Основные выводы по третьей главе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные выводы по третьей главе



1.3 Причины и формы приобщения людей к новым религиозным объединениям вызывают повышенный интерес религиоведов, социологов религии, теологов и богословов. Представители научного сообщества выдвигают различные трактовки форм и способов приобщения к тем или иным разновидностям НРД. Большинство из них основывалось на результатах социологических исследований, многолетних изучений деятельности неорелигиозных образований в разных странах мира. Сразу же после возникновения и особенно широкого распространения НРД в США, а затем и в других государствах получает широкое распространение объяснение возникновения и укреплений позиций религиозных новообразований как следствия совокупности обманных действий - введения в заблуждения людей, сокрытия истинных целей секты и даже применения гипноза, а также психотропных средств, парализующих волю человека.

 

2.3 Широкое распространение получил термин «обращение», обозначающий процесс вступления в новые религиозные объединения. Под ним понимается усвоение вероучения, правил внутренней жизни того или иного типа НРД и последующее за этим вступление в неорелигиозную организацию. Термин «обращение» был принят большинством исследователей НРД как наиболее точно передающий особенности процесса приобщения к этому типу религиозных образований. Основываясь на изучении процедур обращения, практикуемых многими наиболее многочисленными разновидностями НРД, социологи религии и религиоведы приходили к выводам, в корне противоположным взглядам теоретиков антикультового движения. Изучая практику обращения в крупных неорелигиозных объединений американские социологи религии А. Шьюп и Д. Бромли в своих работах (1979 и 1986 г.г.) отмечали, что процессы присоединения к новым религиозным движениям, равно как и выход, по своей сути, из них мало, чем отличается от последствий, сопровождающих изменение социальных ролей. По их мнению, такие процессы являются результатом самых разнообразных контактов между обращаемым или разрывающим связь с прежней группой и новым религиозным движением.

 

4.3. Изучение применяемых неорелигиозными группами способов вовлечения людей в ряды своих последователей позволило вычленить наиболее типичные, чаще других встречающихся в практике обращения. Были выявлены каналы пополнения верующих, ранее или вовсе не имевших распространения, или встречавшихся крайне редко. Один из таких каналов получил самые различные названия: «самообращение», «безличное» обращение. Особенность данного типа обращения состоит в том, что знакомство с вероучением и компонентами того или иного НРД и их принятие происходит не в результате встреч и бесед с последователи данного объединения и даже не посещений собраний или богослужений. Усвоение учения и практик, реальное следование им как истинным жизненным идеалам и программам могут стать и следствием интенсивного чтения литературы конкретного типа НРД, прослушивания видеo или аудио кассет с выступлением основателей или лидеров НРД, рассказами об истории, учении и обрядах группы или организации.

5.3. Иногда бесконтактную форму обращения называют интеллектуальной, имея в виду, отсутствие в ней связей индивида с группой последователей. Однако термину «интеллектуальный» может придаваться и иное смысловое значение, создающее впечатление об участии в процессе обращения одного лишь интеллекта обращаемого. Между тем, глубокое погружение в изучение литературы того или иного нового религиозного движения, вероучения и тщательно разработанных методик может сопровождаться и достаточно интенсивными изменениями в эмоционально - психологическом состоянии личности. По этим же соображениям вряд ли правильно именовать бесконтактную форму обращения «пассивной», понимая под активной формой исключительно те или действия нового религиозного движения и обращаемого

6.3.Особенно широко распространена бесконтактная форма обращения в объединениях ньэйджеров, куда нередко попадают на основании сведений, полученных без непосредственных бесед с лидерами или активистами таких объединений. В этом состоит и одна из причин недолговечности ньюэйджеровских групп, их достаточно быстрый распад, поскольку изначальная мотивация вступления в группу нередко бывает «ситуационной», набором преходящих обстоятельств.

 

7.3. Выделяя бесконтактную форму обращения как специфический способ образования неорелигиозных объединений, следует сразу отметить ее невысокую эффективность. Она не способна обеспечить создание организации, состоящей из убежденных приверженцев ее учения, соблюдающих предписания основателя, лидера, руководства объединения. По этой причине ее правильнее называть способом «пре-обращения», то есть своего рода начальным этапом процесса пополнения рядов нового религиозного движения. Ни одно из наиболее «продвинутых» и действующих за рубежом и в России новых религиозных объединений не намерено ждать, что когда-то и кто-то, начитавшись их вероучительных книг, рекламных буклетом, прослушав выступление проповедника, станет последователем этих объединений. Они сами занимаются поиском приверженцев своих организаций.

8.3. Нетрадиционные религии, не имеющие корней в национальных и культурных традициях, вынуждены использовать разнообразные способы рекрутирования последователей. Большинство из этих способов чуждые или неизвестные миссионерской практике традиционных верований. К ним относятся: беседы на улицах других местах массового скопления людей, посещение квартир. Вступлению в новые религиозные движения, как правило, предшествует интенсивный духовный поиск. Его существенным компонентом является разочарование в своих прежних взглядах. Вступая в контакт с миссионером или после знакомства с литературой, находящийся в духовном поиске начинает проявлять интерес к истории и вероучению конкретного религиозного новообразования. Этот период обычно проходит незаметно для родственников и друзей. Он становится «видимым» только когда потенциальный новообращенный извещает конкретную группу желании вступить в нее.

