Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализируем язык и стиль рассказа
1. В произведении значительное место занимают размышления Георгия Андреевича. Какие языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) придают его внутренней речи эмоциональность? 2. Найдите в речи сына разговорные и просторечные элементы. Какие из них могут звучать обидно для собеседника? 3. Найдите в тексте отрывок о чтении сыну «Выстрела» А.С. Пушкина. Какие поэтические обороты вы можете отметить во внутренней речи героя? Как они характеризуют отца? 4. Ф. Искандер – автор многих афоризмов. Афоризм — короткое, ёмкое, остроумное высказывание о чем-либо. Пример афоризмов Фазиля Искандера: Прежде чем бороться с общественным злом, изрыгни из себя собственное зло. Трус — человек, имеющий смелость не скрывать, что его жизнь ему дороже нашей.. Если к книге не возвращается настоящий читатель, значит, это ненастоящая книга. Если к настоящей книге не возвращается читатель, значит, это не настоящий читатель Настоящий читатель и настоящая книга узнают друг друга и возвращаются друг к другу. А иногда не расстаются, как влюбленные. Высшая очарование женщины – застенчивость. Найдите во внутренней речи Георгия Андреевича (4 часть) высказывания, которые можно назвать афоризмами. Как они помогают понять мир героя?
Проверьте, как вы поняли содержание: 1. О чем думал Георгий Андреевич в процессе игры? 2. Связан ли ход мыслей отца с основным сюжетом рассказа? 3. Что помогло Георгию Андреевичу выиграть? 4. Как сын переживал свое поражение? 5. В каком тоне отозвался сын об игре отца? 6. Как вы думаете, поможет ли этот выигрыш Георгию Андреевичу завоевать авторитет у сына? Что еще могло бы помочь? Говорим о героях рассказа – их характерах, судьбах Об отце 1. Как герой относится к своим детям? Почему он считает, что грешен перед ними? 2. Каков круг постоянных размышлений Георгия Андреевича? Какие проблемы, кроме личных, семейных его волнуют? 3. За что герой чувствует свою ответственность в жизни? 4. Какой вопрос сына поразил его «как гром среди ясного неба»? Каковы жизненные принципы Георгия Андреевича? Что он особенно ценит? 5. Какие книги выбирает отец для чтения с сыном? Чем вы можете объяснить этот выбор? 6. Как вы думаете, почему Ф. Искандер делает своего героя физиком, который размышляет о судьбе книг, об отношении к чтению, об интеллигенции?
О сыне 1. В какой среде воспитывается сын главного героя? С кем он общается в школе? 2. Каковы жизненные ценности мальчика и ребят его поколения? 3. Почему книга и чтение не интересуют сына Георгия Андреевича? Что его интересует? 4. Какие общественные изменения могли повлиять на отношения отца к сыну? 5. Какой момент в рассказе можно назвать кульминационным в отношениях отца и сына? 6. Как писатель изображает изменения, которые произошли в отношении мальчика к отцу? Вопросы для обсуждения 1. Конфликт поколений – это вечная проблема. К ней обращались в той или иной мере различные писатели русской литературы на протяжении многих десятилетий. Например, А.И. Грибоедов в комедии «Горе от ума», И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети», В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» и др. В чем не совпадают взгляды Георгия Андреевича и сына? Как вы думаете, это принципиальные вопросы или второстепенные? Можно ли при таких разногласиях сохранить в будущем добрые отношения? 2. Как вы думаете, что помогает людям передавать из поколения в поколение лучшие культурные традиции и сохранять нравственные ценности? 3. Как вы думаете, сможет ли Георгий Андреевич изменить сына или «тайный бойкот чтению» и – шире – ценностям другого поколения – станет серьезным открытым конфликтом? 4. Возможно ли, на ваш взгляд, взаимопонимание между родителями и детьми? Если да, то в каких случаях? Можно ли воспитать детей как своих единомышленников? 5. Актуальна ли проблема чтения в наши дни? Как вы считаете, нужна ли книга сегодня, в век интенсивного развития компьютерной техники и распространения Интернета? 6. Одна из важных проблем рассказа «Авторитет» - прогресс и культура. Ф. Искандер считает, что новое поколение «пополняет ряды неокультуренных людей <….> человечество постепенно дичает <….>. Гуманистическая культура должна возглавить цивилизацию, а не техническое развитие, как это происходит сейчас, когда само техническое развитие подчинено <….> примитивным требованиям рынка развлечений» (Искандер Ф.) Согласны ли вы с этим мнением?
