нет названия Татарская слобода, но исторический топоним Татарский переулок сохранился и сейчас. В этом районе между Татарским и Смоленским переулками располагалось компактное поселение татар: семьи ямщиков, рабочих и владельцев лошадей. С барж, кото­рые причаливали к берегу Волги, они возили товар на мукомольную фабрику братьев Коняевых  и обратно. Большей частью это были зерно, сахар и мука. Татары, не имевшие лошадей, занимались погрузкой и разгрузкой товаров. Часть татар-горожан, как и в столице, составляли старьевщики, чей колоритный образ запечатлелся в тверской краеведческой литературе.

У тверской общины начала XX века уже был свой имам — Хусаин Сеид-Бурхан, уроженец деревни Пица Нижегородской губернии. Лидером и меценатом общины в начале XX века был купец Фатих Ибрагимович Алышев, содержав­ший буфеты в Твери и на других станциях Николаевской железной дороги, но постоянно живший уже в Санкт-Петербурге. В Петербурге Алышеву принад­лежали буфеты на Николаевском и Царскосельском вокзалах. Именно Алышев первым решил выстроить в Твери мечеть — в память о своих покойных родных.

Мечеть

ул. Советская, 66

Томск

Томские татары (часть сибирских татар) составляют значительную часть населения Томской области. Сама история Томска началась с того, что в начале XVII века Тоян, князь татарского племени эушта, жившего на берегах Томи, попросил Бориса Годунова принять его народ в русское подданство. Было принято решение образовать город. История мусульманской общины Томска и сибирских татар в целом неразрывно связана с еще одной социокультурной группой — выходцами из Бухарского ханства. Крупные общины бухарцев существовали в Тобольской и Томской губерниях.

Татаро-Бухарская слобода (сейчас ее называют просто Татарской) образовалась в середине XVIII века. Сначала бухарцы и служилые татары селились к югу от крепости, на горе, получившей название Юрточная. Но город расширялся, и мусульман переселили в пойму реки Томи — Заисточье. Постепенно община росла, а в конце XIX века начала пополняться переселенцами из Пензенской и Нижегородской губерний.

К началу XX века Томск становится одной из точек обновления: здесь учрежда­ют Общество мусульман-прогрессистов, открываются джадидские мектебе, в том числе женские, выходит газета «Сибирия», ставятся спектакли. В совет­ское время активность общины сошла на нет.

Благодаря сохранившейся деревянной исторической застройке район Татарская слобода (или слободка) сейчас считается одной из главных достопримечатель­ностей Томска.

Троицк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.071 с.)