Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализируем язык и стиль рассказа
1. В рассказе можно легко найти диалектную лексику – слова, использование которых ограничивается определенной территорией: оборотиться, невесть, черед, морок, хороводиться… Как характеризуют эти слова героя-повествователя? 2. В этом произведении есть слова и обороты, которые создал сам Распутин – индивидуально-авторские слова, неологизмы: береговой расшир, конец дороги простохожий, дивный разукрас земли, последние листочки падают медленно, выкланиваясь и крылясь. Испотльзование этих слов украшает рассказ? усложняет его? оно оправдано? 3. Подчеркните в тексте наиболее яркие эпитеты (художественные, метафорические определения), которые делают изображение природы (пейзаж) красочным, запоминающимся. Можно ли подобрать синонимы для следующих эпитетов: остывающее солнце, толстокорые березы, отяжелевшее небо, тяжелы и душисты спутанные травы, мохнатые сосенки, янтарно сияющие избушки? 4. Что вы представляли, когда читали следующие фрагменты рассказа, каждый из которых является развернутой метафорой: оставить оттиск в душе; туго звенит; горчит воздух; «бабье лето» теперь помолодело; дождевая и ветровая трепка; земля порыжела и пригнула к себе травы; избы по деревням стоят присадисто – точно пустили на зиму корни; ель, тяжелая, с низко опущенным широким подолом? 5. Как вы понимаете выражение «жизнь на сухарях»? В прямом или переносном значении употребляется это словосочетание в тексте рассказа?
Проверьте, как вы поняли содержание рассказа 1. Как вы можете сказать о возрасте, семье, занятиях, интересах героя-повествователя? 2. В какое время года и суток происходят описанные в рассказе события? В какую историческую эпоху? 3. Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему? 4. Что заставило его отправиться в мистическое путешествие? 5. Кого встретил герой во время этого путешествия? 6. Можно ли по особенностям пейзажа определить, где странствует распутинский персонаж? 7. Изменилось ли настроение героя в финале рассказа? Почему рассказ завершается риторическим вопросом («если я спускался к мостику – станет ли после этого ночной звон ближе, настойчивей?»)? Какую функцию выполняет риторический вопрос в тексте?
Говорим о герое – его характере и судьбе
1. Есть ли в рассказе детали, которые помогут представить внешность героя, его образ жизни, отношения с окружающими людьми? 2. Найдите в рассказе черты героя, которые можно назвать автобиографическими. Какую из этих характеристик вы считаете центральной? 3. Какими чертами характера обладает этот человек? Можно ли его назвать жестким, мечтательным, склонным к мистике, фантазером, впечатлительным, нелюдимым, обиженным? 4. Как вы думаете, что может стать реальным источником звуков, которые стали по ночам беспокоить распутинского героя? Слышали ли вы когда-нибудь нечто подобное? Чем можно объяснить отсутствие таких слуховых галлюцинаций?. 5. Почему при описании персонажа Распутин обратил внимание на такую странность – «ему ни разу не удалось взглянуть на светящийся циферблат маленького будильника, стоящего совсем рядом на столике»? 6. Слушающего странный призывный звон героя мучает вопрос: «Что это? – или меня уже зовут?». Чей это зов? Куда? 7. Есть ли у распутинского героя желание продолжить свою земную жизнь? 8. Боится ли он смерти? Вопросы для обсуждения 1. Мы застаем героя в начале рассказа в его комнате. За спиной – таинственная дверь. В рассказе нет указания на историческое или бытовое время. Хотя на столике «светящийся циферблат будильника», герою никогда не удавалось разглядеть его. Какое время действительно важно для героя? В чьей власти оно находится? 2. Как правило, в осеннюю пору жизни взгляд человека часто направлен в лучшее, счастливое прошлое. А у героя «Видения» память словно отключена. В традиционной прозе второй половины двадцатого века (и в творчестве Распутина особенно) такие ситуации оценивались автором отрицательно. Здесь необычное душевное состояние героя подчеркивается деталью в описании комнаты. За его спиной находится массивная дверь с удобной бронзовой ручкой. Это деталь – приглашение, символ возможности оглянуться, сделать шаг назад. Но у повествователя не возникает соблазна принять это предложение. Почему герой отказывается от погружения в прошлое, подведения жизненных итогов? 2. В начале рассказа автор-повествователь признается, что когда-то он собственную жизнь воспринимал совсем по-другому, как «бесконечную даль с бесконечным же вкушением радостей». Теперь в состоянии души произошли серьезные изменения. С чем они связаны?
3. Что должен сделать, как должен жить человек, чтобы однажды оказаться «на месте, в себе»? 4. Финал рассказа выглядит так: «Хорошо, хорошо, - нашептываю я, и мне чудится, что под это слово я должен светиться точкой, заметной издали». В романе Гете избирательное «Избирательное сродство» каждый поступок юной Оттилии, наделен не только житейски-реалистическим, но и символическим смыслом. Она оставляет в своем дневнике запись: «А ведь, может быть, что когда-нибудь наш внутренний свет выступит из нас, так что нам и не надо будет другого». Видите ли вы близость символики Распутина и Гете? 5. У известного японского мыслителя, главы крупнейшего на Востоке буддийского общества, автора «теории отчуждения человека» Дайсаку Икэда есть притча. Она предупреждает об угрозе превращения создателей новейшей цивилизации в детали жесткого социального механизма. Эти детали подвергнутся унификации, человек потеряет свое истинное «я». «Дерево, росшее со дна реки, не будучи в силах противостоять течению, сломалось, всплыло на поверхность и поплыло по воде». Как вы понимаете это пророчество? 6. И.А. Бунин в философском этюде «Книга моей жизни», отвечал на вопрос «Какими качествами должны обладать люди, которых называют поэтами?». Он писал: «Все они отличаются все возрастающей с годами религиозностью… чувством своей связанности со всем многообразием и со всей гибкостью сущего». Как проявилась эта особенность поэтов в рассказе Распутина?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.) |