Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и приоритеты государственного управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее актуальным и важным вопросом в теории и практике государственного управления является вопрос формирования целей и задач, в которых должны отражаться интересы народа, всего общества, с одной стороны, и которые должны опираться на государственную власть – с другой. Определение целей означает установление конечных результатов, к которым стремится в своем развитии общество и государство, либо конкретный объект государственного управления. Соответственно, в системе государственного управления выделяют конкретные цели и цели глобального порядка, которые не должны противоречить общечеловеческим ценностям (свободе, демократии, социальной справедливости и т. д.). Цели управления отражают суть управленческого решения, предопределяют выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты. Цели государственного управления должны быть признанными, привлекательными, популярными, поддерживаемыми гражданами и при этом – реальными. Чтобы все цели были поддержаны, опирались на возможности и силу управления, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов; цели, конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а наоборот, способствовала ее реализации. Субъектом формирования целей государственного управления может быть народ, правящая элита, глава государства. В условиях демократического государства субъектом формирования целей государственного управления является народ. Основными принципами формирования целей в демократическом государстве являются открытость, прозрачность и гласность. Вся история человечества свидетельствует, что формирование целей государственного управления – дело крайне сложное. Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора: · субъективность; · большое число целей, их изменчивость и противоречивость; · неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управления и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную определенность целей государственного управления). Поэтому при определении целей необходимо формировать определенную их иерархию в соответствии с актуальностью, потребностями общества, политической целесообразностью, конкретной ситуацией и наличием соответствующих ресурсов. Исходя из приоритетов целей, строится так называемое «дерево целей», которое обеспечивает взаимосвязь между множеством целей и подцелей разного содержания (политических, экономических, социальных, духовных и др.), их согласованность для получения желаемого результата. Дерево целей образует систему, каждый структурный элемент которой занимает определенное место и играет определенную роль в достижении главной цели. Дерево целей – это образ, позволяющий сравнить систему целей государственного управления с деревом, уходящим «корнями» (средствами коммуникации) в «почву» (общество), которая его питает. Если же питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность дерева целей, то оно погибает, какими бы прекрасными не были предложенные идеи. При формировании дерева целей субъект управления должен иметь полную информацию о состоянии общества, его проблемах, болевых точках, ресурсах для достижения целей и т. д. Кроме того, структурируя систему целей, следует иметь в виду, что каждая предыдущая цель должна детерминировать последующую, а также развивать и дополнять основную цель. Цели и задачи, требующие первоочередного решения, рассматриваются как приоритетные. Поэтому важно определить иерархию целей государственного управления, построенную на принципе приоритетности, хотя построение абсолютной иерархии проблематично, как и познание абсолютной истины. Это всегда лишь субъективные оценки, кажущиеся оптимальными в конкретных условиях функционирования системы, которые могут приближаться к действительно оптимальным по мере изучения жизни общества. Формирование иерархии целей и приоритетов часто сопровождается необходимостью выбора между эффективностью государственного управления и социальной справедливостью. Суть возникающей проблемы связана с тем, что преобладание принципа справедливого распределения часто ведет к снижению экономической эффективности и наоборот. Поэтому при выборе целей иногда имеют перевес конъюнктурные соображения. Например, необходимость быстрого решения проблемы, связанной с текущим моментом, общественным мнением либо политической ситуацией. Если преобладают стратегические цели и выверенные ценности – безопасность, стабильность, демократия и др., тогда при выборе цели и приоритетов используется структурный подход. На практике в чистом виде эти подходы не применяются, как правило, они используются вместе, взаимодополняя друг друга. Если приоритеты определены неверно, то это часто выявляется уже после того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае. Иногда важно определить иерархию недостижимых целей – это может служить показателем качества работы макросистемы управления во всей совокупности отношений с обществом, скорректировать взаимоотношения власти и общественных институтов, граждан. Существуют два подхода к построению дерева целей. В одном случае его строят сверху, т. е. идут от идентификации целей высшего порядка к целям низшего порядка. Во втором – наоборот, формируют цели снизу, начиная с целей низшего порядка, и переходят к целям более высокого уровня. Механизм определения целей и приоритетов в демократическом обществе является достаточно сложным и отражает не только формальные, но и неформальные отношения и связи между различными государственными и общественными структурами. Большое влияние на него оказывают идеологические факторы, экономические интересы различных элит и социальных групп. Можно выделить несколько общих правил разработки целей государственного управления: 1. Соответствие выделенных целей существующему строю – его сохранению, укреплению и достижению генеральной цели деятельности государства на соответствующем этапе его развития. Цели, не свойственные существующему строю, могут быть поставлены только при чрезвычайных обстоятельствах (войны, стихийных бедствий и т. д.). 2. Практическая необходимость и научная обоснованность целей. 3. Поставленная цель не должна наносить ущерба другим целям, либо этот ущерб должен полностью возмещаться. 4. Взаимодействие выделенной цели со всеми другими целями в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей. 5. Цели должны формироваться в рамках возможного и в пределах реальных границ. 6. Для реализации целей должно быть достаточно ресурсов, средств и методов, обеспечивающих их выполнение. Механизм реализации должен включать в себя: · организационно-управленческий механизм; · нормативно-правовую основу; · ресурсную базу (материальную, финансовую и т. д.). 7. Цели должны быть четкими и понятными обществу. В Республике Беларусь согласно действующей Конституции политикагосударства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан. Это – главная цель государственного управления, магистральное направление внутренней и внешней политики белорусского государства. Ее достижению подчинены другие цели государственного управления, к которым следует отнести: · обеспечение внутренней и внешней безопасности государства; · создание условий для развития демократических институтов общества; · гарантированную защиту прав и свобод граждан; · создание равных правовых условий для развития всех форм собственности, формирования рыночных механизмов; · создание благоприятной экологической среды обитания; · взаимовыгодное сотрудничество центральной и местных властей. Главные цели государственного управления конкретизируются в целях-заданиях для каждого государственного органа. Государственные служащие должны уметь увязывать базовые, общезначимые цели и задачи с конкретными целями, поставленными перед организацией. В государственных организациях можно выделить три вида целей: цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения. 1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т. е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т. е. то, ради чего она создана. Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т. д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления. При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем: · неадекватное восприятие их органом управления; · возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации; · противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения. 2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям. 3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой. Каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач. Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления. При постановке целей-заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае всегда будет присутствовать поистине неразрешимый вопрос: «Выполняет ли система государственного управления свое общественное предназначение?» Итак, в системе государственного управления цели должны быть: · масштабными, но реально достижимыми; · понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций; · скоординированными во всей своей совокупности. Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных. В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения. Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в реализации принципа справедливости исоздании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека. Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на ипользование духовного потенциала граждан для реализации общественно-политических и социальных целей. Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан. Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления. Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления для получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и, при необходимости, коррекции управляющего воздействия. Важную роль в государственном управлении играетобъективная необходимость разъяснения выделенных целей и приоритетов. Граждане государства должны четко представлять имеющиеся проблемы, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных. Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, тактические, оперативные. Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических и оперативных целей, поэтому их еще называют обеспечивающими. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации. Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть: · общими, охватывающими весь комплекс государственного управления; · частными, охватывающими отдельные подсистемы. По результатам: конечными и промежуточными. По временным рамкам выделяют: · долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет); · среднесрочные цели (на 5 лет); · краткосрочные цели · (тактические) (год и менее года). По отношению к главным целям могут возникнуть побочные ( вторичные) цели, которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |