Основные направления совершенствования системы госуправления в сфере обеспечения информационной безопасности . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления совершенствования системы госуправления в сфере обеспечения информационной безопасности .



Совершенствование госуправления в области обеспечения информационной безопасности включает как минимум четыре основные сферы:

· нормативно – правовую, обеспечивающую формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия информационным угрозам и механизмов их реализации;

· организационную, устанавливающую функциональную структуру органов, организаций и учреждений, занимающихся реализацией правовых норм в области информационной безопасности, отношения между ними и между субъектами системы;

· технологическую, обеспечивающую возможность безопасного формирования и развития информационных ресурсов и информационной инфраструктуры; предотвращения противоправного воздействия на них; своевременного обнаружения угроз безопасности государства; оценку возможного ущерба и организации эффективного противодействия;

· кадровую, призванную обеспечить формирование и поддержание необходимого кадрового потенциала общества и государства для эффективного функционирования системы обеспечения информационной безопасности.

Государственная политика по обеспечению информационной безопасности Республики Беларусь как составляющая единой информационной политики должна определять основные направления деятельности республиканских и региональных органов государственной власти, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Республики Беларусь в информационной сфере и базироваться на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Совершенствование правовых механизмов государственного регулирования отношений в информационной сфере является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь. Это предполагает:

· оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку концепции их совершенствования;

· разработку концепции обеспечения информационной безопасности;

· определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства в данной сфере;

· разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство Республики Беларусь о государственной службе и т. д.

Назрела необходимость формирования Концепции правового обеспечения информационной безопасности и разработки нормативных актов, регулирующих деятельность органов государственного управления, субъектов хозяйствования и юридических лиц в данной сфере.

В качестве первоочередных мер следует считать принятие Законов Республики Беларусь «Об информационной безопасности»,
«Об информации», «О государственной регистрации СМИ, использующих для распространения информации глобальные информационные сети», «Об участии в международном информационном обмене», «О праве граждан на информацию», а также разработку новой редакции Закона Республики Беларусь «Об информатизации».

По сути дела в настоящее время можно вести речь о необходимости становления и развития в республике новой отрасли права – информационного права, рассматривая в качестве стратегической цели разработку и принятие Информационного кодекса Республики Беларусь.

Организационная составляющая предполагает:

· организацию объективного мониторинга информационной сферы с целью глубокого и всестороннего анализа и прогнозирования угроз национальной безопасности Республики Беларусь;

· разработку системы показателей и механизма оценки состояния безопасности государства в информационной сфере;

· повышение качества государственных информационных ресурсов за счет создания эффективной системы сбора, накопления и анализа информации;

· создание организационно – экономических условий для совершенствования процессов производства, развития, внедрения и экспорта передовых технологий, стимулирования деятельности предприятий в этой области;

· совершенствование организационно – правовых механизмов для эффективного использования и сохранения интеллектуального потенциала в информационной сфере;

· организация и осуществление контроля за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации и т. д.

Безусловно, одной из ключевых проблем в данной области следует считать повышение координации деятельности государственных органов. В данном контексте как нельзя актуален вопрос о целесообразности создания Межведомственной комиссии по информационной безопасности при Совете Безопасности Республики Беларусь. В качестве основных полномочий данного коллегиального органа можно было бы считать:

· формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, разработку предложений по ее совершенствованию;

· координацию деятельности государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности;

· формирование единой государственной технической политики в области информационных технологий, механизма централизованной разработки, закупки и поставки технических и программных средств для информатизации органов государственной власти и управления и т. д.

Нельзя обойти вниманием вопрос об усилении интеллектуально –аналитической составляющей системы обеспечения информационной безопасности, в частности, создание государственной сети экспертно –аналитических служб, работающих в режиме ситуационного анализа.

Кадровая составляющая предполагает:

· определение необходимого уровня подготовки персонала, занимающего ту или иную должность в государственном аппарате;

· разработка и ввод в действие учебных программ, лейтмотивом которых является подготовка и переподготовка научных кадров в области информационной безопасности, а также обучение студентов высших учебных заведений;

· подготовка и публикация специализированной литературы по проблемам информационной безопасности и т. д.

Объективный анализ складывающейся в Республике Беларусь ситуации показывает, что подход к организации государственного регулирования информационной сферы только как информатизации (компьютеризации)государственных органов представляется ошибочным. Проблема видится гораздо более широко – организация скоординированного управления информационным пространством государства, развитие информационной инфраструктуры в рамках единой долгосрочной стратегии.

Корректное определение компетенции республиканских органов исполнительной власти, организаций и учреждений в области противодействия угрозам национальным интересам в информационной сфере и организация их взаимодействия с Национальным собранием, Советом Министров и Государственным секретариатом Совета Безопасности и Администрацией Президента Республики Беларусь существенно влияет на эффективность деятельности по обеспечению информационной безопасности страны.

Контрольные вопросы и задания

1. Характеристики первичной, вторичной, внешней и внутренней информации и требования к ней.

2. Преимущества и недостатки создания информационно –аналитической структуры в подразделении.

3. Методы сбора информации: опрос, наблюдение и эксперимент.

4. Методы диагностики ситуации: диаграмма ЧКГКСК, вход – процесс – выход,

5. Преграды творчеству, основные характеристики творческой организации и действия по формированию творческой среды.

6. Методы анализа проблемы: диаграммы причины – следствия, «мозгового штурма», метод Гордона, номинальный групповой метод, морфологический анализ.

7. Информационные технологии и информационное противоборство в контексте разработки эффективных управленческих решений.

8. Технократический, технологический и политико – идеологический контекст государственного управления информационной сферой.

9. Механизм причинения ущерба интересам личности, общества и государства через воздействия в информационной сфере.

10.Национальные интересы Республики Беларусь в информационной сфере и конкурентоспособность управленческих решений.

11. Структура понятия «деятельность по обеспечению информационной безопасности» Республики Беларусь и конкурентоспособность управленческих решений.

12. Содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Республики Беларусь и конкурентоспособность управленческих решений.

13. Организационная структура системы обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере и конкурентоспособность управленческих решений.

14. Функции государственного управления в области обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь.

15. Органы и учреждения Беларуси, осуществляющие информационное обеспечение государственной политики.

16. Направления совершенствования правовых, организационных и кадровых механизмов государственного регулирования отношений в информационной сфере Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.013 с.)