Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема III. Обязанности ангеловСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже было отмечено, ангелы – одни из воинов Всевышнего Аллаха, которым поручено совершать многие славные деяния и выполнять важные обязанности. Аллах наделил их способностью справляться с этими обязанностями самым лучшим образом, и в зависимости от того, что Аллах возложил на них, они делятся на множество групп. 1. Ангел Джибрил – на него возложена передача откровения от Всевышнего Аллаха Его посланникам. Всевышний сказал: «Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» (аш-Шуара, 193-195). Ранее уже было отмечено, что он является лучшим и самым почитаемым среди ангелов. Аллах упомянул о его силе, верности и способности справиться с возложенной на него миссией. Пророк, e, видел его в том облике, в котором он был сотворен, только дважды. Во всех других случаях он являлся к нему в облике мужчины. В первый раз он увидел ангела в его истинном облике на горизонте в восточной стороне небосвода. Об этом говорится в словах Всевышнего: «Он видел его (Джибрила) на ясном горизонте» (ат-Такуир, 23). Во второй раз он увидел его во время вознесения на небо, о чем Аллах сказал: «Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища» (ан-Наджм, 13-15). В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Аиши о том, что она спросила Пророка, e, о смысле этих аятов. В ответ он сказал: «Это был Джибрил. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял все пространство между небом и землей». [101] 2. Ангел Микаил – его имя также упоминается в Коране. Всевышний сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (аль-Бакъара, 98). Он занимает высокое положение перед своим Господом, и поэтому Аллах упомянул его имя наряду с именем Джибрила. И хотя они оба являются ангелами, Аллах особо отметил их, что свидетельствует об их величии и является примером упоминания частного после общего. Имя этого ангела встречается и в Сунне, и ранее мы уже отмечали, что в молитве во время ночного намаза Пророк, e, говорил: «О Аллах, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила…». [102] И поэтому ученые считают, что эти трое являются лучшими из ангелов. 3. Исрафил – третий из ангелов, которые были превознесены над другими. Ему поручено подуть в Рог, и он же является одним из ангелов, которые носят Трон. Имам Ахмад в «аль-Муснаде» передал слова Абдуллаха бин Амра бин Аль-Аса: «К Пророку, e, пришел бедуин и спросил: «Что такое Рог?». Он ответил: «Это – рог, в который трубят». [103] Этот же хадис передал аль-Хаким и назвал его достоверным, с чем согласился аз-Захаби.[104] Имам Ахмад и ат-Тирмизи передали хадис Абу Саида аль-Худри о том, что Пророк, e, сказал: «Как я могу наслаждаться, если Ангел Рога уже приложил его ко рту, наклонил голову, прислушался и ждет, когда ему отдадут приказ». Мусульмане спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?». Он ответил: «Говорите: «Нам Достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Покровитель! Мы уповаем только на Аллаха». [105] Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, тогда как некоторые другие ученые считали его достоверным. Исрафил протрубит в Рог трижды. После первого дуновения творения придут в ужас, после второго они потеряют сознание или умрут, а после третьего они начнут воскресать. Всевышний сказал: «В тот день подуют в Рог, и придут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить» (ан-Намль, 87). Здесь речь шла о первом дуновении; следующие два упоминаются в словах Всевышнего: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (аз-Зумар, 68). 4. Ангел смерти – ему поручено забирать души творений. Всевышний сказал: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу» (ас-Саджда, 11). Ангелу смерти помогают другие ангелы, которые являются к рабам, принимая разные обличья, в зависимости от их деяний. К праведникам они приходят в самом прекрасном облике, а к грешникам – в ужасном. Всевышний сказал: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений» (аль-Ан’ам, 61). 5. Ангел гор – на него возложено управление горами. О нем упоминается в хадисе о том, как Пророк, e, в начале своей пророческой миссии отправился в Таиф и призвал его жителей уверовать, а они не ответили на его призыв. В нем сообщается, что Пророк, e, сказал: «Вдруг меня осенило облако. Я посмотрел на него и увидел Джибрила. Он позвал меня и сказал: «Аллах слышал, что сказал тебе твой народ и что ответил тебе. И вот, Аллах послал к тебе Ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». Тут меня позвал Ангел гор. Он поприветствовал меня миром и сказал: «О Мухаммад! Поступай, как пожелаешь. Если ты хочешь, я водружу на них две горы». Я сказал: «Нет, я надеюсь, что Аллах выведет из их чресл тех, кто будет поклоняться только Ему, не приобщая к Нему сотоварищей». [106] Горы Ахшаб – это гора Абу Кубейс в Мекке и гора, которая находится напротив нее.а 6. Ангел, наблюдающий за утробами матерей. В хадисе Анаса бин Малика сообщается, что Пророк, e, сказал: «Великий и Могучий Аллах назначил ангела, который говорит: «Господи, капля! Господи, кровяной сгусток! Господи, разжеванный кусочек!». Когда же он собирается завершить его сотворение, то говорит: «Мужчина или женщина? