Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема I. Сотворение, природа, качества и особенности ангеловСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение Арабское слово «малаика» (ед. ч. «малак») произошло от слова «алук», которое означает «послание». Ангелы – одни из творений Аллаха, имеющие нежные тела из света, способные менять форму и принимать прекрасные обличия, обладающие огромной силой и способностью к передвижению. Этих творений так много, что их точное количество известно только Аллаху. Он почтил их и избрал их для поклонения Ему и выполнения Его велений, и они не ослушаются велений Господа и совершают то, что им приказано.
Природа ангелов Ангелы сотворены из света. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, e, сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам создан из того, что вам было описано». [91]
Их качества В Коране и Сунне есть много текстов, повествующих о качествах ангелов. Мы же перечислим лишь некоторые из них. Ангелы обладают силой и мощью, о чем сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные» (ат-Тахрим, 6). Описывая же Джибрила, Всевышний сказал: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм, 5). Аллах также называет его «обладателем силы при Владыке Трона, могущественным» (ат-Такуир, 20). Ангелы обладают огромными телами и размерами. В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадис Аиши о том, что однажды она спросила Пророка, e, о смысле высказывания Всевышнего: «Он видел его (Джибрила) на ясном горизонте» (ат-Такуир, 23). В ответ он сказал: «Это был Джибрил. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял все пространство между небом и землей».[92] Имам Ахмад же передал следующий хадис Абдуллаха бин Мас’уда: «Посланник Аллаха, e, видел Джибрила в его исконном облике, и у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев падают самоцветы, жемчуга и яхонты, о которых известно одному Аллаху».[93] Хафиз Ибн Касир сказал, что цепочка рассказчиков этого хадиса хорошая. Абу Дауд передал хадис Джабира бин Абдуллаха о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, которые носят Трон. Воистину, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет». Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих». Ангелы отличаются друг от друга внешним обликом. Они не находятся на одной ступени, и среди них есть такие, у которых два крыла, и такие, у которых три крыла, и такие, у которых четыре крыла, и такие, у которых шестьсот крыльев. Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает» (Фатыр, 1). Ангелы в высшей степени прекрасны и красивы. Говоря о Джибриле, Всевышний сказал: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился)» (ан-Наджм, 5-6). Ибн ‘Аббас в комментарии к словам «обладающий прекрасным сложением» сказал: «Обладающий прекрасным обликом». Катада же сказал: «Высокий, обладающий прекрасным обликом». Говоря же о женщинах, которые порезали руки, увидев пророка Йусуфа, Всевышний сказал: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: «Упаси Аллах! Да ведь это – не человек. Он – не кто иной, как благородный ангел» (Йусуф, 31). Они сказали это, потому что у людей сложилось твердое представление об изумительной красоте ангелов. Еще одним качеством ангелов является их благородство и благочестие. Всевышний сказал: «…в руках посланцев & благородных и покорных» (Абаса, 15-16); «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы» (аль-Инфитар, 10-11). Еще одним их качеством является стыдливость. Сообщается, что Пророк, e, сказал об Усмане бин Аффане: «Как же мне не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы».[94] Знание тоже относится к качествам ангелов. Обращаясь к ним, Всевышний сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакъара, 30). Великий и Могучий Аллах подтвердил существование у ангелов знаний, но сообщил, что Ему известно и то, чего они не знают. Об ангеле Джибриле же в Коране сказано: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм, 5). Ат-Табари в толковании этого аята сказал: «Этому Корану Мухаммада, e, научил Джибрил». Это означает, что Джибрил обладает знаниями и способен обучать им. В Коране и Сунне упоминаются и другие славные качества ангелов, свидетельствующие об их важной миссии и высоком положении. Их особенности Ангелы обладают особенностями и качествами, которыми Всевышний Аллах наделил только их, которые отличают их от джиннов, людей и других творений. Одной из таких особенностей является то, что они обитают на небе и спускаются на землю только для того, чтобы выполнить распоряжение Аллаха относительно других творений и устроить дела, которые им поручены. Всевышний сказал: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает» (ан-Нахль, 2). Он также сказал: «Ты увидишь ангелов, окружающих Трон и прославляющих хвалой своего Господа» (аз-Зумар, 75). Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы сменяют друг друга и собираются вместе на рассветный и послеполуденный намазы. Затем те, которые провели ночь вместе с вами, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?» Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз».[95] Текстов по этому поводу очень много, и привести всех их здесь трудно. Еще одной особенностью ангелов является то, что среди них нет особей женского пола. Всевышний укорил неверующих за то, что они называли ангелов женщинами: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» (аз-Зухруф, 19). Он также сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами» (ан-Наджм, 27). К особенностям ангелов относится и то, что они никогда не ослушаются Аллаха и не совершают грехов. Напротив, Аллах обрек их на повиновение Ему и выполнение Его велений. Вот как описал их Всевышний: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (ат-Тахрим, 6). Он также сказал: «Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (аль-Анбийа, 27). Еще одной из их особенностей является то, что они не устают поклоняться Аллаху, и это не наскучивает им. Всевышний сказал: «А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (аль-Анбийа, 19-20); «Если же они возгордятся, то ведь находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссылат, 38). Это – лишь некоторые из особенностей, которыми Аллах отметил ангелов и не наделил два других весомых рода – людей и джиннов. Одним словом, ангелы – это совершенно другой род творений. Они отличаются от людей и джиннов по своей природе и сотворению. Что же касается людей и джиннов, то они тоже обладают особенностями, которые отличают их друг от друга. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Тема II. Важность веры в ангелов, ее суть и доказательства
Важность веры в ангелов Вера в ангелов – один из столпов веры в исламской религии, и человек не станет верующим, пока он не уверует в ангелов. Об этом упоминается в писании Аллаха, и об этом сообщил Пророк, e, в своей Сунне. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников» (аль-Бакъара, 285). Таким образом, Аллах сообщил, что вера в ангелов и остальные столпы веры – это часть откровения, ниспосланного Посланнику. Аллах приказал ему и его последователям верить в них, и они покорились этому приказу. В другом аяте говорится: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в писание, в пророков» (аль-Бакъара, 177). Аллах подчеркнул, что вера в эти столпы является свидетельством благочестия. Благочестие же – это понятие, объединяющее в себе все хорошее, и это значит, что перечисленные воззрения лежат в основе всех праведных деяний и являются столпами веры, от которых берут начало все ее ответвления. Наряду с этим Великий и Могучий Аллах сообщил, что всякий, кто не верует в эти столпы, является неверующим в Аллаха: «А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (ан-Ниса, 136). Аллах назвал тех, кто отрицает упомянутые столпы веры, неверующими и глубоко заблудшими людьми. Все это означает, что вера в ангелов является важным столпом веры, и что неверие в них выводит раба из лона Ислама. Об этом же свидетельствует Сунна. Ясным подтверждением этого является известный хадис о Джибриле, переданный имамом Муслимом в «ас-Сахихе» со слов Умара бин аль-Хаттаба: «Как-то мы сидели около посланника Аллаха, e, и тут к нам подошел человек в совершенно белой одежде и с жгучими черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив Пророка, уперся коленями в его колени и, положив ладони на бедра, сказал: «О Мухаммад! Расскажи мне об исламе». Посланник Аллаха, e, сказал: «Ислам – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь закят, постишься в рамадане и совершаешь хадж к Дому, если можешь добраться до него». «Правильно», – сказал мужчина. Мы же удивились тому, что он сначала спросил его, а затем сам же подтвердил его правдивость. Затем он сказал: «Расскажи мне о вере». Пророк сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом». «И это правильно», – сказал мужчина. Затем он сказал: «Расскажи мне об ихсане». Пророк, e, сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя». «Расскажи мне о Часе», – попросил человек. Пророк, e, сказал: «Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи овец будут соперничать в постройке домов», – ответил он. После этого человек удалился, а я еще долго сидел рядом с Пророком. Затем он спросил меня: «Умар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?». Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Поистине, сам Джибрил пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии». [96] В этом важном хадисе упоминаются все основы и ступени религии. Это – уникальный метод обучения исламу дошел до нас в форме диалога между лучшим среди ангелов – Джибрилом и Пророком Мухаммадом, лучшим из людей и посланником из рода человеческого. Поэтому мусульманам следует уделять должное внимание этому важному хадису и опираться на него в процессе обучения и преподавания религии, как поступали ранние мусульмане, да будет доволен ими Аллах. Наряду с другими вещами в хадисе упомянуты ангелы и отмечено, что вера в них является одним из столпов веры. С этой целью он процитирован в этой главе. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Суть веры в ангелов Вера в ангелов содержит несколько постулатов, признание которых необходимо для того, чтобы раб по-настоящему уверовал в ангелов. 1. Необходимо признавать их существование и реальность, что подтверждается упомянутыми ранее текстами о том, что вера в ангелов является одним из столпов веры. Без убежденности в этом вера не может быть правильной. 2. Необходимо верить в то, что ангелов очень много, и что их точное количество не известно никому, кроме Всевышнего Аллаха, о чем также свидетельствуют священные тексты: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (аль-Муддассир, 31). Смысл этого аята в том, что воинство Аллаха, состоящее из ангелов, настолько велико, что знает его только Господь. Об этом говорили некоторые ранние толкователи. А в длинном хадисе о ночном путешествии, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Малика бин Саасы, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Затем передо мной возник Дом наполненный, и я спросил: «Что это такое, Джибрил?». Он ответил: «Это – Дом наполненный. Каждый день в него заходят семьдесят тысяч ангелов, которые никогда уже не вернутся в него после того, как выйдут оттуда». [97] В «ас-Сахихе» Муслима также приводится хадис Абдуллаха бин Мас’уда о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «В тот день приведут Геенну, у которой будет семьдесят тысяч поводьев, за каждое из которых будут тянуть семьдесят тысяч ангелов». [98] Эти два хадиса указывают на многочисленность ангелов, и если каждый день в Дом наполненный («аль-Бейт аль-Мамур»)[99] входят семьдесят тысяч ангелов, которые уже не возвращаются туда после того, как выйдут оттуда, и если Геенну в День воскресения будут волочить столько ангелов, то что можно подумать обо всех остальных ангелах, которым поручено заниматься другими делами. Воистину, их количество не известно никому, кроме Всевышнего и Всеблагого Аллаха. 3. Необходимо признавать их высокое и славное положение перед Господом и ту милость, которую Аллах оказал им. Всевышний сказал: «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (аль-Анбийа, 26-27); «…в руках посланцев благородных и покорных» (Абаса, 15-16). Великий и Могучий Аллах в этих аятах сообщил, что Он оказал ангелам милость и почтение. Он также сказал о них: «…находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссылат, 38). Аллах отметил, что ангелы находятся возле Него, и это великая честь для них. Кроме того, они занимают положение рабов, которым не наскучивает поклонение их Господу. Помимо этого, Всевышний неоднократно клялся ангелами, и это тоже свидетельствует об их славном положении перед Ним: «Клянусь выстроившимися в ряды, гонящими упорно, читающими напоминание!» (ас-Саффат, 1-3); «Клянусь различающими твердо и передающими Напоминание» (аль-Мурсалат, 4-5). В писании Аллаха очень много примеров того, как Аллах выразил почтение ангелам разными способами и в разных контекстах. Они ясны каждому размышляющему человеку, и признание этого является категоричным требованием шариата. А лучше всего об этом известно Аллаху! 4. Необходимо верить в то, что одни ангелы превосходят других, и что не все они занимают одинаковое положение перед Аллахом, поскольку на это указывают священные тексты. Всевышний сказал: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (аль-Хадж, 75); «Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха» (ан-Ниса, 172). Аллах сообщил, что среди ангелов есть избранные посланцы и приближенные, и это указывает на их превосходство над остальными ангелами. Лучшими среди ангелов являются приближенные ангелы и ангелы, несущие Трон, а самыми достойными среди приближенных ангелов являются трое, имена которых упомянуты в мольбе Пророка, e, которой он открывал ночную молитву: «О Аллах, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное…». [100] Самый достойный среди этих трех ангелов – ангел Джибрил, в обязанности которого входит донесение откровения. Его слава и достоинство тоже определяются его обязанностями. Аллах отметил его в Своем писании так, как не отмечал других ангелов, нарек его самыми славными именами и описал его самыми прекрасными качествами. Дух – одно из его имен, о котором упомянул Всевышний: «Верный Дух (Джибрил) сошел с ним (Кораном)» (аш-Шуара, 193); «В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа» (аль-Кадр, 4). Это имя упомянуто и в сочетании с именем Всевышнего Аллаха, что также является честью для ангела. Всевышний сказал: «Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрил), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека» (Марьям, 17). Оно же упомянуто в сочетании со словом «святой»: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа» (ан-Нахль, 102). Согласно наиболее достоверному толкованию, арабское слово «аль-кудус», означающее «святость», относится к эпитетам Аллаха. Описывая качества этого ангела, Всевышний также сказал: «Это – слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» (ат-Такуир, 19-21); «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) на наивысшем горизонте» (ан-Наджм, 5-7). Аллах назвал его благородным посланцем, обладающим силой и прекрасным сложением, занимающим высокое положение перед своим Господом, которому повинуются на небесах и которому доверено откровение. 