Говорим о героях - их характерах, судьбах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорим о героях - их характерах, судьбах



                                  О Дельфине

                                                                           

 

1. Как, в чём проявилась одаренность дельфина?

2. Когда впервые может возникнуть сомнение в прочной нравственности героя?

3. В какой момент в дельфине проявились черты неблагодарного человека? приспособленца?

4. Как изменилось отношение героя, принятого на постоянную работу, к другу?

5. Что оплакивал дельфин, стоя по пояс в воде?

6. Какие способности помогли герою легко войти в новую среду?

7. Какие свойства натуры открылись в герое после женитьбы?

8. Найдите авторские ремарки, определяющие суть произошедших в дельфине перемен.

9. Сравните язык и манеру речи дельфина в трех эпизодах:

а) первая встреча с Белкой: видите ли, вы правы, я вынужден, хочу вам признаться;

б) в воде под мостом: голубчик, спасибо;

в) диалог Нашивочкина и подчиненного, нарушившего инструкцию: уважаемый; будете отвечать своим карманом; эта мера удержит вас от своеволия.

Как меняется тон героя, его лексика? Как по изменениям в речи можно понять перемены, произошедшие с ним?

10. Какие лучшие свойства натуры утратил герой, делая успешную карьеру?

 

О Белке (рассказчике)

 

1. Какие черты характера Белки проявились при первой встрече с дельфином?

2. Что в дельфине казалось Белке привлекательным?

3. Какое участие принял Белка в судьбе нового знакомого? Почему ему хотелось помочь дельфину?

4. Как терпимость и доброта Белки проявились, когда дельфин долго не появлялся?

5. Что в поведении нового художника вызвало у Белки глубокое разочарование?

6. Что в поведении начальства и дельфина неприятно, кажется неприличным для Белки?

7. Почему Белка в конце данного фрагмента не только испытывает горечь, но и смеётся?

8. Что можно сказать о рассказчике, его принципах? Сильная он личность или слабая? Легка ли его жизнь?

Итоговые вопросы

 

1. Что можно главному герою простить, а чего – нельзя? Где в жизни грань, отделяющая естественное желание успеха от компромисса, предательства друзей?

2. О каких испытаниях, ожидающих каждого, говорится в этой главе романа?

3. Какие силы, душевные и нравственные свойства противостоят в этом повествовании?

4. Что вы думаете о художниках – это обычные люди или нет? Почему автор выбрал для героя именно эту профессию? Как это заостряет проблему нравственного выбора?

5. Какой комплекс проблем содержит история о дельфине?

6. Назовите произведения реалистической литературы (И. А. Гончарова, А.П. Чехова, Ю. Трифонова и др.), в которых также показано нравственное падение героя в обычных, не экстремальных ситуациях.

 

 

Литература

1.БальбуровЭ. Поэтический космос Анатолия Кима// Гуманитарные науки в Сибири. Серия филолог. 1997 № 4.

2.Бондаренко П.Г. «Московская школа» или эпоха безвременья. - М., 1990.

3.Грушевская В.Ю.Условность субъективной организации в творчестве А.Кима //Русская литература20-21веков:направления и течения.Вып.9-Екатеринбург, 2006.

4.Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художеств. миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. - М., 1999.

 5.Любимов И. Печать тайны // А.Ким С.соч. в 6 т. Т.1

6. Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. – М., 2003 г.

7.Смирнова А.И.Русская натурфилософская проза второй половины 20 века. Учебное пособие. - М.2009

8.Темирбулатова А.Б. Человек, пространство и время в прозе А.Кима // Известия корееведения в Центральной Азии – 2007, № 10.

9. Цветов Г.А. Портрет Анатолия Кима на фоне корейских гор и русской литературы // О близком вдалеке. – Сеул, 1996.

БОРИС ЕКИМОВ

(р. 1938)

 

 

   

 

 

Борис Петрович Екимов родился на севере Сибири, в Игарке, в семье служащих. Но уже через год, после смерти отца, семья переехала в Казахстан, а в 1945 – в Калач-на-Дону; с тех пор жизнь и творчество Екимова прочно связаны с донской землёй. Окончив среднюю школу, он служит в армии, овладевает специальностями токаря, слесаря, наладчика, электромонтера, работает учителем труда в сельской школе.

В середине 60-х годов Б. Екимов входит в литературу как автор рассказов о современных рабочих; уже в первых его книгах преобладает нравственная, духовная проблематика, а чёткая этическая позиция сочетается с психологизмом. В 1976 году Б. Екимов принят в Союз писателей, в 1979 – заканчивает Высшие литературные курсы.

