Познакомьтесь с отзывами критиков, выскажите свое мнение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познакомьтесь с отзывами критиков, выскажите свое мнение



1. « Предмет изображенияв этом рассказе необычный – сознание и подсознание героя, или, как говорит Распутин, «второе представление» - «представление в представлении», оживляющееся тогда, когда герой, разбуженный каким-то странным, «томным, чистым, занывающим звуком», подобным «духновению «оттуда» (образ святого отца Александра Ельчанинова), отправляется на границу миров»[2]. (Н.С. Цветова). В каких произведениях вы встречались с изображением глубин человеческого сознания?

2. «Герой-повествователь (рассказчик) пытается обнаружить «единый смысл жизни» не во внешней, прагматически устремленной к определенной жизненной цели (например, к материальному процветанию или общественному лидерству), но и не в усвоении религиозных ценностей. Он решает стоящую перед ним задачу метафизически – в стремлении к гармонии собственного существования, что исключает антитезы «я» и «мы» (потому и нет необходимости в присутствии рядом с героем даже самих близких людей), «я» и «мир» (потому нет четких, реальных границ пространства). Распутин развивает новую сюжетную линию – «я» и «я»: «я» сегодняшний и будущий, внешний и внутренний, в реальном измерении и метафизическом» (Н.С. Цветова). Проследите, как развивается в рассказе этот сюжет.

3. Т.М. Вахитова так определяет смысл творчества В. Распутина: «Пристально вглядываясь в человека на пороге вечности Распутин прежде всего обращает внимание на свободу и ответственность, с которой тот завершает свои земные дела». Как эти черты художественного мира писателя отразились в этом рассказе?  

4. О рассказах В. Распутина А.Адамович писал: «Реальность страстно утверждаемой художником нашей человеческой неисчерпаемости… Человек в них – существо, себя самого удивляющее – глубинами, просторами, которые в нем сокрыты… И вдруг распахивается существо светоносное». Как постепенно открывается в рассказе глубина личности его персонажа?

Итоговые вопросы

1. Можно ли назвать рассказ «Видение» мистическим?

2. Как вы думаете, является ли это произведение писателя автобиографическим?

3.Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Я встал ночью»

Я ВСТАЛ НОЧЬЮ...

 

Я встал ночью с постели... Мне показалось, что кто-то позвал меня по имени... там, за темным окном.

Я прижался лицом к стеклу, приник ухом, вперил взоры - и начал ждать.

Но там, за окном, только деревья шумели - однообразно и смутно - и сплошные, дымчатые тучи, хоть и двигались и менялись беспрестанно, оставались все те же да те же...
Ни звезды на небе, ни огонька на земле.

Скучно и томно там... как и здесь, в моем сердце.

Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук и, постепенно усиливаясь и приближаясь, зазвенел человеческим голосом и, понижаясь и замирая, промчался мимо.
"Прощай! прощай! прощай!"- чудилось мне в его замираниях.
Ах! Это все мое прошедшее, все мое счастье, все, все, что я лелеял и любил, навсегда и безвозвратно прощалось со мною!

Я поклонился моей улетевшей жизни - и лег в постель, как в могилу.
Ах! кабы в могилу!

                                                                                                 Июнь 1879

         Какие мотивы в произведениях Тургенева и Распутина перекликаются. Близка ли их основная тональность?

2. Прочитайте фрагменты из воспоминания В.П. Астафьева «На сон грядущий».

Над рекой и над горными хребтами туман. Быть и быть еще дождю. «Унылая пора, очей очарованье…». Лучше нашего гения не скажешь, точнее его состояние души не выразишь.

Я один в деревенском доме. Натоплена печь, сварена каша, делать ничего не хочется. Грустные воспоминания подтачивают сердце, и все они там, в прошлом.

<….> Что же самое хорошее было в моей жизни? Лес, тайга, бесчисленные хождения по ней.

<….> Я люблю весну с босоногого детства, … но вспоминается чаще и щемливей в сердце все же осень с её пестрым празднеством и грустным расставанием с летом и теплом…

Когда трудно засыпается, а с годами это становится навязчивой и почти больной привычкой, я воскрешаю в себе прошлые видения. Вот неторопливо я иду по лесу, чутко вслушиваюсь и всматриваюсь в глубь его, замечая всякое в нем движение, взлет, вскрик… Иду, иду и сердце мое изношенное, больное тоже успокаивается, гуще лес, тише даль, наплывает сон.

О, тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле происходящие, что может быть и есть на земле прекраснее вас? Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на эту землю, спасибо судьбе за то, что <….> подарила въяве столь чудес, которые краше всякой сказки».

Похожи ли чувства, переполняющие лирических героев Астафьева и Распутина?

Что сближает эти произведения?

 

Литература

1. Семенова С. Валентин Распутин. М., 1987.

2. Котенко Н. Н. Ралентин Распутин. М., 1988.

3. Яновский Н.Н. Писатели Сибири. М., 1988.

4. Золотусский И.П. В свете пожара. М., 1989.

5. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги. Очерк жизни и творчества. М., 1999.

6. Большакова А.Ю. О вечно-девичьем в женской душе // Литературная учеба. 2002. № 1.

7. Курбатов В. Диагноз (О новом романе В. Распутина) // Литературная учеба. 2004. № 3.

8. Быков Д. Зори над распутьями // Новый мир. 2004. № 4.

9. Валентин Григорьевич Распутин. Биобиблиографический указатель. Сост. Э.Д. Елизарова. – Иркутск, 1986.

 

АНАТОЛИЙ КИМ

(р. 1939)

 

Анатолий Андреевич Ким – русский прозаик, сценарист, драматург, эссеист, переводчик. Его корейские предки переселились в Россию в XIX в. Он родился в сельской местности в Казахстане, куда были высланы его родители. Отец преподавал в школе русский язык, а мать – корейский. Спустя восемь лет семья вернулась на Дальний Восток – сначала на Камчатку, потом – на Сахалин.

А. Ким учился в художественном училище в Москве, сменил множество профессий (крановщик, художник-оформитель, мастер на мебельной фабрике, киномеханик), а в 1971 году окончил Литературный институт имени М. Горького.

Дебютировал А. Ким как поэт. Известность пришла к нему после первого появления его прозы в печати: сахалинский мир оказался для читателя привлекательным, экзотичным. Однако вскоре более отличительной чертой становится необычность мировосприятия, мироощущения.

В русской литературе 1970-х годов расширяется онтологический горизонт, она обретает бытийный масштаб. Обращаясь к мифу, фольклору, эпосу, истории, притче, такие писатели, как В.Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов размышляют над проблемами добра и зла, смерти и бессмертия, счастья и страдания, отстаивают нравственные ценности – совесть, милосердие, товарищество.

В книгах А. Кима сосуществуют два мира. Один – реальный, будничный – жизнь рабочего или рыбацкого поселка, глухой деревеньки, студенческого общежития. Другой – условный, где звериные натуры замаскированы под людей, человек легко перевоплощается в бульдога, львицу, дельфин ведет человеческий образ жизни, а правнук наяву беседует с предком. Условна индивидуальность, время и место. Смерть – просто выход в иную Вселенную. Любимые герои А.Кима – творческие личности, художники, они тоскуют, ищут взаимопонимания, выхода из одиночества. Идеалу, гармонии, силам света противостоят хаос, вражда, мещанство; преодолеть зло можно только любовью, творчеством.

Поэтика А. Кима – мифологизм, фантастика, сюрреализм – близка поэтике А. Платонова, М. Пришвина.

Критики относят произведения А. Кима к магическому реализму, условно-метафорической, натурфилософской ветви прозы, отмечают сопряжение в ней христианской и буддистской культурных традиций, соединение восточной философии и русского космизма. По оценке С. Семеновой, А. Ким предпринял «сложнейшее исследование отношений эволюционной триады: зверь – человек – высший Человек, ввел в литературу наших дней активно-эволюционное, ноосферное видение».

Анатолий Ким являлся членом редколлегий «Литературной газеты», журналов «Новый мир», «Роман-газеты», главным редактором журнала «Ясная Поляна», членом исполкома Русского ПЕН-центра; отмечен рядом литературных премий. Произведения А. Кима переведены на многие иностранные языки.

 

Сочинения:

Собрание сочинений в 6 тт.

Сборники: «Голубой остров», 1976; «Четыре исповеди», 1978; «Соловьиное эхо», 1980; «Нефритовый пояс», 1981; «Собиратели трав», 1983; «Белка», 1984; «Невеста моря», 1984; «Вкус терна на рассвете», 1985; «Избранное» 1988.

Повести: «Луковое поле», 1984; «Лотос», 1980; «Поселок кентавров», 1992.

Романы: «Арина», 1984; «Отец-лес», 1989; «Онлирия», 1995; «Сбор грибов под музыку Баха», 1997; «Близнец», 2000; «Остров Ионы», 2005.

 

БЕЛКА

(краткое содержание романа)

Живут четыре молодых художника, каждый, сталкиваясь с трудностями в жизни, пытается сохранить свой талант. Души героев проходят испытания: будет ли плоть одухотворена (и тогда откроется путь к высшей человечности, к взаимопониманию) или плоть погасит искру духа. Человеческие характеры и качества персонифицированы в животных. Главный герой, Белка, наделенный способностью перевоплощения, убежден, что в мире существует заговор зверей против всего человеческого. Они следят за человеком, расправляются с теми, кто непричастен к их миру. Сытой приземленности противостоит человек творящий; он может обрести бессмертие.

Белка рассказывает, обращаясь к вымышленной любимой женщине. В этом диалоге – главное движение книги, песнь о гибели из-за любви и о возрождении любовью.

В романе соединяются реальность и миф, психологизм и изоморфизм, лиричность и интеллектуальный анализ. Через всё произведение проходит сквозной для А. Кима тезис о взаимосвязанности всего сущего.

В 2005 году за роман-сказку «Белка» А. Ким был удостоен литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Выдающееся художественное произведение русской литературы».

 

Предтекстовые задания

 

1. Вспомните, в творчестве каких писателей в русской и мировой литературе действуют оборотни? Какова художественная задача этих произведений?

2. Прочитайте отрывок из романа. Подумайте, с какой целью обращается автор к теме оборотничества.

