Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познакомьтесь с отзывами критиков, выскажите свое мнение⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
1. «Проблемы, возникающие у персонажей Геласимова, никогда не лежат в сфере сугубо социального. Они заключены в круге человеческих взаимоотношений. <…> Кто бы то ни был — пожилая женщина, вынужденная полюбить никому не нужную падчерицу своей дочери <…>, подросток, опять-таки вынужденный жалеть молоденькую учительницу <…>, или юная мать-одиночка, которой удается добиться какого-то подобия контакта с соседским пареньком-дебилом <…>, — все они, преодолев <…> барьер отчуждения, становятся по-настоящему свободны (Мария Ремизова). 2. «Цель писателя не извлечение хаоса реальности на дневной свет искусства <…>, но гармонизация — и хаоса, и, строящейся по его беззаконию действительности». Возможно, кто-то и обвинит Геласимова в излишней гармонизации и сентиментальности, но может так статься, что именно этого и не хватает нашей литературе. Во всяком случае, немного гуманизма еще никому не повредило» (Оксана Цепилова). Итоговые вопросы 1. Оптимистичен или пессимистичен финал рассказа? 2. Как вы считаете, к каким проблемам хотел привлечь внимание А. Геласимов? Указывает ли автор пути решения этих проблем? 3. Какие чувства остаются после прочтения рассказа? Литература 1. Авторская страница А.Геласимова.// Проза.ру – Электронный ресурс. - Режим доступа: свободный http://www.proza.ru/avtor/foolhunter 2. Быков Д. Андрей Геласимов похож на писателя. // Новый мир. – 2003. – №1. 3. Каратеев А. Добро перевесит? // Знамя. – 2003. – №3. 4. Каспэ И. Синтаксис, синтагма, нож. // НЛО. – 2005. – №73. 5. Кучерская М. Наивно. Супер? // Российская газета. – Центральный выпуск №3324. – 2003. – 20 октября. 6. Немзер А. Книга со счастливым концом. // ИД «Время». – №30. – 2003. – 19 февраля. 7. Немзер А. Те же и Геласимов. // ruthenia.ru. – Электронный ресурс. – М., 2002. – Режим доступа: http://ruthenia.ru/nemzer/jurnaly06_11.html, свободный. – Загл. с экрана. – Данные соответствуют 11.06.2002. 8. Пустовая В. Добрый доктор Геласимов. // Новый мир. – 2005. – №2. 9. Ремизова М. Гармонический диссонанс. // Новый мир. – 2003. – №1. – С. 10. Цепилова О. Свой чужой писатель Андрей Геласимов. // Культура, 02.07.2009 11. Шаргунов С. Геласимов похож на Герасимова. // «Независимая газета» НГ-Exlibris. – 2004. – 5 февраля.
С ЕРГЕЙ ШАРГУНОВ р. 1980
Сергей Шаргунов – российский писатель, публицист, политический деятель. Родился в Москве, в семье православного богослова, преподавателя Духовной академии. В 2002 г. окончил международное отделение факультета журналистики МГУ им. М. Ломоносова. В период учебы в университете был помощником депутатов Государственной думы, работал в изданиях «Патриот», «Новая газета», «Независимая газета», «Русский журнал».
