Познакомьтесь с отзывами критиков, выскажите свое мнение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познакомьтесь с отзывами критиков, выскажите свое мнение



1.Лобановская И.И. считает, что Г.П. Корнилова « решает вечные философские проблемы с помощью мистики. И это в данном случае — вполне оправданный, разумный метод». Согласны ли вы с этим мнением? О каких вечных философских проблемах идет речь?

2. Алла Латынина отмечает: «Смерть в рассказах Корниловой — это и освобождение от косного мира, и естественное природное явление, лишенное трагизма». Можно ли эти слова отнести к рассказу «Звенящее море»? Объясните, почему.

Итоговые вопросы

1. Почему автору недостаточно только визуального образа моря и он создает звуковой образ моря «звенящего»?

2. Почему у героев в рассказе Г.П. Корниловой нет имен?

3. Символом чего является море в этом рассказе?

4. Каким настроением окрашен конец рассказа? Как это раскрывает авторский замысел?

 

 

Литература

1. Гримберг Ф. Естественное и сверхъестественное. // Знамя, 2003- № 8.

2. Латынина А. Таинственность будничной жизни // Новый мир, 2003 - № 5.

3. Лобановская И.И. По своей дороге./ Интернет-ресурс: lit.lib.ru/l/lobanowskaja_

 

 

ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР

(р. 1929)

Фазиль Искандер уже более 40 лет - один из самых читаемых в России писателей, абхазец, пишущий по-русски. Он родился в столице Абхазии Сухуми, маленьком Вавилоне, где с давних времён бок о бок жили греки, турки, абхазы, персы, русские. Его отец, персидского происхождения, в 1938г. был выслан вместе с другими потомками бывших иностранцев, умер в Иране. О матери Искандер напишет так: "В этом мире, забывшем о чести, совести, она неуклонно вела свою великую маленькую войну с хаосом эгоизма, отчуждения, осквернения святыни Божьего дара-стыда".Энергия созидания досталась Искандеру в наследство от матери и отца. Малая родина, Абхазия, село Чегем станут в его книгах центром мироздания, законы миролюбия, правды, братства, полученные в детстве, - критерием нравственной оценки мира.

Закончив русскую школу с золотой медалью, Искандер приезжает в Москву, учится в Библиотечном, затем в Литературном институте. С середины 50-х г.г. работает журналистом, редактором в Брянске, Курске, Сухуми. Литературную деятельность начинал как поэт. Уже тогда творчество пронизано идеей приятия жизни - неблагополучной и в то же время прекрасной В ранних рассказах сборников"Запретный плод", "Тринадцатый подвиг Геракла","Дерево детства" и др.страшное сталинское время 30-х г.г. показано через двойное видение - глазами жизнерадостного ребёнка и мудрого, печального взрослого. Честный детский взгляд обнажает жестокость и ложь мира взрослых. Позже, в прозе 80-90-хг.г. вновь появится маленький герой ("Дерево детство","Защита Чика","Подвиг Чика"и др.), способный противостоять злу, верить в добро, здравый смысл.

Всенародную известность принесла писателю трагическая повесть"Созвездие Козлотура"- об абсурдных пропагандистских кампаниях времён Хрущёва. в сельском хозяйстве. Постепенно в творчестве Искандера складывается "абхазский хронотоп" - художественная модель столкновения цивилизации и советской бюрократии с народной культурой.

Главной книгой Искандера стал юмористический эпос "Сандро из Чегема"; его главы объединены народным героем - весёлым плутом и мудрецом. Здесь писатель оказывается наследником Рабле, Сервантеса, Гоголя, Булгакова, В романе соединяется авантюрный сюжет и философский поиск истины, соседствуют легендарные герои и исторические персонажи, трагические события и юмор. Смех у Искандера-способ преодоления хаоса, улучшения, гармонизации мира; его комизм имеет множество оттенков - от добродушного, лукавого юмора до беспощадного, обличительного смеха и безысходного сарказма.. Философская сказка "Кролики и удавы" (1982) изображает тоталитарное общество, где власть держится на лжи и насилии, а человеке не готов жить правдой.

