Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные выводы по седьмой главе⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
1. Религиозные образования возникают с надеждой на успешную реализацию своих целей, которые очерчиваются как сугубо духовные, хотя обычно декларируется и решение проблем материального свойства. Критерии самоооценок эффективности группы могут не совпадать с ее реальными достижениями, однако все религии, новые или старые, одинаково заинтересованы в том, чтобы их члены максимально активно участвовали в выполнении их миссий. Тем не менее потенциальные успехи и неудачи зависят от степени вовлеченности верующих в объединение или таких внутренних источников стабильности, как эффективное лидерство и эффективность организационных структур. 2. Уже в середине 80-х годов ХХ столетия в научных кругах Запада стали составляться прогнозы будущего новых религиозных движений. При всем различии сценариев большинство их авторов признавали, что этому феномену удалось не только прочно утвердиться на духовно-религиозном пространстве, но и выработать эффективные механизмы пополнения рядов и нейтрализации угроз и вызовов, опасных для существования НРД. И если в 60-е гг. возникающие религиозные образования нередко выступали как часть контркультуры и таким способом стремились утвердиться, то в конце ХХ столетия они уже сами становятся одним из элементов маргинального, но все же самостоятельного и оригинального культурного своеобразия многих стран мира. 3. Некоторые исследователи, не ограничиваясь одним лишь анализом вероучительных доктрин НРД, прогнозировали влияние этого феномена на состояние религиозности в мире. По их мнению, по мере умножения численности последователей неорелигий станет усугубляться такое болезненное для многих конфессий явление, как ослабление связей между религией и семьей. Кроме этого, последствия сохранения и укрепления позиций неорелигиозных образований будут сопровождаться эрозией утвердившихся религий. Согласно прогнозу социолога Филлипа Хаммонда, именно эти результаты воздействия НРД на культурно-конфессиональную среду в ХХ в. приобретут более видимые очертания. 4. В дискуссиях о будущем новых религиозных движений основное внимание фокусировалось на проблематике, определяющей, как считали их участники, успехи и неудачи феномена НРД в целом и его разновидностей. Выявлялось влияние на перспективы неорелигиозных образований макрокультурных, социальных, демографических и образовательных характеристик их последователей. В центр внимания предлагаемых сценариев всегда попадали основатели (лидеры) религиозных новообразований; показывалось влияние их личных качеств на формирование и укрепление позиций созданных ими групп и движений.
5. В исследовании перспектив НРД указывалось на существенные издержки предпринимаемых некоторыми неорелигиозными образованиями форсированных модификаций начальных вероучительных построений, наполнения их, а также социальных программ современными модными и привлекательными теориями и лозунгами. Естественное желание таким путем улучшить имидж организации таит другую потенциальную опасность стать жертвой секуляризации, набирающей обороты во всем мире. В то время как высокий уровень напряжения вызывает активное противодействие общественных институтов, быстрое и значительное приспособление к разнообразной культуре может подорвать перспективы новой религии. Секуляризация лишает новую религию уникальности ее духовного послания, и стало быть, лишает ее базы для привлечения новых последователей. 6. В современной России, находящейся в переходном состоянии, характеризующимся неустойчивым социально-политическим и нравственно-психологическим положением общества, прогноз динамики «социосистемы» обладает выраженной спецификой, в частности, заметно более коротким горизонтом «предсказательной силы». Данное замечание в полной мере применимо к религиозным системам. И если положение больших конфессий, достаточно прочно укорененных в истории, культуре и традиции народов государства, носит устойчивый характер (хотя и не всегда), то существование вновь возникающих религиозных систем чаще всего сопряжено с изрядным количеством проблем. 7. Неустойчивость положения новых религиозных образований современной России не позволяет применять инерционный метод их прогнозирования. Отсутствие устойчивости может обусловливаться различными причинами. Это может быть неблагоприятная атмосфера, вызванная действиями федеральных или региональных органов власти и направленная на ограничение или даже запрещение деятельности некоторых разновидностей новых религиозных образований. На «самочувствие» НРД влияет и постоянное обсуждение в СМИ деятельности тоталитарных сект и культов, внесение изменений в действующее законодательство, ухудшающих нынешний статус неорелигиознах образований.
8. Применительно к российской действительности отправной точкой отсчета для выстраивания широкого спектра сценариев будущего новых религиозных движений является рубеж 1989 – 1993 гг., знаменующий появление благоприятных возможностей для возникновения и распространения многих десятков неорелигиозных групп. Первоначально эволюционное, а затем и радикальное (качественное) изменение прежней политико-идеологической системы на первых порах привело к «триумфальному шествию» новых религиозных образований по российской земле – фактическому беспрепятственному их появлению и росту. В современной России составление достоверного прогноза будущего НРД находится в прямой зависимости от способности преодолеть давление массмедийных и антикультистских трактовок этого феномена, проникших в массовое сознание и формирующих представления о неорелигиях как изначально криминальных образованиях. При этом речь вовсе не идет об отстаивании представления о новых религиозных образованиях как изначально безупречных объединениях, лидеры которых пекутся исключительно о распространении среди россиян своих единственно истинных откровений и учений. 9. Из прогнозов возможной траектории развития Церкви Объединения следует выделить публикации профессора социологии религии Айлин Баркер, многие годы изучавшую деятельность групп последователей учения Мун Сон Мена в Великобритании. Отмечая зависимость будущего Церкви Объединения от влияния внешних факторов, английский исследователь в то время сосредоточивает внимание на факторах, исходящих из самой религиозной организации. В связи с этим выделяются три группы факторов, как создающих проблемы для Церкви Объединения с окружающим миром, так и способствующих сохранению ее устойчивости. Это – а) демографические сдвиги в составе членов; б) изменения руководства и, следовательно, структуры движения; в) некоторая реинтерпретация и усовершенствование мессианских и милленаристских упований в теологии. 10. В отечественных изданиях встречаются самые разные трактовки социальных проектов Церкви Последнего Завета на юге Красноярского края. В большинстве своем их авторы резко негативно оценивают сам замысел создания новой, гуманной и справедливой модели мироустройства, которая призвана доказать роду человеческому возможность жить на качественно иных духовных и материальных принципах. Провозглашенное Виссарионом еще в самом начале 90-х гг. в построение «Земле Обетованной» называлось авантюрой, предназначенной для заманивания в глухомань доверчивых людей. Высказывается возможность трагического финала, вплоть до массового суицида, «в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства».
11.За без малого двадцатилетнее существование в СССР, а затем и в России новые религиозные движения не превратились в заметный и влиятельный фактор духовно-религиозной жизни современного общества. Однако ни по одному из существенных показателей – численности последователей, укорененности в национально-культурные традиции народов России – новые религиозные объединения не способны эффективно конкурировать с традиционными верованиями – прежде всего с православием, исламом и буддизмом. Наиболее продвинутым относительно многочисленным разновидностям новых религиозных образований не удалось освободиться от негативного имиджа сект и культов. СМИ, Русская Православная Церковь, некоторые массовые социально-политические движения по-прежнему рассматривают секты и культы как чуждые силы, разрушающие культурно-нравственные основы общества, наносящие вред духовному и психическому здоровью людей. Контрольные вопросы 1. В чем состоят трудности составления прогнозов будущего новых религиозных движений? 2. Когда стали появляться первые прогнозы перспектив НРД? 3. Каковы критерии составления сценариев будущего новых религиозных движений? 4. Какие факторы способны оказать влияние на будущее Церкви Объединения? 5. Каковы возможные сценарии будущего Церкви Последнего Завета? 6. Почему новые религиозные движения не стали существенным фактором духовно-религиозной и общественной жизни России? Библиографический список 1. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа/ Е.И. Аринин. – Архангельск: Изд-во Поморского гос.ун-та, 1998.–ISBN 5 – 88086 – 168 – 6. 2. Божественный принцип. – М.: Изд-во Новый Центр, 1998. – ISBN 5– 89117– 018–3. 3. Вероисповедная политика Российского государства. – М.: РАГС, 2003. 4. Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна/ Т. Гандоу. – Москва- Клин. Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. – ISBN 5 – 86407–007– 6. 5. Неклесса А.И. Глобальная трансформация и российский узел/ А.И. Неклесса // Россия ХХI. – М.: Экспериментальный творческий центр, 2003. 6. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера// Информационно-аналитический вестник. – Изд. 3-е. – Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 2002. – №1. 7. Основы религиоведения: Учеб. Пособие/ под ред. И.Я. Яблокова. – 3-е изд. – М.: Высш. Ш., 2000. – ISBN 5 – 06 – 003742 – 8. 8. Понкин И.В. Светскость государства/ И.В. Понкин. – М.: Учебно-научный центр довузовского образования,2004. – ISBN 5 – 88800– 253–.
9. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. – Изд. 2-е. – М.: Юриспруденция, 2006. – ISBN 5 – 9516– 0201–7. 10. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру/ Б.Э. Риэрдон. – М.: Изд-во Бонфи, 2001. – ISBN 5– 93085– 010–0. Примечания 1. Неклесса А.И. Глобальная трансформация и российский узел// Россия ХХI. Январь-февраль. М., 2003. С. 25. 2. Там же. С. 28. 3. Barker Eileen. The Unification Church.// Americas alternative religions. New York. 1995. P. 227. 4. По поводу некоторых вопросов, поднимаемых в прессе о Движении Объединения. 5. Mickler Michael L. Future Prospects of the Unification Church // Future of New Religious Movements. Mercer University press.1987. P. 84. 6. Там же. С. 150. 7. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999. С.196, 197. 8. Мун Сон – Мен. За окончательное укрепление позиций Истинных Родителей на Земле. М., 2002. C. 7. 9. Там же. 10. Мун Сон – Мен. Идеальная семья и модель глобального мира // Мир нравственности. № 14. 2005. C 4. 11. Макдауэлл Джон, Стюарт Дон. Обманщики. М., 1994. C. 108. 12. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Белгород. 2002. C. 360. 13. Земля Обетованная.№ 40, 41.2002. С.1. 14. Там же.№ 3. 2003. С. 2. 15. Там же. 16. Там же. № 3, 4.2006. C. 12. 17. Там же.№ 5, 6. 2006. 18. Последний Завет. СПб, 2000. С.51. 19. Земля Обетованная. № 3, 4. 2006. C. 6. Cодержание ВВЕДЕНИЕ. 3 Глава 1. ТЕРМИНОЛОГИЯ.. 11 1.1. Как же их называть?. 11 1.2. Нетрадиционные религии. 21 1.3. Альтернативные религии. 22 1.4. НРД как проявление «оппозиционной религиозности». 25 1.5. Культ. 27 1.6. Нью Эйдж.. 49 1.7. Тоталитарные культы (секты) 52 1.8. Новые религиозные движения. 58 Основные выводы по первой главе. 70 Контрольные вопросы.. 73 Библиографический список. 73 Примечания. 74 Глава 2. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРОСТОРАХ 79 2.1. «Русская версия». 79 2.2. Первые шаги. 93 2.3. Причины возникновения и «факторы успеха». 100 Основные выводы по второй главе. 107 Контрольные вопросы.. 110 Библиографический список. 110 Примечания. 111 Глава 3. Кто и почему становится последователем НРД.. 113 Вместо введения. 113 3.1. Обращение. 114 3.2. Формы обращения. 118 3.3. Численность. 142 Основные выводы по третьей главе. 148 Контрольные вопросы.. 151 Библиографический список. 151 Примечания. 152 Глава 4. Социальные ориентации и функции. 154 Основные выводы по четвертой главе. 171 Контрольные вопросы.. 173 Библиографический список. 173 Примечания. 174 Глава 5. Традиционные религии и НРД. 176 Введение. 176 5.1. Римско-католическая Церковь и НРД.. 177 Христос или Водолей. 189 Неоплаченные счета церкви. 191 Поучительные уроки. 192 5.2. Русская Православная Церковь и НРД.. 198 5.3. Ислам и НРД (на примере Татарстана) 232 5.4. Все религии, объединяйтесь! 255 Основные выводы по пятой главе. 271 Контрольные вопросы.. 274 Примечания. 275 Библиографический список. 279 Глава 6.Антикультовое движение: идеология и практика. 280 Основные выводы по шестой главе. 331 Контрольные вопросы.. 335 Библиографический список. 336 Примечания. 336 Глава 7. Будущее НРД.. 338 7.1. Сценарии и прогнозы.. 338 7.2. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства (Церковь Объединения) 349 7.3. Церковь Последнего Завета. 365 Основные выводы по седьмой главе. 382 Контрольные вопросы.. 385 Библиографический список. 385 Примечания. 386 Cодержание. 388
[1] Примечания автора расположены в конце каждой главы
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.049 с.) |