Основные выводы по пятой главе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные выводы по пятой главе



1.Традиционные конфессии, утвердившиеся в культуре, традиции и быте народов и оказавшие существенное влияние на утверждение государственности, с настороженностью, а чаще всего и нескрываемой враждебностью относились к появлению «новичков» на духовно-религиозном пространстве. Их подозревали в разрушении истинной веры, подрыве устоев общества и государства. В то же время отношение традиционных верований к религиозным новообразованиям обусловлено множеством факторов: традициями ведущей конфессии, ее местом в существующей модели церковно-государственных отношений, способностью эффективно противостоять распространению новых религиозных образований.

В то же время отношение традиционных верований к религиозным новообразованиям обусловлено множеством факторов: традициями ведущей конфессии, ее местом в существующей модели церковно-государственных отношений, способностью эффективно противостоять распространению новых религиозных образований.

2.На отношение римско-католической церкви к новым религиозным образованиям существенное влияние оказал Второй Ватиканский Собор (1962–1965 гг.), провозгласивший политику открытости и диалога с «отделившимися братьями». В документах Собора слово «секта», на протяжении многих столетий использовавшееся, главным образом, для обозначения протестантизма, не упоминается. Богословам предписывается владеть богословием «точно изложенным и не в полемическом преломлении».

3.Изучение возникших альтернативных форм религиозности было возложено на несколько подразделений Римской Курии. Одно из них – Папский Совет по вопросам Христианского единства в 1985 г. обнародовал обширный Отчет – «Секты или новые религиозные движения. Пастырский вызов». Принятие и использование авторитетными кругами католицизма терминологического ряда, возникшего в иной, а точнее, противоположной культурно-конфессиональной среде, свидетельствует о серьезной озабоченности быстрым ростом неорелигиозных образований, перед лицом которого Святой Престол не чурается воспользоваться опытом тех, кто со времен Реформации именуется сектантами.

4. Спустя 18 лет, в феврале 2003 г., Ватикан издает другой документ, озаглавленный «Христос несет живую воду. Размышление о Нью Эйдж». Имеющим хождение в католическом мире облегченным суждениям о Нью Эйдж как порождении злокозненных деяний мошенников и проходимцев противопоставляется обстоятельный анализ Нью Эйдж – сложного и противоречивого явления современной духовной жизни. В сжатом, обзорно-конспективном виде в документе представлены практически все имеющиеся трактовки природы движения «Нью Эйдж» в целом, характеристики его корней, способов распространения теорий и практик ньюэйджеров.

5. РПЦ поначалу не видела в духовном плюрализме опасности для Православия. Видные иерархи Русского Православия встречались с некоторыми руководителями зарубежных религиозных объединений, получивших широкое распространение за рубежом и развернувших свою деятельность в России. В конце 1992 – начале 1993 г. наметились изменения в отношении Русской Православной Церкви к НРД. Священноначалие и богословы ведущей конфессии все чаще выступают с напоминанием о том, что Россия является канонической территорией Православия, квалифицируя деятельность «пришлых и новоявленных верований» прозелитизмом – переманиванием православных в чужую религию. Эти напоминания и призывы находили поддержку среди политических сил, выступавших против иностранного влияния в духовной сфере и ратовавших за возвращение к исконно российским культурным традициям.

6. В 1994 г. свое отношение к возрастающему распространению в посткоммунистической России разнообразных духовных образований сформулировала авторитетная инстанция Русской Православной Церкви – Архиерейский Собор. Им было принято Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в 16 пунктах которого раскрываются причины возрождения старых гностических культов и возникновение так называемых «новых религиозных движений», называются наиболее опасные для Церкви Христовой типы современных лжеучений, дается наставление о том, как следует чадам божьим противостоять ложным взглядам сектантских проповедников.

