Основные выводы по первой главе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные выводы по первой главе



 

1. Перед отечественным и зарубежным религиоведением стоит весьма непростая проблема – нахождение терминологического ряда, адекватно передающего природу религиозных объединений, возникших за рубежом в 60-е гг. ХХ столетия и затем получивших распространение в СССР и посткоммунистической России. Для обозначения таких объединений используются самые различные обозначения. Их называют «альтернативными», «оппозиционными», «нетрадиционными», «межконфессиональными», «возникающими», «культами». Нередко к ним применяют термин «секта». Наряду с поиском понятийного ряда, адекватно передающего природу наблюдаемого объекта, вводятся в оборот и получают распространение термины, отражающие точку зрения определенных конфессий или социально-политических партий и движений.

2. Классификация религиозных образований представляет не только академический интерес для специалистов в области социологии религии или сравнительного религиоведения, теологов различных конфессий. Отнесение конкретного неорелигиозного образования к тому или иному классу религий зачастую определяет отношение к ней властей, общественного мнения, средств массовой информации. Причисление же конкретного религиозного образования к категории, уже в самом наименовании содержащем негативные оттенки, в лучшем случае порождает к такой группе настороженное отношение, а чаще всего дискриминации и преследования последователей верующих. Изучение публикаций в СМИ, а также теологических и религиоведческих зданий государственных отношений свидетельствует о произвольном обращении с такими терминами, как «секта», «культ» и т. д.

3. Нередко для обозначения возникающих в 80 – 90-е гг. ХХ столетия религиозных образований в отечественной литературе применяется термин «нетрадиционные религии» (верования). Эти термины вызывают дискуссии среди религиоведов, представителей различных конфессий, политиков. Отмечаются значительные сложности при определении традиционности религий. Так если считать основным критерием время, давность существования данной религии на определенной территории, то для России, например, самой древней системой верований являются дохристианские языческие верования. В связи с возможными нежелательными последствиями, в том числе и претензий на особый статус той или иной конфессии, понятия «традиционные и нетрадиционные религии» не используются в качестве юридического термина, не представлены в правовых документах. Тем не менее, при всех издержках и сложностях данных терминов, вряд ли справедливо их полное «изъятие из обращения» в теоретическом религиоведении и истории религии.

4. Для наименования возникших в последнее время религиозных объединений иногда используется и термин «альтернативные религиозные движения» (сокращенный вариант – «альтернативные религии»). Этот термин, обозначая «этически нейтральное отношение» к религиозным меньшинствам, не наделяет их уничижительными характеристиками. Термин «альтернативные религии» в зарубежной социологии религии и религиоведении применяется для замещения наименования «культ», обремененного множеством смысловых оттенков, мешающих непредвзятому пониманию природы религиозных новообразований.

5. Широкое распространение для обозначения неорелигиозных образований получило использование термина «культ». Новая, современная жизнь концепта началась в первой половине ХХ в. в контексте концептуального осмысления протестантской теологической мыслью наблюдавшегося появления религиозных групп, вероучение и обрядовая практика которых существенно отклонялись от традиционного протестантизма. Термин «культ» стал вытеснять термин «секта» и обозначать наиболее радикальные проявления сектантских образований. «Культами» чаще всего начинают именоваться разновидности религиозных образований, отошедших от господствующих религиозных течений гораздо дальше, нежели в свое время секты, которые хотя и расходились с крупными церквами, в то же время сохраняли с ними много общего, особенно в догматике.

6. Одна из разновидностей религиозных новообразований получила наименование «Нью Эйдж». В группах данного типа обычно отсутствуют жесткие организационные структуры; чаще всего – это аморфные объединения практикующих, которые одновременно входят в несколько образований. Приверженцы «Нью Эйдж» не связаны четко сформулированной вероучительной доктриной. Их воззрения образуют сплав различных верований, оккультизма, теософии, пантеизма, язычества и шаманизма. Космос рассматривается как органическое целое, живое существо, наделенное симпатиями и антипатиями, тайным огнем и светом, которыми человек стремится овладеть. С помощью воображения или через посредников (ангелов, духов, контактеров) люди могут устанавливать контакты с высшими и низшими мирами. Ньюэйджеры убеждены в способности человека творить свою собственную реальность. «Божественное» существует не вовне, а внутри нас, а потому все проблемы заключаются в неспособности постичь нашу собственную «божественность».

7. В начале 90-х гг. в России возникают и получают широкое хождение термины «тоталитарная секта», «тоталитарный культ». Чаще всего упоминаются такие признаки тоталитаризма, как жесткая авторитарная структура и обожествление лидера. В описаниях функционирования религиозных образований тоталитарного типа преобладают оценочные суждения; анализ вероучительных доктрин и обрядовой практики отходит на второй план, уступая место перечислению способов подавления личности, разрушения семей, совершения членами таких образований уголовных преступлений. Большинство отечественных религиоведов и социологов религии не пользуются терминами «тоталитарные секты» («тоталитарные культы»), поскольку они не содержат в себе сущностных и устойчивых признаков класса религиозных образований, которые они претендуют обозначать.