С 2000 г. – автор (прозаик и публицист) ведущего литературного журнала «Новый мир». В 2001 г. удостоен звания лауреата независимой литературной премии «Дебют» в номинации «Крупная проза» за повесть «Малыш наказан» - о любви 17-летнего юноши в условиях перелома в обществе, при смене социальной и нравственной доминант. Полученные деньги автор передал в фонд находившегося в тюрьме лидера НБП Эдуарда Лимонова. В повести «Ура!» (2002) показано, как постигает мир поколение, вступившее в жизнь в смутное «время распада империи». Автор бичует грехи, пороки, безволие интеллектуальной молодёжи. Между героем повести и автором почти нет дистанции. Роман «Как меня зовут?» (2006) – о студенте, попавшем в гущу политических страстей – называют «романом воспитания». Он рассказывает о становлении молодого человека, преодолении им грязи жизни, о пути к себе и Богу. Актуальным направлением в современной литературе С. Шаргунов считает «новый реализм» - попытку взглянуть на действительность трезво, серьезно, «социальность, искренность, пришедшие на смену стёбовым экспериментам». Это «пароль для того свободного поколения, которое преодолело унылый бред старопатриотов и старолибералов. Мы любим свою страну и не боимся быть вольнодумцами». С. Шаргунов активно участвовал в политической деятельности, был одним из лидеров партии «Справедливая Россия», молодежных движений. С болью и разочарованием в политической жизни написан роман «Птичий грипп» (2006). В настоящее время С. Шаргунов считает себя беспартийным: «Территорией свободы является литература». С. Шаргунов делает обзоры книжных новинок на радио «Вести FM», в статьях обсуждает проблемы молодежи, культуры, прошлого и будущего России. В журнале «Что делать?» он назвал пять нужных книг для молодежи: «Герой нашего времени» М. Лермонтова («атмосфера была нынешней»), «Уже написан Вертер» В. Катаева, «Молодой негодяй» Э. Лимонова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Лёд под ногами» Р. Сенчина. О задачах, стоящих перед Россией, говорит так: «нужны волевые люди, готовые строить здесь и сейчас. То есть главная модернизация – кадровая».
Сочинения: «Малыш наказан». – М., 2001; «Ура!» - М., 2002; «Как меня зовут?» - М., 2006; «Птичий грипп» - М., 2008; «Битва за воздух свободы (статьи, эссе). – М., 2009.
Предтекстовые задания 1. В предлагаемом рассказе говорится о близости героя с миром религии в детские и отроческие годы. Какие литературные произведения на эту тему вы знаете? Как складываются отношения с религией, с Богом юных героев трилогии Л. Толстого, М. Горького, книги «Лето господне» И. Шмелева? 2. А.П. Чехов рассказывал, что религиозное воспитание, которое он и его братья получали в детстве, превратили их в «маленьких каторжников», «детство было страданием». Прочитайте рассказ. Сравните эти переживания писателя с чувствами героя рассказа; похожи ли они?
КАК Я БЫЛ АЛТАРНИКОМ (в сокращении)
В четыре года на Пасхальной неделе я первый раз оказался в алтаре. В храме. Всех Скорбящих Радости, похожем на каменный кулич, большом и гулком, с круглым куполом и мраморными драматичными ангелочками внутри на стенах. Через годы я восстановлю для себя картину. Настоятелем был актёр (по образованию и призванию) митрополит Киприан. Седой, невысокий, плотный дядька Черномор. Он любил театр, ресторан и баню. Киприан был советский и светский, хотя, говорят, горячо верующий. Он выходил на амвон и обличал нейтронную бомбу, которая убивает людей, но оставляет вещи. Это символ Запада. (Он даже ездил агитировать за «красных» в гости к священнику Меню и академику Шафаревичу.) На Новый год он призывал не соблюдать рождественский пост: «Пейте сладко, кушайте колбаску!» Ещё он говорил о рае: «У нас есть куда пойти человеку. Райсовет! Райком! Райсобес!» Его не смущала концовка последнего слова. А моя мама помнила Киприана молодым и угольно-чёрным. Она жила девочкой рядом и заходила сюда. «На колени! Сталин болен!» И люди валились на каменные плиты этого большого храма. Однажды Киприан подвозил нас до дома на своей «Волге». – Папа строгий? – Добрый, – пискнул я к удовольствию родителей. – Телевизор даёт смотреть? – Да, – наврал я, хотя телевизор отсутствовал. И вот в четыре, на Светлой седьмице я первый раз вошёл в алтарь. Потом встал рядом, согнулся, обняв за шею (рукав облачения был ласково-гладким), и просипел: – Смотри, милый, сейчас рыбка выплывет! Старая монахиня в чёрном, с большим стальным фотоаппаратом, произвела еле
