Анализируем язык и стиль  рассказа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализируем язык и стиль  рассказа



1. В рассказе Г.Корниловой встречаются описания природы. Найдите в них олицетворения. Как вы думаете, почему автор изображает природу столь «очеловеченной»?

2. А. Латынина отмечает: «Галине Корниловой интересно то, что некогда считалось признаком писательского мастерства, — неожиданные сравнения, яркие детали». Приведите из текста рассказа примеры такого рода.

3.  Образ моря возникает в рассказе несколько раз. Найдите, как описывается море с точки зрения главной героини; других людей.

Какие языковые средства помогают передать отношения персонажей к морской стихии?

4. К какому функциональному стилю их можно отнести следующие выражения: «двери спасательной станции заколочены по случаю закрытия сезона»; «утопленного тела не обнаружено»; «докладывать об утоплении»; «одежду заберем с собой. Вещественные доказательства»? Какова их роль в тексте?

5. Глаголы в русском языке обладают значительными экспрессивными возможностями. Покажите это на 2-3 примерах.

6. Какие глагольные формы передают жизнь морской стихии, ее напряженность, динамику и действия героини, уходящей в море? Как эти языковые средства выявляют близость героини и природы.

7. Как на лексическом и синтаксическом уровнях создается образ моря?

8. Как речевые характеристики двух героинь помогают раскрыть их психологический облик – человека одухотворенного и приземленного.

9. Найдите в рассказе о необыкновенной девушке лексику оценочного характера; как она связана с основной темой произведения.

10. Какая эмоциональная тональность является в этом рассказе преобладающей? как она помогает понять личность героини?

 

Проверьте, как вы поняли содержание рассказа

1. Где отдыхали женщины?

2. Куда и зачем поехали отдыхающие в субботу утром?

3. Почему женщины пришли на пляж поздно?

4. Чем была недовольна соседка?

5. Какая в тот день стояла погода?

6. Почему соседка не советует главной героине купаться?

7. Что услышала девушка на берегу моря?

8. Почему соседка побежала за помощью?

9.  Что происходило на берегу, когда героиня рассказа не вернулась?

10.  Как отнеслись к исчезновению девушки люди? Почему произошедшее с ней все называли «несчастным случаем»?

11.  Как чувствовала себя героиня после ухода в море?

12.  Почему она вернулась к тому же берегу через год?

13.  Почему героине стало скучно?

14.  Чем заканчивается рассказ?

Говорим о героях рассказа

О главной героине

1. Почему девушка мало разговаривает со своей соседкой, а иногда и отворачивается от нее?

2. Как чувствует себя главная героиня рассказа, когда приходит на пляж?

3. Какие чувства охватили ее, когда она вошла в море? Как их можно назвать одним словом? Как это характеризует девушку?

4. Как вы думаете, почему она помогла спасателю, который чуть не утонул?

5. Почему героиня рассказа решила не возвращаться на берег, к людям?

6. В рассказе девушка почти ничего не говорит. Как автор раскрывает ее жизненные ценности, особенности ее мироощущения?

7. Как вы думаете, почему слово «смерть» ни разу не используется в авторской речи по отношению к главной героине?

8. Так что же произошло с героиней рассказа? Как это можно определить с точки зрения самой девушки? других героев? автора?

 

 

О других героях

1. Чем интересуется соседка?

2. Какие чувства она чаще всего испытывает (в палате утром, на берегу, на пляже после несчастного случая…)?

3. Как вы думаете, почему соседка не слышит звон, идущий из глубины моря?

4. Как автор описывает ее поведение на пляже после несчастного случая? Как это характеризует соседку?

5. Мужчина в плаще-болонье, рассказывая об утонувшей год назад женщине, значительно преувеличивает факты. С какой целью автор использует гиперболу в его речи?

6. Чем похожи соседка главной героини и люди, беседующие на пляже год спустя?

7. Каково авторское отношение к этим героям? Какие средства художественной выразительности помогают это отношение передать?

 

Вопросы для обсуждения

1. Как вы думаете, что лежит в основе взаимного непонимания главной героини и окружающих ее людей? Каким словом можно назвать этот конфликт?

2. Противопоставление одухотворенной, глубокой личности и мира обывателей часто встречается в русской и европейской литературе. Приведите примеры произведений, в которых изображен подобный конфликт.

3. Для какого направления в литературе и шире – в искусстве - характерно раскрытие конфликта между творческой личностью и толпой, изображение ярких чувств и характеров, одухотворенной природы; героя, который «уходит» от серых будней в мир мечты и признает одну главную ценность – свободу.

4. Рассказ Леонида Андреева «Полет» - о летчике, который тоже сделал свой выбор и навсегда улетел от земли в бесконечное и прекрасное небо. Открытого конфликта героя с миром в рассказе Андреева нет: у Юрия Михайловича на земле остаются любящие и любимые жена, сын, друзья. Он - молодой, сильный человек, его уважают люди; полеты, которые он совершает – это воплощение детской мечты. Весь рассказ пронизан чувством счастья: «День полета начался при счастливых предзнаменованиях. Их было два: луч раннего солнца, проникающий в темную комнату, где спал с женой Юрий Михайлович, и необыкновенно светлый <…>, волнующий сон…».

 Прочитайте заключительный фрагмент из рассказа «Полет»:

 

«Только кратчайшее мгновение прошло, как отделился Юрий Михайлович от земли, а уже находился в мире ином, в иной стихии, легкой и безграничной <…>; и с ужасающей силой <…> почувствовал то волнующее счастье, что, как жидкость золотая и прозрачная, всю ночь и весь день переливалось в его душе и в его теле. Даже <…> от счастья слезы подступили к глазам <…> Что же такое милое я вижу? – подумал он. Что же такое милое я чувствую? <…>.

И с этой минуты он почти перестал смотреть на землю: она ушла вниз и далеко <…> со всей своей радостью и робкой, ненадежной земной любовью <…>

… вспомнилось милое лицо, <…> вспомнилось, как спала она (жена – М.Н.) тихо – возле, как дышала тихо – совсем возле; и как будто нашлось объяснение восторгу и любви. «Милая, - подумал он нежно <…>, - милая, я люблю тебя ужасно!» Так подумал он, и в следующее мгновенье забыл, - совсем и навсегда забыл, забыл о любимой. <…>

Задыхаясь от восторга, стиснув белые зубы, чтобы как-нибудь нечаянно не закричать, не петь глупостей, он широкими размахами пронизывал воздух <…>. Он уже давно забыл про себя, кто он и как попал в воздух, а теперь он снова стал звездою, сгустком яростного огня, несущимся в пространстве <…>

- О, какое волнение, - какое!

<…> На землю он больше не вернулся. То, что <…> низверглось с высоты и тяжестью раздробленных костей и мяса вдавилось в землю, уже не было ни он, ни человек, ни кто. <…> то уже не было Юрием Михайловичем Пушкаревым.

На землю он больше не вернулся».

 

- Что общего между героями двух рассказов? в чем можно почувствовать отличие?

- Чем является смерть для героев рассказов?

- Как вы думаете, почему Л. Андреев пишет о герое: «На землю он больше не вернулся»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.009 с.)