В 80-ые годы в творчестве писателя сложился свой тип героя – сельского жителя, для которого труд на родной земле – и привычка, и смысл жизни, и вдохновение, радость. Утверждая идею самоценности жизни, автор любовно описывает повседневные заботы ничем не примечательных людей. Исследователь народного характера, Б. Екимов выделяет в нём крепкий нравственный стержень, надёжность, чувство ответственности, сострадание ближнему, способность осмыслить закономерности бытия. Проза Б. Екимова открывает читателю простые, чистые, мудрые основы народного уклада жизни, делающие её достойной уважения. Вопросы становления личности, связи поколений, памяти придают произведениям Б. Екимова философское звучание, выводят за границы «деревенского» направления. Критики признают прозу Б. Екимова одним из самых честных, точных свидетельств того, как жили люди в России последние 20 лет. Писатель не избегает изображения острых современных конфликтов в национальных и социальных отношениях. Он видит, как размываются в людях нравственные основы. Остро ставит вопрос о непомерной цене очередных крестьянских реформ.

Стиль Б. Екимова отличается ясностью, лаконизмом, выразительностью деталей; речь героев богата поговорками, пословицами, диалектными оборотами. Особенность таланта писателя позволяет отнести его творчество к великой традиции русского реализма XIX века; его имя соотносят с именами И. Гончарова, И. Тургенева, Л. Толстого, Г. Успенского, А. Чехова. Из современников он близок М. Шолохову, Ф. Абрамову, В. Шукшину.

Б.П. Екимов удостоен многих литературных премий, в том числе – Государственной премии РФ (1999). В 2008 году стал лауреатом премии Солженицына – «за остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка».

 

 

Сочинения: Родительский дом. Роман. 1989.

Избранное: в 2-х тт. Волгоград, 2000.

Пиночет. Повести и рассказы. 2000.

Набег. Рассказы. 2001.

Ночь проходит: повести, рассказы. 2002.

Родительская суббота. 2006.

Предполагаем жить. Повесть // «Новый мир», 2008, № 5-6.

 

 

"НЕ РУГАЙ МЕНЯ..."

 

Старый наш дом размерами невелик: кухонька в одно окошко, по обе стороны кухни - тесные комнатки. Дверные проемы - с нехитрыми шторками. Секретов за ними не удержать.

Обычно, во времена прежние, в холодную пору, вся жизнь текла на кухне, возле теплой печки да обеденного стола. Там готовят еду, там обедают, ужинают, там и гостей принимают в будни: соседка забежит, кто-то заглянет мимоходом.

У меня в старом доме - место насиженное: в горнице стол. На нем бумаги да книги. Перед глазами - два окна на улицу. Вижу, кто к нам идет, а кто мимо проходит. За спиной - кухня, там - жизнь обыденная. Слышу ее, порой вмешиваюсь.

Два случая. Между ними - срок долгий, почти жизнь.

Первый - совсем давний. Тогда наш Петя был маленьким. Учился в третьем, а может, в четвертом классе. Ждали его к обеду. А главное, для какого-то дела. Уговорились заранее, что в этот день он вернется из школы сразу после уроков, нигде не задерживаясь. Ждали да ждали, а его нет и нет. Как говорится, все жданки проели. Я уж начинаю злиться. А матушка моя - человек и вовсе серьезный. Пети нет, она меня точит:

- Это ты виноват. Приучил, он никого не слушает. Никакой ответственности. Надо с детских лет. Надо...

И прочие слова. Она их много знает.

Ждем его и ждем, ждем да поджидаем.

Наконец вижу: мчится наш ученик. Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.

- Летит... - сообщил я матери.

- Я ему сейчас устрою прилет, - говорит она.

По голосу понимаю, что дело серьезное. И конечно, она права. Взрослые ждут. Специально ведь предупредили. А он, видите ли...

Калитка - настежь, быстрые шаги на крыльце. Я навстречу ему не поднялся, остался в горнице, за столом. Пускай мать встречает, она это умеет лучше меня.

- Тебе что было велено... - начала было мать, но перебил ее, конечно же, виноватый, с захлебом голос:

- Не ругай меня, пожалуйста, ладно?..

И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. Она порою ругаться мастер. Особенно под горячую руку. А мне жалко стало - уж больно он хорошо попросил: "Не ругай, пожалуйста..." - не испуг, а лишь искренняя просьба. Мальчишеская, детская: "Не ругай".