9.3.В отличие от традиционных религий приобщение к новым религиозным движениям происходит не постепенно, эволюционно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения к родителям. По утверждению неофитов, после обращения в «новую веру» они видят, думают и слышат по-новому. Внезапное обращение представляется единственным способом, позволяющим вступить в религиозное и нравственное пространство.

Внезапность, с помощью которой люди становятся приверженцами новых религиозных движений, побуждает многих усомниться в истинности их религиозных переживаний и предположить, что внезапное обращение возможно лишь в результате воздействия на сознание подопечных. Подобные предположения обычно подкрепляются утверждениями о подчинении новообращенных жесткому и изнурительному распорядку внутри группы, в которой почти не остается личного времени.

10.3.Численность последователей новых религиозных объединений была и до сих пор остается одной из дискуссионных среди множества других проблем, так или иначе относящихся к деятельности данного типа религиозных образований. Трудности выявления даже приблизительной численности приверженцев неорелигиозных групп порождаются несколькими причинами. Первая из них – кого причислять к НРД? В США, да и в других государствах мира протестантские фундаменталисты, строго блюдущие вероучительных ортодоксию, включают в список культов, (термин, обозначающий все нетрадиционные верования), не только кришнаитов, мунитов и теософов, но даже мусульман. По такой методике подсчета цифры принадлежащих к неорелигиозным движениям становится шестизначной. А если принять во внимание наделение культов негативными (деструктивными характеристиками), то эти цифры выглядят просто устрашающими.

11.3 Отечественные исследователи, основываясь на изучении реального функционирования многих разновидностей неорелигиозных групп, полагают, что в России численность последователей наиболее распространенных НРД даже в пик их успеха (начало 1990-х г.г.) никогда не превышала 40 тыс. человек. А вместе со «старыми» НРД, то есть Свидетелями Иеговы и харизматами и т.п. эта цифра может достигать 300 тысяч. С учетом роста последователей неохаризматических объединений, если, разумеется, безоговорочно их относить к НРД, то приверженцев данного типа религиозных объединений будет больше на 10 - 15 тысяч.

Контрольные вопросы

Какими терминами обозначается процесс приобщения к новым религиозным движениям?

Чем характеризуется состояние личности до вступления в НРД?

Какие существую формы (способы) обращения?

Почему люди предпочитают становиться последователями неорелигиозных объединений, а не традиционных религий?

Какие формы обращения чаще всего практикуют новые религиозные движения?

Почему научное религиоведение не пользуется терминами

«вербовка», «обман», «зомбирование»?

Чем характеризуется внутригрупповая атмосфера новых религиозных объединений?

Какие способы адаптации взглядов и поведения новообращенного к вероучению и образу жизни неорелигиозных объединений получили распространение в современной России?

Какие уровни членства существуют в НРД?

Какая общая численность последователей новых религиозных движений в России?

Какими причинами обусловлены различия в подходах установления численности приверженцев новых религиозных объединений?

Библиографический список

1.Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.1997.

2.К оценке масштабов сектантской экспансии на территории России// Миссионерское обозрение. – Белгород,1997.

3.Кантеров И.Я. Деструктивные, тоталитарные и далее везде // Религия и право. М., 2002.- № 2.

4.Кривельская Н.В. Религиозная среда обитания: оценка угроз и поиск мер защиты. М., 1998.

5.Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России // Религия и право. М., 2002.- №2.

6.Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 2002.

7 Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М.,1997.

8.Скородумов А. А. Конфликт поколений и увлеченность нетрадиционными религиям //Народы Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Религия и перспективы. СПб., 1996.

Примечания

1 Helson R. Geoffrey. Cults, new religious creativity. London. 1987. P. 130.

@ Там же.

3 Там же. P. 131.

4 Там же. P. 132.

5 Там же. P. 133.

6 Dawson Lorn. L. Copmprehending cults. The sociology of new religious movements. Oxford University press. Canada. 1988. P.125.

7 Там же.

8 Там же. P. 126.

9 Hexham Irving and Poewe Karla. New religions as Global Cultures. P. 136- 137.

10 Там же. P. 133.

11 Там же.

12 Божественный Принцип. М., 1998., C. 207- 345.

13 Hexham Irving and Poewe Karla. New religions as Global Cultures. P. 134.

14 Там же.

15 Dawson Lorn. L. Copmprehending cults. The sociology of new religious movements. Oxford University press. Canada. 1988. P.126.

16 Мчедлов М., Гаврилов Ю., Шевченко А. Кому они доверяют.// НГ.- Религии. 10.10.2002.

17 Организованы проводить наше служение. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. С. 77.

18 Там же.

19 Там же. С. 86,88.

20 Там же. С. 96.

21 Оукс Х. Даллин, Викмен Ланс Б. Миссионерская работа Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней. Intellectual

Reserve. C. 2001.

22 Там же. C. 248

23 Там же.

24 Bromley David., Shupe Anson. Strange Gods: the grate American cults. Boston. 1981. P. 124.

25 Stark R., Beinbridge w. The Future of religion: secularizion, revival and cult formation. Berkley. 1985. P. 130-131.

26 Barker Eileen. The Unification Church. // American alternative Religions. New York. 1998. P. 227.

27 Там же.

28 Еленский Виктор. Новые религиозные движения- зоны общественной обеспокоенности.// Людина I свiт. Киев. 2003.

29 Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность.

// Социологические исследования. № 6. М., 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.018 с.)