Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие демократии – важнейшее направление преодоления негативных явлений в государственном управлении
Демократия (от греч. demos – народ и cratos – власть, т. е. дословно – народовластие) – особая форма организации государственной власти, одна из основных разновидностей политического режима. Под политическим режимом (от лат. regimen – управление) понимается совокупность способов, средств и методов, используемых государственной властью для практической реализации политической воли. Учет политического режима в стране позволяет установить способ и порядок формирования представительных учреждений; механизм взаимоотношений между органами законодательной, исполнительной и судебной властями, между гражданским обществом и государством; степень развитости гражданского общества и возможности его влияния на государственное управление; определить стиль государственного управления. В современной научной литературе выделены три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Республика Беларусь согласно действующей Конституции является унитарным демократическим социальным правовым государством (статья 1). Основными признаками демократии являются следующие: · признание народа источником верховной государственной власти, что означает право народа на формирование органов государственного · реализация на практике принципа разделения властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная) и вертикали (центральная и местная); · постоянное и реальное функционирование избранных народом органов центральной и местной власти; · организация практики общественного обсуждения и дискуссий по вопросам местного самоуправления (в частности, по благоустройству территорий, работе общественного транспорта, обслуживанию населения), охраны природы и окружающей среды и т. д.; · развитое гражданское общество, представленное различными общественными структурами - партиями, общественными организациями, движениями, и его влияние на принятие управленческих государственных решений; · прозрачность деятельности органов государственного управления, возможность общественного контроля со стороны гражданского общества; · функционирование всех государственных институтов на основе правовых законов, равенство всех перед законом: и граждан, и служащих государственных органов;
· отказ от принудительной опеки со стороны государства в сфере духовной жизни; · уважение к человеку, воспитание в нем чувства собственного достоинства и доверия ко всем формам управления и к согражданам; · устранение привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов власти и государственного управления; · принятие решений большинством, но признание за меньшинством права на выражение собственной точки зрения и создание конструктивной Гарантом демократии является контроль и критика со стороны общества, которые, взаимодействуя с контролем сверху, играют санитарную роль в обществе. Однако следует отметить, что для развития демократии необходимы определенные условия, например, плюрализм форм собственности, рыночная экономика, понимание гражданами ценностей демократии и желание их разделять и применять в реальной жизни. В зависимости от того, кто – народ или его представители осуществляют функции власти и государственного управления, многообразные концепции демократии можно разделить на две группы: прямые (непосредственные) и представительные (репрезентативные) формы демократии. Непосредственная демократия означает, что воля народа и государственная власть должны быть идентичны, что народ должен непосредственно принимать участие в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Непосредственная демократия в классическом варианте была реализована в функционировании народного вече, в Древних Афинах, Новгороде, Полоцке, Витебске. Основными видами непосредственной демократии в настоящее время являются выборы, референдумы как общенационального, так и местного значения, общие собрания граждан, съезды и конференции представителей различных групп населения, система функционального представительства интересов и т. д. Граждане непосредственно решают, кто займет высший государственный пост в стране, какой партии можно доверить формирование правительства. Путем голосования на референдуме граждане могут принять, или изменить конституцию, тот или иной закон. Через систему функционального представительства население предъявляет государственным органам свои требования, оказывая непосредственное влияние на принятие решения. Адекватные интересам, потребностям граждан управленческие решения усиливают доверие граждан к государству, стимулирует их активность. Несомненно, что этот вид демократии способствует преодолению отчуждения граждан от власти, расширяет круг участников и интеллектуальный потенциал управленческого процесса, что повышает эффективность государственного управления. Кроме того, прямая демократия обеспечивает эффективный контроль за государственными органами и должностными лицами, предотвращая злоупотребление властью, выявляя бюрократизм и коррумпированность чиновников.
Однако следует признать, что иногда принимаемые широким кругом лиц решения неэффективны из-за недостаточной компетентности, отсутствия профессионализма, эмоциональной неустойчивости масс. На практике достаточно сложно привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы. Поэтому такое участие необходимо, прежде всего, на уровне местного и территориального общественного самоуправления и в тех сферах, которые имеют для гражданина личностную значимость: на рабочем месте, в учебных заведениях, в сфере организованного досуга. Представительная демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является в настоящее время самой распространенной формой. Ее суть состоит в том, что граждане на свободных выборах избирают своих представителей, которым доверяют защищать свои интересы, закреплять их через законы и иные нормативно-правовые документы. То есть речь идет о тесном переплетении и взаимодействии элементов непосредственной и представительной демократии. Так, граждане Республики Беларусь всенародно избирают Главу государства, депутатов Палаты представителей Национального собрания, поручая им от своего имени вести государственные и общественные дела. Отношения между народом и его представителями в органах власти строятся на основе доверия, контроля, конституционных ограничений компетенций государственных органов и должностных лиц и их независимости в рамках закона. Специфика представительной демократии состоит в следующем: · необходимости организации работы парламентариев на профессиональной основе, что означает как специальные знания, так и работу в законодательном органе на постоянной основе; · ответственности органов государственного управления всех уровней. По отношению к депутатскому корпусу она выражается в праве · формирование представительного органа должно осуществляться на основе свободных и честных выборов, что во многом предопределяется действующей избирательной системой. Следует признать, что в
Основное предназначение представительных органов власти – принятие законов, регулирующих как общественную жизнедеятельность, так и функционирование государственных органов. Реализация всех нормативно-правовых документов в реальной жизни принадлежит исполнительно-распорядительным органам государственного управления. Не подлежит сомнению, что в настоящее время невозможно рационально и эффективно управлять без использования демократических технологий. Это означает, во-первых, предоставление большей степени самостоятельности в решении вопросов на местном уровне при контроле как сверху, так и снизу, т. е. речь идет об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в государственном управлении. Во-вторых, более широкое применение принципа коллегиальности в принятии управленческих решений, использование в полной мере творческого потенциала служащих государственного органа. Наконец, важно отметить необходимость внедрения демократических начал в организацию функционирования самой государственной службы, в частности, проведение открытых конкурсных экзаменов, упорядочение динамики карьерного роста государственных служащих и т. д. Чрезвычайно важным представляется обеспечение прозрачности функционирования государственных органов, открытости информации и механизма принятия решений, а также возможности контроля со стороны общества. Представляется, что реализация на практике демократизации процесса управления будет способствовать рационализации государственного управления и искоренению таких негативных явлений, как бюрократизм и коррупция.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.006 с.) |