Коррупция в государственном управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррупция в государственном управлении



И меры борьбы с ней

Самым негативным последствием бюрократизации государственного аппарата является коррупция, масштабы которой иногда достигают таких размеров, что ставят под угрозу существование государственности. Корруп­ция – это неотъемлемый элемент и условие функционирования теневой эко­номики, она расшатывает нравственные устои общества, подрывает доверие ко всем ветвям власти.

Коррупция (от лат. coruption – подкуп, порча, упадок). В Толковом сло­варе русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой дается следующее опре­деление термина «коррупция»: – это «моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хище­нии и срастании с мафиозными структурами». То есть коррупция – это не что иное, как преступная деятельность, связанная с продажностью государст­венных чиновников, получением ими лично, или через посредников матери­альных и иных благ и преимуществ, не предусмотренных законодательством. Наиболее типичными формами ее проявления являются:

· подкуп чиновников и общественно-политических деятелей;

· взяточничество за законное или незаконное предоставление благ
и льгот;

· протекционизм при выдвижении работников по признакам род­ства, землячества, приятельских отношений;

· покупка голосов избирателей на выборах и другие.

Как правило, коррупционные действия осуществляются в банковской, жилищно-коммунальной сферах, при приватизации государственной собственности, в правоохранительных орга­нах, налоговых и таможенных органах, что проявляется в предоставлении эксклюзивных прав, льгот, государственных трансфертов, расходовании бюджетных средств. Самая общая форма коррупции, с которой представите­ли малого и среднего бизнеса сталкиваются непосредственно, – это финансо­вая коррупция.

Всемирный банк выделяет две разновидности коррупции: административную, которая означает «намеренное внесение искажений в процессе исполнения законов и правил». Этот вид измеряется долей средств дохода фирм, которую они тратят на взятки. Например, по данным Всемирного бан­ка, в странах Восточной Европы фирмы ежегодно тратят в среднем 2,2 % до­хода на эти цели, в СНГ – 3,7 %, в Польше – 1,6 %, в России – 2,8 %.

Второй вид коррупции – «захват государства» (приватизация) – означает действия компаний, групп или отдельных личностей, направленные на обеспечение льготами, преимуществами отдельных фирм, отраслей путем оказания влияния на законы, указы, или иные элементы государственной по­литики.

Коррупция – явление историческое, она существует с глубокой древности и следует с сожалением констатировать, что в большей или меньшей степени в настоящее время ею поражены практически все государства мира. А в некоторых странах Востока она даже не считается чем-то противоправным и недостойным, а рассматривается как скрытая форма налога в пользу низко­оплачиваемых чиновников.

В настоящее время коррупция приобрела системный характер: она проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а это означает, что многие ключевые решения принимаются на коррупционной основе. Особенно опасно для общества формирование коррупционных сетей – организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Коррупционная сеть, как правило, включает три элемента:

· коммерческую или финансовую структуру, которая реализует полученные выгоды и льготы и превращает их в деньги;

· группу государственных чиновников, обеспечивающую прикрытие
при принятии решений;

· группу защиты коррупционных сетей, которую осуществляют
должностные лица правоохранительных органов.

Коррупция приводит к очень тяжелым последствиям для страны и для общества. Это проявляется:

· в снижении конкурентоспособности страны на международной арене;

· расширении теневой экономики, что приводит к прямым и косвен­ным потерям доходов государственного бюджета;

· росте цен за счет издержек, связанных «платными услугами чи­новников»;

· разрушении конкуренции, так как взятка обеспечивает предостав­ление неконкурентных преимуществ, что подрывает рыночные от­
ношения;

· моральном разложении не только государственных служащих, но и работников аппарата управления крупных корпораций;

· создании организованной преступности как устойчивом общест­венном явлении, ибо она может существовать лишь в связке с госу­дарственными органами;

· усилении социальной дифференциации общества;

· дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни общества;

· нравственной деградации общества, проявляющейся в создании терпимого климата по отношению к ней;

· создании так называемой «манипулятивной демократии», при которой внешнее сохранение демократических институтов сопровож­дается их полной подчиненностью воле узкого круга государствен­ных чиновников и зачастую оплачивающих их.

Этот, далеко не полный перечень отрицательных последствий доказы­вает, что общество не может и не должно мириться с ее существованием. В настоящее время в Республике Беларусь борьба с коррупцией осуществляется на основе Закона «О борьбе с коррупцией», вступившего в силу 29 января 2007 года. Для определения мер по искоренению кор­рупции необходимо выявить породившие ее причины.

Прежде всего, это свойства экономического характера. К ним относят­ся разрешительная система, чрезмерная бюрократизация экономических от­ношений. То есть коррупция появляется там, где чиновники обладают пра­вом принимать решения и распоряжаться имеющимися в их распоряжении ресурсами. Возможность положительного или отрицательного решения во­проса и создает питательную почву для коррупции.

