Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медитация 1 (около 20-30 минут)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
• Сядьте в удобном положении для медитации. Осознайте свое дыхание и расслабьтесь. • Пропойте 3 раза ОМ. • Глубоко погрузитесь в свой внутренний мир, но продолжайте оставаться как наблюдатель и свидетель всех образов и переживаний. Не позволяйте себе переполниться эмоциями. • Вы смотрите в чистое звездное небо и любуетесь светом полной луны. Серебристый свет луны проникает в ваше внутреннее пространство и наполняет ваше тело нектаром бессмертия. • Прислушайтесь к «звуку тишины» и почувствуйте, как глубокая внутренняя радость растет внутри вас. • Направьте свое сознание к бинду-чакре и наблюдайте, как от нее излучается поток энергии. Когда ваше сознание соединяется с бинду-чакрой, бесподобное чувство радости поднимается из сердца. Вы чувствуете, что больше не одиноки, и внутри себя ощущаете единство. • Вы испытываете тонкое ощущение в своем внутреннем пространстве. Можно почувствовать нектар в виде очень мелкого дождя или изморози, затрагивающих вашу кожу. Каждая капля производит резонанс в вашем внутреннем пространстве, который длится секунды или минуты. • Погружайтесь глубже и глубже, дышите тихо и расслабленно. С каждым вдохом и выдохом вы можете видеть серебристые блестящие капли, падающие из бинду-чакры, и чувствовать их сладкий вкус на языке. • После 15-20 минут опять верните свое сознание во внутренний мир и полностью осознайте всё свое тело. • Глубоко вдохните и выдохните несколько раз. • Закончите медитацию, пропев 3 раза ОМ. Скрытые силы человека 235 После окончания каждой медитации: • Сильно потрите ладони друг о друга, приложите их к лицу и согрейте ими мышцы лица. • Нагнитесь вперед (в медитативном положении или на пятках), пока ваш лоб не коснется пола. Обратите внимание, как кровь приливает к мышцам лица. Останьтесь в этом положении на короткое время. Таким образом стимулируется циркуляция крови после сидения в одном положении без движения, и хорошая порция крови подается к голове. • Медленно сядьте и откройте глаза. Медитация 2 (около 20-30 минут) • Сядьте в расслабленной медитативной позиции. • Осознайте свое дыхание. Вдохните через нос и выдохните через рот 20 раз. • Концентрируйтесь на бинду-чакре внутри вас. • Представьте прекрасную светящуюся полную луну, которая светит в каком-то спокойном месте (например, океан, гора, песчаный пляж, отдаленная равнина). • Прислушайтесь к нежному звуку лунного света. Почувствуйте аромат нектара, струящегося из него. • Чувство счастья, любви и удовлетворения поднимается внутри вас. Вы чувствуете единение и покой внутри. • Осознайте благоухание и радостное чувство, спускающееся к вишуддхи- и анахата-чакрам (около 15-20 минут). • 3 раза пропойте ОМ, а после этого «Мантру мира»: ОМ ШАНТИХ ШАНТИХ ШАНТИХ ОМ, мир, мир, мир. 236 Парамханс Свами Махешварананда Медитация 3 (около 20-30 минут) • Сядьте в удобном медитативном положении. Расслабьтесь, вдохните и выдохните несколько раз. • Пропойте ОМ 3 раза. • Направьте свое сознание к бинду-чакре. (Если трудно почувствовать бинду-чакру, несколько раз надавите место чакры своим пальцем.) • Представьте себе, что вы в комнате и смотрите на луну через окно. Комната — это ваше тело, а окно — это там, где находится бинду-чакра. • Светящийся лунный свет вызывает приятное чувство в вашем теле. Нектар, струящийся от лунного света, успокаивает ваши мысли и эмоции и придает им внутреннюю чистоту, мудрость и гармонию. Амрита течет в виде света, энергии и нектара. Этот нектар гармонизирует и лечит вашу душу. Он освобождает блокады и лечит внутренние раны. • Глубоко расслабьтесь и почувствуйте, как будто лунный свет освещает ваше внутреннее пространство и нектар расслабляет напряжение. Почувствуйте, что вы свободны и здоровы (около 15-20 минут). • Глубоко вдохните и выдохните несколько раз. • Пропойте 5 раз махамритьюнджая-мантру (см. стр. 229-230), а затем такую мантру: Это делаю не я. Это Прабху