Анализируем язык и стиль рассказа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализируем язык и стиль рассказа



1. В рассказе можно легко найти диалектную лексику – слова, использование которых ограничивается определенной территорией: оборотиться, невесть, черед, морок, хороводиться… Как характеризуют эти слова героя-повествователя?

2. В этом произведении есть слова и обороты, которые создал сам Распутин – индивидуально-авторские слова, неологизмы: береговой расшир, конец дороги простохожий, дивный разукрас земли, последние листочки падают медленно, выкланиваясь и крылясь. Испотльзование этих слов украшает рассказ? усложняет его? оно оправдано? 

3. Подчеркните в тексте наиболее яркие эпитеты (художественные, метафорические определения), которые делают изображение природы (пейзаж) красочным, запоминающимся. Можно ли подобрать синонимы для следующих эпитетов: остывающее солнце, толстокорые березы, отяжелевшее небо, тяжелы и душисты спутанные травы, мохнатые сосенки, янтарно сияющие избушки?

4. Что вы представляли, когда читали следующие фрагменты рассказа, каждый из которых является развернутой метафорой: оставить оттиск в душе; туго звенит; горчит воздух; «бабье лето» теперь помолодело; дождевая и ветровая трепка; земля порыжела и пригнула к себе травы;  избы по деревням стоят присадисто – точно пустили на зиму корни; ель, тяжелая, с низко опущенным широким подолом?

5. Как вы понимаете выражение «жизнь на сухарях»? В прямом или переносном значении употребляется это словосочетание в тексте рассказа?

 

                      Проверьте, как вы поняли содержание рассказа

 1. Как вы можете сказать о возрасте, семье, занятиях, интересах героя-повествователя?

2. В какое время года и суток происходят описанные в рассказе события? В какую историческую эпоху?

3. Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему?

4. Что заставило его отправиться в мистическое путешествие?

5. Кого встретил герой во время этого путешествия?

6. Можно ли по особенностям пейзажа определить, где странствует распутинский персонаж?

7. Изменилось ли настроение героя в финале рассказа? Почему рассказ завершается риторическим вопросом («если я спускался к мостику – станет ли после этого ночной звон ближе, настойчивей?»)? Какую функцию выполняет риторический вопрос в тексте?

 

Говорим о герое – его характере и судьбе

1. Есть ли в рассказе детали, которые помогут представить внешность героя, его образ жизни, отношения с окружающими людьми?

2. Найдите в рассказе черты героя, которые можно назвать автобиографическими. Какую из этих характеристик вы считаете центральной?

3. Какими чертами характера обладает этот человек? Можно ли его назвать жестким, мечтательным, склонным к мистике, фантазером, впечатлительным, нелюдимым, обиженным?

4. Как вы думаете, что может стать реальным источником звуков, которые стали по ночам беспокоить распутинского героя? Слышали ли вы когда-нибудь нечто подобное? Чем можно объяснить отсутствие таких слуховых галлюцинаций?.

5. Почему при описании персонажа Распутин обратил внимание на такую странность – «ему ни разу не удалось взглянуть на светящийся циферблат маленького будильника, стоящего совсем рядом на столике»?

6. Слушающего странный призывный звон героя мучает вопрос: «Что это? – или меня уже зовут?». Чей это зов? Куда?

7. Есть ли у распутинского героя желание продолжить свою земную жизнь?

8. Боится ли он смерти?

Вопросы для обсуждения

1. Мы застаем героя в начале рассказа в его комнате. За спиной – таинственная дверь. В рассказе нет указания на историческое или бытовое время. Хотя на столике «светящийся циферблат будильника», герою никогда не удавалось разглядеть его. Какое время действительно важно для героя? В чьей власти оно находится?

2. Как правило, в осеннюю пору жизни взгляд человека часто направлен в лучшее, счастливое прошлое. А у героя «Видения» память словно отключена. В традиционной прозе второй половины двадцатого века (и в творчестве Распутина особенно) такие ситуации оценивались автором отрицательно. Здесь необычное душевное состояние героя подчеркивается деталью в описании комнаты. За его спиной находится массивная дверь с удобной бронзовой ручкой. Это деталь – приглашение, символ возможности оглянуться, сделать шаг назад. Но у повествователя не возникает соблазна принять это предложение. Почему герой отказывается от погружения в прошлое,  подведения жизненных итогов?

2. В начале рассказа автор-повествователь признается, что когда-то он собственную жизнь воспринимал совсем по-другому, как «бесконечную даль с бесконечным же вкушением радостей». Теперь в состоянии души произошли серьезные изменения. С чем они связаны?

3. Что должен сделать, как должен жить человек, чтобы однажды оказаться «на месте, в себе»?

4. Финал рассказа выглядит так: «Хорошо, хорошо, - нашептываю я, и мне чудится, что под это слово я должен светиться точкой, заметной издали». В романе Гете избирательное «Избирательное сродство» каждый поступок юной Оттилии, наделен не только житейски-реалистическим, но и символическим смыслом. Она оставляет в своем дневнике запись: «А ведь, может быть, что когда-нибудь наш внутренний свет выступит из нас, так что нам и не надо будет другого». Видите ли вы близость символики Распутина и Гете?

5. У известного японского мыслителя, главы крупнейшего на Востоке буддийского общества, автора «теории отчуждения человека» Дайсаку Икэда есть притча. Она предупреждает об угрозе превращения создателей новейшей цивилизации в детали жесткого социального механизма. Эти детали подвергнутся унификации, человек потеряет свое истинное «я». «Дерево, росшее со дна реки, не будучи в силах противостоять течению, сломалось, всплыло на поверхность и поплыло по воде». Как вы понимаете это пророчество?

6. И.А. Бунин в философском этюде «Книга моей жизни», отвечал на вопрос «Какими качествами должны обладать люди, которых называют поэтами?». Он писал: «Все они отличаются все возрастающей с годами религиозностью… чувством своей связанности со всем многообразием и со всей гибкостью сущего». Как проявилась эта особенность поэтов в рассказе Распутина?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.)