слышный щелчок. Я навсегда запомнил, что Киприан сказал вместо «птичка» – «рыбка». Возможно, потому, что мы находились в алтаре, а рыба – древний символ Церкви. Кроме папы, сосредоточенного, серьёзного, отрицавшего советскую власть, остальные в алтаре были вольные. Там был дьякон Геннадий, гулкий весельчак, щекастый, в круглых маленьких очках. Сознательно безбородый («Ангелы же без бороды»). В наступившие следом годы свободы его изобьют в электричке и вышибут глаз вместе со стёклышком очков… В алтаре была та самая старуха в чёрном одеянии, Мария, по-доброму, напевно меня распекавшая и поившая кагором с кипятком из серебряной чашечки – напиток был того же цвета, что и обложка книжки Маяковского «У меня растут года», которую подарила мне в честь Первого мая. – Матушка Мария, а где моя фотография? – спросил я. – Какая фотография? – Ну та! С Владыкой! Где я первый раз у вас! – Тише, тише, не шуми, громче хора орёшь… В доме моём карточка. В надёжном месте. Я альбом важный составляю. Владыка благословил. Всех, кто служит у нас, подшиваю: и старого, и малого… Под конец жизни её лишат квартиры аферисты…С ужасом думаю: а вдруг не приютил её ни один монастырь? Где доживала она свои дни? А что с альбомом? Выбросили на помойку? Ещё был в алтаре протоиерей Борис, будущий настоятель. Уверенно бодрый любитель борща, пирожков с потрохами (их отлично пекла его матушка). Он подражал архиерею в театральности. В 91-м отец Борис поддержит ГКЧП и, когда танки покинут Москву, сразу постареет, станет сонлив и безразличен ко всему… За порогом алтаря был ещё староста, мирское лицо, назначенное властями («кагэбэшник», шептались родители) <…>, молчаливый и печальный, но мне он каждый раз дарил карамельку и подмигивал задорно. А Владыка Киприан здесь и умер, в этом красивом просторном храме… Остановилось сердце. В перестройку церквям разрешили звонить в колокола. Я любил этот торжественный огромный храм, я там почти не скучал, хотя и был невольником отца. Дома я продолжал службу, только играл уже в священника. Возглашал молитвы, размахивал часами на цепочке, как кадилом, потрясал маминым платком над жестянкой с иголками, словно платом над чашей… И вот раз вечерком, наигравшись в папу, который на работе, я заглянул в ванную, где гремел слесарь. – В попа играешь! – сказал он устало и раздражённо, заставив меня остолбенеть. – Запомни мои слова: не верь этому делу! Я тоже раньше в церковь ходил, мать моя больно божественная была. Потом передачу послушал, присмотрелся, что за люди там, старые и глупые, да те, кто с них деньги тянет, и до свидания. Спасибо, наелся!
Ни жив ни мёртв я покинул ванную и молча сидел в комнате, вслушиваясь, когда же он уйдёт. В девять лет меня наконец-то нарядили в стихарь, сшитый специально монахиней Марией, белый, пронизанный золотыми нитками, с золотистыми шариками пуговиц по бокам, длинный, ботинки не видны. Я стал выходить с большой свечой к народу во время чтения Евангелия. Помню, как стоял первый раз, и свеча, тяжёлая, шаталась, воск заливал руки В те же девять я впервые читал на весь храм молитву – к причащению. …мой голос звенел у меня в ушах – плаксиво и противно, и вертелась между славянских строк одна мысль: а если собьюсь и замолчу, а если брошу, если захлопну сейчас молитвослов, выбегу прочь в шум машин – что тогда?.. Накануне краха СССР папе дали беленький храм по соседству, мне было одиннадцать. Внутри находились швейные цеха, стояли станки в два этажа, работники не хотели уходить и скандалили с теснившей их общиной – правильно почуяв, что больше реальности не нужны. Помню первый молебен в храме. Толпа молилась среди руин, свечи крепили между кирпичами. Маленькая часть храма была отгорожена