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?». Затем он записывает все это в утробе матери».[107] 7. Ангелы, несущие Трон. Всевышний сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (Гафир, 7); «… и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (аль-Хакка, 17). Богословы отмечали, что вокруг Трона находятся приближенные ангелы, которые вместе с теми ангелами, несущими Трон, являются самыми славными среди них.[108] 8. Стражи Рая. Всевышний сказал: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» (аз-Зумар, 73); «…сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата» (ар-Ра’д, 23). 9. Стражи Ада, которых возглавляют девятнадцать ангелов. Всевышний сказал: «Те, которые попали в Огонь, скажут стражам Геенны: «Помолитесь вашему Господу, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день» (Гафир, 49); «Пусть он зовет свое сборище. & Мы же позовем стражей Ада!» (аль-Алак, 17-18); «Их (ангелов) над ней – девятнадцать. & Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих» (аль-Муддассир, 30-31). Всевышний также сказал: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно» (аз-Зухруф, 77). Упоминание об ангеле Малике содержится и в Сунне. Там сообщается, что он является Хранителем Ада и что Пророк, e, видел его. В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Самуры бин Джундуба о том, что Пророк, e, сказал: «Ночью я увидел двух мужчин, которые явились ко мне и сказали: «Тем, кто разжигал Ад, был Малик – Хранитель Ада. Я – Джибрил, а это – Микаил».[109] 10. Посетители Дома наполненного. Ежедневно в этот храм входят семьдесят тысяч ангелов, которые больше никогда не возвращаются туда. Об этом сообщается в хадисе Малика бин Саасы, который рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Затем передо мной возник Дом наполненный, и я спросил: «Что это такое, Джибрил?» Он ответил: «Это – Дом наполненный. Каждый день в него заходят семьдесят тысяч ангелов, которые никогда уже не вернутся в него после того, как выйдут оттуда». [110] 11. Странствующие ангелы, которые ищут собрания, на которых поминают Аллаха. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, e, сказал: «Есть у Аллаха ангелы, которые бродят по дорогам и ищут тех, кто поминает Аллаха. Найдя таких людей, они зовут друг друга: «Поспешите сюда! Вот то, что вам нужно!» Затем они окружают их своими крыльями, поднимаясь до ближайшего неба». [111] Как отмечали богословы, эти ангелы не относятся к тем, которые оберегают творения. Также известно, что ангелы передают Пророку, e, приветствия от его последователей. Ахмад и ан-Насаи передали с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Абдуллаха бин Мас’уда о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Есть у Великого и Могучего Аллаха ангелы, которые странствуют по земле и передают мне приветствия моих последователей». [112] 12. Благородные писцы. В их обязанности входит записывать и подсчитывать деяния творений. Всевышний сказал: «Воистину, над вами есть хранители – & благородные писцы, & которые знают обо всем, что вы совершаете» (аль-Инфитар, 10-12); «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). & Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (Каф, 17-18). Муджахид в толковании этого аята сказал: «Один ангел находится справа, а другой – слева. Тот, который находится справа, записывает добрые деяния, а тот, который находится слева, записывает злодеяния». 13. Мункар и Накир – ангелы, которым поручено искушать и допрашивать рабов в могилах. О них сообщается в разных достоверных хадисах. Аль-Бухари и Муслим, например, передали хадис Анаса бин Малика о том, что Пророк, e, сказал: «Воистину, когда раба кладут в могилу, и его друзья уходят от него, он слышит стуки их сандалий, и к нему приходят двое ангелов. Они усаживают его и спрашивают: «Что ты говорил об этом человеке – Мухаммаде?» Верующий отвечает: «Свидетельствую, что он – раб Аллаха и Его посланник». Тогда ему говорят: «Посмотри на свое место в Аду! Аллах заменил его местом в Раю», – и он видит их обоих». [113] Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Когда покойника (или же он сказал: «…кого-нибудь из вас…») кладут в могилу, к нему приходят два черных ангела с синими глазами, которых звать Мункар и Накир. Они говорят: «Что ты говорил об этом человеке?..» Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим.[114] Эти ангелы являются самыми известными из тех, имена и обязанности которых упоминаются в священных текстах. Каждый раб обязан уверовать в них и в то, что сказано о них. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!
Польза веры в ангелов Вера в ангелов приносит верующему большую пользу. Вот некоторые из ее плодов: 1. знание о величии Творца и совершенстве Его могущества и власти; 2. благодарность Всевышнему Аллаху за Его милость и заботу, которую Он проявил о Своих рабах, когда поручил ангелам оберегать их, записывать их деяния и совершать другие деяния, приносящие им пользу как в этом мире, так и в Последней жизни; 3. любовь к ангелам за то, что, благодаря наставлению Аллаха, они поклоняются Ему самым совершенным образом, оказывают поддержку верующим и молят для них прощения.