I. Расскажу об одном знакомом дельфине, который сбежал с Курского вокзалав Москве, ночью сиганул из цистерны, в которой его везли, и кое-как допрыгал до Москвы-реки.День-два проплавал он, вполне довольный необычностью своего нового положения и яркими красками незнакомого великого города. На третий день стало скучновато дельфину, ибо он по характеру был общительным и одиночества не выносил. Стал понемногу ночами вылезать на берег и приучаться ходить. <…> Он столь ловко воспользовался старым солдатским ремнем и шляпой, брошенными кем-то в реку, и так прищуривался, что его принимали, очевидно, за иностранца и особенного внимания на него не обращали. Однажды я столкнулся с ним нос к носу и от удивления присвистнул, но дельфин подмигнул мне и, приподняв кончик плавника, дал знать мне, чтобы я помалкивал, не привлекал внимания зевак. После этого он пристроился ко мне, взял под руку, и мы тихонько пошли по набережной.   - Дельфин, какими судьбами вы оказались здесь, - спросил я на том беззвучном эсперанто, которым пользуются все звери и птицы. - Теми же, очевидно, что и вы, сэр белка, - отвечал дельфин. - Но я все же лесной житель, и воздух земли мне не опасен,- говорил я.- Видите ли, - он в ответ, - я ведь тоже дышу воздухом, и у меня на затылке ноздря, а не жабры; но моя кожа, вы правы, долго не может пребывать на воздухе, она портится от этого, сэр, и я вынужден не отходить далеко от реки. Хочу вам признаться, безделье мне изрядно надоело. В питании я не ограничен, в Москве-реке, слава богу, водится еще рыбка, вода довольно чистая, <…> так что я жаловаться особенно не могу. Но мне скучно, и я хотел бы чем-нибудь заняться. - Что бы вы желали делать, сэр, - спросил я, к чему у вас склонности?- О, я с удовольствием стал бы продавцом в магазине живой рыбы,- сказал он.- Продавцом, - сказал я, - быть в наше время трудно без знания бухгалтерии, вы имеете хоть какое-нибудь представление об этой науке?- Никакого,- ответил он.- И я тоже никакого,- сказал я, - и мы оба рассмеялись.- А могли бы вы рисовать, - спросил я. - Рисовать? Нет, не пробовал, но можно попробовать, мне кажется, у меня есть склонность именно к этому занятию. На следующий день я принес с собою альбом и мягкий карандаш, и мы,усевшись на парапет, начали первый урок рисования. Мой ученик оказался весьма одаренным <…>.    И нарисовал дельфин великолепный плакат <…> "Мойте овощи и фрукты". Дельфин, правда, не знал, что это такое, овощи и фрукты, но мы зашли на рынок и я показал ему свеклу, морковку, грузинские привозные яблоки, лук и петрушку. Рисунок он сделал выразительный, с цветом справился просто великолепно, - он, оказывается, видел все в холодной гамме, и его плакат отличался от довольно беспомощных этюдов с натуры, как небо от земли. Плакат был принят, и дельфин вскоре получил свой первый гонорар. <…> Он был весьма рад, ибо я успел растолковать ему значение и назначение денег, и первый гонорар решил употребить на покупку одежды.- Я этим мог бы,- объяснил он, - продлить время пребывания на суше, ведь под одеждой не так быстро высыхала бы моя кожа. Что ж, пошли в магазин готового платья. Но тут явилась проблема; у дельфина не было ног и он не мог надеть обычные мужские брюки. <…> Ограничился тем, что купил меховой жилет, шарфик в клетку и шляпу. "При моем телосложении я могу обойтись и без штанов", - сказал он, с самодовольным видом поправляя старый, потресканный ремень на животе. Походка у него была довольно необычной, ведь он прыгал на одной ножке, но в столичной толпе, где бегало столько оборотней, иные далее на четырех ногах с копытами или когтями, появление дельфина ни у кого не вызывало удивления. А в новой шляпе, в жилете да с шарфом вокруг шеи дельфин смотрелся настоящим пижоном. Что ж, вкус у малого был, это стало ясно по тому, как он уверенно и вполне самостоятельно нашел свой стиль одежды, подчеркивающий принадлежность его к художественной среде. Мы зашли в гастроном, и на остатки денег дельфин купил себе килограммсеребристого хека, а мне - пакетик засахаренных орешков. - Жить вполне можно, сказал он, на ходу глотая одну рыбину за другой, я хотел бы сделать еще что-нибудь для вашего издательства, мистер Белка. Мы прошли на бульвар, сели на скамейку, я вынул из портфеля бумаги <…>.- А вот, мистер дельфин, на мой взгляд, подходящая для вас тема плаката: «Мой веселый звонкий мяч». Это упражнения с мячом для детей дошкольного возраста <…>.      И он сделал отличный плакат на голубом фоне, напоминающем море, где резвились с мячом маленькие дельфинята и коричневые детишки. Рисунок, плакатное решение, яркость красок - все это было настолько симпатично, что на худсовете* заинтересовались, кто художник. Я ответил, что он пока болен, сломал ногу и вынужден сидеть дома, а работы присылает мне через курьера. Кузанов, главный редактор издательства, выразил желание увидеть талантливого нового художника, когда тот выздоровеет.

Комментарий

I.

сигануть – быстро, сильно прыгнуть откуда-нибудь

выносить – иметь способность выдерживать что-либо; переносить, терпеть

столь – так

ловко – искусно, умело

прищуриваться – прикрывать веками глаза

столкнуться нос к носу (разг.) – неожиданно встретиться лицом к лицу

присвистнуть – слегка свистнуть, издать резкий, высокий звук

плавник – у водных животных: орган движения

помалкивать (разг.) – молчать, воздерживаясь от разговоров, высказываний

зевака (разг.) – тот, кто зевает (перен.) – глядит, наблюдает из пустого любопытства, ходя по улицам без дела

пристроиться (разг.) – занять место около кого-нибудь

эсперанто – искусственный международный язык

затылок – задняя часть головы

ноздря – наружное отверстие для дыхания

жабры – орган дыхания рыб

пребывать (книжн.) – долго быть, находиться где-нибудь

изрядно (разг.) – значительно, сильно

ограничить – поставить в какие-нибудь границы, сделать меньше

склонность – интерес к какой-нибудь деятельности; способность

представление – понимание, знание чего-нибудь

парапет – невысокая стенка, ограда вдоль чего-нибудь

холодная гамма – краски, близкие к цвету воды, воздуха

гонорар – плата за труд лиц свободных профессий

растолковать – подробно объяснить, сделать понятным

суша – земля в противоположность водному пространству 

жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов

телосложение – строение, форма тела человека

самодовольный – выражающий довольство самим собой

оборотень – в сказках, поверьях – человек, способный превращаться в другое существо