7. Озабоченность распространением на территории России разнообразных религиозных новообразований актуализировала теоретическое и практическое православное сектоведение, привела к возникновению центров противодействия деятельности НРД. Большую активность проявляет «Информационно-консультативный центр св. Иринея Лионского», возглавляемый возвратившимся из эмиграции Александром Леонидовичем Дворкиным. В его задачу входило получение и распространение информации о вероучении новых религиозных групп, их влиянии на личность и общество. Центром издается Православный информационно-просветительский журнал «Прозрение».

8. В современном теоретическом и практическом православном сектоведении, а шире – в восприятии православием неорелигиозных образований достаточно отчетливо проявляются несколько направлений. Представители одного из них считают противоборство с религиозными новообразованиями на духовно-религиозном поприще делом нужным, но не главным, поскольку вероучительные доктрины таких объединений – это всего лишь ширма, скрывающая подлинные их цели. Поэтому основная задача сектоведения должна состоять в выявлении криминальной природы новых религиозных групп, именуемых «деструктивными, тоталитарными сектами или культами».

Выразители другого подхода, считая вероучение и обрядовую практику НРД противоречащими Православию, в то же время видят функцию сектоведения не в сборе криминальных проявлений в деятельности неорелигиозных образований, а в выяснении совокупности причин, вызвавших к жизни эти образования. Ими подчеркивается необходимость «позитивного преодоления» сектантства путем повышения духовно-вероучительного и нравственного уровня православной паствы, ее способности противостоять сектантским миссионерам.

9. При всем своеобразии реакции татарских исламских организации на появление и распространение на территории республики Татарстан и среди этнических татар разнообразных видов НРД в ней находят отражение и ситуации, характерные для регионов с компактным проживанием последователей ислама. В Татарстане новые религиозные движения громко заявили о себе в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века. О них появлялись публикации в СМИ, неорелигиозные группы проводили массовые собрания на стадионах, вместительных дворцах культуры, учебных заведениях.

10. Хотя подавляющее большинство нетрадиционных религий заявляют о христианском характере своих вероучений, однако миссионерскую деятельность они предпочитают вести «широким фронтом» – среди всех наций и народностей, сформировавшихся на земле Татарстана. При этом многие «продвинутые» нетрадиционные объединения особое внимание уделяют обращению в такие объединения татар. Весьма примечательно, что многие наиболее крупные объединения возглавляют татары.

11. В начале 90-х г. многие религиозные новообразования практиковали агрессивные и зачастую весьма бесцеремонные формы вторжения в этноконфессиональную среду татарского населения. В настоящее время большинство действующих в Татарстане НРД придерживаются «спокойных» способов адаптации вероучительных комплексов и обрядов к особенностям менталитета коренного этноса и влиянии на него ислама. Об этом свидетельствуют переводы некоторыми разновидностями неорелигий на татарский язык своих вероучительных материалов, а также создание специальных «татарских групп» с целью обучения входящих в них татар основам веры и социально-нравственным принципам новых религиозных объединений.

12. В декларациях основателей и лидеров НРД, а также в базовых вероучительных документах отдельных религиозных новообразований содержатся призывы с сближению различных религий, устранению существующих между ним догматических и обрядовых разногласий. Некоторые идут еще дальше, ратуя за объединение религий, считая существование невероятного множества вероучений одним их главных препятствий в исполнении предначертаний Единого Творца. Тезис о грядущем сближении религий занимает центральное место в учении Международного Сообщества Бахаи, Церкви Объединения и Церкви Последнего Завета.

Контрольные вопросы

1. Как относится Римско-католическая Церковь к феномену новых религиозных движений?

2. В каких основных документах Ватикана содержится оценка природы НРД неорелигиозных образований?

3. Какими причинами объясняют католические теологи и социологи распространение НРД?

4. Что понимает Ватикан под «Нью Эйдж»?

5. Как относилась Русская Православная Церковь к новым религиозным образованиям в 1987 – 1992 гг.?

6. Почему РПЦ занимает негативную позицию по отношению к НРД?

7. Какие основные подходы к оценкам новых религиозных движений существуют в православном сектоведении?

8. Как относятся новые религиозные движения к традиционным религиям?

9. Какие разновидности неорелигиозных объединений призывают к объединению религий?

