Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектурыСтр 1 из 10Следующая ⇒
Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры Источник информации: Интернет. Мечети, медресе, купеческие дома и целые слободы, где жили, торговали, учились и молились татары со Средневековья до XX века. Рассказываем об истории зданий и истории общин — от Астрахани до Ярвенпяа. Астрахань В Астраханской области сейчас живут три группы татар: астраханские, казанские и мишарские. Раньше всех здесь появились астраханские татары, которых еще называют юртовскими и ногайскими. Их происхождение до сих пор вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них исключительно ногайцев — выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI — начале XVII века. Другие — потомков татар Астраханского ханства, существовавшего в XVI веке. Третьи ведут их происхождение от хазар или печенегов. Вероятнее всего, это этническая общность смешанного ногайско-татарского происхождения, которая сложилась в окрестностях Астрахани во второй половине XVI — первой четверти XVII века. В источниках того времени новую общность называли по-разному: ногаи, татары, ногайские татары, астраханские татары, юртовские татары, но в в XVIII веке уже прочно закрепилось название юртовские. В XVIII–XX веках юртовцы активно контактировали (в частности, заключали межэтнические браки) с казанскими и мишарскими татарами: они переселялись в Астрахань из Среднего Поволжья начиная с конца XVII века. К началу XX века в Астрахани жили татары из Казанской, Симбирской, Пензенской, Саратовской и Рязанской губерний. Наряду с Казанью, Уфой, Оренбургом, Астрахань была одним из важных центров татарской культуры. Численность городских татар постоянно увеличивалась, развивалась торговля, действовали национальные типографии, выходили газеты, строились новые мечети, открывались мусульманские учебные заведения, действовал татарский театр. В советское время астраханских ногайцев окончательно причислили к татарам — это соответствовало политике государства по включению малых народов в более крупные этнические общности. Сегодня татары — третья по численности (после русских и казахов) группа населения Астраханской области.
Белая мечеть ул. Зои Космодемьянской, 41/15 Центральная мечеть ул. Казанская, 62 Бахчисарай Крымское ханство на всем протяжении его истории не было моноэтничным и моноконфессиональным государством. Его населяли народы, говорившие на тюркских языках, греческом, армянском и итальянском, которые исповедовали ислам, различные формы христианства и иудаизма. Большинство населения ханства составляли крымские татары — тюркоязычный народ, сформировавшийся на территории Крымского полуострова на основе смешения местных тюркских западнокыпчакских племен (половцев), остатков иных (в том числе тюркоязычных) кочевых групп, индоевропейского населения (аланы, греки, готы и другие), а также тюркских и монгольских племен, заселивших Крым после монгольского завоевания Восточной Европы. Формирование крымско-татарской этнической общности началось, видимо, в XIII веке, когда большая часть полуострова (Степной Крым и часть земель в горах) была включена в золотоордынские владения. Византийский историк Пахимер, повествуя о набеге на Крым Ногая в конце XIII века, пишет о населении завоеванных татарами (то есть монголами) стран: «С течением времени, смешавшись с ними [татарами], народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи и готы, русские и различные с ними народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками». Вхождение крымских земель в состав золотоордынского государства привело к переделу степных владений на полуострове в пользу пришлых монгольских и тюркских кланов (Ширинов, Барынов, Аргынов, Седжиутов, Кипчаков и других). Именно эти кланы составили ядро крымско-татарской родовой знати. Ключевыми моментами в этногенезе крымских татар стали образование Крымского ханства (после 1441 года), османское завоевание южного берега полуострова (1475), а также утверждение ислама в качестве государственной религии. Образование ханства и исламизация стали двигателями в процессе этнического сплочения, в то время как существование османской административной единицы на южном берегу (с преимущественно христианским населением и османскими военными гарнизонами в крепостях), наоборот, отодвинуло ассимиляцию его жителей до XVIII века.