7. Знаете ли вы русских и европейских писателей, которые считали, что развитие технической цивилизации отрицательно влияет на душу человека? 8. Что вы вкладываете в понятие «интеллигентный человек»?
Итоговые вопросы 1. Какие мысли, чувства вызывает этот рассказ и образ отца? 2. Нужны ли в жизни людей авторитеты? Если да, то какие? 3. Актуальна ли в вашей стране проблема авторитета родителей?
Литература 1. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М., 1990 2. Искандер Ф. Понемногу о многом (случайные записки) // Новый мир, 2000, № 10. 4. Михайлова З.Б. Фазиль Искандер. Библиографический указатель (Вступит. статья Б.М.Сарнова). - Ульяновск, 1983 5. Рассадин Ст. Последний чеченец. – Новый мир, 1989, № 9 6. Щуплов А. У "Триумфа" нет плохой погоды: Репортаж с торжественной церемонии вручения премии "Триумф"// Книжное обозрение.-1999.-19
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН (1937 г.р.)
Родился в небольшом поселке, расположенном в трехстах километрах от Иркутска, на берегу Ангары. Отец крестьянствовал, работал в леспромхозе, воевал. Мама занималась детьми, хозяйством. Закончив среднюю школу, в 1954 году Валентин Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Еще студентом начал печатать рассказы и очерки в молодежных газетах и журналах. Всероссийская известность к молодому прозаику пришла в 1967 году, когда увидел свет рассказ «Василий и Василиса» - психологическое повествование о распаде семьи, о трагической судьбе двух любящих людей. Но сам Распутин считает началом самостоятельной творческой деятельности – повесть «Деньги для Марии» (1967). Сюжет этого произведения очень прост: у продавщицы деревенского магазина Марии ревизор обнаружил недостачу. И ее муж Кузьма пытается собрать у друзей и знакомых необходимую сумму, чтобы спасти жену - мать четверых детей от тюрьмы. В реалистическом повествовании о встречах Кузьмы с разными людьми отчетливо проступают черты притчи о том, как разрушаются в деревне исконные человеческие отношения, как черствеют люди. В 1970-е годы Распутин, продолжая размышлять о нравственном, духовном состоянии современного мира и человека, пишет переведенные в последствии на многие языки повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», в которых речь идет о дисбалансе между цивилизацией и культурой, техническим прогрессом и нравственным состоянием общества. Особую поэтическую глубину этим произведениям придают неповторимые распутинские пейзажи, элементы недосказанности, иррациональности, народно-поэтической мифологии. В 1980-е годы художественное творчество Распутина обретает философско-публицистический пафос. Самое известное произведение этого десятилетия – повесть «Пожар», главный герой которой Иван Петрович, человек совестливый и работящий, пытается противостоять напору людей беспамятных, бессовестных, равнодушных к природе и к будущему. Критика много писала о том, что в этой повести очень мощно проявляется влияние на Распутина «учительской» прозы Л. Толстого. В 1990 годы Распутин почти не обращался к художественному творчеству, но активно работал как публицист и очеркист. Создал цикл очерков о Сибири, о Байкале, размышлял о тайне «Слова о полку Игореве», о Сергии Радонежском, о религиозном расколе в России, о творчестве В.М. Шукшина, написал знаменитое «Слово о патриотизме». Только во второй половине десятилетия, на исходе века опубликовал в журнале «Наш современник» рассказы «В ту же землю…», «Женский разговор», «Изба», «Видение» и др.
