Познакомьтесь с отзывами критиков, выскажите свое мнение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познакомьтесь с отзывами критиков, выскажите свое мнение.



1. «Среди человеческих качеств Екимов особо выделяет совесть. Екимов здесь конкретен и категоричен: есть совесть или нет её – вот основа его этики, по которой человечность в человеке проверяется его отношением к привычным, самым необходимым в повседневности ценностям» (Я. Удин). Сопоставьте высказывание критика с содержанием прочитанного рассказа. Как, в какие моменты проявляется совестливость во всех трех героях?

2. В. Сердюченко считает, что с русскими писателями реалистического направления Б. Екимова сближает «общий пафос его дарования: демократизм, народность, абсолютная правдивость, нравственная чистота авторской позиции и, что главное, изобразительный талант». Согласны ли вы с этим мнением?

3. Тот же критик противопоставляет Б. Екимова модным литературным именам, видит его роль в том, что он «уравновешивает всю больную, исписавшуюся, лишившуюся царя в голове современную российскую словесность» (там же). Если вы знакомы с русской литературой последних лет, скажите, чем отличается позиция и художественная манера Екимова? Согласны ли вы с критиком?

 

Итоговые вопросы

1. Какие стороны жизни в большей степени занимают писателя в этом рассказе (социальные, нравственные, философские, психологические)?

2. Как показана здесь связь поколений? Объясните название рассказа.

3. Какая интонация преобладает в рассказе? Можно ли назвать его сентиментальным?

4. Какие мотивы сближают рассказ с русской классикой?

 

Литература

 

1. Арзамасцева И.Н. Екимов Борис Петрович // Русские писатели ХХ века. Биографический словарь. – М., 2009. – с. 196-198.

2. БольшаковаА.Ю.Феномен деревенской прозы //Русская словесность1999 № 3 - С.15-19

3. Бондаренко В.Г. Борис Екимов // Бондаренко В. Г. Дети 37 года. – М., 2001.

4.Великанова И.В. Поэтика прозы Б.П.Екимова Дисс....к.ф.н.-Волгоград,2004

5.Кожевникова С.В. Творчество Б.Екимова: динамика деревенской прозы последней трети 20 в. Дисс...к.ф.н.- Магнитогорск,2002

6.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. В 3кн.-М.,2001

7.Мокрова М.В. Жанр рассказа в творчестве Б.П. Екимова: традиции и новаторство. Дисс...к.ф.н.-Волгоград,2003

8.Сердюченко В.Л. Русская проза на рубеже третьего тысячелетия//Вопросы литературы 2000 -июль-август. - С.77-97

9.Славникова О. Деревенская проза ледникового периода//Новый мир 1999 № 2 С. 198-207

10. Я. Удин. Борис Екимов // «Волга», 1988, № 3, с. 130 – 141.

 

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ

(р. 1951)

 

 

Татьяна Никитична Толстая родилась в Ленинграде, в семье с богатыми культурными традициями. Её дед по отцовской линии – известный русский писатель ХХ века Алексей Толстой, бабушка – поэтесса Наталья Крандиевская. Другой дед – Михаил Леонидович Лозинский – поэт-акмеист, переводчик «Божественной комедии» Данте, произведений Мольера, Шекспира и многих других. Сестра Наталья Толстая – была преподавателем шведского языка в Петербургском университете, писательницей. Брат Иван Толстой – филолог, историк эмиграции. Татьяна Толстая говорит: «От семьи у меня всё: пиетет к подлинной культуре, вкус к хорошей литературе».

Т. Толстая окончила отделение классической филологии Ленинградского университета. В начале 80-х гг. переехала в Москву, работала в издательстве «Наука». В 1983 г. в журнале «Аврора» был опубликован ее первый рассказ – «На золотом крыльце сидели», давший название и первому сборнику. В середине 80-х годов было написано и опубликовано около 20 рассказов. Татьяна Толстая становится одним из самых признанных и читаемых авторов. Её герои – обыкновенные, незаметные люди, в результате различных «грустных обстоятельств» - болезней, несчастья, ошибок не дождавшиеся своего счастья. Несмотря на интонацию – часто насмешливую, ироническую – автор сочувствует своим героям, жалеет, понимает их. Для поэтики Т.Толстой характерны соединение психологизма с гротеском, точности рисунка – с полетом фантазии, меткость, свежесть определений, необычность словосочетаний, сложность метафор. Критика отмечала влияние на творчество Т. Толстой Ю. Тынянова, В. Шкловского, А. Ремизова; её называли наследницей И. Бунина, В. Набокова, Ю. Казакова, А. Битова, Ю. Олеши, И. Бабеля.