Вхождение Крымского ханства в состав Российской империи в 1783 году привело к некоторому оттоку крымских татар в пределы Османской империи. В ходе Крымской войны и после нее полуостров также покинули тысячи семей, часть которых потом вернулась. В 1920-е годы в Крыму наблюдался расцвет в деле изучения истории крымских татар и средневековой истории Крыма. Однако в 1930-е годы, как и по всей стране, сильнейший удар был нанесен по исламу, большинство мечетей было закрыто. Подлинной национальной катастрофой стала депортация крымских татар 18 мая 1944 года в Среднюю Азию по надуманному обвинению в сотрудничестве с нацистами в годы оккупации. Крымским татарам запрещено было жить на своей родине. Только в конце 1980-х и начале 1990-х начался процесс возвращения крымских татар на полуостров.
Екатеринбург Мусульмане влияли на историю и развитие Екатеринбурга с самого начала. Один из основателей города-завода Вильгельм де Геннин писал, что Екатеринбургская крепость построена «для безопасности от неспокойного народа» — «башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы». После того как власти подавили башкирские восстания 1735–1740 годов, в Екатеринбург доставили большое количество пленных, которых насильно крестили и раздали в крепостные городским чиновникам. Упорствующих в принятии христианства казнили. В то же самое время, в 1730–40-х годах, в городе начала складываться первая мусульманская община. Она состояла из татарских переселенцев, бежавших от башкирского восстания, и заложников, отправленных башкирскими аулами после восстания во избежание новых карательных акций правительственных войск. Эта община группировалась вокруг служилого мещеряка (так называли татар-мишарей), абыза Махмута Мемеделина . В 1736 году городские власти распорядились открыть татарскую школу — мектеб. Однако школа проработала всего год, после чего ее учеников отдали в крепостные, а зарождавшаяся мусульманская община распалась. В следующие сто лет мусульмане появлялись в Екатеринбурге проездом: это были торговцы из Казахстана и Центральной Азии, которые пригоняли скот, а также привозили китайские, среднеазиатские, персидские и турецкие товары. Постоянная мусульманская община начала снова складываться во второй половине XIX века — и теперь уже была представлена в основном татарами, переселившимися из Казанской и Уфимской губерний. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Екатеринбурге было зафиксировано 586 лиц магометанского исповедания. Занимались екатеринбургские мусульмане конца XIX века ремеслом, а также мелкой и крупной торговлей. Наиболее яркие представители татарского купечества — семьи Богатиевых и Агафуровых — финансировали работу городского медресе (открыто в 1895 году), молельного дома (первое упоминание относится к 1889 году), Мусульманского благотворительного общества Екатеринбурга (основано в 1907 году), Мусульманского женского начального высшего училища, Мусульманско-русской бесплатной библиотеки-читальни и Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семействам (все три относятся к 1915 году).
Иркутск Несмотря на то, что город (до 1686 года острог) был основан в 1661 году и здесь бывали служилые татары и бухарские купцы, мусульманская община возникла сильно позже. Активное переселение крестьян — татар из Поволжья в Иркутскую губернию началось во второй половине XIX века. Но первые мусульманские общины образовались не в центре губернии, а в Иркутском уезде. В деревнях уезда строили мечети — деревянные одноэтажные дома с площадкой для муэдзина . Постепенно мусульмане расселялись по губернии: всего к 1917 году в ней работало 23 мечети. В самом Иркутске татарская мусульманская община сложилась к 1860 году, но мечети в городе долго не было: по праздникам ездили молиться в село Пивовариха (так стала называться деревня Николоямская). Мечеть построили после многих лет отказов властей только в 1897 году. В 1905 году был утвержден устав Иркутского мусульманского благотворительного общества. Это первый известный документ магометанской общины, составленный на русском языке, отпечатанный типографским методом. Появление общества связано с движением джадидов — мусульман-прогрессистов. Общество занималось поддержкой бедных членов общины, следило за содержанием мусульманских кладбищ, помогало заключенным в тюрьме и солдатам и т. д. Мусульманское общество имело целью «доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман Иркутска без различия пола, возраста, знаний и состояний». Важным моментом в истории общины стало появление должности мухтасиба — главного муллы, отвечающего за соблюдение норм шариата и морали в различных сферах общественной жизни и быта. Резиденцией мухтасиба стал Иркутск, в его ведении находилось 45 магометанских приходов Иркутской, Енисейской губерний и Забайкальской области. Но должность просуществовала всего три года — с 1917 по 1920 год.