 

Библиографический список

 

1. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 нояб.– 2 дек. 1994. – М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1995. – ISSN0860=7515.

2. Вержанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис/ Н. Вержанский. – М.: Благовест. Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1998.

3. Карнацевич В.Л. 50 знаменитых сект/ В.Л. Карнацевич. – Харьков: Фолио, 2004. – ISBN 966 – 03 – 2380 – 0.

4. Хэтчер У.С. Новая мировая религия. Вера Бахам/ У.С. Хэтчер, Дж. Мартин. – СПб.: Духовное собрание Бахам, 1999. – ISBN 5– 87219 – 0.

5. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна/ Т.Н. Кузнецова. – М.: Мак Центр, 1999. – ISBN 5 – 6211 – 00101.

6. Кураев А.В. Уроки сектоведения. Как узнать секту/ А.В. Кураев. – СПб.: Формика, 2002.

7. Лжеучения нашего времени. Сергтев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

8. Священник Олег Стеняев. Диспут со «Свидетелями Иеговы»/ Олег Стеняев. – М.: Душепопечительский православный центр св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. – ISBN 5 – 94262 – 010 – 6.

9. Современные ереси и секты на Руси. Житомир: Ни-ка, 2001.

10. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I – ХХ веков: словарь/ Д.А. Таевский. – М.: Интрада, 2002. – ISBN 5 – 87604 – 059 – 2.

Примечания

1. Тиллих Пауль. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 396.

2. Sects or new religious movements. Pastoralе challenge. Vatican polyglot press.1986.

3. Bell Daniel. The return of the sacred. // British journal of sjciology№ 4. 1977. P. 421.

4. Batson Daniel. Moon madness: greed or creed? // Horovitz Louis. Science, Sin and Scolarship. Cambridge. 1978. P. 218 – 225.

5. Fichter Joseph. Youth in search of the sacred. // Wilson Bryan. The social impact of new religious movements. New York. 1981. P. 21.

6. Там же. С.24.

7. Там же.

8. Там же. С.27.

9. Там же. С.28.

10. Там же.

11. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999. С. 331 – 332.

12. Мир нравственности. № 10.М., 2004. С. 6 – 26.

13. Священник Олег Стеняев. Диспут со «Свидетелями Иеговы» M., 2004. C. 10.

14. Там же. С. 17.

15. Там же. C. 17 – 18.

16. Там же. С. 18.

17. Конь Р. М. Доклад на II(УII) Всероссийском съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. 16 ноября 1999 г. C.10. (Рукопись)

18. Там же.

19. Там же. C. 1.

20. Там же. С. 2.

21. Там же. C. 3.

22. Там же.

23. Там же. С. 4.

24. Там же.

25. Там же. C. 6.

26. Там же. C. 7.

27. Там же.

28. Там же.

29. Дворкин A.Л. О некоторых подходах к методологии православного сектоведения // Прозрение. №1(6). М., 2001. C.80.

30. Там же. C. 82.

31. Там же. С. 81.

32. Там же. С. 85.

33. Там же. C. 86.

34. Там же. С. 92.

35. Протоирей Владимир Федоров. Предисловие издателя русского перевода книги // Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Практическое введение. CП., 1997.

36. Там же С. ХII.

37. Там же. C. ХIV-ХV.

38. Там же. С. ХХII.

39. Там же.

40. Там же. C. ХХIII.

41. Там же. С. ХХIV.

42. Там же. С. ХХIХ.

43. Там же. С. ХХХI.

44. Там же. С. ХХХI-ХХХII.

45. Там же. C. ХХХVII.

46. Очерки современного сектоведения. СПб., 2005. C. 2.

47. Там же.

48. Там же. C. 28.

49. Там же.

50. Там же. C. 29.

51. Там же. C. 87.

52. Бондаренко Е. А., Курзовятова Л.А. Религиозная и этническая принадлежность в жизни современной молодежи // Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетия. Казань, 2001. С. 23.