В романе Т. Толстой «Кысь» (2000) действие происходит в России через 200 лет после Взрыва. На месте, где когда-то была Москва, находится поселение, в нем живут мутанты, перерожденцы, почти забывшие язык, отброшенные в культурном отношении на сотни лет назад. Лишь небольшой слой людей – «прежние» - пытаются сохранить память об истории, литературе, духовных ценностях, но сталкиваются с агрессивным невежеством масс и ненавистью лгущих властей. Роман, как и все творчество Т. Толстой, интертекстуален, насыщен явными и скрытыми цитатами из фольклора, литературы – от Библии до Окуждавы. Многие реалии, гротескные сцены отсылают нас к недавнему советскому прошлому, но, в отличие от других постмодернистов, цель автора – не развенчать ушедшую идеологию, а привлечь внимание к актуальным современным проблемам – отношению народа и власти, ответственности интеллигенции, бедственному положению культуры.

Эссе, очерки, статьи Т. Толстой собраны в сборниках «Сестры» (совместно с Н. Толстой), «Личное», «Изюм».

В 90-ые годы Т. Толстая преподавала русскую литературу в колледжах и университетах США. С октября 2002 г. – соведущая (с Дуней Смирновой) телепередачи «Школа злословия».

 

 

Сочинения:

«На золотом крыльце сидели» (1987), «Любишь – не любишь» (1997), «Сестры» (1998), «Женский день» (1998), «Река Оккервиль» (1999), «Кысь» (2000), «Иностранка» (2001), «Ночь» (2001), «День» (2001), «Личное» (2001), «Двое» (2001), «Изюм» (2002).

 

Предтекстовые задания

1. В каких произведениях русской классической литературы решаются проблемы поэта и поэзии: поэт и власть, поэт и народ, миссия поэта, любовь и поэзия, возвышенное и земное?

2. Прочитайте отрывки из стихотворений Пушкина. Объясните, какой смысл вкладывал Пушкин в понятие «свободы», «воли» в каждом отдельном случае.

                                    

                                 Хочу воспеть свободу миру,

                                 На тронах поразить порок.

                                                                («Вольность», 1817)

 

                                 Любовь и тайная свобода

                                 Внушали сердцу гимн простой,

                                 И неподкупный голос мой

                                 Был эхо русского народа.

                                                                («К Н.Я. Плюсковой», 1818)

 

                                 Пока свободою горим,

                                 Пока сердца для чести живы,

                                 Мой друг, отчизне посвятим

                                 Души прекрасные порывы.

                                                                    («К Чаадаеву», 1818)

 

                                 Ты царь: живи один. Дорогою свободной

                                 Иди, куда влечет тебя свободный ум.

                                                                      («Поэту», 1830)

 

                                  И даль свободного романа

                                  Я сквозь магический кристалл

                                  Еще не ясно различал.

                                                                     («Евгений Онегин», 1831)

 

                                   На свете счастья нет, но есть покой и воля…

                                                                    («Пора, мой друг, пора!», 1834)

 

                                  Иные, лучшие, мне дороги права;

                                  Иная, лучшая, потребна мне свобода:

                                            <….>                      Никому

                                  Отчета не давать, себе лишь одному

                                  Служить и угождать…

                                                                    («Из Пиндемонти», 1836).

 

3. На какую волну настраивает читателя заглавие произведения – «Поэт и муза»? О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

4. Прочитайте рассказ. Подумайте, в чем состоит своеобразие авторского подхода к проблеме свободы творческой личности.