Мировой опыт свидетельствует, что при резком изменении фундамен­тальных условий жизни уровень коррупции практически всегда возрас­тает. Такая ситуация характерна для государств с переходной экономикой, когда старая система государственного контроля уже не действует, новая еще не сложилась, отсутствует отработанный механизм правовой ответственно­сти. Простор для чиновничьего произвола предоставляет множество законов непрямого действия, слабость судебной системы. В такой ситуации складывается благоприятная обстановка для незаконного обогащения без особого риска.

Способствует возникновению коррупции и неэффективная, громоздкая организационная структура государственного аппаратак; большое число чи­новников и их низкая заработная плата, явно не соответствующая квалификации и ответственности их работы; неопределенность служебных обязанно­стей и прав; отсутствие отработанного механизма отбора и карьерного роста чиновников.

Питательной почвой для коррупции является неэффективная организа­ция системы государственного управления, что приводит к дефициту ус­луг государства. А там, где дефицит – появляются очереди, которые и соз­дают основу для коррумпированных действий чиновников. Кроме того, не­прозрачность механизма принятия решений, особенно финансовых, дает воз­можность государству скрыть от общества неэффективность своей работы, создает преграды для общественного контроля.

Следует отметить не всегда эффективную работу правоохранительных органов. Это можно объяснить тем, что в них работает недостаточное коли­чество специалистов, понимающих природу коррупции. Кроме того, право­охранительная система не в состоянии справиться с этой задачей только соб­ственными силами: она должна быть приоритетной для всех звеньев аппарата управления и самих граж­дан.

Можно выделить и причины внешнего порядка. Коррупция в опреде­ленной мере является инструментом проникновения на рынок международ­ного бизнеса. В некоторых государствах выведены из-под налогообложения расходы на подкуп зарубежных чиновников. Их рас­сматривают как необходимые затраты на приобретение сырья и материалов. Наиболее уязвимыми в этом плане являются страны, находящиеся в стадии трансформации. Ослабление государства при переходе к рынку объективно усиливает как давление на него международной преступности, так и дейст­венность этого давления.

Совершенно очевидно, что для искоренения коррупции, необходимо, прежде всего, устранить причины, ее породившие. Это:

· укрепление и развитие добросовестной конкуренции, борьба не с са­мими монополиями, а лишь со злоупотреблениями с их стороны своим мо­нопольным положением;

· принятие нормативно-правовых документов, стимулирующих дело­вую и инвестиционную активность, включая совершенствование налоговой системы, существенное снижение видов деятельности, основанных на разре­шительном принципе, и переход к регистрационной системе, прежде всего, для малого и среднего бизнеса. Надо отметить, что в нашей республике опре­деленные шаги в этом направлении уже предприняты. Так, до недавнего вре­мени у нас насчитывалось 165 видов деятельности, подлежащих лицензированию, но по Декрету Президента Республики Беларусь № 17 от 14 июля 2003 года, их количество сокращено до 49;

· принятие законов о коррупции, о лоббировании; совершенствование
законодательства в части ответственности должностных лиц за сам факт нарушения закона при распоряжении государственной собственностью, бюд­жетными средствами, незаконное предоставление налоговых, таможенных или иных льгот, если этим нанесен ущерб обществу и государству;

· формирование абсолютно независимой судебной системы, особенно от органов исполнительной власти; создание механизмов исполнения судеб­ных решений, независимого контроля их качества. Важно, чтобы не только прокуратура, но и контрольно-счетные органы, депутаты, сами граждане имели право выступать с исками в защиту интересов общества и государства, в том числе о признании незаконными действий органов власти и их должно­стных лиц.

· правоохранительные органы обязаны в полном объеме использовать возможности борьбы с коррупцией, предоставляемые им действующим Уго­ловным законодательством;

· реструктуризация аппарата государственного управления с отсечени­ем ненужных звеньев. Каждый вопрос должен находиться в компетенции од­ного ведомства, но при этом не должно быть управленческого «вакуума», проблем, решение которых пущено на самотек.

В каждом, сохранившемся после реорганизации ведомстве, должны быть определены цели, функции. Необходима также формализация, упорядо­чение и упрощение документооборота. К примеру, в США эта процедура принесла годовую экономию в 2 млрд. долл.;

· адекватная заработная плата в сочетании с социальной защищенно­стью государственных служащих при жестком пресечении попыток получе­ния любых дополнительных доходов. Например, в ФРГ чиновник, уличен­ный в коррупции, теряет стабильный заработок, а также систему социаль­ных государственных гарантий: все взносы – пенсионные, страховые и дру­гие, которые государство осуществляет в различные фонды. В таких услови­ях взятка еще и экономически невыгодна.

Таким образом, искоренению коррупции будет способствовать оздо­ровление общественной жизни в целом и государственного аппарата, в част­ности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.012 с.)