Соборная мечеть ул. Карла Либкнехта, 86 Казань Казань — главный татарский город, столица Татарстана, а современные казанские татары — наследники культур Великого Булгара, Золотой Орды и Российской империи. Поворотной точкой в истории города стало взятие Казани в 1552 году: снизилась (на треть) численность населения, татар выселили из городов в сельскую местность. Татары постепенно адаптировались к новым условиям, и во второй половине XVIII века в Заказанье уже строились мануфактуры, основанные на традиционных местных ремеслах: скорняжные, валяльно-войлочные, ичижные, золотошвейные. Татарские купцы активно занялись торгово-посреднической деятельностью, развивая контакты Российской империи с мусульманским миром. Со второй половины XIX века начался рост татарского городского населения.
Изменение государственной политики по отношению к мусульманам и появление прослойки богатых татар приводит к развитию татаро-мусульманской инфраструктуры не только в Казани, но и в других городах империи. Появилась обширная сеть мусульманских медресе, начали активно строиться мечети, открылись татарские торговые дома, клубы, библиотеки, театры, возникла национальная печать. К началу XX века Казань была действительно татарским городом. Но революция 1917 года, разрушение мечетей, индустриализация 1930-х годов и усилившаяся урбанизация привели в итоге к утрате национального колорита, превратили Казань в город типично советский. Обратный разворот начался лишь в 1990-е годы, когда Татарстан получил «суверенитета, сколько сможет проглотить». Сейчас в Казани 13 сохранившихся исторических мечетей, большинство из них выстроены на месте деревянных предшественниц. Проектировали здания русские архитекторы, и так появился уникальный стиль татарских мечетей, непохожих на традиционные восточные. Практически это единственные монументальные памятники татарской архитектуры. Особенность татарских мечетей — минарет на крыше, что повторяет архитектуру сельских мечетей. Кроме того, в казанских мечетях важно было сохранять тепло — этим объяснялось отсутствие айванов, аркад, больших входных порталов. Здания исторических мечетей Казани ориентированы не поперек киблы, как это делают в более южных странах, — а вдоль, чтобы изолировать молящихся от входа. Кроме того, мечети в Казани имели более светскую архитектуру, и в советское время это спасло их от сноса: как правило, разбирали только минарет — и здание использовалось для государственных и общественных нужд.
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала ул. Татарстан, 1 Касимов Касимов — небольшой город на Оке, сыгравший огромную роль в истории татарского населения России. В XV веке, в княжение Василия II Темного , он стал столицей Касимовского ханства, уникального феодального образования, зависимого от Москвы, но управляемого татарскими ханами. В Мещеру — так тогда называлась область вокруг города — стали переселяться знатные татары, переходившие на русскую службу. После покорения Казани в 1552 году значение Касимова стало стремительно ослабевать, но татарское население области сохранилось. В 1681 году, после смерти ханши Фатимы-Султан, Петр I упразднил Касимовское ханство. Местные татары лишились своих привилегий и вотчин; многие были направлены на тяжелейшую работу — заготовку корабельного леса.
