Основные выводы по четвертой главе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные выводы по четвертой главе



1. Для зарождения, выживания и последующего существования возникшего религиозного образования необходимы соответствующие условия. Они стали объектом комплексного изучения исследователей, подкрепляемых не только личными наблюдениями ученых разного профиля, но и анализом первых шагов религиозных групп, впоследствии ставшими мировыми религиями. Свои суждения о начальных этапах деятельности современных неорелигиозных образований исследователи НРД обосновывали результатами социологических исследований, проводимых среди последователей различных разновидностей новых религиозных групп.

2. Если появившееся движение сразу вступает в предельно напряженные и враждебные отношения с властями и ведущей конфессией, то у такого движения открывается несколько перспектив: оно может просто вскоре перестать существовать, не выдержав ответного натиска властей и первенствующей конфессии или, устояв, превратиться в карликовое объединение. Для того чтобы иметь на первых порах сравнительно небольшой круг приверженцев, основателю нового религиозного образования (иногда совместно со своими ближайшими соратниками) необходимо представить возникающее религиозное движение радикально отличающимся от религии или религий, доминирующих в данной местности. Подобная альтернативность обычно включает в себя утверждение о неистинности господствующей веры, сопровождающееся эмоционально насыщенными обвинениями доминирующих конфессий в мирских прегрешениях.

3. Факты говорят о том, что бурная и бескомпромиссная «стартовая» конфронтационность с преобладающей религией может принести лишь временный, скоротечный успех. Дистанцирование от состояния «наличного бытия» все чаще проявляется в осуждении бездуховности, нравственной деградации, черствости, а в последнее время безразличия властей к бедственному положению многих миллионов людей, загрязнения среды обитания, что, несомненно, вызывает интерес к неорелигиозным образованиям некоторых категорий населения. Продолжительное следование изначально избранной линии на конфронтацию с «земными порядками» чаще всего заканчивается превращением возникшего религиозного образования в группу с небольшим количеством последователей.

4. Способность сформулировать уже на «стартовой стадии» оптимальный баланс взаимоотношения с окружающим миром, позволяющий появившейся религиозной группе выжить и получить неплохие перспективы на будущее, во многом зависит от основателей таких образований, прежде всего их готовности и умения облечь в мыслительные и эмоциональные формулировки ожидания и помыслы определенных кругов населения. Вероучительный, обрядовый и социально-нравственный ряды всех возникающих религиозных новообразований, как правило, имеют универсальную направленность, не включают национальные, расовые и классовые преференции или исключения. Проповедь превосходства определенной нации и даже расы встречается лишь в программах отдельных неязыческих образований.

5.В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправляющие). Миротерпимые в достаточной мере удовлетворены существующим порядком вещей или безразличны к нему. К данной разновидности движений относятся разнообразные тантрические группы. В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы - светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерна «эсхатологическая лихорадка» - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света через восприятие учения Виссариона.

6.Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироисцеляющим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления от наркологической зависимости.

7.Отмеченные типы отношения новых религиозных движений к миру не являются застывшими, неизменными, раз и навсегда присущими тому или иному религиозному новообразованию. Бескомпромиссное осуждение мирских порядков, отказ от любых контактов с «греховным миром» обычно характерны для начальных этапов существования движения. Его основателям и лидерам, как правило, не удается длительное время пребывать в состоянии «осажденной крепости», держаться строго обособленно от общества.

8. Предлагаемые некоторыми новыми религиозными движениями социальные проекты во многом сходны с утопической социальной и философской мыслью, начиная от Платона и кончая Н. Федоровым, Е.Замятиным и Платоновым, И если одни разновидности новых религиозных движений видят свою главную миссию в восстановлении утраченного «идеального мира» и полноценной жизни в нем людей, то другие заявляют о своем предназначении создать совершенное сообщество, основываясь главным образом на собственных моделях и проектах такого сообщества.

9. Проблема социальных функций НРД в современной России не может рассматриваться в отрыве от анализа функций религии в целом, хотя постановка в один «исследовательский ряд» традиционных религий и неорелигиозных образований вызывает возражения с обеих сторон.