фанерой, и оттуда вопреки звонам кадила звонил телефон, вопреки хору доносился злой женский голос: «Алло! Громче, Оль! А то галдят!» – и вопреки ладану сочился табачный дым, но дни конторы с длинным трудным названием были кончены. Церковь восстанавливалась быстро. За советским слоем, как будто вслед заклинанию, открылся досоветский. На своде вылезла фреска: чудо на Тивериадском озере, простота конца XIX века: много сини, мускулистые тела, подводная стайка рыб, кораблик. В самом храме завёлся неуловимый сверчок-хулиган, любивший отвечать возгласам священника быстрее, чем хор. Колокола поднимали целый день. На следующее утро затемно я ударил железом о железо и неистовствовал, грохоча, а гражданин из дома поблизости, в ужасе проснувшийся в новом мире, ворвался в храм, умоляя дать ему поспать. Сын настоятеля, я начинал алтарничать, уже догадываясь, что все, кто рядом – мальчишки и мужчины, – обречены по законам этой проточной жизни, по правилам любого человеческого сообщества рано или поздно исчезнуть. Мальчики вырастут и пошлют своих набожных матерей, кто-то оскорбится на что-нибудь и сорвёт стихарь, кто-то пострижётся в монахи или станет священником и уедет на другой приход. Кто-то умрёт, как один светлый человек, синеглазый, чернобородый, тонкоголосый, очень любивший Божию Матерь. Он годами оборонялся от наркотиков, но завернула в гости подружка из прошлого, сорвался и вскоре погиб… К двенадцати мне стало скучно в храме, но я был послушным сыном. Я всё мечтал о приключении: пожар или нападут на храм сатанисты-головорезы, выступлю героем и всех избавлю, и восхищённо зарозовеет девочка Тоня из многодетной семьи. Миниатюрная, нежная, шёлковая, она стоит со своей очкастой мамой и восемью родными и приёмными братиками и сёстрами на переднем крае народа: я подсматриваю за ней сквозь щели алтарной двери и кручу комок воска между пальцев.
Как-то осенью в 92-м году, когда я приехал с папой на вечернюю службу, как всегда, заранее, мне выпало приключение. Людей было мало, десяток, папа скрылся в алтаре, я замешкался и вдруг повернулся на стремительный шум. Из дальнего придела пробежал человек, прижимая к груди квадратный предмет. Икона! Он рванул железную дверь. «Господи!» – выдохнула прислужница от подсвечника, блаженная тетеря. В два прыжка я достиг дверей и выскочил за ним. Я не чувствовал холода в своей безрукавке, нацеленный вперёд, на синюю куртку. Он перебежал Большую Ордынку. Дети бегают легко, я настигал. Он глянул через плечо и тотчас пошёл широким шагом. Я на мгновение тоже притормозил, но затем побежал ещё скорее, хотя увидел себя со стороны: маленького и беззащитного. Он стоял возле каменных белых ворот Марфо-Мариинской обители. Руки на груди. Я остановился в пяти шагах со сжатыми кулаками и выпрыгивающим сердцем. – Ну, щенок! Иди сюда! – Отдайте икону! – закричал я на «вы». Он быстро закрутил головой, окидывая улицу. Подмога за мной не спешила. Вечерне-осенние прохожие были никчёмны. У него торчала борода, похожая на топор. Может быть, отпущенная специально, чтобы не вызывать подозрений в храмах – Какую икону? – сказал он ещё тише. – Нашу! – Я сделал шаг и добавил с сомнением: – Она у вас под курткой. – Спокойной ночи, малыши! – сказал он раздельно. Резко дёрнулся, с неожиданной прытью понёсся дальше, опять перебежал улицу и растворился. Я перебежал за ним и пошёл обратно. Звонил колокол. При входе в храм было много людей, они текли, приветствовали меня умилённо, не ведая о происшествии, я кивал им и почему-то не сразу решился войти внутрь, как будто во мне сейчас опознают вора. Там же, в храме, однажды я видел, что ещё бывает с иконой. Святитель Николай покрылся влагой, и отец служил возле молебен. А я косился на загадочный, жёлто-коричневый, густой, как слиток мёда, образ, по которому тянулись новорождённые сверкающие полосы. После вслед за остальными целовал, вдыхая глубоко сладкий мягкий запах. Целуя, подумал: «Почему, почему же я равнодушен?» На том молебне нас фотографировали у иконы, но больше, понятно, саму икону, и, говорят, одна фотография тоже замироточила.