Возрождение мусульманской общины Касимова началось при Екатерине Великой, по-новому выстраивавшей отношения с мусульманами Российской империи. В первой половине XIX века в Касимове начали открываться небольшие полуремесленные предприятия по обработке мехов, в том числе среднеазиатского каракуля , постепенно они росли, и в городе появилось несколько крупных татарских фабрикантов. Сначала они занимались мехами и хлопком; к концу XIX века их магазины и торговые фирмы продавали меховые изделия в Москве и Петербурге, через посредников — в Западной Европе. В этот же период начинается миграция в Санкт-Петербург и Москву. В столичных городах касимовские татары занимают лидирующие позиции и в жизни местных мусульманских общин, и в торговле. В Петербурге существовал особый касимовский магометанский приход, а в конце XIX — начале XX века главой петербургских татар был Атаулла Баязитов, уроженец села Темгенева близ Касимова. Заметную роль в жизни столицы Российской империи играли меховщики Акбулатовы, владельцы буфетов и ресторанов Байрашевы и Алышевы. В Москве богатые касимовские татары покупали дома или строили собственные особняки в Замоскворечье — в местах традиционного проживания московских мусульман. Они владели домами на Большой Татарской улице, в окрестных переулках, а некоторые касимовские семьи селились и за пределами Татарской слободы, в том числе на главной улице Замоскворечья — Пятницкой. Стремясь сохранить свой уклад и традиции, касимовские татары старались заключать браки с представителями семей с тем же происхождением, поэтому большинство касимовских семей — Акбулатовы, Байбековы, Ишимбаевы, Вергазовы, Девишевы, Кастровы, Карамышевы, Шакуловы — находились в той или иной степени родства. Заметную роль касимовские татары играли и в духовной жизни московских мусульман. Так, с 1908 года имам-хатыбом Исторической мечети был касимовец Абдулла Шамсутдинов (1878–1937). В Татарской слободе пл. Победы, 9б пл. Победы, 9 Москва Татарская община Москвы ведет свою историю со Средневековья, это одна из самых древних этнических групп в городе. О татарском присутствии свидетельствует, в том числе топонимика: Большая Татарская улица, Большой и Малый Татарский переулки, улица Балчуг (от тюркского «балчык» — «грязь, болото, глина»). Косвенно связаны с татарами названия Толмачевских переулков (здесь располагалось поселение переводчиков-толмачей, многие из которых были татарами и переводили с фарси, арабского и тюркских языков), Большой и Малой Ордынки (как обозначение южного направления на Орду). Но если говорить о зданиях, имеющих отношение к татарам, то они датируются XIX — началом XX века и расположены в восточных кварталах Замоскворечья. Главную роль в татарской общине Москвы всегда играли мишари — субэтнос татар, в столице, представленный потомками выходцев из Нижегородской и Пензенской областей, Мордовии. Небольшая, но заметная часть современных московских татарских семей ведет свою историю из Касимова и окрестных деревень. Именно касимовские татары в Москве конца XIX — начала XX века составляли основу татарского купечества и интеллигенции. Впервые десятилетия советской власти татарская община Москвы разделилась. В одной части, преимущественно состоявшей из мишарей, старались максимально долго сохранять традиционный уклад и высокую степень религиозности. В другой, революция воспринималась как возможность достичь национального равноправия и обновить татарскую культуру в целом. Представители татарской интеллигенции сотрудничали с советскими издательствами, участвовали в создании авангардного искусства (хотя основной всплеск произошел, конечно, в Казани), многие считали новую реальность развитием идей джадидизма. Важную роль в московской общине стали играть последователи политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева (1892–1940), сочетавшего в своей идеологии ислам и марксизм. Пытались встроиться в новую реальность и потерявшие свое имущество купцы. Они были объявлены лишенцами , однако лишь малая часть из них решились на эмиграцию. В 1930-е годы начался самый трагический период истории татарской общины Москвы. В апреле 1936 года был арестован многолетний имам-хатыб мечети, расположенной на Большой Татарской улице в Замоскворечье, Абдулла Хасанович Шамсутдинов; в феврале 1937 года он был расстрелян. Репрессированы были и многие потомки касимовских купеческих династий, представители интеллигенции.