В мае 2000 года Распутин был награжден премией А. Солженицына. Последнее на сегодняшний день по времени публикации художественное произведение В. Распутина – повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003). В центре этой повести, как это и раньше часто случалось у Распутина, простая русская женщина Тамара Ивановна Воротникова, которая вынуждена сама вершить суд над насильником своей дочери. В последнее время В.Г. Распутин занимается активно природоохранительной деятельностью, публицистикой.
Произведения: Избранные произведения: в 2-х т. / Вступ. статья Н. Котенко. М., 1990; Собр. Соч.: в 3-х т.М., 2004; Соч.: в 2-х т. М., 1997; В ту же землю. Повесть. Рассказы. М., 2001; Дочь Ивана, мать Ивана. Иркутск, 2004; В поисках берега. Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск, 2007. Предтекстовые задания 1. В словаре существительному «видЕние» дано следующее толкование – «призрак, привидение, что-либо возникшее в воображении». Но это слово имеет еще и многозначный омоним – вИдение (первое значение – способность или возможность видеть; второе – способность воспринимать и оценивать окружающее каким-либо образом). Как вы думаете, какое из этих слов может стать названием лирико-философского произведения? 2. Как называется поэтическое произведение А.С. Пушкина, в котором есть такая строчка «Люблю я пышное природы увяданье…»? Найдите и прочитайте этот текст. Определите его тему и основную мысль. 3. Знаете ли вы, когда православные верующие празднуют Покров? С какими библейскими событиями связан этот праздник? Почему в православии этот праздник считается одним из наиболее значительных?
1. Прочитайте рассказ В.Г. Распутина. Определите круг проблем, которые волнуют повествователя.
ВИДЕНИЕ (в сокращении) Стал я по ночам слышать звон. Будто трогают длинную, протянутую через небо струну и она откликается томным, чистым, занывающим звуком. Только отойдет, отзвучит одна волна, одноголосо, вызванивается другая. Я лежу, полностью проснувшись, весь уйдя во внимание, охваченный тревогой, и вслушиваюсь: чудится это мне или не чудится? Но почудиться может однажды, дважды, а не каждую ночь с редкими перерывами. Чудиться может и днем, а днем этого не бывает. Я отчетливо слышу возникающий где-то надо мной струнный звук, распространяющийся затем в слабое печальное гудение. Я не знаю, он ли будит меня, или я просыпаюсь чуть пораньше, чтобы слышать его от начала до конца. Странно, что ни разу мне не удалось взглянуть на светящийся циферблат маленького будильника, стоящего совсем рядом на столике, - достаточно повернуть голову, чтобы проверить, в одно ли время я просыпаюсь. Вызванивающийся, невесть откуда берущийся, невесть что говорящий сигнал завораживает меня, я весь обращаюсь в слух, в один затаившийся комок, ищущий отгадки, и обо всем остальном забываю. Страха при этом нет, а есть одно только ожидание: что дальше?