8. В определении вероучений и деятельности образований, возникших в 60-е г. ХХ столетия, религиоведы, социологи и историки религии обычно применяют термин «новые религиозные движения». В этот тип религиозных объединений иногда включают и движения, возникшие значительно раньше (мормоны, иеговисты, Армия спасения, Христианская наука). Характерными признаками НРД являются принадлежность последователей этой категории религиозных объединений к первому поколению верующих, наличие харизматического лидера, быстрый (по времени) процесс обращения в группы НРД, радикальные изменения взглядов и образа жизни. При всех недостатках данный термин более точно передает отличительные признаки обозначаемого типа религиозных образований. Кроме того, термин «новые религиозные движения» наиболее созвучен с таким принципом научного исследования, как объективность. Он ориентирует исследователя воздерживаться от крайних субъективных оценок и суждений, не применять к религиозным взглядам последователей этого типа движений уничижительных характеристик.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему классификация (типологизация) религий является одной из трудных проблем религиоведения?

2. Какие наименования религиозных новообразований получили распространение в России и зарубежных странах?

3. Как соотносятся понятия «традиционные и нетрадиционные религии»?

4. Какое содержание вкладывается в термин «альтернативные религии»?

5. Когда и почему термин «культ» стал обозначать определенные типы религиозных объединений?

6. Какие религиозные объединения относятся к «культам»?

7. Какие духовно- религиозные группы относятся к «Нью Эйдж»?

8. Каковы основные критерии отнесения религиозных новообразований к «тоталитарным культам (сектам)»?

9. Почему большинство представителей научного религиоведения не пользуются термином «тоталитарные культы (секты)»?

10. Что понимают под «новыми религиозными движениями»?

Библиографический список

1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1.М.:ИФРАН, 1999.ISBN 5-201-02012-7; часть 2.М.:ИФРАН,2002.ISBN 5-201-02091.

 2. Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: Русский христианский гуманитарный университет,1997.ISBH 5- 88-812-06-Х.

 3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», 1989.

 4. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М.: Мысль, Т.1.-1976, Т.2.1977.

 5. Велкер М. Христианство и плюрализм. М.: Республика,2001.ISBH 5-250-01813-0.

 6. Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород.- Нижний Новгород, 2002.ISBN 5-88213-050-6. 

7. Классики мирового религиоведения. М.: Канон,1996.ISBN

5 -88373 -036 -1.

8. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука,1973.

9. Мюллер М.Ф. Ведение в науку о религии. М.: Высшая школа,2002. ISBH 5- 06-04339 -8.

10. Макдауэлл Д., Cтюарт Д. Обманщики. М.: Протестант, 1993. ISBN

5-85770-123-6.

11. Мартин Уолтер. Царство культов. СПб.: Логос, 1992.ISBY 5-85121-002-8

12. Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М.: Научная книга,2005. ISBN 5-94-935-074-Х.

13. Тиле К. Основные принципы науки и религии // Классики мирового религиоведения. М.: Канон,1996.C. 144-197. ISBN 5- 88373- 036-1

14. Элиаде Мирча. Словарь религий, обрядов и верований. М - СПб.: Университетская книга, 1997. ISBH 5- 7914- 0014-4.       

Примечания

 

1. Wilson Brayan R. Magic and the Millenium. London. 1973.P.9.

2. Там же.

3. Тиле Корнелиус. Основные принципы науки и религии// Классики мирового религиоведения. М.,1996.C.145.

4. Там же. С.148.

5. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. C. 4.

6. О содержании понятия «религиозное сектантство» в условиях социалистического общества // Вопросы научного атеизма. Вып. 24. М.,1979.C.15.

7. Там же.

8. Там же. C. 21.

9. Barret, David.V. The new believers. Sects, «сults» and alternative religions. New York. 2001. P.23.

10. Балагушкин, Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М., 1984. C. 3, 4.

11. Миловидов, В. Ф. Новые религиозно-мистические культы // Молодежь. Религия. Атеизм. М., 1984. С. 148.

12. Кейзеров Н.М., Ножин Е.А. Идеологическая борьба. Вопросы и ответы. М., 1983. С. 209.

13. Коммунист. №. 12. М.,1987. С.2.

14. Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1. М., 1999. С. 9.

15. Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М., 2005. С. 50.

16. Там же. C. 51, 52.

17. Там же. C. 52.

18. Americas alternative religions. State University of New York press. 1997. P.1.

19. Там же. С. 1, 2.

20. Там же.

