Анализируем язык и стиль рассказа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализируем язык и стиль рассказа.



1. В рассказе широко используется разговорная (елки-моталки, бедолага) и просторечная (городишь, маета) лексика. Какова роль этих слов в тексте?

2. В русском языке в особую группу выделяется лексика, употребление которой ограничено определенной территорией (местностью, районом) – диалектизмы (или областная, диалектная лексика). Например: «обутки», «кедрач». Какую информацию несут такие слова о герое рассказа?

3. В этом произведении Астафьева встречается сниженная лексика, грубые слова. Например: «дубнуло» (убило), «подыхаем» (умираем), «гробит» (убивает, уничтожает), «осатанел» (обозлился). Как вы думаете, оправдано ли использование такой лексики в художественном произведении? Естественна ли она в этом рассказе?

4. Своеобразие художественной речи Астафьева-«прозаика заключается в органичном сочетании народной речи и книжной стилистики» [Баруздин С.]. Приведите примеры таких сочетаний.

5. Астафьев выстраивает в рассказе синонимические ряды слов. Уточните значение некоторых из них в словаре. Как синонимы дополняют и расширяют значение друг друга?

Например: много нас таких идет, топает, тащится по… хлябям;

сознание вязнет и тускнеет;

ты насквозь смят, раздавлен, повержен;

на путь истинный наставить, довоспитать;

детстве… прошло, юность… пролетела, проходит молодость.

6. В рассказе описываются два мира: мир войны, на которой страдают люди, и мир искусства. В описании каждого из миров особую роль играют художественные определения (эпитеты). Найдите в тексте яркие, красочные описания, которые относятся к миру искусства и к миру страдания. Например:

Мир войны: земляной холод…

Мир искусства: слышу… прекрасную музыку…

7. В тексте встречаются риторические вопросы (это  фигура речи, представляющая собой вопрос, ответа на который не требуется Риторический вопрос применяется для усиления выразительности речи.

Например:

«Что же это такое? Неужели ко всему этому можно привыкнуть? Можно. Но нужно ли?»; «Кто украл мое детство?».

Какова функция этих вопросов в рассказе? Как они помогают понять состояние героя?

 

Проверьте, как вы поняли содержание рассказа

1. От чьего имени ведется повествование в рассказе? Что делает герой рассказа во время войны?

2. Какое время года описывается в рассказе? Какая стоит погода?

3. Как одет и обут герой? Как он себя чувствует?

4. Какое настроение у Павлуши и какое – у его друга? Почему?

5. Как Павлуша смог помочь своему другу?

6. Сравните, какое настроение окрашивает большую часть рассказа, а какое – финал. Как это можно объяснить?

  Говорим о героях рассказа – их характерах, личностях, судьбах.

1. Сколько лет героям этого рассказа?

2. Найдите в тексте рассказа описания их внешности (портреты). Как они раскрывают характер каждого из героев?

3. Где жили друзья до войны? Как вы думаете, зависит ли характер человека от того, где прошло его детство?

4. Можно ли назвать жизнь героя-повествователя (его детство и юность) до войны счастливой и легкой? Приведите примеры из текста. Чем объясняет рассказчик иной характер своего друга?

5. Какие испытания выпали на долю героя на войне?

6. Как проявляется личность главного героя в его размышлениях, самооценке?

7. Почему у героя-рассказчика нет больше желания жить?

8. Как подействовала музыка Чайковского на героя рассказа? Как вам кажется, каждый ли человек может так воспринимать, слышать музыку?

9. Когда герой слушает музыку, он думает, что «вместе с нею живут прекрасные люди прекрасной жизнью». Продолжите ассоциативные ряды:

война – смерть, холод…

музыка – жизнь, пробуждение…

10. Какая сила на войне оказывается спасительной? Чем стал звонок Павлуши для отчаявшегося героя?

Вопросы для обсуждения

1. Виктор Астафьев считал: «Надо не героическую войну показывать, а пугать ею — ведь война отвратительна! <…> И надо постоянно напоминать о ней людям, чтобы не забывали» («Русская мысль»). Однако в рассказе нет описания военных действий, боев, вражеской армии. Как Астафьев передал бесчеловечность войны, ее противоестественность? Достиг ли автор цели – «напугать войной»?

2. Как вы думаете, почему Астафьев показывает судьбу не офицера, не генерала, а рядового солдата, самого обычного человека?

3. Как вы считаете, судьба героя-рассказчика – типична или уникальна? Докажите примерами из текста.

4. Произведения, в которых передается тяжелый фронтовой опыт солдат, их физические и душевные страдания, называют «окопной правдой».

Вспомните других русских и европейских писателей, которые, как и Астафьев, были верны «солдатской правде» о войне. Какие из их произведений произвели на вас наибольшее впечатление?

5. Тяжелое состояние героя определяется не только болезнью и тяготами войны. Что еще тяготит героя, какие вопросы он задает сам себе?  

Есть ли в рассказе ответ на эти вопросы? 

6.Как вы думаете, почему слова друга оказались бессильны, а прекрасная музыка заставила героя задуматься о жизни и «пожалеть себя и свою жизнь»?

7. Прочитайте фрагмент стихотворения Осипа Мандельштама Silentium (Молчание):

 

                            … Да обретут мои уста

                           Первоначальную немоту –

                           Как кристаллическую ноту,

                           Что от рождения чиста.

 

                           Останься пеной, Афродита,

                           И, слово, в музыку вернись,

                           И, сердце, сердца устыдись,

                          С первоосновой жизни слито.

 

Как вы понимаете призыв поэта: «слово, в музыку вернись»?

На ваш взгляд, почему для Мандельштама музыка - первична, а слово - вторично?

Почему поэт считает музыку одной из первооснов мира?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.009 с.)