Анализируем язык и стиль рассказа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализируем язык и стиль рассказа



1. Какие слова говорят о скромности деревенского жилища? Можно ли по ним судить об отношении к дому рассказчика?

2.Какие языковые средства подчеркивают, что родные долго ожидают Петю?

 3. Какие изменения в природе можно назвать словом «заосенело»?

4. Найдите в рассказе лексические повторы. Какова их смысловая роль в каждом случае?

5. Подберите синонимы к словам, говорящим о наступлении осени: зябко, подтапливают, дом нахохлился, настывшая горница. Какие преимущества (смысловые, эмоциональные, эстетические) есть в народной лексике?

6. Обратите внимание на лексический комментарий. Слова какой стилистической группы часто использует автор? Почему?

7. Найдите образные, выразительные словосочетания в речи рассказчика. К какому миру он принадлежит?                                

Поэтика рассказа

1. Критик В. Сурганов отмечает одну из особенностей поэтики Б. Екимова: «Не скупится на любовно выписанные подробности быта». Подтвердите это мнение примерами из текста.

2. Покажите, как рассказчик от мелких деталей переходит к большим вопросам – о конечности человеческой жизни, ее краткости, о смерти.

3. Среди косвенных форм авторского сознания в прозе Б. Екимова И.В. Великанова отмечает сюжетно-композиционные средства, сюжетные рифмы, антитезы, художественные детали. Какие из них можно найти в этом рассказе?

4. Авторскую интонацию в рассказах Б. Екимова называют обычно ровной, невозмутимой; можно ли назвать ее бесстрастной?

 

                                 Проверьте, как вы поняли содержание

1.  каком доме жила семья рассказчика?

2.  случаев из жизни семьи описано в рассказе? Какое время прошло между ними?

3. В чем провинился Петя много лет назад?

4. Что спасло мальчика от наказания?

5. Куда семья переезжает каждую осень?

6. Почему героине трудно уехать из деревенского дома?

7. Сколько раз приезжал за бабушкой взрослый внук? Почему он недоволен?

 

                      

                                          

                                                    Деревенский дом. Осень.

Говорим о героях рассказа

Мать рассказчика

1.  отец сначала не выходит из комнаты, когда возвращается из школы сын? Кто является главой семьи?

2. Как лексика и интонация рисуют характер бабушки? («Никакой ответственности. Надо с детских лет»; «Я ему сейчас устрою прилет»; «Тебе что было велено»).

3. Что подкупило бабушку, смягчило её настроение?

4. Что можно сказать об отношениях матери с деревенскими соседями?

5. Какие узлы готовит героиня перед отъездом? Как относится она к уходу из жизни?

6. Почему бабушка произносит те же слова, что и внук много лет назад? Чем похожи две ситуации?

7. Как изменилась мать в старые годы? Какой ее увидел сын?

 

                               

                                             Горница в деревенском доме

 

 

Рассказчик (он же - отец, сын)

1. Какие интонации услышал отец в просьбе сына-школьника? Почему он поспешил выйти из комнаты?

2. Как показана любовь отца к Пете в детстве и понимание проблем взрослого сына?

3. Что вы можете сказать об отношении рассказчика к матери? Меняется ли оно на протяжении жизни?

4. Как характеризуют взрослого сына слова: как стронешь, жизнь на излете, напоследок. 

5. Какие мысли вызывают у сына долгие сборы матери?

6. Что можно сказать о личности рассказчика: чем он дорожит, над чем задумывается?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.004 с.)