Говорим о героях рассказа – их характерах, личностях, судьбах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорим о героях рассказа – их характерах, личностях, судьбах.



О Жанне

1. Сколько временных пластов «соединяются» в рассказе Жанны о своей жизни?

2.Что общего у Жанны с ее сверстниками? Каков круг их интересов? Что можно сказать о жизненных ценностях этого поколения?

3.Как вы думаете, что лежит в основе отношений Жанны и Вовки Шипоглаза? Жанна думает перед родами: «А любовь меня уже тогда и не волновала совсем»… Можно ли назвать отношения героев любовью?

4. Рождение ребенка – это осознанный шаг Жанны или случайность?

5.После рождения ребенка врач говорит Жанне, что теперь она должна привыкать к малышу, но она «никак не могла привыкнуть». Меняется ли ее отношение к ребенку на протяжении рассказа? Найдите в тексте аргументы, подтверждающие ваше мнение. 

6.Зачем автор включает в рассказ эпизоды, которые не имеют прямого отношения к главному сюжету, – об инвалиде-Толике и «чумазых детях» в ларьке?

7.Почему Жанна отказывается ехать во Францию?

8. Когда у героини появляется чувство ответственности и начинается взросление?

9.Жанна в конце рассказа остается одна с двумя детьми – инвалидом-соседом и сыном Сережей, делающим первые шаги. Как вы понимаете финал рассказа? Это обдуманный выбор героини, вынужденное подчинение обстоятельствам или просто незнание жизни?

10. Что отличает Жанну от других людей? Какими качествами характера она обладает?

11. В рассказе нет прямой характеристики Жанны, автора как будто не видно, «говорит» только героиня. Как вы считаете, каково отношение писателя к Жанне? Какие языковые средства помогают понять это отношение?

 

О Вовке Шипоглазе

1. Как и когда происходит первое знакомство Жанны и Вовки? Какими были их отношения в детстве?

2. Как складывается судьба Вовки после отъезда из города?

3. Когда Вовка впервые видит сына? Знает ли он, что Сережа – его сын?

4. С какой целью он возвращается в город, где живет Жанна? Какое значение приобретают для нее слова: «И больше ему в этом городе делать нечего»?

5. На каких условиях он готов забрать Жанну с ребенком в Москву и помогать сыну? Как вы думаете, что заставляет его это делать?

6. Мария Ремизова так пишет об особенности стиля писателя: Самые важные вещи у Геласимова всегда выявляются через диалог. Причем сами реплики… очень коротки и, если извлечь их из контекста, почти лишены информативного смысла. Очень часто персонажи просто переспрашивают друг друга, вычленяя из предшествующей фразы малозначительный… фрагмент, который… обретает дополнительный (а часто и противоположный) смысл…».

Перечитайте диалог Жанны и Вовки о переезде в Москву.  В какой момент возникает непонимание между героями? Почему оно возникает? Какой смысл вкладывает каждый из героев в свои слова?

7. Согласны ли вы со словами критика о предложении Вовки: «Это пример типичного для Геласимова qui pro quo («услуга за услугу»)… Здесь-то и… зарождается главный этический заряд — “непонимающий” словно знает какой-то еще более главный закон».

О каком «главном законе» идет речь? Что отличает Жанну от Вовки Шипоглаза?   Почему Жанна отказывается от переезда в Москву?

8. Обратите внимание на действия Жанны и Вовки Шипоглаза в конце рассказа. Жанна отдает телефон, по которому она может связаться с Вовкой, Толику, а письмо из Франции – Сереже. А Вовка « посмотрел на Сережку, на Толика. Перешагнул через них и вышел». (Проверьте значение выражения «перешагнуть через ………….» в словаре.)

Какое символическое значение приобретают эти действия в контексте рассказа?

  9. Какие качества вы считаете определяющими в личности Вовки Шипоглаза? Фамилия героя состоит из двух слов: «шип» («колючий», «острый» вырост у растений») и «глаз». Обратите внимание на фонетический облик сложного слова? Имеет ли фамилия отношение к характеру героя?

10. Как вы считаете, могла бы получиться настоящая семья у героев этого рассказа? Почему?

 

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли считать Жанну типичным представителем своего поколения, своего времени или она - исключение из правил? Является ли ситуация Жанны уникальной или автор показал «болезнь поколения»? 

2. Отношение к детям – показатель нравственного состояния общества. Каково отношение к детям в этом рассказе? Сколько «случайных семейств» и случайных, ненужных детей изображено в этом небольшом произведении?

3. А. Геласимов рисует в своем рассказе мир отчуждения, равнодушия, жестокости, лицемерия. Нуждается ли современный мир в милосердии? Возможно ли оно в нашем мире? Быть может, его проявление – это только слабость мягкого человека?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.)