 

ПОЭТ И МУЗА

(в сокращении)

 

Нина была прекрасная, обычная женщина, врач и, безусловно, заслужила, как и все, свое право на личное счастье. Она это очень хорошо сознавала. К тридцати пяти годам после длительного периода невеселых проб и ошибок — не стоит о них говорить — она ясно поняла, что ей нужно: нужно ей безумную, сумасшедшую любовь, с рыданиями, букетами, с полуночными ожиданиями телефонного звонка, с ночными погонями на такси, с роковыми препятствиями, изменами и прощениями… чтобы пустяком показался классический женский подвиг — стоптать семь пар железных сапог, изломать семь железных посохов, изгрызть семь железных хлебов… Ну, естественно, очень многим женщинам нужно примерно то же самое, так что Нина была, как уже сказано, в этом смысле самая обычная женщина, прекрасная женщина, врач.

Побывала она замужем — все равно что отсидела долгий, скучный срок в кресле междугородного поезда и вышла усталая, разбитая, одолеваемая зевотой в беззвездную ночь чужого города, где ни одной близкой души. Потом какое-то время пожила отшельницей, увлекалась мытьем и натиркой полов в своей чистенькой квартирке, поинтересовалась кройкой и шитьем и опять заскучала. Вяло тлел роман с дерматологом Аркадием Борисычем, имевшим две семьи, не считая Нины.

А она заслужила право на счастье, она имела все основания занять очередь туда, где его выдают: лицо у нее было белое и красивое, брови широкие, черные гладкие волосы низко начинались на висках, и сзади — пучок. И глаза были черные, так что мужчины в транспорте принимали ее за молдаванку.

... А времечко-то бежало, и при мысли о том, что у нас в стране примерно сто двадцать пять миллионов мужчин, а ей судьба отслюнила от своих шедрот всего лишь Аркадия Борисыча, Нине иногда становилось не по себе. Можно было бы найти другого, но кто попало ей тоже был не нужен. Душа-то у нее с годами становилась все богаче, и саму себя она понимала и чувствовала все тоньше, все больше жалела себя осенними вечерами: некому себя преподнести, такую стройную, такую чернобровую.

А потом была эпидемия японского гриппа, когда всех врачей сняли с участков на вызовы. Тут-то, как выяснилось, ее и подстерегала судьба, лежавшая в лице Гриши на топчане, под вязаными одеялами, бородой кверху и в полном беспамятстве. Тут-то оно все и случилось. Полутруп немедленно похитил Нинино заждавшееся сердце; скорбные тени на его фарфоровом челе, тьма в запавших глазницах, нежная борода, прозрачная, как весенний лес, сложились в волшебную декорацию, незримые скрипки сыграли свадебный вальс — ловушка захлопнулась. Ну все знают, как это обычно бывает.

Над умирающим заламывала руки омерзительно красивая женщина с трагически распущенными волосами (потом, правда, оказалось, что ничего особенного, всего лишь Агния, школьная подруга Гришуни, неудавшаяся актриса, немножко поет под гитару, ерунда, не с той стороны грозила опасность) — да, да, она вызывала врача, спасите! Она, знаете ли, зашла случайно, ведь дверей он не запирает и никогда не зовет на помощь, Гриша, дворник, поэт, гений, святой! И вот... Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника, осмотрела комнату — большая зала, пивные бутылки под столом, пыльная лепнина на потолке, синеватый свет сугробов из окошек, праздный камин, забитый хламом и ветошью.

— Он поэт, поэт, он работает дворником за жилплощадь,— бормотала Агния.

Нина выгнала Агнию, сняла сумку, повесила на гвоздь, бережно взяла из Гришуниных рук свое сердце и прибила его гвоздями к изголовью постели. Гришуня бредил в рифму. Аркадий Борисыч растаял, как сахар в горячем чае. Тернистый путь был открыт.

Вновь обретя слух и зрение, Гришуня узнал, что счастливая Нина останется с ним до гробовой доски; вначале он немного удивился и хотел отсрочить наступление нечаянного счастья или, если уж это нельзя, — приблизить встречу с доской, но после по мягкости характера стал покладистее, только просил не разлучать его с друзьями. Временно, пока он не окреп, Нина пошла ему навстречу. Конечно же, это была ошибка: он быстро встал на ноги и снова втянулся в бессмысленное общение со всей этой бесконечной оравой: тут были и какие-то молодые люди неопределенных занятий, и старик с гитарой, и поэты-девятиклассники, и актеры, оказывавшиеся шоферами, и шоферы, оказывавшиеся актерами, и дамы в бриллиантах, и непризнанные ювелиры, и философы-недоучки, и дьякон из Новороссийска, всегда привозивший чемодан соленой рыбы, и подзадержавшийся в Москве тунгус.