Дип1 делает через меня. Единственный, кто все делает, — это Махапрабху Дип. ОМ, мир, мир, мир. 1 Имя Махапрабхуджи; Прабху — Бог, дипа — свет. Сахасрара-чакра См. цветной рисунок на вклейке. Качества и символы сахасрара-чакры Местоположение в теле Цвет Таттва Мантра Дополнительные мантры Лотос Божество Символы Качества и аспекты Уровень/План Звезда Принцип Драгоценный камень Металл Минеральное вещество Состояние Железа Нервное сплетение Другие названия На макушке головы. Алмазно-белый — чистое, божественное сознание. Ади-таттва — атма. ОМ. Дополнительные мантры всех чакр — весь алфавит дэванагари. 1000 лепестков — символ бесконечности. Ади-Шива — Высшее Сознание, Высшее «Я». Белый Шива-Лингам— чистое сознание. Мокша — освобождение. Сатьялока — план истины. Солнце. Самадхи — единение знания, знающего и объекта знания. Алмаз. Золото. Фтор. Маха-ананда — Высшее Блаженство. Эпифиз мозга, шишковидная железа. Головной мозг. Коронный (венечный) центр, брахмарандхра, тысячелепестковый лотос, Источник Света. Сахасрара-чакра Сахасрара — тысяча, бесконечность Сахасрара-чакра расположена на макушке головы прямо под «родничком», который хорошо виден у новорожденных. Ее также называют тысячелепестковым лотосом, брахмарандхрой (дверью к Брахме) и Источником Света (потому что она излучает сверхъестественный свет, яркий, как солнце). Никакой другой свет своим блеском не сравнится с яркостью солнца. Точно так же и сверкание всех других чакр меркнет перед несравненным блеском сахасрара-чакры. Сахасрара не соотносится ни с каким определенным цветом или качеством. Ее свет содержит вибрации всех цветов, сливающихся в несравненное сверкание чистого света. В ней в одном потоке соединяется энергия всех нади, как в море встречаются воды тысячи рек. Первоэлемент сахасрара-чакры — ади-таттва, или ишвара-тат-тва1. Это источник творения, чистый свет и единственная реальность — Бог. Эта таттва считается ади-анади.Ади означает «без начала», анади — «без конца». Когда эта таттва соединяется с неким качеством (гуной), она становится связанной и тем самым ограничивается — можно провести сравнение с водой, которая не имеет вкуса сама по себе, но при добавлении в нее какого-либо другого вещества меняется и приобретает вкус этого вещества. В Космосе существуют разнообразные проявления этой одной таттвы с различными качествами и функциями — такими, как огонь, вода, воздух и земля, — но основа всегда одна: чистая сущность. Пробуждение сахасрара-чакры означает открытие Божественного Сияния и обретение Высшего Сознания. Это место обитания Господа Шивы, которого мы уже встречали в трех видах в других чакрах: 1. В муладхара-чакре — как Пашупати, Господа Животных. 2. В муладхара-чакре и агья-чакре — в символическом виде Шива-Лингама. 3. В сахасрара-чакре — как ади-анади, Высшее Божественное Сознание и изначальное основание Вселенной. 1 Ишвара — Бог, таттва — первоэлемент. Скрытые силы человека Ади-Шива — это извечный творец Космоса (сваямбху). Он — олицетворение ананды (блаженства), пуруши (чистого сознания) и мокши (освобождения). Он — проявление совершенного, вечного и божественного, Его сияние подобно сиянию миллиона солнц. Нет такой кармы, которая могла бы коснуться Его, любые загрязнения тают и сгорают вблизи Него. От Него исходят только чистота, ясность, свет, любовь и истина. В каждом индивидууме (дживатме) между «Я» (атмой) и Высшим «Я» (параматмои) существует неразрывная связь, которая проявляется в виде Ади-Шивы в сахасрара-чакре. По существу, атма и параматма — это одно и то же. Атма тоже наделена божественным сознанием, но пока атма не достигнет освобождения-мокши, она тесно связана с индивидуальным «Я» и котами1, вследствие чего имеет ограничения и пределы. А для параматмы не существует ограничений, и поэтому она безлична — это Вселенское, Высшее «Я», «Свет Жизни». Когда сознание дживатмы достигает Ади-Шивы в сахасрара-чакре и сливается с ним, оно озаряется светом и освобождается от всяческих оков и ограничений. Так же как ночь уходит прочь с