 Ф.Искандер пишет также о городском человеке, о судьбе интеллигенции("Сумрачной юности свет","Стоянка человека" и др.), о характерном для "остановившегося времени" типе -гибриде "человека разумного" и "человека идеологизированного".

В рассказах 80-90-х г.г.Искандер вновь возвращается в родной Чегем; это грустная встреча- из Чегема ушла душа, народная этика. Новую реальность писатель осмысляет также в публицистике, в эссе; это размышления о неизменных духовных ценностях(свет, род, дом),о судьбе культуры, России. Стиль Ф.Искандера неповторимо индивидуален, в нём точные автобиографические, этнографические подробности сочетаются с ярким вымыслом и символическими обобщениями.

 По киносценариям Ф.Искандера сняты фильмы, существуют экранизации его прозы. Писатель активно участвует в общественной жизни. Он был членом комиссий по правам человека, по помилованию, совета по культуре и искусству при Президенте РФ. В настоящее время - вице-президент Российского ПЕН-клуба, член ряда академий, лауреат государственных и международных премий.

 

Сочинения::Собр. соч. в 10 т. - М.2003-2005 гг.; сборники стихов «Горные тропы» (1957), «Доброта земли» (1959), «Зеленый дождь» (1960), «Молодость моря» (1964), «Зори земли» (1966); сборники рассказов «Тринадцатый подвиг Геракла» (1966), «Запретный плод» (1966); повести «Созвездие Козлотура» (1966), «Кролики и удавы» (1982); романы «Сандро из Чегема» (1973 — 1988, полное издание — 1989), «Человек и его окрестности» (1993); 

«Софичка» (1995), «Думающий о России и американец» (1997), «Рукопись, найденная в пещере» (1999).

Предтекстовые задания

1. Рассказ, который вы будете читать, называется «Авторитет».

Выполните задания, связанные с употреблением данных ниже словосочетаний:

 1) В каких ситуациях можно сказать:

быть авторитетом для кого? где?

пользоваться авторитетом у кого?

служить авторитетом для кого?

оставаться авторитетом

потерять авторитет у кого? из-за чего?

завоевать авторитет у кого?

приобрести, заслужить, завоевать авторитет

заботиться о своем авторитете

пользоваться авторитетом у кого? в каких целях?

Какое из словосочетаний можно использовать и в положительном и в отрицательном значении?

2) Составьте 2-3 предложения, используя данные выше словосочетания

 

2. К какому стилю речи вы можете отнести следующие словосочетания:

никакого авторитета, авторитетное издание, грошовый авторитет, авторитетный источник, авторитет-то был да сплыл, авторитетное жюри.

АВТОРИТЕТ

(в сокращении)

1.     Георгий Андреевич был, как говорится, широко известен в узких кругах физиков. Правда, всей Москвы.

На праздничные майские каникулы он приехал к себе на дачу вместе с женой и младшим сыном, чтобы отдохнуть от городской суеты и всласть поработать несколько дней в тишине.

Весь дачный поселок был послевоенным подарком Сталина советским физикам, создавшим атомную бомбу. Однако с тех давних пор дачи сильно одряхлели, ремонтировать их не хватало средств. За последние годы, даже еще до перестройки, государство потеряло интерес к физикам: мавр сделал свое дело... Тем более старшее поколение физиков, создававшее эту бомбу, в основном уже перемерло.

 На третий день праздников труба в ванной дала течь. Георгий Андреевич пошел в контору. Он знал, что оттуда можно было вызвать одного из двух сантехников. Но работник конторы скорбно заявил ему, что сантехники сами вышли из строя <…>.