Что это? – или меня уже зовут? В такие мгновения, когда возникает и удаляется стонущий призыв, я ко всему готов. И кажется мне, что это мое имя вызванивается, уносимое для какой-то примерки. Ничего не поделаешь: должно быть, подходит и мой черед. Сколько раз за тридцать с лишним лет своей сочинительской работы я заигрывал с этим чувством готовности. Я входил в роль, все существо мое умело меня убедить, что до отмеренной мне черты простирается бесконечная даль с бесконечным же вкушением радостей жизни. Но теперь-то я знаю, что обман в бесконечность кончился, никого из оставшихся в нашем корню старше меня нет, и глаза мои все чаще обращаются вовнутрь, чтобы различить прощальный пейзаж. Я способен еще на сильное чувство, на решительный поступок, ноги мои могут вышагивать легко, и наслаждение от ходьбы я не потерял, но что же лукавить: свежим силам возобновляться неоткуда, и все, что предстоит впереди, - это жизнь на сухарях. Все чаще застаю я себя в одиночестве в стенах, уже ставших мне знакомыми, но не мною выбранных, а точно бы какою-то силою под меня подставленных. Я нахожу там любимые предметы, собственные вещи, чтобы легче было привыкнуть, но никто из родных ко мне не заходит, и я не жду их, а долгими часами смотрю в огромное, во всю стену, окно на одну и ту же картину. И картина знакомая, только никак не могу припомнить, откуда она. Я много ездил, многому из увиденного отдавался с такой любовью, с такими умиленными слезами, что готов был раствориться в нем вслед за теми, кто, добавляя красоты и неги, растворился там до меня. Может быть, это что-то из мимолетного и яркого прошлого, из зрительных впечатлений, оставивших оттиск в душе, - не знаю. И это что-то из осени, совсем поздней осени. Люблю и я «пышное природы увяданье»… Да и как не любить его, если весь год для того, кажется, и набирался, наливался, готовился, чтобы выставить под приспущенное, тоже словно отяжелевшее небо дивный разукрас земли. Горячо рдеют леса, тяжелы и душисты спутанные травы, туго звенит, горчит воздух– все в разноцветном наряде и все хороводится, важничает, ступает грузной и осторожной поступью… И все роняет, роняет семена и плоды, устилая землю. «бабье лето» теперь помолодело: весна вдвигается в лето, а лето в осень, в сентябре еще зелено, ядрено, крепко, осенью и не пахнет, а снежный саван между тем приготовляется без промедления. Через неделю после Покрова ударит мороз, а потом будет мокнуть, ворочаться с боку на бок, томиться. А потом и вовсе обсохнет. И весь на опоздках сохранившийся убор густо полетит-заметелит крупным пестряным севом, обнажая всесветную чуткую печаль. В эти дни чаще всего вспоминают Бога.
Тут и наступает самая близкая, самая желанная мне пора: моя осень. Та, что приходит после дождливых и ветровых трепок, облетевшая и тихая, прошедшая через волнения и бури, смирившаяся уже и полуобмершая. Остывающее солнце еще пригревает, воздух кажется застывшим, последние листочки срываются и падают медленно, выкланиваясь и крылясь; земля порыжела и притянула к себе травы, в высоком дремлющем небе медленно и важно проплывают большие птицы, оставшиеся на зимовку. Сладко пахнут дымы, стелющиеся понизу <…>. Избы по деревням стоят присадисто – точно пустили на зиму корни. И вся тяга вниз, к земле. Солнце заходит с бледненьким заревом, и подолгу дремлют сумерки. <…>. Это особая неразгаданная пора; в эту пору, когда сезонное отмирает, рождается что-то вечное, властное, судное. Вот и за широким окном из комнаты, в которую я неизвестно как попадаю, я вижу эту же пору поздней просветленной осени, крепко обнявшей весь расстилающийся передо мной мир. Где, в каком краю эта картина так легла мне на душу, чтобы являться мне снова и снова, я, повторю, не помню. А может быть, нигде и не встречалась, а непроизвольно составилась под пером самописца в моем сознании. Я вижу себя в небольшой, вытянутой к окну комнате с двумя боковыми стенами. На месте лицевой стены окно от пола до потолка, на месте задней – дверь, огромная и высокая, двустворчатая, с двумя фигурными медными ручками; за такой дверью тоже должно находиться что-то огромное. Но мне