рассветом, тьма невежества исчезает с открытием сахасрара-чакры. Достичь этого можно с помощью медитации крия-йоги2 и благодаря гуру-крипеъ. Дживатма на протяжении всей своей жизни стремится воссоединиться со своим истоком, Высшим «Я», осознанно или неосознанно. Или, говоря другими словами, наше постоянное стремление к счастью и поиску своего места в жизни — это на глубинном уровне не что иное, как слияние дживатмы с параматмои, которое, используя символику чакр, можно выразить как союз Шивы и Шакти. Шакти располагается в муладхара-чакре, а Шива — в сахасрара-чакре. Между ними существует неодолимое притяжение, а мы ощущаем их отдаленность друг от друга как темную зону неведения и отсутствия ясности. Глубокий ров, разделяющий Шиву и Шакти (или сознание и природу), это «не-знание», и как следствие этого «не-знания» нас всю жизнь преследуют эмоции, полные страдания, такие, как одиночество, тоска, горечь, страх, сомнения и т. п. Мост через этот провал неведения 1 Коша — оболочка, тело. См. главу «Панъчакоша». 2 Крия-йога — практика духовной йоги для пробуждения кундалини, которая всегда передается только устно от Учителя ученику. 3 Гуру-крипа — милость гуру. 242. Парамханс Свами Махешварананда загроможден множеством препятствий, сложенных из камней нашей кармы и ограничивающих нас качеств. Иччха-шакти (воля) — вот та сила, которая в конце концов дает толчок к тому, чтобы раз и навсегда расчистить каменные завалы кармы и обременяющих нас качеств. Зарождение в дживатме Священной Воли неизбежно приводит к единению с Божественным «Я». В зависимости от кармы и структуры личности ученика этот процесс может протекать либо кругами, полными бурных переживаний, либо постепенно и спокойно. Единение Шивы и Шакти происходит тогда, когда поток энергии в двух главных нади — иде и пингале — сливается воедино и поднимается в сушумна-нади. Однако есть одно важное условие. Как говорилось в главе об анахата-чакре, местом обитания атмы является сердце, и Реализация атмы может произойти только при условии одновременного пробуждения анахата- и сахасрара-чакры. При этом прокладывается прямая связь от сахасрара- к анахата-чакре, проходящая по брахма-нади (также известной под названием гьяна-нади). Если анахата-чакра блокирована, а поток бхакти (любви и преданности) пересох, саха-срара-чакра не откроется. Лишь при условии полного пробуждения анахата-чакры пламя света, которое и есть атма, поднимается из сердца и достигает уровня Божественного Сознания через «дверь Брахмана». Тогда в океане Брахма-гьяны раскрывается тысячелепестковый лотос, и в его центре сияет жемчужина Парамашакти1. Подобно лебедю2, дживатма погружается в сияние вечного, божественного существования. Когда дживатма сливается с Высшим «Я», ее существование растворяется — как река, впадая в океан, становится безымянной. Теперь дживатма находится в сфере чистого сознания. Ее форма — совершенное божественное сознание и вечное, божественное блаженство — сат-чит-ананда-сварупа-атма. Святые всех времен достигали этого уровня сознания, которое не поддается описанию словами. Когда мы не способны увидеть или пережить что-либо в медитации, то это происходит потому, что ограниченность нашего «Я» воздвигает 1 Парана — высший, божественный; шакти — сила, энергия. 2 На санскрите ханса буквально означает «лебедь». Ханса — это также освободившаяся душа, которая «взлетает в небо». Парамханса («Высший лебедь») — тот, кто уже достиг этого состояния. Скрытые силы человека 243 барьер на пути нашего видения. Хотя наша атма напрямую связана с Богом и, по сути, является Богом, мы все еще не осознаем этого. Вернемся опять к образу лотоса. Корень лотоса представляет Ади-Шакти — изначальную, божественную силу, которая расположена в муладхара-чакре. Цветок в сахасрара-чакре — это Ади-Шива, Божественное Сознание и Высшее «Я». В раджа-йоге эти два первичных принципа известны как дживатма и параматма. Когда они становятся единым целым, то говорят, что мы обретаем «единство с нашим "Я"», хотя на самом-то деле