После 1936 года единственным центром татарской жизни и единственной действующей мечетью на территории Центральной России стала мечеть в Выползовом переулке 1904 года постройки. В 1936 году она получила статус соборной . Во время Великой Отечественной войны московские мусульмане собрали средства на танковую колонну для Красной армии, за что в 1944 году на имя имама соборной мечети Халила Насретдинова была отправлена телеграмма с благодарностью от Сталина, ставшая для мечети своеобразной «охранной грамотой». В конце 1970-х, перед московской летней Олимпиадой, мечеть собирались снести, потому что рядом с ней начали строить спортивный комплекс «Олимпийский». Мечеть спасли московские религиозные деятели и послы арабских стран. В 2011 году здание Московской соборной мечети было снесено, а в сентябре 2015 года на ее месте был открыт новый комплекс мечети.
Нижний Новгород Нижегородские татары-мишари — это субэтнос татарской нации. Среди их предков — хазары, волжские булгары, кипчаки, буртасы. Кроме того, мишари испытали более сильное влияние финно-угорских народов, чем остальные группы татар. Изначально мишари жили на юге и юго-востоке современной Нижегородской области, в Мордовии, на востоке Рязанской области и на севере Пензенской и Ульяновской областей. Потом в процессе миграции расселились по всей империи, в том числе стали играть важную роль в московской и петербургской общинах. В XIII–XIV веках многие мишари были на службе у Московского государства: служилые татары, в том числе охраняли границу, которая тогда проходила по Нижегородской земле. Другая важная часть истории татар в Нижнем Новгороде — торговая. Сначала Макарьевская, а затем знаменитая Нижегородская ярмарка привлекали купцов со всей России, а также из других стран. Мусульмане Нижнего Новгорода играли ключевую роль в торговле с купцами из Средней Азии, Ирана и других исламских стран. В XVII–XVIII веках на территории Макарьевской ярмарки действовала мечеть, а когда ярмарку перенесли, мечеть построили уже на новом месте. Когда в 1915 году построили Нижегородскую соборную мечеть на высоком берегу реки Волги («мечеть на горе»), у нижегородских мусульман стало два прихода — в верхней и нижней части города. К сожалению, ярмарочная мечеть не сохранилась. Соборная мечеть Казанская наб., 6 Оренбург Татары начали заселять территорию современного Оренбуржья с 30-х годов XVIII века. Важной вехой в истории местной общины считается 1744 год, когда группа казанских купцов обратилась к первому губернатору Оренбургского края Ивану Неплюеву с просьбой разрешить им поселиться при только что основанном городе Оренбурге, вести торговую деятельность и строить мечети. Поселок, основанный ими, носит сейчас название Татарская Каргала. В XVIII веке он сыграл большую роль в установлении крепких торговых связей со Средней Азией. Выходцы из Каргалы Хусаиновы — одна из самых известных купеческих династий Оренбурга. Начиная с 80-х годов XVIII века многочисленное татарское население, в основном ремесленники и купцы, живет уже и в самом Оренбурге, там складывается крепкая община. В XIX веке в городе открылись татарские народные школы и училища, в том числе знаменитое медресе «Хусаиния». К 1895 году в Оренбурге действовало семь мечетей. Кроме того, там работала татарская типография, основанная видным общественным деятелем Гильманом Каримовым в 1901 году и просуществовавшая до 1917 года: в ней печаталась религиозная, учебная и художественная литература. К 30-м годам XIX века Оренбург имел тесные культурные, военные и торговые связи с Башкирией; часто в Оренбурге размещалось башкиро-мещеряцкое войско, сюда приезжали башкирские купцы. Понимая важность таких связей, губернатор Василий Перовский решил создать в Оренбурге общественно-культурное пространство для башкир, и в 1838 году по проекту известного архитектора Александра Брюллова начинается строительство Караван-сарая — комплекса для размещения башкирского войска, а также проезжих азиатских купцов. Главным зданием комплекса является мечеть с отдельно стоящим минаретом. Мечеть закрыли в 1918 году, и в Караван-сарае разместилось Башкирское правительство и войсковые учреждения; в 1932 году — Дворец просвещения. В 1954 году в здании мечети Караван-сарая организовали планетарий. В 1991 году мечеть была передана башкирской общине верующих. Сейчас татары занимают второе место по численности среди народов Оренбуржья. В городе действует средняя школа с углубленным изучением татарского языка и литературы, детский сад. В татарском драматическом театре ставятся спектакли по классическим и современным произведениям на татарском языке. В декабре 1999 года была создана Оренбургская татарская национально-культурная автономия, которая занимается культурной и просветительской деятельностью в городе, в том числе издает газету «Яңа Вакыт» («Новое время»).
Пермь Мусульманская община Перми, как и многих других городов Урала и Сибири, начала складываться после реформ императора Александра II. В город стали приезжать татары и башкиры — вначале из окрестных сёл, а потом и из Поволжских губерний. Небольшую часть приезжих составляли купцы, покупавшие в городе недвижимость, но в основном это была трудовая миграция: на Урале расширялось металлургическое производство, росли города, требовалась рабочая сила. Развитие сети железных дорог тоже увеличило приток мусульман из малоземельных районов. Сохранился указ Пермского губернского правительства от 1876 года, по которому городским муллой, а также имамом и мугаллимом назначали Нуруллу Мурзакаева (позже он получил еще более почетное звание ахуна). Наличие муллы говорит о том, что к этому моменту в городе уже точно был приход. Кроме того, в том же 1876 году были открыты три мусульманские школы: одна мужская и две женские. В конце XIX века в городе действовали мусульманские благотворительные общества, были открыты мусульманский отдел и читальни при библиотеке им. Дмитрия Дмитриевича Смышляева. По данным первой всероссийской переписи населения Российской империи, в Перми в 1897 году проживало 848 мужчин и 450 женщин, исповедовавших ислам. Тем не менее, Соборная мечеть была построена только в 1903 году. Соборная мечеть ул. Осинская, 5 Петропавловск Во второй половине XVIII века Петропавловск, который был основан как крепость на юге Сибири (сейчас он находится на севере Казахстана), стал важным торговым узлом Казахской степи. Приезжавшие сюда татарские купцы вели предпринимательскую деятельность на открывшемся при укреплении Меновом дворе, в ближайших казахских кочевьях; поставляли товар по проходящим через Петропавловск караванным путям в Среднюю Азию, Китай, а также в центральную часть Российской империи. Вслед за татарскими купцами в растущий город начали приезжать и татарские крестьяне. Они бежали в степь, надеясь спастись от рекрутской повинности, гнета помещиков, тяжелого налогового бремени, насильственной христианизации или малоземелья. В начале XIX века в юго-западной части города начала формироваться крупная татарская слобода. К 1883 году татары построили шесть мечетей, при которых работали школы; также в городе действовали мусульманская библиотека и театр, на национальном языке выпускались приложения к местным газетам. Согласно переписи 1897 года, треть населения города (более 6000 человек) считала татарский язык родным. Около 40 % татар занимались торговой деятельностью, а доля гильдейских купцов среди всего татарского населения города достигала почти 5 %. Такой высокой концентрации татарского купечества не было ни в одном другом регионе Российской империи. Татарским династиям в Петропавловске принадлежали крупнейшая пятиэтажная автоматическая мельница товарищества «Мукомол», мыловаренные заводы, кожевенный и маслодельный заводы, салотопенные заводы, шерстомойные заводы.