 Однако он не дал себе испортить настроение этой неудачей, а сел работать. Работа - единственное, в чем он еще не чувствовал приближение старости. И тем более было обидно, когда любимый ученик сказал ему об отзыве о нем одного известного физика. Каким ярким ученым был Георгий Андреевич! – вздохнул якобы тот. - Как жалко, что он замолк.

Откуда он взял, что я замолк? - с горьким негодованием думал Георгий Андреевич. За последние два года четыре его серьезные работы были опубликованы в научных журналах. Да тот просто журналы эти не видел! Физики, - во всяком случае, те, что остались в России, - перестали интересоваться работами друг друга. Это тоже было знаком времени. На свои последние публикации он получал восхищенные отклики от некоторых иностранных коллег.

Однако ему было шестьдесят пять лет, и он действительно чувствовал первые признаки старости. Только не в работе. Так он думал. Но, например, процесс еды перестал приносить удовольствие <…>.

 Утреннее бритье тоже стало раздражать его. <…> Некоторые его коллеги давно завели бороды, якобы подчиняясь моде возвращения к национальным корням. Он сильно подозревал, что им просто надоело бриться.

Сам он никак не хотел заводить бороды. Они при помощи бороды маскируют собственную старость, думал он.

Третьим признаком старости он считал то, что на ночь стал проверять, хорошо ли закрыты дверные запоры. Раньше он никогда об этом не думал. Правда, <…> многие дачи их академического поселка ограбили. <…> одного опустившегося физика, пьяницу, воры избили. Он случайно во время грабежа оказался на даче, но был так беден, что из дачи буквально нечего было вынести. Воры обиделись и, разбудив его, избили за свои напрасные труды. <…>

Но Георгий Андреевич почему-то чувствовал, что его повышенный интерес к замкам и запорам <…> связан <…> с философским старческим отношением к собственности. Тем более он хорошо помнил слова Гете о том, что в молодости мы все либералы, потому что нам нечего терять, а в старости делаемся консерваторами, потому что хотим, чтобы нажитое нами осталось именно нашим детям.

 

Комментарий

I.

в узких кругах - среди близких людей, связанных общими интересами

суета - каждодневные заботы

дряхлеть – одряхлеть – становиться - стать старым         

перемёрли (разг.) - умерли один за другим

выйти из строя (перен.) - здесь перен., ирон. не иметь возможности работать, заболеть

несолоно хлебавши (фраз.) - не получив ожидаемого результата

замолкнуть - замолчать                   

восхищенные отклики - отзывы с высокой оценкой

примиряться с необходимостью - соглашаться с тем, что это нужно делать

перемалывать пищу - пережевывать пищу                        

завести бороду - начать носить бороду

подозревать - думать, предполагая плохое                                                                                                             

засчитывать - считать успехи (в спорте, например)

смягчить - сделать более мягким, легким

слухи    - неточные сведения о чем-либо

опуститься - перестать следить за собой

напрасный (труд)   - безрезультатный

нажить - заработать (приобрести) за всю жизнь; нажитое, заработанное.                        

II.

1. Майские каникулы - праздник 1 мая, который отмечался в СССР как День международной солидарности трудящихся. 1 и 2 мая были нерабочими днями. Нерабочим был также День Победы 9 мая. Многие люди брали несколько дней отпуска и отдыхали с 1 по 10 мая.

2. широко известен в узких кругах - шутливое, ироническое выражение

3. подарок Сталина - крупные ученые в советское время пользовались большими привилегиями государства. Так, государство предоставляло для них загородные дома (дачи).

4. мавр сделал своё дело – мавр может уходить – цитата из драмы Ф. Шиллера, ставшая поговоркой. Характеризует циничное отношение к человеку, который был полезен, но стал не нужным.

5. многодневные праздники – см. выше «майские каникулы»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Лексико-грамматические задания

1.Объясните другими словами значение выделенных слов. Найдите синонимы к выделенным словами

1. Дачи сильно одряхлели.

2. Старшее поколение физиков, создавших атомную бомбу, в основном уже перемерло.