различия между ними не существует. Разделение — это только видимость, потому что мы не осознаем их истинное единство. И поэтому дживатма должна пройти очень долгий и зачастую очень трудный путь, пока вновь не откроет и не обретет это единство в своем сознании. Развитие сознания происходит постепенно; этот процесс можно сравнить с тем, как семя лотоса, брошенное в почву, сначала пускает нежный росток, потом продолжает расти вверх навстречу свету. Мы путешествуем от корня лотоса (мула-пракрити) сквозь толщу воды (мир, который есть не что иное, как майя) вверх по его стеблю (различные чакры и уровни сознания), пока наконец не достигаем прекрасного цветка — сахасрара-чакры. Каждая индивидуальная душа совершает это путешествие, следуя своим собственным путем, у каждой — своя собственная история и свой собственный опыт, но в конце пути все неминуемо приходят к одной и той же цели, одной и той же истине и одной и той же реальности. Однако этот путь очень долог. Его проходят только те, кто целенаправленно, последовательно и неуклонно всю жизнь занимается духовной практикой. Те же, кто ищет свое счастье во внешнем мире, сбиваются с этого пути. Вечное, истинное счастье находится внутри нас, а не снаружи. Молодой олень иногда гонится за запахом мускуса, не осознавая, что сам же его и источает. Так и мы ищем исполнения наших желаний во внешнем мире и не догадываемся, что все, чего мы желаем, содержится в нас самих. Об этом лаконично сказал святой Франциск Ассизский: То, что они ищут, ищет их. Только обратившись к своему внутреннему «Я», мы обретаем удовлетворение и покой. 244 Парамханс Свами Махешварананда Ищите только Бога; не гоняйтесь за духовными сенсациями, сверхъестественными силами -сиддхи или внеземными приключениями. Вручите свою жизнь в руки Божьи и молитесь так: «Господи, да будет воля Твоя. Да исполнится моя судьба». Самое большое счастье, которое только может быть нам даровано в награду за благие деяния прошлых жизней, — это встреча с духовным Учителем. Учителя передают нам знание приемов, с помощью которых мы можем очистить от сорняков свое «внутреннее поле» и открыть наше сознание Божественному Свету. Они сопровождают нас на всех уровнях нашего развития, куда бы ни забросила нас судьба. Благодаря их защите, что бы ни случилось, ничто не в состоянии причинить вред нашей душе. Самое большое несчастье — умереть, не достигнув Богореализации. Преисполненная боли дживатма приходит к пониманию того, что она упустила свой шанс в этой человеческой жизни и должна опять пройти цикл смерти и рождения. После смерти мы неизбежно переходим на астральный уровень, соответствующий нашей карме. В астральном мире мы полностью осознаем все события, но не способны предпринимать никаких действий. Мы видим всю свою жизнь, которая проходит перед нами, как на экране. Мы осознаем ошибки, сделанные в земной жизни, а также радостно переживаем благодать божественного света и божественной любви как результат нашего духовного развития и благих дел. Но мы уже лишены возможности вмешаться или что-то изменить в дальнейшем. Направление и конечная цель нашего путешествия всецело определяются направленностью нашей кармы. Здесь, в астральном мире, дживатма следует одной из трех возможных нитей судьбы: две из них ведут к новому рождению в мире майи, а третья — к Реализации и союзу с Высшим «Я». В «Бхагавад-Гите» (8:24-25) Господь Кришна поясняет, при каких обстоятельствах душа вступает на один из этих путей.