Я поднялся и вышел на кухню. Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто - нараспашку, волосы - дыбом, на лице и в глазах - наивная детская просьба: "Не ругай". Все так ясно было, что помощи моей не понадобилось.

- Не ругай... - повторила мать и тоже улыбнулась. - Ну, ладно. Тогда не будем ругать.

Я вернулся в горницу, к своему столу.

Прошло много и много лет. Тот случай, конечно, давно забылся. Сколько было всего, и доброго, и несладкого, - жизнь течет. Матушка моя состарилась, Петя вырос. В старом доме теперь мы проводим лишь теплое лето. А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.

И вот похолодало, месяц - сентябрь. Пора "на крыло". Сборы наши недолгие. Обычно все оставляем. Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. Вот и мать наша собирается будто навсегда. Этот узелок у нее с больничной одеждой. "Вдруг меня в больницу заберут, - пугает она. - Тут все приготовлено: халат, белье". Другой узел серьезнее - "смертный". "Начнете искать... А здесь все готовое: нижнее, верхнее, платок, чирики". И еще один узел похоронный: красная материя на гроб, черный креп, полотенца, на каких гроб нести, платки, какие раздавать, - все как положено.

Словом, для матери переезд - дело серьезное. Готовится к нему долго. А тут еще надо со всеми прощаться: Фрося да Лида, Гордевна да Шура. Ко всем зайти, поговорить напоследок. Может, и увидеться уже не придется. Долгая зима, а жизнь - на излете.

Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать еще два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. Потом за ней приезжаем. Тогда уж и дом на запор.

Вот и нынче - уехали, матери назначили срок. Петя - человек уже взрослый, закончил институт, работает, на машине рулит. Подъезжаем с ним в назначенный день. Мать на нас машет руками: "Не собралась, не успела, куда вы меня торопите..." Отложили отъезд. Бог с тобой, собирайся спокойно.

Через день - та же песня: "Гордевну не видала, к Фросе не заходила... И кой-чего надо..." Я молчу, привык, а Петя ее поругивает: мол, копошишься, два халата не сложишь, так можно и до снега, с работы другой раз отпрашиваюсь. Поворчал он, мать признала вину. Но отъезд все же отсрочили.

И вот новое утро. Подъезжаем. Пасмурно уже, зябко. Дом нахохлился. Кое-где у соседей дымки из труб. Подтапливают. Осень.

Вошли в дом. А у матери только-только самые сборы. Опять все богатства свои разложила. Без слов видно, что не готова.

Я лишь головой покачал, охнул. А Петя, он молодой, горячий. И ведь верно: у него - работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезет. Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.

Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:

- Не ругайте меня, пожалуйста.

От тихих слов ее, видно, не только мое дрогнуло сердце. Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:

- Ладно, не будем тебя ругать.

Господи, как же она постарела, наша мать! Высохла, согнулась. А какая была... И ростом, и статью. А характер... Куда что делось. Человек я - тоже немолодой. Повернулся, ушел в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.

Вот она, жизнь. Вроде и не больно короткая, а все равно на один огляд.

Комментарий

проём – отверстие в стене дома для двери, окна

шторка – небольшая занавеска

нехитрый – здесь: простой, скромный

горница (диал.)– здесь: чистая половина крестьянской избы

обыденный – обыкновенный, обычный

все жданки проели (фраз., прост.) – устали ждать кого-н., чего-н.

точить (разг.) – перен. кого – беспрерывно упрекать, поучать

устрою прилёт – проучу, накажу (угроза)

калитка – дверца в заборе, в воротах

настежь, нареч. – раскрыть широко (об окне, двери, воротах)

голос с захлебом (разг.) – с перерывами от волнения, плача

под горячую руку (разг.) – в минуту, когда кто-то очень сердит, раздражён

больно – здесь наречие (прост.) – очень

нараспашку, наречие (разг.) – в расстегнутой одежде

дыбом, нареч. (разг.) – о волосах, поднятых вверх

заосенеет, обл. – глагол от сущ. осень – начнется осень

пора «на крыло» - пора готовиться к отъезду

насиженное место (разг.) – место работы или жительства, к которому кто-нибудь привык

стронуть – сдвинуть, переместить

чирики (диал.) – простая обувь

напоследок, наречие (разг.) – под конец, в завершение чего-либо

жизнь на излете – жизнь заканчивается

копошиться (разг.) – делать что-либо медленно

дом на запор – закрыть дом на долгое время

ворчать – поворчать – говорить сердито, недовольно

отсрочить – перенести на другое, более позднее время, на другой срок

зябко, наречие (разг.) – холодно

дом нахохлился (разг.) – дом выглядит хмурым, неуютным, печальным 

дрогнуло (сердце) – о моменте, который вызвал волнение, тревогу

стать – здесь: о видной, крепкой фигуре.