5. Необходимо любить ангелов и избегать враждебности по отношению к ним, поскольку Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71). Этот аят распространяется и на ангелов, потому что они тоже являются верующими и постоянно повинуются своему Господу, как об этом сообщил нам Аллах: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (ат-Тахрим, 6). Великий и Могучий Господь поведал и о том, что ангелы любят Его посланника и верующих: «Если же вы станете поддерживать друг друга против него (Пророка), то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибрил (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями» (ат-Тахрим, 4). Он также сказал: «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету» (аль-Ахзаб, 43); «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь…» (Фуссылат, 30). Следовательно, ангелы любят верующих, помогают им, поддерживают их и молят для них прощения, и поэтому верующие тоже должны любить их. Всевышний Аллах предостерег от враждебности по отношению к ангелам и сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (аль-Бакъара, 98). Аллах сообщил, что враждебность по отношению к ангелам вызывает гнев Аллаха и Его враждебное отношение к рабу. Причина же этого в том, что они действуют только в соответствии с Его приказами и повелениями, и если кто-либо враждует с ними, то он фактически враждует со своим Господом. 6. Необходимо верить в то, что ангелы являются всего лишь одними из творений Аллаха, что они не способны создавать, управлять вселенной или распоряжаться судьбами. Ангелы – одни из воинов Аллаха, они поступают согласно Его велениям. А управление всем происходящим во вселенной находится в Руках одного Аллаха, и никто не разделяет с Ним этой власти. Кроме того, ангелам нельзя посвящать обряды поклонения, потому что поклонение должно быть всецело посвящено только их Творцу, Творцу всех творений. Никто не разделяет с Ним господства и божественности, и нет подобных Ему в прекрасных именах и качествах. Разъясняя все это, Всевышний сказал: «Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?» (Аль Имран, 80); «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям. Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним. А тому из них, кто скажет: «Я являюсь богом наряду с Ним», – воздаянием будет Геенна. Так Мы воздаем беззаконникам» (аль-Анбийа, 26-29). Пречистый Господь сообщил, что людям не было приказано поклоняться ангелам. Да и как им может быть приказано такое, если это является неверием в Великого Аллаха?! Затем Всевышний изобличил порочность заявлений о том, что ангелы – это дочери Аллаха. Он бесконечно далек от этого, они же – почтенные рабы, которые стали такими благодаря тому, что Аллах оказал им милость. Они выполняют Его приказы и трепещут от страха перед Ним, они не могут даже заступиться за кого-либо, если он не является приверженцем единобожия, которым доволен Аллах. А завершается этот отрывок разъяснением того, что воздаянием за обожествление ангелов является Геенна, и из этого становится ясно, что они – всего лишь зависимые рабы, вся мощь и сила которых зависит от их Господа и Создателя. 7. Необходимо верить в каждого из ангелов, имена которых упомянуты в Коране и Сунне. Речь идет о Джибриле, Микаиле, Исрафиле, Малике, Харуте, Маруте, Ридване, Мункаре, Накире и других ангелах, имена которых встречаются в священных текстах. Сюда же относятся ангелы, которые названы по своим качествам, например, готовый наблюдатель, и ангелы, которые названы по своим обязанностям, например, ангел смерти и ангел гор. Иногда в священных текстах упоминаются обязанности целых групп ангелов. Это касается ангелов, несущих Трон; благородных писцов; тех ангелов, которым поручено оберегать творения; и тех, кому поручено оберегать зародыши и материнские утробы; и тех, кто совершает обход вокруг Дома наполненного; и тех, которые странствуют по свету; и многих других, о которых сообщили Аллах и Его посланник, e. В каждого из этих ангелов необходимо верить в отдельности, в соответствии с тем, что говорится в священных текстах об их именах, качествах, обязанностях и судьбах. Более подробно об этом, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим в следующем исследовании. Здесь же мы в общем коснулись убеждений, которые необходимо иметь в отношении благородных ангелов в свете шариатских текстов. А лучше всего об этом известно Аллаху Всевышнему!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.104 (0.016 с.) |