от, на ком еще осталась карма — хорошая или плохая, — снова получит смертное тело. Кто в. земной жизни сильно обременил себя дурными поступками, не делал добра, не проявлял участия к другим, будет рожден на уровне животного сознания. И это вполне правомерно Скрытые силы человека 245 описать как «ад». В животной форме жизни способность самовыражения и развития души сильно ограничена. Она не обладает свободной волей, интеллектом, речью или способностью мыслить. При таком существовании возможно только очень незначительное и медленное развитие сознания; в течение заранее установленного времени нужно очиститься от всех видов кармы. Тот же, у кого преобладает хорошая карма, имеет право на перерождение в человеческом теле с возможностью освобождения. В зависимости от соотношения плохой и хорошей кармы таких людей ждет либо счастливая жизнь, либо существование, полное мук и страданий. Самым прекрасным плодом многих жизней, которые были исполнены благих и доблестных дел, является счастливая жизнь с многочисленными возможностями для развития, в духовном и мирном окружении. Человек, который наконец-то достигает освобождения благодаря накопленным знаниям, бескорыстным поступкам (нишкама-карме), помощи духовного наставника и Божьей милости, не рождается снова — если только не примет добровольное решение вернуться на Землю в качестве служителя или учителя. Таковы пути, которые избирает душа после смерти на Земле. Обычно душа вместе с астральным и каузальным (причинным) телами1 покидает физическое тело через одну из «девяти дверей» — рот, глаза, уши, ноздри, анус или половой орган. Иногда ясно видно, через какую дверь уходит душа. Если у умирающего выделяется кал или моча, это показатель того, что душа блуждает на нижнем уровне сознания. Эти души особенно нуждаются в наших молитвах, чтобы они могли найти свой путь к более высокому сознанию, когда они наконец снова воплотятся в теле после долгого периода ожидания. Многие умирающие открывают рот или глаза; у других капля крови появляется из носа или ушей. Эти души странствуют на астральном уровне, который соответствует их карме. Атма же достигших освобождения йогов и мастеров уходит через «десятую дверь» — сахасрара-чакру. (Иногда это видно по капле крови или лучу света на макушке головы.) Реализованные души отправляются на высший уровень Космоса, где их встречают с почестями как победоносных героев. 1 См. главу «Паньчакоша». 246 Парамханс Свами Махешварананда Путь развития чакр, процесс изменения сознания и отслеживания собственных мыслей и чувств — это весьма нелегкое дело. Нужно расстаться со многими старыми привычками и многое преодолеть. К сожалению, мы продолжаем совершать необдуманные поступки, произносить опрометчивые слова и порождать ненужные мысли. Но за все ошибки, которые мы совершаем по недомыслию, мы можем просить прощения и молиться: О, Господи, направь нас от невежества к мудрости, из тьмы к свету знания. Да осветит навсегда мое сердце и мое сознание Твой Божественный Свет. И хотя этот путь может быть тяжким и тернистым, когда мы достигаем цели, мы сразу же забываем про все страдания, и все затраченные усилия просто меркнут по сравнению с переживаемым нами теперь блаженством. Поэтому нам следует оставаться сильными и не отказываться от достижения своей цели под давлением любых обстоятельств. Самая важная вещь в мире — это всегда совершать все духовные практики с бхакти — любовью и преданностью. Чакры пробуждаются с помощью бхакти, атма-чинтаны (постоянного думания об атме), мантры и медитации. Саттвика-бхактих — это надежный и прямой путь к Богу, потому что, когда в нас горит пламя чистой любви и преданности, никакие темные, разрушительные силы не смогут приблизиться к нам. Позвольте реке любви течь внутри себя и крепко дерите в руке свечу мудрости. Станьте светом для всех, кого вы встречаете, и помогайте им в пути. Так вы будете идти вперед в своем духовном развитии! Медха-шакти Медха-шакти — это неисчерпаемый поток энергии, который излучает сахасрара-чакра. Это одна из самых влиятельных и важных сил в теле; от нее зависят сила мысли, способность к пониманию и память. Медха-шакти — это «пища» для памяти и всех других функций мозга. Чрезвычайно важно поддерживать и укреплять медха-шакти. 