3. На свои последние публикации он получал восхищенные отклики от некоторых иностранных коллег.

4. Некоторые коллеги давно завели бороды.

5. Он подозревал, что им надоело бриться.

6. Они при помощи бороды маскируют собственную старость.

2. В следующих предложениях употребите полную или краткую форму имени прилагательного.

 

1. Григорий Андреевич был ____________________ физиком. Григорий Андреевич был широко _________________ в кругу московских физиков. (известный - известен)

2. Григорий Андреевич ещё не такой _____________ человек. Григорий Андреевич ещё не так ____________, как кажется некоторым его коллегам. (старый - стар)

3.Отец был ___________________ за судьбу своих старших сыновей. На даче ему нравилось работать, потому что там была ___________________ обстановка. (спокойный – спокоен)

 

3. Употребите в предложениях перечисленные ниже словосочетания, со значением времени:

 

 за последние годы, за последнее время, в последнее время

 в каникулы, за каникулы, на каникулы

 

1. _________________________________ многое изменилось в дачном посёлке.

2. _____________________________ Григорий Андреевич стал замечать, что стареет.

3. Даже ___________________ он собирался работать.

4. Он приехал с семьёй на дачу __________________.

5. ___________________ его сын не прочитал ни одной книги.

6. Дачный посёлок одряхлел _____________________________.

7.Он приехал на дачу, потому что __________________________он хотел написать еще одну статью.

 

4. Употребите местоимения НИЧЕГО / НЕЧЕГО в следующих предложениях.

1. Он ____________ не хотел есть.

2. Из его дачи ________________ было вынести.

3. В молодости мы все либералы, потому что нам ________________ терять.

4. Грабителям _____________ было брать в доме этого бедного человека.

5. Старые люди __________ не хотят менять в своей жизни, они становятся консерваторами.

6. У него в доме не было ___________ ценного.

7. Он все отдал своим детям и ______________не оставил себе.

 

Лексико-стилистические задания

1. Объясните разницу между словами в рядах:

печально, грустно, горестно, скорбно

частый, участившийся

жить, пожить, прожить, нажить, выжить

старый, старческий, стареющий

2. Придумайте предложения, связанные с содержанием текста, в которых можно употребить данные слова.

 

3. Найдите в тексте слова, предложения или более объемные высказывания, в которых содержится критическое отношение автора по отношению к описываемым ситуациям.

Проверьте, как вы поняли содержание

1.Кем был Георгий  Андреевич, и какая у него была семья?

2. Какие люди жили в дачном посёлке, где находился дом Георгия Андреевича?

3. Как Георгий Андреевич относился к своей работе?

4. Что изменилось в его жизни за последние годы?

5. Какие признаки старости стал чувствовать Георгий Андреевич?

6.Какие отрицательные черты в жизни российских ученых в последние годы замечает герой? 

                                                                      

2. Ничего особенного нажито не было, хотя он был лауреатом нескольких международных премий. Но деньги, на которые он никогда не обращал внимания, как-то незаметно испарились, хотя это было не совсем так.

Оба его старших сына были биологами, и когда они женились, он обоим купил квартиры. Они рано женились. Это было еще в советское время, и один из них, которому он дал деньги на квартиру, просил его, чтобы он, пользуясь своим авторитетом, помог вступить в какой-то кооператив. Но он наотрез отказался.

Он презирал этот путь и никогда в жизни не умел и не хотел им пользоваться.

- Я же дал тебе деньги, - твердо ответил он сыну, - дальше действуй сам.

 - Деньги - это далеко не главное, - ответил ему сын довольно нахально.

Впрочем, в те далекие, как теперь казалось, советские времена, вероятно, так оно и было.

Зато теперь деньги решали все. Оба его старших сына по контракту работали в Европе. Судя по всему, они были хорошо устроены и в Россию почти не приезжали. Беспокоиться об их судьбе не приходилось. Но он волновался о младшем сыне. Отчасти и это было признаком старости или следствием постарения.

