Тема II. Разъяснение того, что признание только единобожия в господстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема II. Разъяснение того, что признание только единобожия в господстве



не спасает от мучений

 

Как мы уже отмечали, единобожие в господстве – это одна из трех составляющих единобожия, и поэтому вера человека не считается правильной, а его единобожие – истинным, если он признает Аллаха только своим единственным Господом. Эта составляющая единобожия не является той целью, ради которой были отправлены посланники, мир им всем, и она одна не может спасти раба от наказания Аллаха, пока он наряду с этим не уверует в то, что Аллах является единственным Богом.

Вот почему Всевышний Аллах сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Йусуф, 106).

Это значит, что большинство людей признает Аллаха Господом, Творцом, Кормильцем, Правителем – все это относится к единобожию в господстве, – а в поклонении приобщает к Нему в сотоварищи идолов и истуканов, которые не причиняют вреда и не приносят пользы, не одаряют и не лишают.

О таком значении этого аята говорили комментаторы из числа сподвижников и их последователей.

Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Их вера заключается в том, что, когда им говорят: «Кто сотворил небо? Кто сотворил землю? Кто сотворил горы?» – они отвечают: «Аллах», но вместе с тем они приобщают к Нему сотоварищей».

Икрима сказал: «Ты спрашиваешь их, кто создал их самих и создал небеса и землю, и они говорят: «Аллах». Так они верят в Аллаха, но поклоняются другим».

Муджахид сказал: «Их вера заключается в их словах: «Аллах – наш Творец, Который наделяет нас уделом и умерщвляет нас». Но эта вера сопряжена с многобожием, поскольку они поклоняются не Аллаху».

Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслам бин Зейд сказал: «Каждый из тех, кто поклоняется творениям помимо Аллаха, обязательно верит в Аллаха и знает, что Аллах является его Господом, Творцом и Кормильцем. И, несмотря на это, он приобщает к Нему сотоварищей. Разве ж ты не видишь, что сказал Ибрахим: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь & вы со своими отцами? & Все они являются моими врагами, кроме Господа миров» (аш-Шуара, 75-77).

Высказываний ранних мусульман с похожим смыслом много. Более того, во времена Пророка, e, даже язычники признавали Аллаха Господом, Творцом, Кормильцем и Правителем, а их многобожие проявлялось в поклонении. Они приписывали Аллаху равных и сотоварищей, обращаясь к ним с молитвами, прося их о спасении и моля их о своих нуждах.

Священный Коран во многих местах указывает на то, что язычники признавали господство Аллаха, вместе с тем приобщая к Нему сотоварищей в поклонении. Всевышний сказал: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины (аль-Анкабут, 61).

Всевышний также сказал: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Ал­лаху!» Но большинство их не разумеет» (аль-Анкабут, 63).

Он также сказал: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины (аз-Зухруф, 87).

Он также сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» & Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» & Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» & Они скажут: «Аллах». Ска­жи: «Неужели вы не устрашитесь?» & Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» & Они скажут: «Аллах». Ска­жи: «До чего же вы обмануты!» (аль-Му’минун, 84-89).

Язычники не полагали, что истуканы сами низводят дождь, ниспосылают удел в этот мир и управляют его делами. Напротив, они верили в то, что на все это способен только Пречистый Господь, и признавали, что идолы их, к которым они взывали вместо Аллаха, были сотворены и не могут самостоятельно принести пользу или навредить ни самим себе, ни тем, кто им поклоняется. Они знали, что они не способны умерщвлять, оживлять или воскрешать, как и не могут слышать и видеть. Они признавали, что Аллах один способен на это, и что никто не разделяет с Ним этой власти, и что ни они сами, ни идолы их не способны на это. Они верили в то, что Пречистый Аллах – Творец, а все остальные существа – творения, что Он – Господь, тогда как все остальные – подвластные Ему рабы. Но вместе с тем они приобщали к Нему сотоварищей и посредников из числа Его творений, прося их о заступничестве перед Аллахом и пытаясь тем самым приблизиться к Нему. В этой связи Всевышний Аллах сказал: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (аз-Зумар, 3).