почему-то ни разу не приходило в голову заглянуть за нее. Мое место у окна в низком легком кресле, старом и продавленном, Кресло из моей домашней обстановки, оно из тех вещей, неведомо как здесь оказавшихся, которые примиряют меня с этой комнатой. Его давно следовало отправить на свалку, но я привыкаю к вещам и боюсь с ними расставаться. Слишком много в них меня. И когда я проваливаюсь в кресле чуть не до пола, мне кажется, что я удобно устраиваюсь в себе. У правой стены стоят два темных глубоких шкафа грубой и прочной работы. Подозреваю, их специально искали, чтобы они не могли оскорбить достоинство моего кресла… Они не мои, но в них мои книги из домашней библиотеки, мною же, похоже, отобранные, самые близкие. Напротив, у другой стены, такой же шкаф с моими игрушками – коллекцией маленьких колокольчиков, свезенных чуть не со всего света, - стеклянных, фарфоровых, глиняных, деревянных, медных, чугунных, каменных – самых замысловатых форм и фигур. В них тоже много меня; я люблю смотреть на них, прежде чем начинать работу. Когда я доволен собою (а это случается редко), я подхожу и любуюсь ими до тех пор, пока не услышу нежное переливчатое многоголосье, повторяющее и добавляющее мои фразы. Это не комната воспоминаний; да и словно бы лишен возможности оглядываться назад. Я нахожусь здесь для какой-то иной цели. И внутри комнаты, и за окном, и человеческими руками, и нечеловеческими, все обставлено с печальной и суровой однозначностью; продолговатая, суженная обитель для одного переходит в суженный, вытянутый вперед мир, окружающий уходящую дорогу. Но нельзя наглядеться на этот мир – точно тут-то и есть твои вечные отчие пределы. Слева рукав тихой небольшенькой речки, теперь и совсем застывшей, извилистой и с низкими берегами, на которых голо и склоненно стоят березы, по две, по три на одном корню. Справа за лысым бугром, краснеющим глинистым боком, россыпь молоденьких мохнатых сосенок, сбегающих с горы, за ними, вырисовывая волнистый горизонт, стоит лес. Между речкой и бугром проселочная дорога – ненаезженная, с необбитой посредине сухой гнущейся травой. Дорога петляет, повторяя изгибы речки, затем ныряет в низинку, перебирается по черному деревянному мостку через речку и тут на белом каменистом береговом расшире теряется. И только в километре от мостика появляется вновь – удивительно преображенная, гладкая и прямая, с блестящим серым полотном. Эта внезапно изменившаяся дорога и не дает мне покоя. Один ее конец, ближний ко мне, никак не связывается с другим – аккуратным, выверенным и отглаженным. Никаким узлом соединить эти концы нельзя, новый непременно выскользнет из старого, как барская рука из мужицкой. Меня так и тянет посмотреть место их сращения. И еще кажется мне, что если бы пришлось ступить на новую дорогу, она бы, как эскалатор, покатилась сама. Но она и непустынна: при начале ее перемены стоит справа черная вековая ель, тяжелая, с низко опущенным широким подолом, а за нею, выглядывая углом, совсем новая деревянная избушка, янтарно сияющая, сказочная, с односкатной, в мою сторону, крышей. И, как в сказке же, живет в ней старичок, выходящий на травянистую обочину дороги. Видна его крупная и белая непокрытая голова, видно, что роста он небольшого. От меня не разглядеть, куда оборочено его лицо и во что он всматривается <…> Который уже день держится неземная стынь <…> Так смиренно и красиво склоняются березы над водой, так сонно переливается речка, так скорбно белеют камни на берегу, где пропадает дорога, что в сладкой муке заходится сердце, тянет смотреть и смотреть. Что это – жизнь или продолжение жизни? Солнце тихое и слабое… на небе лежат тонкие и сухие дымные облака… по земле листва уже впиталась в почву и больше не перекатывается, не шумит. Оголенный лес не кажется оголенным и бедным, он успел сделать перестановку и в местах ветробоев выставить теплым укрытием, где сосновый строй, где еловый. Над лесами, над взгорьем и речкой раскачиваются длинные и печальные, все затихающие, все слабеющие вздохи. И вот сидишь у окна в удобном продавленном кресле, смотришь то перед собой, то в себя, уже не отделяя