Через пятнадцать лет после второго сына у него родился третий сын. Ему было сейчас двенадцать лет, и отец несколько тревожился, что может не успеть поставить его на ноги. А время настолько изменилось, что однажды сын ему сказал с горестным недоумением:

 - Папа, почему мы такие нищие?

Вопросу сына он поразился как грому среди ясного неба.

- Какие мы нищие! - воскликнул он, не в силах сдержать раздражения. - Мы живем на уровне хорошей интеллигентной семьи!

Так оно и было на самом деле. Денег, по мнению отца, вполне хватало на жизнь, хотя, конечно, жизнь достаточно скромную. Но в школе у сына внезапно появилось много богатых друзей, которые хвастались своей модной одеждой, новейшей западной аппаратурой да и не по возрасту разбрасывались деньгами. И это шестиклассники!

Напрасно Георгий Андреевич объяснял сыну, что отцы этих детей скорее всего жулики, которые <…> нажились бесчестным путем. Он чувствовал, что слова его падают в пустоту.

И тогда он подумал, что грешен перед своими детьми: всю жизнь углубленный в науку, не уделял им внимания. Двое старших, слава Богу, без его участия стали вполне интеллигентными людьми и достаточно талантливыми биологами. <…> И ему, несмотря на его возраст, приходили выгодные предложения, но он их отклонял. Мы, думал он о своем поколении, так страстно мечтали о новых демократических временах, и если демократия пришла с такими чудовищными уродствами, мы ответственны за это. Уезжать казалось ему дезертирством...

Но дети ни при чем. Да, двое его старших сыновей стали на ноги. Но что будет с младшим? Он увлекается спортом и почти ничего не читает. Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? Может быть, это всемирный процесс? <…> Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

Он сам стал читать сыну. С каким увлечением он читал ему пушкинский рассказ «Выстрел»! Он сам чувствовал, что никогда в жизни вслух не читал с таким волнением и с такой выразительностью. Он читал ему минут пятнадцать, и сын как-то притих. Достал! Достал! - ликовал отец про себя: сын подхвачен прозрачной волной пушкинского вдохновения! Однако, воспользовавшись первой же паузой, сын встал со стула и очень вежливо сказал:

- Папа, извини, но это для меня слишком рано.

 И вышел из кабинета. Отец был сильно смущен. В словах сына ему послышалось сожаление по поводу его напрасных стараний. Но не может быть, чтобы ясный Пушкин до сына не доходил!

Все-таки он прочел ему несколько книжек, в том числе «Капитанскую дочку». Нельзя  сказать, чтобы сын не понимал прочитанного. Формальный смысл он легко улавливал. Он не улавливал <…> смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. Неужели телевизор и компьютерные игры победили? И тогда он решил <…> прочесть ему «Хаджи-Мурата».

 И действительно, Хаджи-Мурат несколько растормошил сына. Отец радовался, читая ему эту великую книгу, написанную не только гениально, но и с рекордной простотой. Он думал, что смерть Хаджи-Мурата потрясет сына, но ничего такого не случилось.

 - Я так и знал, - сказал сын, покидая его кабинет, как всегда после чтения, со сдержанным облегчением. <…>.

Но ведь не был же сын бесчувственным! Отец несколько раз, случайно войдя в столовую с телевизором, видел на глазах у сына слезы. Ясно было, что сын только что смотрел какой-то сентиментальный фильм. <…>. Боже мой, думал Георгий Андреевич, в этом возрасте меня невозможно было оторвать от книги! <…>. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. Книга была первична.

 Нет, надо приучить его читать самого. Но как сын этого не хотел, как морщился, как пытался любым способом увильнуть от этой постылой обязанности!

 

 

Комментарий

I.