копыто – у некоторых животных: костный нарост на конце ног

коготь – острое загнутое костное вещество на конце пальца многих животных

смотреться (кем?) (разг.) - выглядеть кем-нибудь

пижон (разг.) – человек, очень занятый своей внешностью и одетый по последней моде

малый (разг.) – мужчина, человек (со словами, выражающими оценку)

среда – люди, связанные общностью профессии, занятий

хек – морская рыба

курьер – служащий, разносящий деловые бумаги; посыльный

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Лексико-грамматические задания

1. В тексте рассказа часто используются причастия. Замените простые предложения с причастным оборотом сложноподчиненным с союзным словом «который»: Он нашел свой стиль одежды, подчеркивающий его принадлежность к художественной среде.____________________________________________________________________А вот и подходящая для вас тема плаката. _______________________________________________________Он сделал отличный плакат на голубом фоне, напоминающем море.__________________________________________________________________4) Он ловко воспользовался старым солдатским ремнем и шляпой, брошенными кем-то в реку.____________________________________________________________________ 2. Употребите в предложениях местоимения: что-нибудь, что-то, какой-нибудь, какой-то, кто-нибудь, кто-то в нужном падеже.Дельфин решил, что ему необходимо _______________ заняться, найти ____________________ работу.Я спросил его, имеет ли он хоть __________________представление о бухгалтерии.Он выразил желание работать продавцом в ________________рыбном магазине.Мы решили купить ему ________________ одежду.Дельфин признался, что хотел сделать еще ____________для издательства. Мы решили показать плакаты, нарисованные дельфином, ___________из издательства. 3. В следующих предложениях употребите один из данных ниже глаголов движения с приставками в нужном времени. Обратите внимание на вид глагола и значение приставки: входить-войти, заходить–зайти, выходить-выйти, переходить–перейти, подходить-подойти, отходить–отойти, идти– пойти, приходить – прийти.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      1) Они ______________на рынок, чтобы дельфин мог узнать, как выглядят овощи. 2) Свой первый гонорар дельфин решил употребить на покупку одежды, и они ___________в магазин готового платья. 3) Они _________________ в разные магазины, прежде чем нашли тот, который был нужен. 4) Они _______________ улицу и ____________ к большому магазину одежды.5) Надо сказать, что они _____________ довольно большой путь, но дельфин нисколько не устал. 6) Наконец они __________ в гастроном и купили все, и дельфин купил себе килограмм рыбы. 7) Гуляя, они старались не _______________ далеко от берега реки.    4. В следующих предложениях замените форму изъявительного наклонения глагола формой сослагательного наклонения. Обратите внимание на то, как изменится характер высказывания. 1) Что вы желаете делать? -___________________________________ 2) Вы можете рисовать?- _____________________________________3)Я с удовольствием стану продавцомв магазине свежей рыбы.____________________________________________________________4) Я смогу продлить время пребывания на суше.____________________________________________________________5) При моем телосложении я могу обойтись и без штанов.____________________________________________________________

5. Объясните разницу значений глаголов: строить, построить, пристроить, пристроиться, устроить, устроиться – и употребите их в следующих предложениях:

Как автор ____________ свой рассказ?Он ____________ ко мне, и мы пошли рядом под руку. Дельфину самому не очень легко было_____________ на работу.Белке удалось ______________ дельфина на работу в издательство.

Проверьте, как вы поняли содержание

1.Каких событий можно было ожидать после вступления «расскажу об одном знакомом дельфине»? Оправдались ли ваши ожидания?

2. Как случилось, что на московской набережной появился дельфин?

3. Как чувствовал себя дельфин среди москвичей?

4. На каком языке беседовали дельфин и белка?

5. Кем сначала хотел стать дельфин? Почему его желание не могло исполниться?

6. Чем отличались плакаты дельфина?

7. На что герой потратил свой первый гонорар?

