Финансовые ресурсы государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые ресурсы государства



 

Государственное управление, с каких бы аспектов оно не рассматривалось - общественно-политических, организационно-структурных, структурно-функциональных, методологических, отражающих формы и методы, управленческие процессы и технологии государственно-управленческой деятельности и т. д. – невозможно без его важнейшей составляющей – финансовой системы.

Финансовая система обеспечивает материальную основу существования государства, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономической системы, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирования производственных отношений, надстройки. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система государства строится на определенных принципах. В Республике Беларусь основными принципами построения финансовой системы являются принципы единства, согласованности, самостоятельности, планирования, гласности и разграничения компетенции (рис.14.1).

 

Рис.14.1. Принципы формирования и функционирования финансовой системы

 

Основой финансовой системы любого государства и ее важнейшим элементом являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность всех денежных средств, право формирования, распределения и использования которых в интересах всего общества и государства принадлежит республиканским и местным органам государственной власти и государственного управления.

Во всей совокупности финансовых ресурсов выделяют государственные финансовые ресурсы, которые отражают систему отношений по формированию той части финансовых ресурсов, которая мобилизуется государством, сконцентрирована в государственном и местном бюджетах, внебюджетных централизованных фондах и используется для выполнения государством своих функций – политических, экономических, социальных и др.

В составе государственных финансовых ресурсов выделяют четыре звена:

· государственный бюджет, который представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социально-экономических функций;

· местные финансы, охватывающие местные бюджеты, систему местного кредита, специальные фонды;

· финансы государственных предприятий и организаций, которые складываются из выручки от реализации продукции и услуг, кредитов банка и займов и других временно привлеченных средств. В зависимости от типа государственных предприятий и организаций они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Их отношения с бюджетами и централизованными фондами регламентированы законами;

· специальные централизованные фонды, обладающие определенной самостоятельностью, управляемые непосредственно централизованными властями и имеющие целевое назначение. Эти фонды могут использоваться правительством как резерв для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Являясь важнейшим инструментом мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения, финансовая система может быть представлена двумя составляющими: собственно финансовой системой и кредитной системой. Собственно финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно. Кредитная система осуществляет временное перераспределение средств на возвратной и платной основах. В целом финансово-кредитная система воздействует на развитие отраслей и сфер экономики в желаемом направлении.


Рис. 14.2. Финансовая система Республики Беларусь

 

Важнейшими функциями государства по отношению к финансовой системе являются:

· образование и планомерный сбор денежных средств;

· распределение и перераспределение национального дохода;

· целевое использование денежных средств;

· стимулирование;

· контроль за движением денежных средств, а также за законным и целесообразным их использованием.

Основные составляющие финансовой системы Республики Беларусь во всей их совокупности и взаимосвязях представлены на рис. 14.2.

Наиболее активно финансовая система воздействует на социальные и экономические процессы и явления через бюджет, налоги, дотации, кредит и др.

В своей финансовой деятельности государство использует разнообразные экономические методы, имеющие командно-административный или рекомендательный характер. Например, при формировании денежных средств используется метод обязательных и добровольных платежей, финансовых изъятий, штрафов. При распределении – процентные отчисления от регулируемых доходов, субвенции, дотации, трансферты. При использовании денежных средств – возвратное и безвозвратное финансирование (рис.14.3).

Следует отметить, что эффективное воздействие финансовой системы на процессы, связанные с жизнедеятельностью общества и государства, возможно лишь при условии ее адекватности изменяющимся социально-экономическим отношениям в стране.

 

 


Рис.14.3. Методы финансовой деятельности государства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.005 с.)