Шамсутдинова ул. Конституции, 17 ул. Конституции, 22, и ул. Конституции, 24
Халита Янгуразова ул. Ульянова, 94 ул. Жамбыла Жабаева, 160 Санкт-Петербург Татары жили в Санкт-Петербурге с самого начала: татары и башкиры, служившие под началом Ивана Ефремовича Бахметева , а позже — по указу Петра I — некрещеные служилые мурзы участвовали уже в строительстве города. С конца 1700-х годов большая часть татарского населения жила в Татарской слободе, располагавшейся у кронверка на Петербургском острове (известном также как Березовый или Городовой), — напротив Петропавловской крепости. Здесь жили татары-военнослужащие, которые строили кронверк, а также татарские и башкирские мастеровые, присланные в город на временные работы. Кроме того, в Татарской слободе проживали калмыки и другие «азиатцы». Внутри слободы (на территории современного Сытного рынка) в первой половине XVIII столетия действовала огромная барахолка, которая называлась Татарский рынок (или Татарский табор). Позднее оба эти названия — Татарская слобода и Татарский рынок — исчезают с карты города: в 1722 году жители слободы были переведены в другие части города. До наших дней в районе бывшей Татарской слободы сохранился топоним — Татарский переулок, возникший в конце XVIII века, когда татары здесь уже не проживали. К середине XIX века петербургские татары в основном были либо военными, либо занятыми в сфере мелкой торговли и услуг. В столице также проживало небольшое количество аристократических семей из числа, как российских подданных, так и представителей иностранных держав. В мемуарной литературе сохранились, например, воспоминания о том, что татар-старьевщиков именовали «князьями». «Князья», торговавшие красным товаром, то есть разного рода тканями, появлялись во дворах Петербурга с криками: «Халат, халат!» Немало татар было и среди дворников. К началу XX века дворники-татары постепенно вытеснили тверичей, традиционно, занимавших эту нишу в столице. Конкурировали с выходцами из центральных губерний России и ломовые извозчики-татары. Кроме того, из татар комплектовалась низшая прислуга в Зимнем дворце. Очень много татар, в Петербурге конца XIX — начала XX века было среди официантов. Они работали в «Астории», «Гранд-отеле Европа», «Доминике», «Контане», «Медведе» и др. И конечно, в ресторанах, которые принадлежали их землякам и другим российским мусульманам. Таких, правда, во второй половине XIX — начале XX века было всего четыре: «Карамышев» Файзуллы Карамышева на Невском проспекте, «Крестовский сад» Хабибуллы Ялышева на Крестовском острове, «Самарканд» Рахматуллы Халитова в Новой Деревне и учрежденный в 1910 году «Донон, Бетан и татары». Татарам также принадлежали железнодорожные буфеты на станциях Балтийской, Варшавской, Николаевской, Царскосельской железных дорог. В основном официантами в столичных ресторанах служили касимовские татары — выходцы из Рязанской и Тамбовской губерний. Они, как правило, жили в центре города, рядом с ресторанами, где работали. Второй магометанский приход — центр религиозной жизни касимовских татар — находился на набережной реки Мойки, в 10 минутах ходьбы от Зимнего дворца. Вторая по численности группа татар, проживавших в Петербурге, — нижегородские татары-мишари — группировалась вокруг 1-го магометанского прихода. Этот старейший гражданский мусульманский приход Петербурга возник в районе Пяти углов в 1822 году, до этого богослужение совершалось на частных квартирах. Район оброс целой инфраструктурой — помимо молельни, здесь находились принадлежавшие татарам чайные, магазины и компании, занимавшиеся ломовым извозом. В советское время влияние в татарской общине города со временем приобрели татары-мишари — выходцы из Мордовии и Пензенской области (так называемые пензенские татары). Согласно данным переписи 2010 года, татарское население Петербурга составляет 30,7 тысячи человек.