Все они — сегодня одни, а завтра другие — набивались вечерами в дворницкую; трехэтажный флигелек трещал, приходили жильцы верхних этажей, бренчали на гитаре, пели, читали свои и чужие стихи, но в основном слушали хозяйские. Гришуня у них считался гением, уже много лет вот-вот должен был выйти его сборник, но мешал какой-то зловредный Макушкин, от которого все зависело, Макушкин, поклявшийся, что, мол, только через его труп. Кляли Макушкина, превозносили Гришу, женщины просили читать еще, еще, Гриша смущался и читал — густые, многозначительные стихи наподобие дорогих заказных тортов с затейливыми надписями…

Естественно, все это обилие народу было Нине неприятно. Но самое неприятное было то, что каждый Божий день, когда ни забежишь — днем ли, вечером ли после дежурства,— в дворницкой сидело, пило чай и откровенно любовалось Гришиной мягкой бородой убогое существо не толще вилки — черная юбка до пят, пластмассовый гребень в тусклых волосах — некто Лизавета. Конечно, никакого романа у Гришуни с этой унылой тлей быть не могло. Посмотреть только, как она, выпростав из рукава красную костлявую руку, неуверенно тянулась за каменным, сто лет провалявшимся пряником — будто ждала, что ее сейчас стукнут, а пряник отберут.

Нет, какой уж тут роман. Но Гришуня, блаженненький, смотрел на этот человеческий остов с удовольствием, читал ей стихи, подвывая и приседая на рифмах… Нет, это Нине было крайне неприятно. От Лизаветы нужно было избавляться. А Гришуне нравилось это наглое поклонение; да ему, неразборчивому, все нравилось на этом свете: и утреннее махание лопатой по рыхлому снежку, и житье в зале с камином, заваленным трухой, и то, что первый этаж и дверь отворена — заходи любой, и толчея, и шастанье туда-сюда, и лужа от натекшего снега в сенях, и все эти девочки и мальчики, актеры и старики, и бесхозная Агния, добрейшее якобы существо, и неизвестно зачем приходящий тунгус, и все эти юродивые, признанные и непризнанные, гении и отверженные, и обглоданная Лизавета, и — для круглого счета — заодно и Нина.

У посетителей флигелька Лизавета считалась художницей, и действительно, ее выставляли на второсортных выставках, а Гришуня вдохновлялся ее темной мазней и сочинил соответствующий цикл стихов. Чтобы изготовить свои полотна, Лизавета, как африканский колдун, должна была привести себя в необузданную ярость, и тогда в ее тусклых глазах зажигался огонь, и с криками месила кулаками на холсте голубые, черные, желтые краски и тут же расцарапывала ногтями непросохшую масляную кашу. Направление называлось — когтизм, страшное было зрелище. Правда, получались какие-то подводные растения, звезды, висящие в небе замки, что-то ползучее и летучее одновременно.

Лизаветины костлявые руки расцветали язвами от ядовитых красок, и такими же язвами покрывалось Нинино ревнивое сердце, прибитое гвоздями над Гришиным изголовьем. Не хотела она пользоваться Гришей на общих основаниях; ей и только ей должны были принадлежать голубые очи и прозрачная борода красавца дворника. О, если бы она могла стать не случайной, зыбкой подругой, а полновластной хозяйкой, положить Гришуню в сундук, пересыпать нафталином, укрыть холщовой тряпочкой, захлопнуть крышку и усесться сверху, подергивая замки: прочны ли?

О, вырвать Гришу из тлетворной среды, обчистить с него прилипших, как ракушки к днищу корабля, посторонних женщин, вытащить из бурного моря в тихое, спокойное место!