испаряться – испариться (разг., шутл.) - исчезать - исчезнуть

вступать - вступить в кооператив - стать членом группы людей, строящих вместе дом, дачу…(строительный, дачный кооператив)

наотрез, нареч. - совершенно, абсолютно, бесповоротно; наотрез отказаться

как гром среди ясного неба (фраз.) - неожиданно

нахально, нареч. – бессовестно

дезертирство (перен.) – здесь: постыдный для человека отъезд из своей страны, которая находится в трудном положении           

поставить на ноги (кого-нибудь) - дать образование, помочь устроиться в жизни

недоумение - удивление и непонимание; быть в недоумении

гром среди ясного неба (фраз.) - неожиданно

сдерживать - сдержать (раздражение) -не показывать

хвастаться - похвастаться - рассказывать всем о своих успехах

разбрасываться деньгами(разг.) - бездумно тратить деньги

жулик (разг.) - нечестный человек, обманщик

наживаться - нажиться - становиться богатым (нечестным путем)

отклонять – отклонить - не принимать какого-либо предложения, избегать его

улавливать - уловить смысл - понять смысл                             

тормошить - растормошить (разг.) - здесь: перен.: вызвать интерес

втолковывать – втолковать - объяснять - объяснить

увиливать – увильнуть (разг.) – уклоняться - уклониться от нежелательного действия

увиливать от ответа (разг.) – уклониться, уйти от нежелательного действия

постылая обязанность - неприятная обязанность

слова падают в пустоту (перен.) - никто не слушает этих слов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Лексико-грамматические задания

1.Объясните своими словами значение выделенных слов и выражений

 

Он наотрез отказался вступить в кооператив.

Отец тревожился, что не сможет поставить сына на ноги.

Вопросу сына он поразился как грому среди ясного неба.

Некоторые его одноклассники не по возрасту разбрасывались деньгами.

Отцы этих детей скорее всего нажились   нечестным путём.

Дети не при чём, виноваты родители.

2.Употребите в предложениях местоимение САМ в правильной форме.

 

1. Григорий Андреевич __________ стал читать сыну.

2. Сын не хотел читать ________ и невнимательно слушал, когда отец читал ему.

3. Надо приучить читать его _________.

4. Григорий Андреевич требовательно относился к ___________ себе и к своим детям.

5. Он _______ чувствовал, что никогда в жизни не читал с таким удовольствием.

6. Молодые люди часто _______ не знают чего хотят.

7. У него ___________ было много нерешённых вопросов в жизни.

3. Употребите правильный вид и форму глагола в следующих предложениях:

 

1. Отец хотел, чтобы его младший сын как можно быстрее _____________________(вставать - встать) на ноги.

2. Он с таким увлечением _______________(читать-прочитать) сыну рассказ "Выстрел", но сыну неинтересно было________________ (слушать-послушать) его.

3. Пока отец _______________ (читать-прочитать), сын _______________(ждать-подождать), когда же, наконец, ему можно будет _________________(вставать-встать) и ____________(уходить - уйти).

4. Отец не _________________ (дочитывать - дочитать) этот рассказ до конца, но сын ничего извинился и __________________ (выходить -выйти) из кабинета.

 

4. Замените формы деепричастия формами глагола в следующих предложениях и соответственно измените структуру предложений:

1.Отец, случайно войдя в столовую, увидел слёзы на глазах сына.

2. Воспользовавшись паузой в чтении, сын встал со стула и очень вежливо сказал:"Папа, извини, но это для меня слишком рано".

3. Отец радовался, читая ему эту великую книгу, написанную не только гениально, но и с рекордной простотой.

4. Думая о младшем сыне, отец очень переживал, что сын ничем не интересуется, кроме спорта.

5. Живя и работая за границей, старшие дети уже не нуждались в помощи отца.

6. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения.

Лексико-стилистические задания

1. Найдите в тексте слова и выражения, показывающие беспокойство отца по поводу поведения и интересов младшего сына.

 

2. Сравните предложения:

Неужели компьютерные игры победили?