21. Бажан Т. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск. 2000. С. 6.

22. Там же. C. 7.

23. Там же. C. 192

24. Barret David. V. The new believers. Sects, «сults» and alternative religions. New York, 2001. – P. 20.

25. Там же.

26. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Философия религии. Т. 1. М., 1977. C. 371.

27. Hexham Irving and Poewe Karla. New religions as Global Cultures. University of Calgary press.1997. – P.31.

28. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Философия религии. Т. 2. С. 113.

29. Там же. С. 114.

30. Там же. C. 118.

31. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Философия религии. Т. 1. М., 1975. C. 257.

32. Там же.

33. Там же.

34. Там же. C. 258.

35. Там же.

36. Там же. С. 259.

37. Hexham Irving and Poewe Karla. New religions as Global Cultures. P. 31.

38. Там же.

39. Макдауэлл Д., Cтюарт Д. Обманщики. М.,1993. C. 9, 10.

40. Barret David. V. The new believers. Sects, «сults» and alternative religions. New York. 2001. P.20.

41. Там же.

42. Nelson G.K. Cults, new religions and religious creativity. London.1987. P. 53.

43. Мартин Уолтер. Царство культов. СПб. С.12.

44. Там же. C. 12, 13.

45. Там же. С. 27.

46. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. С. 4.

47. Лисюткин О.М. Понятие «культ» в светских и религиозных исследованиях первой трети ХХ века // Религия, общество, государство в ХХ веке. М., 1991. С. 118.

48. Словарь русского языка. Т. 1. М., 1983. С. 148.

49. Атеистический словарь. М., 1983. С. 246.

50. Основы религиоведения. М., 1998. С.69, 70.

51. Христианство. М., 1994. С. 246.

52. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

53. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.

54. Religiоn. Types of religion institutions. // Soci оlogy. Fth. Ed. New York. P. 527, 528.

55. Melton Gordon J. Encyclopedic handbook of cults in America. New and London. P.3

56. Там же.

57. Там же.

58. Робертсон Ирвин. Пособие по изучению культов. М., 2004.

 59. Там же. С. 3.

 60. Там же. C. 10.

 61. Там же.

 62. Там же.

 63. Там же. С. 11.

 64. Там же. C. 18.

 65. Там же.

 66. Там же. C. 19.

 67. Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород., 2002. С.57 - 59.

 68. Bromley David. G., Melton Gordon. J. Cults, Religions and Violence. Cambridge University press. 2002.

 69. Dauson Lorn L. Comrehending cults. Oxford University press. Canada. 1998. P. 32, 33.

 70. Там же. P. 31.

 71. Там же.

 72. Heelas Paul. Prosperity and the New Age Movements. // Wilson Bryan and Janie Cresswell (ed. New religious Movements. Challenge and response. London and New York. P. 53.

73. Элиаде Мирча. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб, 1997. С. 11.

74. Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000. C. 35.

75. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. C. 375.

76. Хвыля-Олинтер. А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.

77. Словарь русского языка. Т.1. М., 1981. C. 25.

78. Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997. С. ХХLIХ.

 79. Там же. C. 21.

 80. Там же. C. 39 – 47.

 81. Там же. C. 36.

 82. Там же. С. 37.

 83. Там же. C. 129, 130.

 84. Там же. C. 166.

 85. Barker Eilen. The Cults? New Religious Movements// Facilitating Freedom of Religion or Belief: A Desk Book. Leiden. 2004. P. 572.

 86. Там же.

 87. Там же. С. 573.

 88. Там же.

 89. Там же. С. 575.

 90. Там же. С. 576.

 91. Там же.

 92. Там же. С. 578 – 579.

 93. Кантеров И.Я. Программа дисциплины «Новые религиозные движения и культы».// Религиоведение. №.1. 2001. С.164 – 172.

 94. Филатов С.Б. Новые религиозные движения. Общая характеристика.// Современная религиозная жизнь России.  Т. IV. М., 2006. С. 213.

 95. Там же.

 96. Асахара Секо. Провозглашаю себя Христом. М., 1993. С. 25.

 97. История и некоторые аспекты учения Матери Мира Марии Дэви Христос. Киев, 2002. С. 9.

 98. Там же. С. 3 – 4.

 99. Там же. С. 4.

 100. Там же.

 101. Богданов В. А. Уважение к вере или почему глупо воевать с саентологией? – М., 1997. – С. 9.

 102. Саентология: Теология и практика современной религии. Копенгаген. 1998. С. 1 – 2.

 103. Там же.

 104. Хэтчер Уильям С., Мартин Дж. Дуглас. Вера Бахаи: новая мировая религия. СПб., 1995. С. 5.

 105. Матвеева В., Сидорова И., Яковлев В. Ведическая традиция в России. М., С. 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.055 с.)