А он, беспечный, готовый повиснуть на шее у любой уличной собаки, пригреть любого антисанитарного бродягу, тратил себя на толпу, разбрасывал себя пригоршнями; простая душа, брал авоську, нагружал ее простоквашей и сметаной и шел навещать заболевшую Лизавету, и приходилось идти с ним, и, Боже мой, что за берлога, что за комната, желтая, жуткая, заросшая грязью, слепая, без окон! И еле различимая на железной койке под военным одеялом Лизавета, блаженно наполняющая черный рот белой сметаной, и Лизаветина испуганная, толстая, непохожая дочь над школьными тетрадками.

 «Нам бы надо с ней, это... объединиться,— неопределенно показывал руками Гришуня и отводил глаза. — Видишь, какие трудности с жильем. Она из Тотьмы, снимает чулан, а ведь какой талант, а? И дочка у нее очень к искусству тянется. Она лепит хорошо, а кто ее в Тотьме учить будет». «Мы с тобой женимся, я твоя»,— строго напомнила Нина. «Да, конечно, я забыл», — извинился Гришуня. Мягкий был человек, только дурь в голове.

Недолго оставалось Гришуне уродоваться с лопатой и зарывать свой талант в сугробы, он переезжал к Нине, где его ждал прочный, просторный письменный стол, покрытый оргстеклом, слева на столе — вазочка с двумя прутиками вербы, справа — в рамке улыбалась Нинина фотокарточка, так сказать, «твое лицо в его простой оправе»…

Нина разрешила Гришуне в последний раз проститься с друзьями, и на прощальный ужин повалили неисчислимые полчища… А к утру вся нечисть сгинула, и Нина, уложив Гришуню в такси, отвезла его в свой хрустальный дворец.

Хорошо было врачевать доверчивых больных, хорошо нести домой полные сумки вкуснятины, хорошо было вечером проверять, как заботливая сестра, что написал Гришуня за день.

Только вот слабенький он был, много плакал, и не хотел кушать, и не хотел писать ровненько на чистой бумаге, а все подбирал по старой привычке клочки да сигаретные коробки и чертил каракульки…

Раз в неделю она проверяла его письменный стол и выбрасывала те стихи, которые женатому человеку сочинять неприлично. И порой ночью она поднимала его на допрос: пишет ли он для товарища Макушкина или отлынивает? И он закрывался руками, не в силах вынести яркого света ее беспощадной правды.

Так они худо-бедно прожили два года, но он, хотя и окруженный всяческой заботой, не ценил ее любви и совсем перестал стараться. Потом добрые люди рассказали ей, что Гришуня хочет вернуться во флигель…У Нины были связи в горздраве, и она намекнула там, что вот прекрасное трехэтажное здание в центре, можно занять под учреждение, они же как раз искали. Они благодарили ее там, в горздраве, им это подходило, и очень скоро дворницкой не стало, камин сломали, и один из медицинских институтов разместил во флигеле свои кафедры.

Гриша замолчал и недели две ходил тихий и послушный. А потом даже повеселел, пел в ванной, смеялся и себя ощупывал. «Что это ты такой веселый?» — допрашивала Нина. Он открыл и показал ей паспорт, где голубое поле было припечатано толстым лиловым штампом «Захоронению не подлежит». «Что это такое?» — испугалась Нина. И Гришуня опять смеялся и сказал, что продал свой скелет за шестьдесят рублей Академии наук, что он свой прах переживет и тленья убежит, что он не будет, как опасался, лежать в сырой земле, а будет стоять среди людей в чистом, теплом зале, прошнурованный и пронумерованный, и студенты — веселый народ — будут хлопать его по плечу, щелкать по лбу и угощать папироской.

И вот с этого момента, говорила потом Нина, любовь их как-то пошла наперекосяк, потому что не могла же она пылать полноценной страстью к общественному достоянию и целовать академический инвентарь. Ничто в нем больше ей не принадлежало.

И подумайте, какие чувства должна была пережить она, прекрасная, обычная женщина, врач, безусловно, заслужившая, как и все, свой ломтик в жизни,— женщина, боровшаяся, как нас всех учили, за личное счастье, обретшая, можно сказать, свое право в борьбе?

Но несмотря на все горе, что он ей причинил, все-таки у нее осталось, говорила она, очень светлое чувство. А если любовь получилась не такая, как мечталось, то уж не Нина в том виновата. Виновата жизнь.