настывший (разг.) – ставший за какое-то время холодным

на один огляд (разг.) – очень короткий

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

 

Лексико-грамматические задания

1.Употребите предлоги, подходящие по смыслу (от, из, к, на, после, из-за, с, по, через, за). Поставьте слова из скобок в нужном падеже. Возможны варианты.

1) Два окна в горнице выходят _____________________(улица).

2) Маленький Петя _____________________(школа) не сразу пришел домой и опоздал_______________________(назначенный срок).
3) Отец и бабушка долго ждали его ________________(обед) и не садились_______________(стол). 

4) ___________________ (голос матушки) я понял, что дело серьезное.
5) Много лет прошло __________________(этот случай), но я хорошо помню выражение лица маленького Пети и его просьбу: «Не ругай…»

6) Услышав просьбу сына, отец поднялся _________ (стол).
7) ____________(теплое лето) наступил сентябрь, похолодало.
8) Старая мать долго готовится _______________ (переезд в город).
9) Поняв, что бабушка еще не готова ____________(отъезд), Петя решил приехать ______________(она)________________(день).

10) Пете трудно отпрашиваться ________________(работа) несколько раз.

11) Мое сердце дрогнуло_________________(ее слова).

 

2. Вспомните, какое значение могут передавать глаголы совершенного вида в форме инфинитива (в предложениях, выделенных курсивом):


Дверные проемы - с нехитрыми шторками. Секретов за ними не удержать. Значение: невозможно удержать секреты.

Старой матери не собраться в дорогу быстро. Значение: Старая мать неможет собраться в дорогу быстро.

Пете не дождаться, когда бабушка соберется в дорогу. Значение: Петя не может дождаться, когда бабушка соберется в дорогу.

 

Замените данные ниже личные конструкции на безличные предложения с глаголами совершенного вида в инфинитиве со значением невозможности совершения действия (не забыть, не понять, не увидеться, не вернуть). Что, кроме глагола, изменяется в предложении?

1) Автор не может забыть одного случая в своей жизни.2) Петя не может понять медлительности своей бабушки. 3) Бабушка думает, что она уже не сможет увидеться со своими соседками. 4) Герой рассказа думает о том, что он уже не может вернуть молодости своей матери.

3. Обратите внимание на форму глагола (3 лицо множ. ч.) и структуру неопределенно-личных предложений. В каких случаях их смысл можно передать по-другому, указав действующее лицо?

1) Подтапливают.

2) Вдруг меня в больницу заберут.

3)Там готовят еду, там обедают, ужинают, там и гостей принимают в будни.
4) В молодости плохо понимают заботы старых людей.

4. Вставьте в предложения обстоятельства времени: «в прежние времена», «в холодную пору», «в сентябре», «нынче», «каждый день», «через день», «в тот день», «целую неделю».

1) Я вспомнил один случай из Петиного детства. _____________ он вернулся домой с большим опозданием и бабушка хотела его наказать.

2) Когда-то, _________________, жизнь в деревенских домах сосредоточивалась около печи, где и готовили, и ели, и грелись.

3) Обычно ______________________в домах начинают топить печи.

4) Каждый год __________________семья переезжала в город, а __________________ бабушке очень трудно быстро собраться в дорогу.
5) Мать уже _________________собирается в дорогу, но еще не все вещи собрала и не со всеми попрощалась.

6) Дети заезжают за матерью почти ____________________, но не могут увезти ее из деревенского дома.

5. Передайте содержание подчеркнутых простых предложений одним сложным, используя временные союзы: когда, после того как, как только, пока. Возможны варианты.

1) Мы ждем Петю. Матушка меня точит: - Это ты виноват…

2) В старом доме теперь мы проводим лишь теплое лето. Заосенеет - сразу переезжаем на городскую квартиру.

3) Мы уезжаем. Мать еще два-три дня, а иногда неделю на старом месте копошится.
4) Отец с Петей вошли в дом. Они сразу увидели, что мать не готова к отъезду.
5) Мать тихим голосом попросила Петю не ругать ее. Я понял, как она постарела, как изменился ее характер и как коротка наша жизнь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.054 с.)