Глава II. Вера в ниспосланные писания Вступление Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы
Лексическое значение Арабское слово «вахьй» означает «быстрое и незаметное оповещение». Это слово используется в значениях «указание», «надпись», «послание», «внушение». Этим словом можно назвать все, благодаря чему один человек дает понять что-либо другому. В этом смысле «вахьй» не является особенностью пророков и не обязательно исходит от Аллаха. Таким образом, по своему лексическому значению слово «вахьй» может означать: 1. Подсознательное внушение человеку. Такого рода внушение было дано матери Мусы, о чем сказал Всевышний: «Мы внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его грудью…» (аль-Касас, 7). 2. Инстинктивное внушение животным, подобное тому, что происходит с пчелами. Всевышний сказал: «Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах…» (ан-Нахль, 68). 3. Короткий намек или знак. Так поступил Закария, когда сделал знак своим сородичам, о чем сказал Всевышний: «Он вышел из молельни к своему народу и дал им понять: «Воздавайте хвалу по утрам и перед закатом!» (Марьям, 11). 4. Наущения сатаны и приукрашивание им зла в глазах его помощников. Всевышний сказал: «Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами» (аль-Ан’ам, 121). 5. Повеления Аллаха ангелам. Всевышний сказал: «Вот твой Господь внушил ангелам: «Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали!» (аль-Анфаль, 12).
Шариатское значение В шариате слово «вахьй» означает «откровение». Это – прямое или опосредованное оповещение Аллахом Его пророков о том, что Ему угодно из шариата или Писания, для того, чтобы они донесли это до остальных творений.
Разновидности откровения Пророки получали откровение от Аллаха разными способами, которые разъяснены в суре «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый» (аш-Шура, 51). Таким образом, Всевышний сообщил, что Его беседы с представителями рода человеческого и откровения имеют три ступени. Первая степень – это простое откровение, которое Аллах внушает в сердце человека так, что тот не испытывает ни малейшего сомнения в том, что оно получено от Аллаха. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «…иначе, как посредством откровения…». В качестве примера этого можно привести хадис Абдуллаха бин Мас’уда о том, что Пророк, e, сказал: «Воистину, Святой Дух вдохнул мне в душу: никто не умирает, пока не получает свой удел полностью; посему бойтесь Аллаха и ищите удел достойным образом». Этот хадис передали Ибн Хиббан в «ас-Сахихе», аль-Хаким в «аль-Мустадраке», Ибн Маджа в «ас-Сунане» и др. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.[115] Некоторые богословы причисляют к этой разновидности сновидения пророков. Сюда относится видение Ибрахима, о котором нам поведал Аллах: «…он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя» (ас-Саффат, 102). Сюда же относятся и видения Пророка, e, которые являлись ему в начале пророческой миссии, о которых сообщается в хадисе Аиши, переданном аль-Бухари и Муслимом: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, e, началось с благих видений во сне, и когда он видел их, они приходили подобно утренней заре».[116] Вторая ступень – это беседа через завесу без посредников. Известно, что таким путем получали откровение лишь некоторые из пророков и посланников. В писании Аллаха неоднократно упоминается о том, что Всевышний Аллах беседовал с Мусой: «А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 164); «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» (аль-А’раф, 143). Аллах также разговаривал с Адамом, о чем сообщается в словах Всевышнего: «Адам принял слова от своего Господа» (аль-Бакъара, 37). А в ночь вознесения на небеса Всевышний Аллах разговаривал с нашим Пророком Мухаммадом, e, о чем достоверно известно из Сунны. На эту ступень в аяте указывают слова Всевышнего: «…или через завесу». Третья ступень – это откровение, переданное посредством ангела. О такой форме откровения свидетельствуют слова Всевышнего: «Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает». Примером этого является то, как ангел Джибрил приносил откровения от Аллаха пророкам и посланникам. Все коранические откровения были ниспосланы именно так. Аллах произнес их, ангел Джибрил услышал их от Него и передал Пророку Мухаммаду, e. Всевышний сказал: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. & Верный Дух (Джибрил) сошел с ним & на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (аш-Шуара, 192-194); «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной» (ан-Нахль, 102). Джибрил передавал откровение нашему Пророку Мухаммаду, e, в трех состояниях. Во-первых, он являлся к нему в том облике, в котором был сотворен. В предыдущей главе мы уже отметили, что это произошло всего дважды.[117] Во-вторых, откровение являлось к нему подобно колокольному звону. Когда же ниспослание его прекращалось, он запоминал то, что ему было сказано. В-третьих, ангел Джибрил представал перед ним в облике человека и разговаривал с ним, передавая ему откровение. В качестве примера этого можно привести вышеупомянутый хадис о том, как Джибрил задал Пророку, e, несколько вопросов о ступенях веры.[118] О последних двух состояниях Пророк, e, сообщил, отвечая на вопрос аль-Хариса бин Хишама: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Он (Джибрил – прим. пер.) покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[119]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.015 с.) |