II. <…> Дело затруднялось тем, что редакция наша находилась довольно далеко от реки, потом - у дельфина не было никакого документа <…>. Допустим, я мог бы отдать свой диплом художественного училища, благо, что у меня был еще один, Полиграфического института. Но нужен был паспорт. Я Долго ломал голову, как быть, и наконец придумал. Мой знакомый, на чье имя до сих пор высылались гонорары дельфина, был человеком покладистым, хотя и пьющим. Я предложил ему за вознаграждение потерять паспорт, то есть отдать его мне, а самому заявить, что паспорт утерян, заплатить за мой счет штраф и получить новый документ. Он не задумываясь согласился, ибо безгранично доверял мне, и вскоре у дельфина был паспорт на имя Семена Никодимовича Нашивочкина. Даже фотографию не пришлось переклеивать - физиономия у настоящего Нашивочкина была столь неопределенной, что вполне могла сойти и за дельфина. Настал день, когда я, убедившись в полном усвоении дельфином всех моих инструкций, повел его в издательство. Введя перед началом худсовета к Кузанову, я представил нового художникаи, понизив голос, добавил с прискорбием: - Он немой, Павел Эдуардович. <…> - Но мне помнится, э-э, э-э, вы говорили, что он хромой? - вдруг осклабился главный, полуоборачиваясь к своему заместителю Крапиво.      - У него была сломана нога, это верно, - ответил я. – Он и теперь немного прихрамывает. - Значит, хромой, немой, но вполне герой? -- обратил наконец свой благосклонный взор Кузанов на дельфина. Тот <…> сразу уловил стиль главного редактора, всем сердцем воспринял его благожелательное барское хамство и решил подыграть ему: закивал головою, заулыбался во весь рот, разыгрывая простака, затем выпрямился и браво выпятил грудь. - Молодчина,- одобрил его Кузанов. -- Так и надо держаться, брат. Не унывать. Оптимистом быть. Как, Петр Сергеевич, подходит молодец? – вновь обратился он к заместителю. <…> - А что ж... - Вполне наш, я считаю, -- окончательно объявил свое решение Кузанов. -Идите в кадры и скажите: в штат,- бросил он мне через плечо. - Парень рисует лихо. Это была неслыханная удача! Чтобы вот так, с порога, и сразу в штатные художники! Я был, признаться, несколько удивлен. <…> Но дельфин воспринял все как должное. «А что, я ведь и на самом деле неплохой художник, - признался он,- и надо полагать, сэр, у вас такие на дороге не валяются». Я вначале не обратил внимания на самодовольство дельфина, но вскоре он окончательно зазнался, стал относиться ко мне покровительственно, весело свистел при встречах и фамильярно хлопал меня по плечу. И хотя жил он по-прежнему под Малым Каменным мостом, теперь часто отирался в редакции, где торчал целыми днями в коридоре, и смеялся, издавая резкий свист, в кругу лохматых, бородатых художников, рассказывающих вольные анекдоты. Я уже почти перестал навещать его, как бывало на набережной и кончились наши приятные прогулки вдоль Москвы-реки. Но однажды дельфин исчез и долго не появлялся, я начал беспокоиться о нем, к тому же была тема, которую я хотел отдать именно ему: "Рыбные блюда - просто чудо!" - очередной шедевр текстовика Петра Сергеевича Крапиво. Так и не дождавшись дельфина, я поехал его искать. Долго прохаживался по набережной. Когда я уже собирался уходить, раздался знакомый свист от реки, и я увидел внизу, под самой стенкой, своего приятеля. Он стоял по пояс в мелкой воде и делал мнекакие-то таинственные знаки. -Что случилось?" - спросил я. <…> - На, возьми деньги,- торопливо произнес он, -- и сбегай купи мне какие-нибудь брюки пятьдесят второго размера.  - Зачем тебе понадобились брюки (мы давно перешли от английских условностей на простое московское "ты")? - спросил я. - Не могу вылезти из воды, у меня выросли ноги, - был ответ.  - Как же это могло случиться?- Не знаю,- сказал он подавленно,- вероятнее всего, оттого, что я влюбился. - В кого?!- В Таню Поломарчук,- последовал ответ.- Ну и что? -- недоумевал я. - А вот то... и ноги выросли. - И, - начал я,- и... что же? <…>- Да, - произнес он стыдливым шепотом. <…> Я хохотал, бегая, как сумасшедший, прыгал, кувыркался через голову <…> и все не мог успокоиться. Наконец я успокоился и увидел, что бедняга стоит в воде и плачет, роняя крупные, как орехи, слезы на свою белую грудь. - Ну полно, полно, дружок, плакать-то зачем? - стал я успокаивать дельфина. - Сейчас пойду и куплю тебе штаны.- Иди, голубчик,- всхлипывая, отвечал он, -- спасибо... и ремень купи, и ботинки... Я ведь думал, - продолжал он сквозь рыдания, - что вернуськогда-нибудь в море. А теперь... - Не стоит огорчаться, дельфин, - сказал я. - Не ты первый, не ты и последний. Все мы собирались когда-нибудь вернуться в море или в лес, а вместо этого покупаем себе штаны с ремнем или с подтяжками... Вот так и случилось, что вскоре дельфин женился на Тане Поломарчук, девице из подвала, где находился плакатный архив и склад для бумаги. <…> В этом помещении один черт, наверное, знал, где что расположено, <…> но стоило сойти в подвал и позвать: "Кис-кис", - как из этой тьмы возникала Таня, в коротеньком синем халатике, под которым ничего не было, поджарая, с вертлявым корпусом, с буйными волосами, накрашенная под древних египтянок и, подобно им, склонная к свободному гетеризму.      <…> Наивный дельфин, ничего не понимавший, кроме того, что Татьяна была существом добрым и безотказным, попался в ее сети, безумно влюбился в жрицу подвала, и в результате у него выросли ноги. На этом метаморфоза его не завершилась - у дельфина вскоре прорезался человеческий голос, правда, писклявый, но вполне достаточный для того, чтобы объясниться и попросить руки Татьяны. В руке этой щедрой она не отказала, и вскоре <…> весь издательский коллектив гулял на свадьбе. Комментарий