1 Саттвика — чистый, ясный, истинный. Скрытые силы человека 247 Медха-шакти быстро исчерпывается при волнении, стрессе, суете и спешке, половых сношениях, сильных эмоциях, пустых разговорах, плаче, крике, тягостных раздумьях и беспокойстве. Ее ослабляют и разрушают гнев, ненависть, ревность, затянувшиеся конфликты, чувство мести и обиды, которые мы носим в себе и которые тянутся за нами из нашего прошлого. Мы можем укрепить нашу медха-шакти с помощью расслабления тела и ума, успокоения мыслей, доверия к Богу, внутреннего покоя, радости и чувства удовлетворенности. Поэтому все упражнения йоги оказывают положительное воздействие на эту шакти, которая обладает общим уравновешивающим и успокоительным эффектом на тело и ум. Особенно полезны все перевернутые позы, такие, как ишршасана (стойка на голове), сарвангасана (стойка на плечах), випаритакарани-мудра (поза пополнения энергии), йога-мудра (наклон вперед сидя на пятках) и шашанкасана («заяц»). Практики агнисара-крии1, пранаямы, концентрации и медитации также укрепляют медха-шакти. Эта психическая и духовная сила также получает подпитку через молитву, произнесение мантр, чтение священных текстов, пение бхаджанов, сатсанг, пуЬжу и севу1 — короче говоря, через позитивные мысли, речи и дела. Очень ценной техникой успокоения мыслей и укрепления медха-шакти является мауна (молчание). Мауна ведет к совершенному внутреннему покою и помогает нам достичь глубокой степени медитации. Для укрепления медха-шакти рекомендуется употреблять миндальное молоко. Оно также помогает при головной боли и усталости и является превосходным средством для улучшения концентрации и укрепления памяти. Возьмите 10-15 миндальных орехов с кожицей и залейте их на ночь водой в неглазурованной или не сильно обожженной в гончарной печи керамической миске или чашке (вода должна пропитывать стенки сосуда — глина должна сохранять способность дышать). На следующее утро очистите миндаль от кожицы и перемелите его, чтобы он превратился в густую пасту. Согрейте стакан молока, добавьте чайную ложку меда (или 1 Эта техника описана в разделе упражнений в главе о манипура-чакре. 2 Сатсанг — духовное общение; пуджа — религиозные обряды и жертвоприношения; сева — служение Богу и ближним. 248 Парамханс Свами Махешварананда по вкусу) и размешайте в нем смолотый миндаль. Медленно по глотку выпейте миндальное молоко приблизительно за полчаса до завтрака. Некоторые люди не могут пить молоко. В этом случае можно растолочь в ступке свежие листья перечной мяты или измельчить их в блендере. Залейте измельченные листья мяты стаканом горячей воды и хорошо взболтайте, закрыв емкость крышкой и сильно ее встряхивая. Потом вы можете процедить жидкость, но это не обязательно. Добавьте ложку меда и медленно по глотку выпейте этот напиток. После этого медленно, тщательно пережевывая, съешьте миндаль, замоченный на ночь в воде, предварительно очистив его от кожицы. Всего через 10 дней вы увидите, насколько хорош этот напиток для тела и ума. Медха-шакти может стать также чрезмерно активной и вызвать внутреннее беспокойство и тревогу. Это сильная энергия, подобная огню. Когда она становится активной, ее движение нелегко остановить. Поэтому временами медха-шакти нужно остужать и успокаивать. Именно поэтому во время пуджи Шива-Лингам, который также является символом силы и активности, сбрызгивают водой, символически остужая. Упражнения для успокоения медха-шакти Каждое утро очень медленно лейте приятно прохладную воду на сахасрара-чакру и одновременно пойте сурья-намаскара-мантруи. ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ или гаятри-мантру: ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ БХАРГО ДЕВАСЙА ДХЙМАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ (Давайте медитировать на чудесный и священный свет Божественного, который живет в нашем сердце. Да пробудит он все наши способности, станет поводырем нашего разума и быстро озарит нас светом понимания.) 