Семей Семипалатинск (с 2007 года Семей, Казахстан) был основан на территории Среднего жуза в 1718 году как военно-опорный пункт на границе Российской империи с калмыками. Но город оказался еще и на пересечении торговых путей между Россией и Азией, поэтому стал центром притяжения для татарских купцов из Сибири и Волго-Уральского региона. В 1789 году из 900 человек, проживавших в городе, было 50 татар из Тобола и Тюмени. Во второй половине XIX века город разросся, население распределилось по нескольким районам. Самой процветающей была Казачья слобода (или Казачий квартал) в северной части Семипалатинска. Южнее Иртыша находился большой пригород, известный как Заречная слобода. Но самой большой оказалась Татарская слобода (или квартал), населенная мусульманским населением разного происхождения. Мусульманские черты в городской архитектуре стали доминирующими. В Татарском квартале работало девять мечетей. В восточном стиле был выполнен большой Гостиный двор. Дома квартала строили в среднеазиатском стиле — окнами во внутренний двор. В пригородах Семипалатинска стояло множество казахских юрт.
Тверь В начале XX века тверская мусульманская община состояла из расквартированных в городе солдат и татар — рабочих местной мануфактуры и завода. В совокупности в Твери тогда насчитывалось всего около 300 мусульман. Но постепенно численность татар Твери начала расти за счет отходников — крестьян, переезжавших в город на заработки, в основном из Симбирской и Нижегородской губерний. Во второй половине XIX века в Твери образовалось несколько населенных татарами слободок. Вдоль дороги на Москву была Ямская, неподалеку от нее — Мещанская слобода. На старых картах Твери нет названия Татарская слобода, но исторический топоним Татарский переулок сохранился и сейчас. В этом районе между Татарским и Смоленским переулками располагалось компактное поселение татар: семьи ямщиков, рабочих и владельцев лошадей. С барж, которые причаливали к берегу Волги, они возили товар на мукомольную фабрику братьев Коняевых и обратно. Большей частью это были зерно, сахар и мука. Татары, не имевшие лошадей, занимались погрузкой и разгрузкой товаров. Часть татар-горожан, как и в столице, составляли старьевщики, чей колоритный образ запечатлелся в тверской краеведческой литературе. У тверской общины начала XX века уже был свой имам — Хусаин Сеид-Бурхан, уроженец деревни Пица Нижегородской губернии. Лидером и меценатом общины в начале XX века был купец Фатих Ибрагимович Алышев, содержавший буфеты в Твери и на других станциях Николаевской железной дороги, но постоянно живший уже в Санкт-Петербурге. В Петербурге Алышеву принадлежали буфеты на Николаевском и Царскосельском вокзалах. Именно Алышев первым решил выстроить в Твери мечеть — в память о своих покойных родных. Мечеть ул. Советская, 66 Томск Томские татары (часть сибирских татар) составляют значительную часть населения Томской области. Сама история Томска началась с того, что в начале XVII века Тоян, князь татарского племени эушта, жившего на берегах Томи, попросил Бориса Годунова принять его народ в русское подданство. Было принято решение образовать город. История мусульманской общины Томска и сибирских татар в целом неразрывно связана с еще одной социокультурной группой — выходцами из Бухарского ханства. Крупные общины бухарцев существовали в Тобольской и Томской губерниях. Татаро-Бухарская слобода (сейчас ее называют просто Татарской) образовалась в середине XVIII века. Сначала бухарцы и служилые татары селились к югу от крепости, на горе, получившей название Юрточная. Но город расширялся, и мусульман переселили в пойму реки Томи — Заисточье. Постепенно община росла, а в конце XIX века начала пополняться переселенцами из Пензенской и Нижегородской губерний. К началу XX века Томск становится одной из точек обновления: здесь учреждают Общество мусульман-прогрессистов, открываются джадидские мектебе, в том числе женские, выходит газета «Сибирия», ставятся спектакли. В советское время активность общины сошла на нет. Благодаря сохранившейся деревянной исторической застройке район Татарская слобода (или слободка) сейчас считается одной из главных достопримечательностей Томска.
Троицк
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.071 с.) |