ломать голову (разг.) – стараться понять, придумать что-либо трудное

покладистый – мягкий, уступчивый, готовый идти навстречу желанию другого

безгранично – здесь: полностью

физиономия – лицо, его общая характеристика

 сойти (за кого - что) – быть принятым, признанным за кого-то, что-нибудь

усвоение – понимание, запоминание

инструкция (чаще во множ. ч.) – правила выполнения чего-нибудь

с прискорбием (фраз.) – с большим сожалением, печалью

немой – неспособный говорить человек

хромой – человек или животное с больной ногой

осклаблиться (разг.) – широко улыбнуться

полуоборачиваться – поворачиваться не полностью, слегка

благосклонный – выражающий расположение, одобрение

взор – взгляд, выражение глаз 

уловить (перен.) – здесь: понять смысл чего-нибудь в чьем-нибудь поведении

благожелательный – выражающий расположение, доброжелательность

барский – такой, как у барина, господина

хамство (разг.) – грубость, высокомерие, нахальство в речи или поведении

подыграть (перен.) – приспособиться к чьим-нибудь вкусам, поведению

во весь рот (фраз.) – очень широко

разыгрывать – представлять, изображать собой кого-нибудь

простак (разг.) – простодушный, бесхитростный человек

браво – здесь: наречие к прилаг. бравый - о мужчине: крепкого сложения и мужественного вида

выпятить (разг.) – выставить, выдвинуть вперед

молодчина (в роли сказуемого) (разг.) – молодец; употребляется как похвала, одобрение

унывать – быть грустным, печальным

кадры (прост.) – отдел, который занимается оформлением специалистов на работу

штат – постоянные сотрудники учреждения

бросить (перен.) – сказать, произнести что-нибудь кратко, быстро

парень (разг.) – молодой мужчина

лихо (разг.) – искусно, легко

неслыханный – необычный, почти невозможный

удача – успех, счастливый случай

с порога (фраз.) – сразу, едва переступив порог

на дороге не валяется (фраз.) - не часто встречается

зазнаться (разг.) – держать себя важно, придавать себе большое значение

покровительственно – самоуверенно, свысока

фамильярно, наречие к прил. фамильярный (о человеке) – ведущий себя с другими слишком свободно, небрежно