Храм на Ордынке Меня возили в самые разнообразные святые места, монастыри, показывали нетленные мощи и плачущие лики, я знал знаменитых старцев, проповедников, с головой окунался в обжигающие студёные источники, но оставался безучастен. Были ли озарения, касания благодати? Было иное. Летним душным днём прислуживал всю литургию, и уже на молебне, при последних его звуках, зарябило в глазах. В полной темноте вместе со всеми подошёл к аналою с иконой праздника, приложился лбом со стуком и, интуитивно узнав в толпе добрую женщину-звонаря, прошелестел: «Я умираю…» – и упал на неё. Или – спозаранку на морозце колол лёд возле паперти, красное солнце обжигало недоспавшие глаза, в тепле алтаря встал на колени, нагнул голову и среди терпкого дыма ладана не заметил, как заснул. Было ещё и вот что: прощальный крестный ход. Семнадцатилетний, на Пасху, я шёл впереди процессии с деревянной палкой, увенчанной фонарём о четырёх цветных стёклах, внутри которого бился на фитиле огонёк. Накануне школьного выпускного. Давно уже я отлынивал от церкви, но в эту ночь оделся в ярко-жёлтый конфетный стихарь и пошёл – ради праздника и чтобы доставить папе радость. Я держал фонарь ровно и твёрдо, как профи, и негромко подпевал молитвенной песне, знакомой с детства. Следом двигались священники в увесистых красных облачениях и с красными свечами. Летели фотовспышки. Тёплый ветерок приносил девичье пение хористок и гудение множества людей, которые (я видел это и не видя) брели косолапо, потому что то и дело зажигали друг у друга свечи, каждый за время хода обязательно потеряет огонёк и обязательно снова вернёт, так по нескольку раз. А мой огонь был защищён стёклами. Я медленно, уверенно шёл, подпевая, мысли были далеко… Впереди была юность, так не похожая на детство. Я скосил глаз на яркое пятно. Щиток рекламы за оградой. «Ночь твоя! Добавь огня!» «Похристосуюсь пару раз, потом выйду и покурю», – подумал с глухим самодовольством подростка и подтянул чуть громче: «Ангелы поют на небеси…», и неожиданно где-то внутри кольнуло. И навсегда запомнилась эта весенняя ночь за пять минут до Пасхи, и орал «Воистину воскресе!», и пел громко, и пылали щёки, и христосовался с каждым. И никуда не вышел за всю службу, как будто притянуло к оголённому проводу. Комментарии Лексика церковной темы Алтарник – помощник священника, который прислуживает в алтарной части церкви. Алтарь – главная часть христианского храма, где совершается таинство святого Причащения. Находится в восточной часть храма на возвышении; в православной церкви отделяется от общего помещения иконостасом.
Причащение - один из важнейших элементов христианского богослужения; причаститься Святых Христовых Тайн – стать причастным Телу и Крови Христа. Христиане вкушают хлеб и вино, веря в соединение со Христом во всей полноте Его Божества. Пасхальная неделя - то же, что Светлая Седьмица - традиция празднования Пасхи в течение всей следующей за ней недели; в православных храмах каждый день совершается праздничная пасхальная служба, звучит колокольный звон. Пасха – у христиан: празднование воскресение Иисуса Христа. Встречать Пасху. Торжественный колокольный звон на Пасху. Пасхальные яйца. Теплые пасхальные дни. Всех Скорбя́щих Ра́дость» — наименование одной из чудотворных иконы Божьей Матери. Богоматерь изображена в сиянии, окружена несчастными людьми, которые просят о помощи. Ангелы совершают благодеяния от имени Богоматери.
Кулич - сладкий, высокий белый хлеб, традиционно пекущийся к Пасхе.
Купол – выпуклая крыша в форме полушария. Купол собора. Золотые купола.
