Соборная мечеть              Дом эмира Бухарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соборная мечеть              Дом эмира Бухарского



Кронверкский просп., 7 Каменноостровский просп., 44, лит. Б

 

Ресторан «Донон, Бетан и татары»

наб. реки Мойки, 24, лит. Б

Семей

Семипалатинск (с 2007 года Семей, Казахстан) был основан на территории Среднего жуза  в 1718 году как военно-опорный пункт на границе Российской империи с кал­мыками. Но город оказался еще и на пересечении торговых путей между Россией и Азией, поэтому стал центром притяжения для татар­ских купцов из Сибири и Волго-Уральского региона. В 1789 году из 900 чело­век, про­живавших в городе, было 50 татар из Тобола и Тюмени.

Во второй половине XIX века город разросся, население распределилось по нескольким районам. Самой процветающей была Казачья слобода (или Казачий квартал) в северной части Семипалатинска. Южнее Иртыша находился большой пригород, известный как Заречная слобода. Но самой большой оказалась Татарская слобода (или квартал), населенная мусуль­манским населением разного происхождения.

Мусульманские черты в городской архитектуре стали доминирующими. В Татарском квартале работало девять мечетей. В восточном стиле был выполнен большой Гостиный двор. Дома квартала строили в среднеазиатском стиле — окнами во внутренний двор. В пригородах Семипалатинска стояло множество казахских юрт.

Мельница купцов Мусиных.        Магазин купцов Мусиных.

Семипалатинск,                             Семей

Конец XIX — начало XX века        конец XIX — начало XX века

 

Значительную роль в развитии города сыграла династия татарских купцов Мусиных. Они владели несколькими золотыми приисками в Алтайской волости и Усть-Каменогорском уезде. В руках Латифа Мусина было почти все пароходство на Иртыше: он владел 15 пароходами и 20 баржами. Мусиным принадлежала паровая мельница в Семипалатинске. В городе у них было много магазинов, производственных помещений, складов. Каждый год купцы Муси­ны отправлялись на Ирбитскую ярмарку, торгуя там пшеницей и животно­водческим сырьем и покупая мануфактуру и галантерейные товары. В конце XIX века торговый оборот основателя династии Садыка Мусина составлял более полумиллиона рублей. В 1917 году один из потомков Садыка, Салим Мусин, эмигрировал в Турцию, а затем в США. А другой — Гакиф Мусин — остался в Семипалатинске. Советская власть конфисковала все его имущество, он занимал различные должности в региональных структурах управления народным хозяйством. Отслужив в армии в годы Великой Отечественной войны, Гакиф Мусин умер в возрасте 52 лет.

Соборная мечеть             Одноминаретная мечеть

ул. Абая, 50                   ул. Академика Павлова, 78

Тверь

В начале XX века тверская мусульманская община состояла из расквартирован­ных в городе солдат и татар — рабочих местной мануфакту­ры и завода. В совокупности в Твери тогда насчитывалось всего около 300 мусульман. Но постепенно численность татар Твери начала расти за счет отходников — крестьян, переезжавших в город на заработки, в основ­ном из Сим­бирской и Нижегородской губерний.

Во второй половине XIX века в Твери образовалось несколько населенных татарами слободок. Вдоль дороги на Москву была Ямская, неподалеку от нее — Мещанская слобода. На старых картах Твери нет названия Татарская слобода, но исторический топоним Татарский переулок сохранился и сейчас. В этом районе между Татарским и Смоленским переулками располагалось компактное поселение татар: семьи ямщиков, рабочих и владельцев лошадей. С барж, кото­рые причаливали к берегу Волги, они возили товар на мукомольную фабрику братьев Коняевых  и обратно. Большей частью это были зерно, сахар и мука. Татары, не имевшие лошадей, занимались погрузкой и разгрузкой товаров. Часть татар-горожан, как и в столице, составляли старьевщики, чей колоритный образ запечатлелся в тверской краеведческой литературе.

У тверской общины начала XX века уже был свой имам — Хусаин Сеид-Бурхан, уроженец деревни Пица Нижегородской губернии. Лидером и меценатом общины в начале XX века был купец Фатих Ибрагимович Алышев, содержав­ший буфеты в Твери и на других станциях Николаевской железной дороги, но постоянно живший уже в Санкт-Петербурге. В Петербурге Алышеву принад­лежали буфеты на Николаевском и Царскосельском вокзалах. Именно Алышев первым решил выстроить в Твери мечеть — в память о своих покойных родных.

Мечеть

ул. Советская, 66

Томск

Томские татары (часть сибирских татар) составляют значительную часть населения Томской области. Сама история Томска началась с того, что в начале XVII века Тоян, князь татарского племени эушта, жившего на берегах Томи, попросил Бориса Годунова принять его народ в русское подданство. Было принято решение образовать город. История мусульманской общины Томска и сибирских татар в целом неразрывно связана с еще одной социокультурной группой — выходцами из Бухарского ханства. Крупные общины бухарцев существовали в Тобольской и Томской губерниях.

Татаро-Бухарская слобода (сейчас ее называют просто Татарской) образовалась в середине XVIII века. Сначала бухарцы и служилые татары селились к югу от крепости, на горе, получившей название Юрточная. Но город расширялся, и мусульман переселили в пойму реки Томи — Заисточье. Постепенно община росла, а в конце XIX века начала пополняться переселенцами из Пензенской и Нижегородской губерний.

К началу XX века Томск становится одной из точек обновления: здесь учрежда­ют Общество мусульман-прогрессистов, открываются джадидские мектебе, в том числе женские, выходит газета «Сибирия», ставятся спектакли. В совет­ское время активность общины сошла на нет.

Благодаря сохранившейся деревянной исторической застройке район Татарская слобода (или слободка) сейчас считается одной из главных достопримечатель­ностей Томска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)