отираться (прост.) – находиться где-нибудь без дела

торчать (разг.) – постоянно находиться где-нибудь без особой цели

лохматый (разг.) – непричесанный

вольный – здесь: нескромный, не совсем приличный

анекдот – короткий устный рассказ со смешным содержанием и неожиданным острым концом

шедевр – образцовое создание мастера, произведение искусства высокого качества

текстовик (спец.) – автор кратких текстов, поясняющих рисунок, плакат

прохаживаться – ходить не спеша взад и вперед

торопливо – быстро, поспешно

понадобиться – стать нужным, необходимым

условность – принятая, хотя и ненужная норма поведения

подавленно – печально, безрадостно, тяжело

недоумевать – не понимать

стыдливый – выражающий стыд, смущение, неловкость

шепот – очень тихая речь, почти беззвучная

кувыркаться – переворачиваться через голову

полно, част. – хватит, достаточно (совет прекратить что-нибудь)

голубчик (разг.) – ласковое обращение

всхлипывать – плача, невольно вздыхать

рыдание – громкий плач со всхлипываниями

огорчаться – печалиться, расстраиваться

подтяжки – здесь: предмет одежды; две полосы, ленты, которые перекидываются через плечи и поддерживают брюки

подвал – помещение под первым этажом, ниже уровня земли

архив – отдел учреждения, где хранятся старые документы

поджарый – худой

вертлявый (разг.) – слишком подвижный

корпус – тело человека

буйный – имеющийся в большом количестве

гетеризм (о женщине) – легкое поведение

безотказный (разг.) - всегда готовый выполнить просьбу

попасться в сети (фраз.) – здесь: попасть под влияние

жрица (перен., ирон.) (чего) – отдавшая себя служению чему-нибудь

метаморфоза – полное изменение кого-нибудь, превращение

прорезаться (перен.) – здесь: о голосе: появиться, возникнуть

писклявый (разг.) (о голосе) – очень тонкий, высокий

просить руки (фраз.) – просить согласия на замужество

щедрый – здесь: легко выполняющий просьбы

гулять (прост.) – здесь: веселиться

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Лексико-грамматические задания

 

1. Выберите правильно вид глагола и объясните свой выбор

1) Я почти перестал ___________ навестить - навещать) его, и ___________________ (кончились-закончились) наши приятные прогулки.

2)  Я ____________________(представлять – представить) нового художника главному редактору и _________________ (добавлять – добавить) с прискорбием…

3) Довольно долго я не _________________(видел - увидел) его и пытался искать, а в тот вечер вдруг __________________ (видел – увидел) в воде под стенкой набережной.

4) Он очень _____________________(огорчался – огорчился), когда понял, что уже не вернется в море, и даже _______________(плакал – заплакал).

5) «Не стоит __________________(огорчаться - огорчиться),- сказал я ему,- не надо _________________(плакать – заплакать).

6) Он стал часто _________________(бывать - побывать) в редакции и при встречах фамильярно_____________(хлопал - похлопал) меня по плечу.

 

2.Употребите деепричастие вместо выделенных глаголов. Если необходимо, измените конструкцию предложения.

1) Мой знакомый не задумывался, а сразу согласился отдать свой паспорт.___________________________________________________________

2)Я убедился в полном усвоении дельфином моих инструкций и повел его в издательство._________________________________________________________

3)Я представил нового художника, понизил голос и тихо сказал: «Он немой, Павел Эдуардович.»_________________________________________________________

4) Я так и не дождался дельфина и поехал его искать.

____________________________________________________________________

5)Я хохотал и бегал как сумасшедший …

___________________________________________________________________

6) Дельфин попал в сети Татьяны и безумно влюбился.

____________________________________________________________________

7) Когда Нашивочкин женился, он очень изменился.

                      Проверьте, как вы поняли содержание

 

1. Как сэр Белка помог дельфину устроиться на работу?

2. Почему дельфина так легко, быстро приняли в штат?

3. Как чувствовал себя герой в среде художников?

4. Как изменилось отношение дельфина к Белке после устройства на работу?

5. Почему дельфину пришлось покупать брюки?

6. Кем была избранница героя?

7. Какая еще метаморфоза произошла с дельфином, когда он влюбился?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.151 с.)