Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления 340 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Правовое обеспечение государственного управления 340



12.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения государственного управления 340

12.2. Законность, порядок и дисциплина в государственном управлении 349

12.3. Юридическая ответственность в государственном управлении 356

Контрольные вопросы и задания 361

Глава 13. Кадровое обеспечение органов государственного управления 363

13.1. Объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления 363

13.2. Управление персоналом государственной службы 373

13.3. Механизм кадрового обеспечения государственного управления 379

Контрольные вопросы 385

Глава 14. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства 387

14.1.Финансовые ресурсы государства 387

14.2. Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления 392

14.3. Деятельность государства в сфере кредитных отношений 399 

14.4. Государственное управление налогообложением и таможенное регулирование 402

Контрольные вопросы и задания 404

Глава 15. Информационное обеспечение государственного управления и информационная безопасность 406

15.1. Информационное обеспечение государственного управления 406

15.2. Сбор и анализ информации 410

15.3. Обеспечение безопасности в информационной сфере 419

Контрольные вопросы и задания 434

Глава 16. Контроль в системе государственного управления 436

16.1. Общая характеристика и принципы реализации

контрольной деятельности государства 436

16.2. Мировые подходы к формированию системы государственного контроля 446

16.3. Система контроля в государственном управлении

Республики Беларусь. Финансовый контроль 457

Контрольные вопросы и задания 468

Глава 17. Эффективность государственного управления 470

17.1. Понятие и виды эффективности государственного управления 470

17.2. Критерии и показатели эффективности 476

17.3. Оценка эффективности государственного управления 482

Контрольные вопросы и задания 488

ЛИТЕРАТУРА 489

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, общественно-политических движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и на общественные отношения, на проблемы, касающиеся ценностей, мировоззренческих установок, идей, политической самоорганизации сообществ, их жизнеспособности и эффективного функционирования.

На современном этапе своего развития Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества. Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях; способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной системой государственного управления народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства. Сегодня можно отметить определенную консолидацию позиций самых разных общественных и политических сил страны в отношении необходимости формирования эффективной системы государственного управления.

Разнонаправленность государственного управления определяет междисциплинарный характер этой области научных знаний и практической деятельности. Вопросы теории государства и его воздействие на различные стороны жизни общества рассматриваются в государствоведении, политологии (точнее, политических науках), конституционном праве, экономической теории, социологии и других науках. Поэтому, несомненно, она является результатом совместного творчества представителей различных научных дисциплин.

Вместе с тем на сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование (public administration), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле «public administration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления. Именно эти вопросы нашли отражение в предлагаемом вашему вниманию учебном пособии.

Целью данного учебного пособия является оказание научно-методологической поддержки при изучении и осмыслении теоретических и практических вопросов, связанных с системой государственного управления, ее функционированием и развитием.

Содержание учебного пособия соответствует типовой программе по дисциплине «Государственное управление» для высших учебных заведений по специальностям 1-26 01 01 «Государственное управление», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-26 01 03 «Государственное управление и экономика».

Авторы выражают надежду, что данное учебное пособие, по сути, первое в Республике Беларусь системно представляющее курс «Государственное управление», будет полезно для всех, кто его изучает, будет способствовать более глубокому пониманию природы государственного управления, целостному восприятию и лучшему усвоению изучаемой дисциплины.

Авторы с благодарностью примут все замечания и пожелания для его дальнейшего совершенствования.

 

 


РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
 ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.009 с.)