Особенности педагогического общения. Структура педагогического общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности педагогического общения. Структура педагогического общения.



Сама публичная речь учителя служи передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствуют дидактическая направленность, т. е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т. е. к содержанию и формированию педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, которую воспринимает ребенок и по которому он устанавливает свою речь. При этом следует понимать, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого, особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Особенности:

1) Общение носит эмоциональный характер;

2) Эмоциональный подъем (при достижении успеха своего, учеников)

3) Трудность общения (не всегда устан. Обратная связь)

4) Общение педагога должно быть оснащено нравственным опытом воспитателя, если оно безнравственно, то оно оказвывает негативное воздействие

В структуре педагогического общения Н.Д. Никандров выделяет несколько этапов:

1) Прогностический этап – моделирование педагогом, предусматривающее общение с классом, с иной аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми;

2) Начальный – организуется непосредственно общение с классом, аудиторией в момент начала взаимодействия;

3) Управление общением в развивающимся пед. Процессе;

4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в образовательном процессе, включающем в себя воспитание и обучение, строятся прежде всего на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаютсяна равных как личности и участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, т.е. наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на др.

Н.В. Кузьмина подчеркивает, что остаться в профессионально-педагогической деятельности надолго, на всю жизнь, если к началу самостоятельной работы будут иметь развитие коммуникативные, организаторские навыки и также нужно научится ответственно относится к делу.


Стили педагогического общения учителя.

Дж. Свифт говорил, что стиль – это соответственные слова в соответствующем месте.

По А.А. Бодалеву стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования.

Классификация стилей:

1) Регламентированный стиль – предусматривает строгое разделение и ограничение ролей участников пед. Процесс, а также следование определенным шаблонам и правилам;

 

2) Импровизированный – позволяет спонтанно находить решение вновь возникшей ситуации. Но способности к продуктивной импровизации индивидуальны, поэтому взаимодействие в этом стиле не всегда возможно.

 

Кан-Калик???? под стилем – понимает индивидуально-типологические особенности соц. Психологического взаимодействия педагога с обучающимися.

Выделяют:

- Общение на основе высших профессиональных установок педагога к пед. Деятельности в целом (о таких говорят, что за ними дети буквально по пятам ходят)

 

- Общение на основе дружеского расположения предполаг. Увлеченность общими делами. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища.;

 

-общение-дистанция одного из распространенных типов общения (учитель-ученик);

 

- общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, раскрывающее педагогическ. Несостоятельность;

 

- Общение- заигрывание характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности, такое общение обеспечивает ложный, дешевый авторитет

 

Также выделяют:

· Стиль, отношения учителя к классу:

1. Устойчиво-положительный

2. Неустойчивый

3. Ситуативно-отрицательный

4. Устойчиво-отрицательный

 

· Индивидуальный стиль общения

1. Авторитарный

2. Демократический

3. либеральный


Педагогический такт учителя. Условия овладения педагогическим тактом.

Пед.такт воспитывается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению спец.знаний и в выработке умений общения с детьми. Для овладения пед.тактом, необходимо знание психологии возраста и индивидуальных особенностей соврем.детей. Стиль общения с подростками должен включать оттенки: уважения, признания, доверия в сочетании с твердостью. Воздействие на подростка – обращение к его чувству взрослости: (ты все понимаешь, я надеюсь на тебя). Необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения:

- любить детей и показывать свою любовь

- наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей

- ориентироваться в обстановке

- избрать целесообразный способ воздействия (тебе виднее, но я бы посоветовала тебе…)

- беседовать с детьми

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, сомаобладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие пед.техники, чувство юмора.


Речь учителя в структуре его деятельности. Понятие культуры речи учителя.

Деят-ть учителя сопряжена с проблемами развития речи и прежде всего с речевой культурой. Речевая деят-ть, по словам А.Н.Ксенофонтовой, выполняет важную задачу создания условий для стимулирования и проявления активной позиции уч-ся. Субъективность позиций уч-ся выражается в форме конструктивных предложений, в способности проявить самостоятельность в речевых выражениях.

Вне речевой деят-ти невозможно представить себе не одной сферы чел-ой деят-ти, общение людей, духовной культуры человечества. Речевая деят-ть сопровождает весь образов. процесс и характеризует такие кач-ва речи как: 1) правильность соблюдения норм литературного языка (ударение, грамматика), 2) точность речи предметная и понятийная,

3) логичность, последовательность, проявляющаяся в смысловом сцеплении единиц языка и речи в соответствии с законами логики и мышления, 4) чистота речи, связанная с отсутствием чуждых литературному языку элементов, отвергаемых нормами нравственности, 5) выразительность речи – структурные особенности, помогающие поддерживать внимание и интерес, 6) богатство речи – отсутствие повторения одних и тех же знаков, разнообразие языковой структуры (слов, словосочетаний, фраз), 7) эстетичность речи, связывающая все языковые средства.

Если слово употребляется педагогом с определенной целью как основной инструмент воспитания и формирования личности, то при оптимальном использовании силы его влияния значительно возрастает. Пед.мастерство учителя становится в прямую зависимость от его умения владеть воспитательными свойствами устной речи.

 

Культура речи связана с общей культурой человека, один из важнейших ее компонентов.

Языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, граммат., стилист.) – совокупность целесообразных для общения средств. Следует быть очень внимательным к словам и выбирать самые нужные и подходящие, чтобы достичь точности. Точность и выразительность речи достигаются путем использования многих средств языка среди которых особенно выделяются синонимы. Точность речи зависит от правильного употребления паронимов (адресат- адресант, удачный – удачливый). Одним из важных требований к речи в процессе пед.общения являются простота и краткость. Снижают кач-во речи тавтология («патриот своей Родины»). Речь педагога должна быть живой, выразительной, естественной (несовместимы штампы). Что касается синтаксических особенностей, в речи учителя должны преобладать простые неосложненные предложения, которые легче воспринимаются. Большое значение имеет интонация (логическая инт. выделяет отдельные смысловые выражения, эмоционально-экспрессивная передает чувства, отношения).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.31 (0.01 с.)