53. Мухаметшин Ф.Х. Влияние межконфессиональных отношений на укрепление социальной стабильности в Республике Татарстан // Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетия. Казань, 2001. С. 225.

54. Там же. С. 228.

55. Там же. C. 223–224.

56. Набиев Р.А. Межконфессиональная ситуации Республики Татарстан в системе общественно-политических отношений // Религия и общество. Справочник. Казань, 1998.C. 123.

57. Там же. C. 125.

58. Восточный экспресс. 29.11.2000.

59. Посвященный Марк. Тотальное православие или спрут, пожирающий все живое // Юсмалос. № 11. 2003. C. 13.

60. Последний Завет. Т. III.Кн.I. СПб.? 2000. С. 493.

61. Там же. C. 495.

62. Там же.

63. Там же.

64. Матвеева М., Сидоров И., Яковлев В. Ведическая традиция в России. Кто такие кришнаиты: новое духовное явление или возрождение традиции? М., 1996. C. 41.

65. Там же

66. Там же.

67. Там же. C. 42.

68. Пробудитесь! 22.04.2002. C. 6.

69. Там же. C. 8.

70. Там же. C. 9.

71. Там же.

72. Там же. C. 6.

73. Там же. C. 11.

74. Кто создает будущее? Международное Сообщество Бахаи. СПб.1999. Март. C.8.

75. Там же. C. 4 – 5

76. Там же. C. 7.

77. Эсслемонт Дж. Баха – Улла и новая эра. Екатеринбург. 1991. С. 252.

78. Там же.

79. Там же. C. 10.

80. Там же. C. 11 – 12.

81. Там же. C. 253.

82. Мун Сон - Мен. За единство и окончательное укрепление позиции Истинных Родителей на Земле. М., 2002. С. 10.

83. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999. С. 291.

84. Reverend Sun Myung Moon. Christianity in Crisis. New Hope. Washington. 1974. P. 62.

85. Там же. P. 64.

86. Там же.

87. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999. С. 293.

88. Порублев Н. В. Культы и мировые религии. М.,1994. C. 28.

89. Там же. C. 203.

90. Мун Сон-Мен. За единство и окончательное укрепление позиций Истинных Родителей на Земле. М., 2002. C. 10.

91. Всероссийское православное молодежное движение: миссия к молодежи. М., 2002. C. 27.

92. Там же.

93. Земля Обетованная.2002. № 19, 20

94. Там же.

95. Там же.

96. Кураев А.В. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? М., 2004. C. 146.

97. Там же.

98. КультУра.2004. № 3.C. 10.

99. Там же.

100. Мария ДЭВИ – Христос. Наука о свете и его трансформации. Киев – Москва. 2005. C. 5.

101. Там же. C. 3.

102. Там же. С.84.

103. Там же. C.89.

104. Там же.

105. Там же. С.103.

Библиографический список

1. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 нояб.-2дек. 1994. М.: Изд- во Моск. Патриархии, 1995. ISSN 0860-7515.

2.Вержанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. М.: Благовест. Подворье Троице- Сергиевой Лавры, 1998.  

3. Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков. Фолио, 2004.ISBN 966-03-2580-0.

4.Хэтчер У. C, Мартин Дж. Д. Новая мировая религия. Вера Бахаи. СПб.: Духовное собрание Бахаи,1999.ISBN 5- 87219-016-6.

5. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М.:МАК ЦЕНТР, 1999.

ISBN 5- 6121-00101.

6. Кураев А. В. Уроки сектоведения. Как узнать секту. СПб.: Формика, 2002.

7. Лжеучения нашего времени. Свято- Троицкая Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1999.

8. Священник Олег Стеняев. Диспут со «Свидетелями Иеговы» M.: Душепопечительский православный центр св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. ISBN -5 94264-010-6.

9.Современные ереси и секты на Руси. Ни-КА. Житомир, 2001.

10.Таевский Д.А. Христианские ереси и секты 1- ХХ1 веков. Словарь. М.: Интрада, 2002. ISBN 5- 87604- 059- 2. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.075 с.)