Файл: Kulich. jpeg...2530 x 2134 · 769 kB · jpegru.wikipedia.orghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/Kulich.jpegПохожие изображения
Настоятель – глава монастыря, церкви Митрополит - высшее церковное звание, духовный сан Амвон - возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой священник произносит проповеди. Пост - у верующих: воздержание на определённый срок от скоромной (мясной, молочной) пищи и другие ограничения по предписанию церкви. Строгое соблюдение постов. Проводить время в посте и молитве (поститься). Многодневные посты. Рождественский пост – зимний пост в течение 40 дней перед Рождеством, в память о рождении Иисуса Христа. Рай – 1. В религиозных представлениях: место, где души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве. И рад бы в рай, да грехи не пускают (посл.). 2. (перен.) Лёгкие и радующие условия, обстановка. Как в раю (очень хорошо). Летом в лесу рай. Земной рай (красивое, приятное место). С милым рай и в шалаше (посл.). В данном тексте - игра слов: рай - сокращение от «районный». Аббревиатуры советского времени: Рай совет – районный совет - центр администрации района; Рай ком – районный комитет коммунистической партии; Рай собес – районный комитет социального обеспечения пенсионеров, инвалидов. « Его не смущала концовка последнего слова» - райсо бес; бес - в религии: злой дух, сила, враждебная Богу. Све́тлая седьми́ца - см. Пасха́льная неделя — в православии: неделя, следующая за Пасхой. Во все дни седьмицы проходят богослужения (утреня), крестные ходы, звучит праздничный колокольный звон. Архиерей - священнослужитель высшей степени церковной иерархии. Эмалевые иконки - небольшие иконы для украшения праздничного головного убора священника; выполнены в технике живописи по эмали.
«Христос воскресе!» - слова, которыми люди приветствуют друг друга в праздник Пасхи. Положено отвечать: «Воистину воскресе!». Евангелие - (греч. - «благая весть») — книга, в которой дается жизнеописание Иисуса Христа; почитается как священная. Облачение - одеяние, одежда священнослужителей церкви во время исполнения ими церковных обрядов. Священники в полном облачении, в торжественном облачении. Дьякон – в православной цепркви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы. Кагор – виноградное вино насыщенно красного цвета; в церкви символизирует кровь Христову. Употребляют при совершении таинства причастия. Владыка - в русской православной церкви: почетный титул духовных лиц, дается архиереям. Но в жизни церкви так обращаются к каждому действующему священнику. Благословить – у христиан: выразить покровительство, согласие на какое-либо действие. Благослови, Владыка! (просьба к архиерею). Благословить жениха и невесту (дать согласие на брак). Протоиерей - (греч. - первосвященник) — высокий церковный титул, дается как награда. Молитва – здесь:канонический текст, произносимый при обращении к Богу, святым. Стоять на молитве. Читать молитву. Благодарственная молитва. Возглашать молитвы/ возгласить молитвы - во время богослужения священник громким торжественным голосом произносит молитвы: о здравии живущих, о душах умерших, о защитниках отечества и другие. С ним вместе молятся прихожане этого храма. Кадило - один из предметов богослужения. В кадильницу на горячие угли кладут душистую смолу – ладан; образуется благовонный дым - фимиам. Во время общей молитвы священник обходит церковь, размахивая кадилом – совершает каждение.
Ладан - ароматическая смола, некоторых растений в Средиземноморье. Ладан отгоняет нечистых духов, является символом устремления души к Богу. Плат – предмет церковного обихода; покров, покрытие священных сосудов со святыми дарами (хлебом и вином). Молитвослов - книга, содержащая тексты молитв. Молебен – краткое богослужение о здравии, благополучии кого-либо. Отслужить молебен. Хвалебный молебен. Заклинания – настойчивые просьбы, мольбы. Свод (от «сводить» — соединять) — в архитектуре особая конструкция потолка, стен (см. рисунок).
Фреска (от итал. afresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей Тивериадское озеро (или Генисаретское озеро, или Галилейское море), в соврем. Израиле – озеро Кимерет. Упоминается в Библии; на его северном берегу находится Капернаум, в котором жил и проповедовал Иисус Христос. Постричься в монахи - стать монахом, уйти в монастырь, посвятить жизнь Богу. Приход – церковь (ее служители, певчие) и вся церковная община (прихожане). Придел – в церкви: небольшая боковая часть храмаЮ имеет дополнительный алтарь. Прислужница от подсвечника – женщина, которая работает в церкви и следит за состоянием свечей перед иконами (убирает сгоревшие свечи, ставит новые). Блаженный – святой; здесь перен.: необычный, отошедший от реальной жизни, мечтательный человек. Ма́рфо-Марии́нская оби́тель — община сестер милосердия, по своему уставу близкая к монастырю.. Располагается в Москве, на улице Большая Ордынка. Основана великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году.