И после его смерти она очень переживала, и подруги ей сочувствовали, и на работе пошли навстречу и дали десять дней за свой счет. И когда все процедуры были позади, Нина ездила по гостям и рассказывала, что Гриша теперь стоит во флигельке как учебное пособие, и ему прибили инвентарный номер, и она уже ходила смотреть. Ночью он в шкафу, а так все время с людьми.

И еще Нина говорила, что сначала очень расстраивалась из-за всего, но потом ничего, успокоилась, после того как одна женщина, тоже очень симпатичная и у которой тоже муж умер, рассказала ей, что она, например, в общем-то, даже довольна. Дело в том, что у этой женщины двухкомнатная квартира, а она всегда хотела одну комнату оформить в русском стиле, так, чтобы посредине только стол и больше ничего, а по бокам все лавки, лавки, совсем простые, неструганые. И стены все увешать всякими там лаптями, иконами, серпами, прялками — ну, всем таким. И вот теперь, когда у нее одна комната освободилась, эта женщина будто так и сделала, и это у нее столовая, и гости очень хвалят.

 

Комментарий

 

I.

стоптать (разг.) – сносить обувь до негодности

посох – длинная толстая палка для опоры во время ходьбы

отслюнить (прост.) – выделить малую долю из заслуженного вознаграждения

топчан – самодельное спальное место из досок, положенных на невысокие опоры

чело (высок., поэт.) – лоб

отклеить (взгляд) (прост.) – с трудом отвести взгляд

лепнина – рельефное украшение на потолке

праздный (устар.) – не используемый по своему назначению

хлам и ветошь – старые, ненужные вещи

тернистый (устар., высок.) – трудный, тяжкий

вновь обретя слух и зрение (высок., ирон.) – опять начав слышать и видеть

до гробовой доски (фраз.) – до самого конца жизни

покладистый (о характере) – мягкий, готовый уступить, договориться

орава (прост.) – от глаг. орать, кричать - шумная группа людей

бренчать (разг.) – неумело или небрежно играть на музыкальном инструменте

только через его труп (фраз.) – о категорическом, решительном несогласии на какое-либо действие

убогий (разг.) – жалкий, невзрачный на вид

тля (прост.) – мелкое насекомое; здесь: пренебр. о ничтожном, неприятном человеке

выпростав (прост.) – дееприч. от гл. выпростать; вынуть, освободить из чего-нибудь

блаженный (разг.) – странный, чудаковатый, необычный человек

остов (устар.) – скелет

труха (разг.) – сухие остатки чего-либо (бумаги, газет, тряпок)

обглоданный – (здесь: прост.), о фигуре человека: очень худой, костлявый

для круглого счета (фраз.) – для полноты картины

мазня (разг.) – плохая, небрежная работа, неумелое рисование

необузданная ярость – гнев, который нельзя сдержать

зыбкий (перен.) – непостоянный, ненадежный

тлетворный (книжн., перен.) – вредный, разлагающий

авоська (прост.) – сетчатая сумка для продуктов и мелких предметов

берлога – (здесь ирон.) – грязная, неуютная комната

дурь (разг.) – вздор, глупость, что-то несерьезное

уродоваться (перен., разг.) – делать что-то, причиняя себе вред; тяжело работать

зарывать свой талант (фраз.) – не дать таланту развиться

полчища (перен., разг.) – о большом количестве людей

нечисть (перен., собир.) – неприятные, недостойные люди в оценке кого-либо

оргстекло – искусственное стекло из прозрачного твердого материала

вкуснятина (прост.) – вкусная еда

каракульки (разг.) – неразборчивые, неумело или небрежно написанные буквы

отлынивать (разг.) – уклоняться от какого-нибудь дела

горздрав – отдел городского управления по вопросам медицины

наперекосяк (прост., перен.) – плохо; не так, как нужно

обретшая – причастие от «обрести» (книжн.) – найти, получить.