10. В современном российском обществе новые религиозные образования выполняют компенсаторную и коммуникативную функции, предлагая всевозможные способы преодоления духовных и материальных проблем, а также вовлекая людей в специфические формы отношений.

11. Новые религиозные движения выполняют и дезингративную функцию, о чем много пишут и говорят их критики. Приобщение к вероучению и особенно к образу жизни некоторых разновидностей НРД нередко приводит к семейным конфликтам, распаду семей.

Контрольные вопросы

1. Какие основные модели взаимоотношений с миром новых религиозных движений получили распространение в России?

2. Что понимается под «мироотвергающей» формой отношения к миру?

3. Чем характеризуется «мироисцеляющая» («мироисправляющая») модель отношения к миру?

4. В чем проблематично рассмотрение первоначальных моделей отношения к миру как не претерпевающих изменений?

5. Какие причины могут вызывать изменения в социальных ориентациях новых религиозных движений?

6. Что понимается под социальными функциям НРД?

7. Чем характеризуется компенсаторная функция религиозных новообразований?

8. В чем состоит коммуникативная функция новых религиозных объединений?

9. Каково соотношение интегративной и дезингративной функций неорелигиозных образований в России?

10. Что понимается под «деструктивной функцией» НРД?

Библиографический список

1. Балагушкин, Е.Г. Есть ли место нетрадиционным религиям в системе религиозного плюрализма? / Е. Г. Балагушкин // Религия и церковь в России и за рубежом. - М.: РАГС, 1995.

2. Иванов, С. М. Дезинтегрирующая функция новых религиозных движений С. М. Иванов// сб. тр. молодых ученых и студентов Волгоградского ун-та. - Волгоград. Изд-во ВГУ, 1997. - ISBN 5-97604-057-4.

3. Кантеров, И.Я. Новые религиозные движения в США и России. Сравнительный анализ. Н. Я. Кантеров / Религиведение. - 2001. - №.1.

4.Мчедлов М., Вероисповедные различия в социальной ориентации / М. Мчедлов [и др.] // Религия и право. - 2005.- №1.

5.Мистика ХХ века: энциклопедия. - М.: Миф - Локид, 1996. - ISBN 5-87214-023-3.

6. Современная жизнь России. - М.: Логос, 2003. - Т.II. - ISBN 5- 94010-209-3.

7. Фаликов, Б. З. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере Саентологии) Б. Фаликов // Религия и право. - 2001. - № 2.

Примечания

1. Rochford E. Burke Jr. Dialectical Processes in the Krishna: Tension, Public Definition and Strategy.// Future of New Religious Movements. Mercer University press.1987. P. 128.

2. Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород. 2002. C. 174.

3. Rochford E. Burke Jr. Dialectical Processes in the Krishna: Tension, Public Definition and Strategy.// Future of New Religious Movements. Mercer University press.1987. P. 119- 121.

4. Wilson Bryan. An Analyses of Sect Development.

// American sociological Review, №. 2. 1959. P. 12.

5. Маркс Карл., Энгельс Фридрих. Соч. Изд.-е. 2-е. Т. 3. М., 1955. С. 12.

6. Тиллих Пауль. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 406.

7. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. C. 515, 516.

8. Там же. C. 516.

9. Господь Мария ДЭВИ Христос. Последний Завет. Киев, 2000. C. 148, 149.

10. Там же. C. 149.

11. Последняя надежда. Обращение к современному человечеству. СПб., 1999. С.46.

12. Fichter Joseph. Youth in search of the sacred. // Wilson Bryan. The social impact of new religious movements. New York. 1981. P. 33.

13. Там же. С. 37.

14. Там же С. 35, 36.

15. Robbins Thomas, Dick Antony. Cults, Brainwashing and Counter- Subversion // The Annals of the American Academe of Political and Social Science. № 44. 1979.

16. Кураев А.В. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? М.,2004. С. 150.

17. Там же.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.007 с.)