одно от другого и не собирая увиденное в связные мысли. Томно синеет небо, навевается и навевается тьма от земли. Постепенно накрывается ею и моя комната <…>. И вдруг каким-то вторым представлением, представлением в представлении, я начинаю видеть себя выходящим на простор и сворачивающим к речке, где стынут березы, высокие, толстокорые, тоскливо выставившие голые ветки, которые будут ломать ветры… Я стою среди них и думаю: видят ли они меня, чувствуют ли? А, может быть, тоже ждут? Уже не кажется больше растительным философствованием, будто все мы связаны в единую цепь жизни и в единый ее смысл – и люди, и деревья, и птицы. В старости так больно бывает, когда падает дерево! Рядом с речкой, затихшей настолько, что не шевелится течение, я иду среди берез к мостику, ступая радостно по твердой земле, затем спускаюсь и всхожу на мостик, по краям которого бортиками лежат стесанные сверху и снизу бревна. Они лежат давно и почернели, почернел и настил деревянного мостика, всеми забытого, ибо ни одной души я не видел возле него, с тех пор как поселился здесь, и печального, чего-то долго ждущего… Но чего он ждет, зачем он выстроен? Я сажусь на боковину верхом, чтобы наблюдать ту и другую стороны света по речке и за речкой, куда уходит дорога. И долго сижу, борясь с желанием перейти через мостик и ступить на белые и круглые крапчатые камни. Даже в моих представлениях я не решаюсь этого сделать. Могучим и затаенным дыханием ходит, шевеля мое лицо, поднимаясь и опускаясь воздух…, и лес справа с острыми верхушками елей начинает темнеть все больше. «Хорошо, хорошо», - нашептываю я, и мне чудится, что под это слово я должен светиться точкой, заметной издали. Обнаружив себя затем в кресле, я продолжаю размышлять: а я ведь впервые выходил из этой комнаты, прежде мне это не удавалось. Я не посмел перейти через мостик, но я уже был на нем и с него высматривал дорогу, теряющуюся в камнях, с него искал я каких-то неведомых ощущений, которые ждут впереди. Значит, я сделал еще один шаг. Мне не хочется искать ответа, хорошо это или плохо, я только со вздохом переставляю себя в новое положение. Совсем темно, пора возвращаться домой. Я в комнате, на полпути к дому, но в какой он теперь стороне, мне все труднее понимать. Я сижу, уже ничего не различая за окном, кроме тяжелых очертаний леса, время от времени ощупываю себя, здесь ли я еще, и дремлю над вопросом: если я опускался к мостику – станет ли после этого ночной звон ближе, настойчивей? 1997 Комментарий Тема смерти одна из стержневых в творчестве Валентина Григорьевича Распутина. Обоснование ее значительности впервые представлено в очерке «Вверх и вниз по течению» (1972). Герой этого произведения – начинающий писатель - входил в литературу с убеждением, что терзающее его сердце безразличие по отношению к судьбе человека и народа – следствие закрытого для публичного обсуждения равнодушного отношения к смерти, восторжествовавшего после войны. Но по причине недостаточности «своих сил» и отсутствия необходимого «спокойствия» Виктору (имя персонажа в этом произведении многофункционально) пришлось отступить перед сложностью осознаваемой им художественной задачи[1]. Но писатель Распутин отступил, чтобы бесконечно возвращаться - в «Живи и помни» (1974), «Прощании с Матерой» (1976). Этот рассказ на сегодняшний день самая убедительная в русской прозе попытка «перебраться за черту, которая отделяет одно состояние от другого» - жизнь от смерти. Сверхзадача рассказа «Видение» - постижение непрерывности жизни и приближение к ее единому смыслу. Эсхатология – православная концепция посмертной жизни человека. Эсхатологические переживания, если человек в состоянии взрастить их в своей душе, открывают человеку высшее назначение, помогают ему осознать истинные жизненные ценности. В рассказе путь к Богу охраняется «небольшим», «белоголовым» старичком, так напоминающим Николая Угодника. Николай Угодник - Николай Мирликийский, чудотворец (ок. 345). Нет ни одного российского храма, в котором бы не было иконы этого святого. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул славянскую душу, что стал отцом-покровителем России. Он отличался скромностью и простотой, неустанно трудился, постился, молился; помогал всем – богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым, а главное – мог избавить от смерти. Во многих апокрифах Николай Чудотворец изображался у входа в мир иной. Вода – в народных представлениях одна из первых стихий мироздания, источник жизни, средство магического очищения. Вместе с тем водное пространство – граница между тем и этим светом, путь в загробный мир, место обитания нечистой силы и душ умерших. Колокольный звон – в народных представлениях одна из наиболее значительных принадлежностей русского культурного пространства. В приметах и снотолкованиях колокольный звон считается предвестником получения известия. Чаще всего соотносится со смертью. Православные крестятся при звуках церковного колокола, вспоминая умерших. Памяти покинувших этот мир посвящен самый торжественный в русской церкви пасхальный колокольный звон. Береза – одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Может выступать как «счастливое дерево», оберегающее от зла (именно береза укрывала Богородицу и Христа от непогоды), и как вредоносное, связанное с душами умерших. В народных причитаниях по умершим «белыми березами» называли рано покинувших этог мир молодых девушек. Ель – в славянской мифологии, в дендралогии, все хвойные деревья - растения «того света». II. Томный (звук) -полный истомы, приятной расслабленности занывающий (звук), д.прич. от глаг. ныть, занывать - протяжный, унылый чудится (разг) - кажется, мерещится нарочитый - о том, что делается сознательно, с каким-либо намерением вызванивающийся - заполняющий звоном пространство невесть откуда (прост)- неизвестно откуда завораживать - заворожить кого-что - околдовать, очаровать. обращаться в слух (фраз) - слушать напряжённо, с особым вниманием. стонущий, д.прич. от глаг. стонать-издавать протяжный, жалобный звук черёд-очередь отмеренный, страд. прич. от глаг.мерить - измерить, отмерить - здесь о сроке жизни Лукавить-хитрить жизнь на сухарях – здесь: метаф.- на воспоминаниях, на пережитом ранее умилённый - здесь: сентиментальный, растроганный оттиск(в душе)-зд.:след приспущенное (небо), страд. прич. от глаг. спустить - низкое разукрас (инд.-авт.)от разукрасить. рдеть - краснеть, о яркой осенней листве деревьев горячо рдеют, метаф. - ярко краснеют горчить, о воздухе – иметь слегка горький запах хороводиться-кружиться в весёлом хороводе; здесь: о деревьях - весело стоять в кругу грузный - тяжёлый устилать – устелить - покрыть ядрёно- сильно, здорово бабье лето - короткий тёплый период осени саван - белый покров для умерших; здесь: перен томиться – здесь: испытывать печаль в ожидании чего-л трёпка - от глаг.трепать кого? что? - приводить в беспорядок присадисто (диал.) -низко, уходя в землю полуобмершая, страд.прич. от глаг. обмереть -замереть, застть, стать неподвижным судный (день, час)- время, когда подводятся итоги, вершится суд самописец (автор.) - писатель замысловатый - необычный, сложный, вычурный обитель-место пребывания, которое отличается скромностью, простотой отчий предел (высок) - родная земля необбитая трава - не примятая, растущая свободно. петлять (о реке, дороге) - идти, течь не прямо, извилисто простохожая дорога (автор.) - обычная, не ровная. Отглаженный(конец дороги)- ровный, гладкий подол (о дереве)-широкие нижние ветви. янтарно, нареч. - цвета янтаря, ярко-жёлтого обочина дороги - край, боковая часть. Съехать на обочину. Пройти обочиной. стынь, от глаг. стынуть-терять тепло, становиться холодным. скорбно, нареч.- глубоко печально. заходится (сердце) от зайтись - замереть, затихнуть. ветробой, (автор)- место, где сильнее бьёт ветер. стёсанные (брёвна) - те, с которых сняли часть древесины. настил-покрытие проезжей части моста. крапчатый – пятнистый (об окраске.). затаённое (дыхание), страд. прич. от глаг.затаить-задержать.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ Лексико-грамматические задания 1. Вставьте подходящие по смыслу глаголы движения с приставками (в-, вы-,пере-, вс-, под-) или без приставок. 