 

II

муза – 1) каждая из 9 богинь, покровительниц наук и искусств в   

древнегреческой мифологии; 2) перен.: трад.- поэт. – творческое вдохновение, источник его, олицетворяемые обычно в образе женщины, богини

cтоптать семь пар железных сапог, изломать семь железных посохов, изгрызть семь железных хлебов – формула русской волшебной сказки: о трудных испытаниях, которые нужно преодолеть, чтобы найти любимого человека

тунгус – эвенк, представитель одной из народностей Сибири

дворницкая (устар.) – помещение для дворника

Тотьма – небольшой старинный город в Вологодской области

«Твое лицо в его простой оправе» - строка из знаменитого стихотворения А. Блока (1908) «О доблестях, о подвигах, о славе…»

«Прах переживет и тленья убежит» - строка из стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

 

Лексико-грамматические задания

 

1.Передайте значение, выражаемое выделенными словосочетаниями, при помощи других языковых средств.

1) К тридцати пяти годам Нина ясно поняла, что ей нужно.

2) Она какое-то время жила отшельницей.

3) С годами душа ее становилась богаче и саму себя она понимала и чувствовала тоньше.

4) Она все больше жалела себя осенними вечерами.

5) К утру Нина отвезла Гришу в свой хрустальный дворец.

6) Вот-вот должен был выйти его сборник.

7) Недели две Гриша ходил тихий и послушный.

8)Гришуня сказал, что продал свой скелет Академии наук. С этого момента их любовь пошла наперекосяк.

 

2. Обратите внимание на разницу значений однокоренных глаголов с приставками. Составьте предложения с выделенными словами. Какова роль этих глаголов в тексте рассказа?

Быть – побыть –пробыть - побывать;

Ждать – подождать – дождаться – заждаться.

Открыть – закрыть – прикрыть укрыть;

 Греть – согреть – разогреть – пригреть.

 

3. Найдите в тексте рассказа слова с уменьшительными суффиксами:чист еньк ая (квартира), врем ечк о (бежало), блаженн еньк ий (Гришуня), слаб еньк ий, ровн еньк о (писать), каракуль к и (чертить). Определите, какие смысловые и эмоциональные оттенки эти слова вносят в текст.

 

4. Закончите следующие предложения, употребив глагол нужного вида.

1) Когда началась эпидемия гриппа, всех врачей (снимали – сняли) с участков на вызовы.

2) Аркадий Борисович заболел гриппом, и все его больные (доставались - достались) Нине.

3) Когда Гриша (знал-узнал), что счастливая Нина будет с ним до гробовой доски, он немного (удивлялся – удивился).

4) Благодаря Нине Гриша быстро (вставал – встал) на ноги.

5) Раз в неделю она (проверяла – проверила) его письменный стол и (выбрасывала - выбросила) те стихи, которые женатому человеку (сочинять – сочинить) неприлично.

6) Гришуня не хотел (писать-написать) стихи на чистой бумаге, а все

(подбирал-подобрал) по старой привычке клочки да сигаретные коробки.

 

5. Замените причастные обороты придаточными предложениями со словом «который».

1) Вяло тлел роман с дерматологом Аркадием Борисычем, имевшим две семьи, не считая Нины.

2) В комнате Гриши бывали актеры, оказывавшиеся шоферами, и шоферы, оказывавшиеся актерами, и дьякон из Новороссийска, всегда привозивший чемодан соленой рыбы, и подзадержавшийся в Москве тунгус…

3) У Лизаветы была маленькая комната, заросшая грязью.

4) Какие чувства должна была пережить прекрасная, обычная женщина, врач,   заслужившая, как все, свой ломтик в жизни, женщина, боровшаяся за личное счастье?

 

6.Вставьте подходящий по смыслу глагол движения.

1) А времечко-то …………….., и Нине иногда становилось грустно думать, что она одна.

2) Гришуня брал авоську, нагружал ее простоквашей и сметаной и …….…… навещать заболевшую Лизавету, а Нине приходилось ……………..с ним.

3) Нина, уложив Гришуню в такси, …………. его в свой хрустальный дворец.

4) Нине было хорошо врачевать доверчивых больных, хорошо…………… домой полные сумки вкуснятины.

5) Потом, после смерти Гриши, она ……………. по гостям и рассказывала, что Гриша теперь стоит во флигельке как учебное пособие.

6) На работе ………………… ей навстречу и дали десять дней за свой счет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.14 с.)