Видимо, компьютерные игры победили.

В каком из предложений выражена большая экспрессия?

 Найдите в прочитанном отрывке фразы, в которых чувствуется экспрессия.

 

      3. Обратите внимание на разницу значения слов:

научит, втолковать, приучить.

  Придумайте предложения по содержанию рассказа, употребляя данные глаголы.

Проверьте, как вы поняли содержание

 

1.Чем отец помог старшим сыновьям, а в чем помочь не согласился?

5. Где живут его старшие дети, чем они занимаются? Беспокоится ли отец о них?

6. Почему сын называет сою семью нищей?

7. Что тревожит Георгий Андреевича больше всего?

8. В чем отец винит себя?

9. Почему Георгий Андреевич отклонял выгодные предложения западных фирм?

10. Что поражает отца в восприятии сыном художественной литературы?

11. Как проявляется воспитанность сына в моменты несогласия с отцом?

12. Чем была книга для отца, и чем она является для сына?

 

 

3.   Здесь, на даче, он с сыном играл в бадминтон. <…> Сын его был очень спортивен, впрочем, как и отец в юности. Отец в очках только работал или читал. Играя с сыном без очков, иногда он просто лупил ракеткой мимо волана. В таких случаях сын безжалостно смеялся. Но отца это почти не трогало. Он с нежностью вспоминал, как всего несколько лет назад он аккуратно и плавно отбивал сыну волан, чтобы тому было легче его принять.

 Как летит время! А сын требовал от отца, чтобы тот с ним играл каждый день. Просто у него сейчас не было другого партнера. Из-за насмешек сына во время игры отец вдруг понял, что, в сущности, он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. Нужно завоевать авторитет. Но как это сделать? Очень просто. Спорт - единственное, что увлекает сына кроме телевизора и компьютерных игр. Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. Он должен переиграть его в бадминтон.

 На следующий день, когда сын предложил поиграть, он сказал ему:

- Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

- Ты у меня выиграешь... - презрительно ответил сын. - Папа, у тебя крыша поехала!

- Но ты согласен на условия?

- Конечно! Пошли!

- Только дай я очки надену!

 - Хоть бинокль!

Отец зашел в кабинет и взял старые запасные очки. <…>

Он взял ракетку и вышел вслед за сыном на дачный двор. Было на редкость тепло. Поздняя весна быстро набирала силу. Из соседних дворов доносился запах цветущих яблонь. У самого дома, обработанная женой, цвела большая грядка цветов. <…> 

Между соснами, елями и березами была небольшая площадка, на которой они обычно играли. Они играли без сетки <…>. Кроме того, на площадке были рытвины, которые иногда мешали отбить волан. Отец, проявляя благородство, прощал сыну промахи, вызванные неровностью площадки, и сын туговато, но следовал его примеру.

Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя внешне держался равнодушно. Это, конечно, была боевая хитрость. Но не аморально ли хитрить, думал он, с трудом отбивая подачи сына.

 Нет, успокоил он себя, если хитрость служит добру, она оправданна. 

 

Комментарий

не трогало (отца) – не волновало

насмешливо - смеясь, с иронией

безжалостно - не жалея, сурово

(физик) высокого класса – большой, известный специалист

презрительно - неуважительно

крыша поехала (у кого) (разг., ирон.) - потерял ум, рассудок

запасной выход (перен.) - возможность решить проблему еще одним путем

мотать головой - отрицательно качать головой

грядка – участок земли, на котором посажены цветы, овощи и др.

рытвина – яма

на глазок (фраз., разг.) - отмерять что-либо не точно, приблизительно

проявлять благородство – прощать слабость другого человека, проявлять сочувствие и жалость

туговато (следовал примеру) - с трудом, без желания                        

напружиниться (перен.) - собрать все силы    

аморально, нар. – нехорошо, безнравственно                                   

оправданна кр. прич. – можно позволить себе делать что-либо, если цель хорошая.                   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.165 с.)