Святитель Николай - икона, которая изображает одного из самых почитаемых на Руси святых – Николая Чудотворца. Архиепископ г. Миры Ликийской обл. в Малой Азии. При жизни прославился тем, что творил чудеса; был канонизирован. Покровитель торговли, земледелия, путешествующих, защитник бедных и неимущих.
Мироточить — появление на иконе светлого маслянистого вещества (миро), от которого идет благоухание, мягкий аромат. Мироточение считается одним из религиозных чудес. Нетленные мощи (высок.) – высохшие, полностью сохранившиеся останки святых, которых почитает церковь. Источник – водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Купание в источниках, освященных церковью, - для верующих символ очищения, обновлении, перерождения. К святым источникам едут, чтобы излечиться от болезней души и тела, почувствовать Благодать Божию. Студеный (источник) – очень холодный. Благодать - в христианском богословии: божественная сила, энергия, в которой Бог являет Себя человеку; дается человеку для больших свершений и спасения души. Литургия – утреннее или дневное христианское богослужение; вклю.чает в себя молитвы, чтение священных книг, песнопения, проповеди, причащение и др. обрядовые действия. Совершение литургии. Отслужить литургию. Литургическая музыка. Аналой – в церкви: высокий четырёхугольный узкий столик с наклонным верхом. На аналой кладут богослужебные книги, крест, праздничную икону – в соответствии с тем или иным праздником. Звонарь – церковный служитель, который звонит в колокола. Кре́стный ход - торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды). Паперть - площадка перед входом в церковь, крыльцо; обычно здесь стоят нищие, просят подаяние у прихожан. Стоять на паперти.
II. Гулкий- здесь: о здании, в котором стены хорошо отражают, усиливают звук. Гулкие своды. Черномор - волшебник маленького роста с большой бородой, персонаж поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Светский – здесь: антоним понятия церковный; любящий удовольствия обычной жизни. Светская жизнь. Светские разговоры. Обличать – разоблачать какие-нибудь плохие, вредные, преступные поступки. Обличать пороки. сов.Обличить Священник Мень - Отец Александр (Александр Владимирович Мень) - священник Русской Православной Церкви, автор книг по богословию, истории христианства и других религий.С середины 1980-х годов - один из самых популярных христианских проповедников.Жестоко убит в 1990 году; убийство не раскрыто. Шафаревич Игорь Ростиславович - академик Российской академии наук, математик, лауреат государственных премий. Занимался общественной деятельностью, поддерживал патриотическое направление и Православную церковь. «Сталин болен!» - в марте 1953 г. газеты и радио соотбщали о тяжелой болезни главы советского государства И.В. Сталина. В церквях люди молились за его здравие. «Волга» - марка отечественного легкового автомобиля; в описанные годы была признаком материального благополучия, престижа.
Пискнуть – сказать тихо, тонким голосом Рыбка выплывет – по аналогии с традиционными словами фотографов: Внимание, сейчас птичка вылетит! Распекать/распечь (разг.) – поучать,наставлять, выражать неудовольствие. Потроха - употребляемые в пищу внутренности животных, птицы и рыбы. Гусиные потроха. Суп из потрохов. Пирожки с потрохами. Агитировать «за красных» - здесь: убеждать в правильности политики советской власти. Обложка книжки Маяковского «У меня растут года» - популярная в советское время книга детских стихов известного поэта В. В. Маяковского. В этих стихах речь идет о том, какую профессию ребенок может выбрать в будущем. Обложка книги была красного цвета. Аферист – от сл. афера – нечестное действие, обман с корыстной целью (мошенничество). Человек, занимающийся такими делами, жулик, мошенник. Мирское лицо- человек, не принадлежащий церкви, живущий «в миру». Кагэбэшник – (разг.) человек, работающий в органах комитета государственной безопасности (КГБ). ГКЧП - (Государственный Комитет по чрезвычайному положению СССР) — орган, созданный рядом высших государственных лиц в августе 1991 года, Предпринял неудачную попытку