1. Человек …………. среди берез к мостику, затем спускается к реке и ……………… на мостик. 2) Он хочет ………………через мостик и ступить на белые круглые камни на другой стороне. Но даже в мыслях он не решается …………… на другую сторону реки. 3) Он не может понять, куда…………..эта дорога. 4) Он знает, что в избушке за рекой живет старичок, который иногда ……………….. и смотрит на дорогу. 5) Он не посмел ……………. через мостик, но он уже был на нем. 6) Он возвращается домой и думает, что, кажется, впервые ……………. из своей комнаты. 7) Он ………………….. в комнату и садится в кресло.8) В комнате стоит шкаф, к которому он иногда ………….... чтобы посмотреть на свою коллекцию игрушек. 2. Подберите, если возможно, синонимы к выделенным словам, имея в виду ихзначение в данном контексте. Остывающее солнце; воздух кажется застывшим; янтарно сияющая избушка; вековая ель; всесветная печаль; сочинительская работа; разноцветный наряд, два крохотных ведерка; скорбно белеют камни. Слова для справок: печально, пестрый, грустно, маленький, писательский, неподвижный, мировой, старый, солнечно, нежаркое, творческий. 3. Определите корень и приставку в следующих глагольных формах. Какое значение придают слову приставки. Вызванивать-вызвонить (колокольчики вызванивают имя); вышагивать (ноги могут вышагивать легко); выверенный (путь); выговаривать ( приветствие); выскользнуть (из рук); Разглядеть; размышлять; расширяться; распространяться; Переставлять, переливаться, перебираться, перейти. 4. Замените выделенные причастные обороты придаточным предложением со словом «который». В каких предложениях замена невозможна или нежелательна? 1) В 1970-е годы Распутин пишет переведенные впоследствии на многие языки повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». 2) Я отчетливо слышу возникающий где-то надо мной струнный звук, распространяющийся затем в слабое печальное гудение. 3) Кажется мне, что это мое имя вызванивается, уносимое для какой-то примерки. 4) Все чаще застаю я себя в одиночестве в стенах, уже ставших мне знакомыми. 5) Странно, что ни разу мне не удалось взглянуть на светящийся циферблат маленького будильника, стоящего совсем рядом на столике. 6 ) В шкафах мои книги из домашней библиотеки, мною же отобранные, самые близкие. 7) У стены напротив стоит такой же шкаф с моими игрушками – коллекцией маленьких колокольчиков, свезенных чуть не со всего света. 8) Рядом с речкой, затихшей настолько, что не шевелится течение, я иду среди берез к мостику, затем спускаюсь на галечник, поднимающий под ногами шум. 9) Почернел и настил деревянного мостика, всеми забытого. 10) Я не посмел перейти через мостик, но я уже был на нем и с него высматривал дорогу, теряющуюся в камнях … 5. Трансформируйте предложения с деепричастным оборотом, употребляя сложно-подчиненные предложения с союзами и союзными словами когда, потому что, после того как, а также простые предложения с однородными членами, с союзом и. 1) С лыша этот странный звук, я весь обращаюсь в слух и обо всем остальном забываю. 2) И вот сидишь у окна в удобном кресле, смотришь то перед собой, то в себя, уже не отделяя одно от другого и не собирая увиденное в связные мысли. 3) Дойдя до мостика, он вернулся домой, не. решившись пойти дальше. 4) Обнаружив себя затем в кресле, я продолжаю размышлять. 5) Дорога петляет, повторяя изгибы речки. 6. Составьте сложное предложение из двух простых предложений сложное, используя союзы и союзные слова, подходящие по смыслу: хотя, чтобы, что, который, где, поэтому, потому что, когда 1) Я просыпаюсь чуть пораньше. Мне надо слышать этот звук от начала до конца. 2) Это кресло старое, продавленное и не очень удобное. Но оно из моей домашней обстановки и примиряет меня с этой чужой комнатой. 3) Возникает и удаляется этот стонущий призыв. В такие мгновения я ко всему готов. 4) Никто из родных ко мне не заходит, и я не жду их. Все чаще застаю я себя в одиночестве. 5) Он видит себя в странной комнате. В ней все обставлено с печальной и суровой однозначностью. 6) Деревянный мостик, наверно, всеми забыт. Я никогда ни одной души не видел возле него.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.139 с.) |