Это значит, что они просили их заступиться за них перед Аллахом, чтобы им была оказана помощь, даровано пропитание и чтобы были устроены их прочие мирские дела.

Таким образом, язычники в целом признавали господство Аллаха, однако Он не включил их в число мусульман. Напротив, Аллах объявил их многобожниками и неверующими, пригрозил им вечными мучениями в Аду и позволил Своему Посланнику посягнуть на их жизнь и имущество, потому что они не выполняли обязательного требования единобожия в господстве – не поклонялись одному Аллаху.

Из этого становится ясно, что признание того, что Аллах является единственным Господом, без выполнения обязательного требования этого – поклонения только одному Аллаху, – недостаточно и не спасает от наказания Аллаха. Напротив, оно является неопровержимым доводом против самого человека, поскольку обязывает его искренне служить одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и требует от него обязательно поклоняться только Ему одному.

Тема III. Примеры уклонения от единобожия в господстве

Несмотря на то, что признание единственного Господа заложено в человеческом подсознании, лежит в природе человеческой души и подтверждается многочисленными доказательствами, некоторые люди все равно уклоняются от истины в этом вопросе. Искаженные воззрения в этом вопросе можно вкратце свести к следующим:

1. Полное непризнание господства Аллаха и отрицание Его существования. Такие взгляды разделяют некоторые из атеистов, которые считают, что все создания сотворены природой, временем и т.п. «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничто, кроме времени» (аль-Джасийа, 24).

2. Непризнание некоторых особенностей Пречистого Господа и отрицание некоторых проявлений Его господства. Так поступают, например, люди, отрицающие способность Аллаха умерщвлять или воскрешать после смерти, приносить пользу или причинять вред и т.д.

3. Приписывание некоторых особенностей Господа кому-либо, кроме Пречистого Аллаха. Если человек считает, что кто-либо, помимо Великого и Могучего Аллаха, способен управлять такими процессами во вселенной, как сотворение, уничтожение, воскрешение, умерщвление, оказание милости, защита от зла и прочими явлениями, относящимися к проявлениям господства, то он приобщает сотоварищей к Великому Аллаху.

 

Глава II. Единобожие в божественности

 

Арабское слово «улухийа» является производным от слова «илах», что означает «божество». Божеством называют того, кому поклоняются и повинуются. Божество – одно из прекрасных имен Аллаха, и божественность – одно из великих качеств Аллаха. Его следует обожествлять, и Ему следует поклоняться. Сердца обязаны обожествлять Его, смиряться перед Ним, унижаться перед Ним, покоряться Ему, потому что Он – Великий Господь и Творец этой вселенной. Он управляет всеми процессами в ней, обладает всеми качествами совершенства и далек от любых недостатков, и поэтому унижаться и смиряться следует только перед Ним. Он один создает творение в первый раз и воссоздает его повторно, и никто не является соучастником этого процесса наряду с Ним. А это значит, что Он один заслуживает поклонения, и никто не может быть Его сотоварищем в этом.

Единобожие в божественности – это поклонение одному Аллаху. Для этого раб должен иметь твердую убежденность в том, что только Аллах действительно заслуживает обожествления и поклонения, что ни одно из творений не обладает божественными качествами и их проявлениями и что приличествуют они только Всевышнему Аллаху. Если раб знает об этом и считает это истиной, то он непременно станет поклоняться душой и телом только одному Аллаху. Он будет выполнять такие явные предписания ислама, как намаз, закят, пост, хадж, призыв к одобряемому и удержание от предосудительного, доброе отношение к родителям, поддержание родственных связей, и будет признавать душой такие основы религии, как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом. При этом его единственной целью будет обретение довольства его Господа и стремление к Его награде.

В этой главе будет рассмотрено несколько важных тем, связанных с этой составляющей единобожия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.01 с.)