государственного переворота, пытался отстранить от власти Президента СССР М. С. Горбачёва (августовский путч). Остолбенеть (перен.) – стать неподвижным как столб от сильного удивления, страха; растеряться от неожиданности. Гремел слесарь - слесарь- сантехник - тот, кто ремонтирует кухонные раковины, ванные, туалеты. Накануне краха СССР - в декабре 1991г. произошел распад СССР. СССР как единое государство перестало существовать Дали храм – назначили священником в какой-либо определенной церкви. Руины- останки бывшего здания, постройки. Фанера -(древесно-слоистая плит а) — тонкий многослойный строительный материал Обречены - кр. прич. от гл. обречь (с.в.) (высок.) – предназначены к какой-либо неизбежной участи (обычно тяжёлой). Обречены на страдания, на гибель. Это дело обречено (это дело обязательно кончится неудаче). Проточная жизнь (авторское) - жизнь, которая быстро течет, протекает, как вода, изменяется. Обороняться от наркотиков – пытаться удержать себя от употребления наркотиков. Сорваться - (разг.) – не удержаться, не выдержать - о тех, кто сначала победил вредную привычку (пить, курить, употреблять наркотики), а потом под влиянием обстоятельств снова начал это делать Сатанисты –от слова Сатана́ (главный антагонист Бога, олицетворение зла) – религиозная секта, члены которой утверждают идеологию индивидуализма, гордости, полной свободы и независимости от общества и морали. Головорезы (разг.) – хулиган,бандит. Замешкаться - задержаться, пробыть где-нибудь дольше, чем нужно. Замешкаться перед уходом. Замешкаться с ответом Тетеря (разг). – неодобрительное выражение. Глухая тетеря. Сонная тетеря. Блаженная тетеря – человек, который не понимает реальной ситуации. Притормозить (разг.) – здесь: пойти, побежать немного медленнее Подмога (разг.) – помощь Никчемный (разг.) – здесь: неспособные чем-либо помочь. Щенок- ребенок собаки, м.б. грубо сказано о молодом человеке с целью обидеть, указать на его малый возраст по сравнению с взрослым Понесся с неожиданной прытью (разг.) – побежал оченьбыстро. Текли - течь (глаг., перен.) - о движении большого количества людей в одном направлении. Умилённо, от умиляться – испытывать теплое, нежное чувство, которое вызвано чем-то милым, трогательным. Умиляться при виде маленького ребенка Озарение - о духовном состоянии: неожиданное открытие, понимание чего-либо сложного. Спозаранку (разг) - с раннего утра, очень рано утром Терпкий - здесь: об остром, густом запахе. Зарябило в глазах - рябит в глазах – от глагола рябить – о появлении перед глазами мелких пестрых пятен от утомления, усталости, переживаний. Школьный выпускной – торжественный вечер в честь окончания школы. Отлынивать (разг.) - уклоняться от какого-нибудь нежелательного дела. Конфетный (стихарь) - яркий, как конфетная обертка. Увесистый – тяжелый. Фотовспышка - краткое яркое освещение при фотосъемке.. Косолапо, от косолапый - идти некрасиво, ставить ноги носками внутрь. Косолапый медведь. Щиток рекламы - небольшойстенд для рекламы. Кольнуло, от колоть - кольнуть, что? - о каком-либо остром, неожиданном чувстве.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ Лексико-грамматические задания 1. Передайте содержание выделенных словосочетаний другими, близкими по смыслу словами или конструкциями по образцу: а) На Пасху люди обычно готовят куличи.- Когда наступает праздник Пасхи, люди готовят куличи. б) Мы знали этого художника еще студентом – Мы знали этого художника, когда он был еще студентом. 1)Через годы я восстановлю для себя картину.2) На Новый год он призывал не соблюдать рождественский пост.3) А моя мама помнила Киприана молодым и угольно-чёрным.4) Она жила девочкой рядом и заходила сюда. 5) И вот в четыре, на Светлой седьмице я первый раз вошёл в алтарь.6) В перестройку церквям разрешили звонить в колокола. 7) В девять лет меня наконец-то нарядили в стихарь, сшитый специально монахиней Марией. 8) Накануне краха СССР папе дали храм по соседству. 9) Семнадцатилетний, на Пасху, я шёл впереди процессии с деревянной палкой, увенчанной фонарё
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.143 с.) |