1 См. «Йога в повседневной жизни», уровень 3. Скрытые силы человека 249 Упражнения для сахасрара-чакры • Ширшасана — стойка на голове (1) • Врикшасана — дерево (2) • Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176) • Пение ОМ • Крия-йога Медитативные практики для пробуждения внутреннего звука В медитации мы можем совершить путешествие в наш внутренний Космос. В это время лучше всего не иметь никаких особых представлений или ожиданий, а просто расслабиться и, будучи настороже в состоянии полного осознания, наблюдать за собой. С помощью определенных йогических техник (крий), переданных нам духовным Учителем, мы слышим звуки, которые становятся все более и более тонкими, едва различимыми. Мы способны воспринять биение сердца, циркуляцию крови и даже течение мыслей в голове. Существует десять типов различимых вибраций, которые в конечном счете становятся настолько тонкими, что мы можем воспринять их только как свет. Эти светоносные переживания, однако, все еще не принадлежат к наивысшему уровню. В глубоком погружении в созерцание мы в конце концов ощущаем Всевышнего в «изначальном звуке» — нада-рупа-парабрахму. Практика медитации на сахасрара-чакру • Сядьте в удобной позе для медитации и сосредоточьте свое внимание на макушке головы. Практикуйте свою собственную мантру или мантру ОМ. Парамханс Свами Махешварананда • Вы находитесь в своем собственном внутреннем пространстве — чидакаше. Эта комната вашего внутреннего пространства наполнена прекрасными оттенками разных цветов. На потолке комнаты есть окно, сквозь которое проникает яркий свет. Наблюдайте этот свет. • Представьте стеклянную трубу примерно в полутора метрах перед собой. В этой трубе находится растение с восьмью бутонами вдоль стебля. У растения красные корни, которые расположены на уровне муладхара-чакры. Его бутоны соответствуют другим чакрам, а верхний из них — это место обитания сахасрара-чакры. Наблюдайте, как каждый бутон медленно открывается и как раскрытие каждого цветка пробуждает в вас определенные чувства. Почувствуйте природные силы, которые связаны с каждой чакрой: земля с муладхарой, вода со свадхиштханой, огонь с манипурой, воздух с анахатой и пространство (эфир) с вишуддхи. Осознайте гуру-таттву в агье и амриту в бинду-чакре. Осознавайте символы и качества каждой чакры. • Наблюдайте, как прана-шакти поднимается от корней вверх к тысячелепестковому лотосу. С каждым циклом дыхания лепестки лотоса продолжают открываться. Когда он полностью открылся, вы видите в его центре блестящую жемчужину или бриллиант, которые сверкают на свету. Направьте на это свое внимание. Последовательность упражнений для пробуждения сахасрара-чакры: Выполняйте следующие упражнения одно за другим: • Войдите в йога-мудру: Сядьте в ваджрасану (на пятки). На вдохе поднимите руки над головой. На выдохе наклонитесь вперед, пока верхняя часть тела не ляжет на бедра и голова не опустится на пол («Йога в повседневной жизни», часть 6). • Оставайтесь в этом положении 2-3 минуты. • Затем войдите в бхуми-пада-мастакасану: Из ваджрасаны положите руки и голову на пол перед собой. Подогните пальцы ног и распрямите ноги, так чтобы вес тела распределился на голову, руки и пальцы ног. После того как вы найдете равновесие в этом положении, сцепите руки за спиной («Йога в повседневной жизни», часть 4). • Войдите в стойку на коленях, поднимите руки над головой и посмотрите в направлении поднятых рук. Задержитесь ненадолго в этом положении. • Затем перейдите в удобное сидячее положение. Положите правую руку на сахасрара-чакру, а левую руку — на манипура-чакру. Выполните ашвини-мудру1 несколько раз. • Пропойте ОМ 27 раз — перед каждым звуком ОМ выполняйте ашвини-мудру. При этом представляйте, что ваша энергия как будто поднимается по трубе. Наверху сияет яркий свет. С каждым вдохом труба расширяется, а с каждым выдохом ваше сознание поднимается все выше. • Пропойте ОМ 27 раз, закрыв уши большими пальцами. Затем положите руки на колени или на бедра в чин-мудре2. Наблюдайте
1 Ашвини-мудра состоит из повторяющихся, ритмичных сокращений и расслаблений мышц ануса. 2 В чин-мудре ладони повернуты вверх, большой и указательный пальцы касаются друг друга, а остальные три пальца раскрыты и расслаблены. Парамханс Свами Махешварананда за внутренним звуком. Визуализируйте три нади — иду (левый энергетический канал) в голубом цвете, пингалу (правый энергетический канал) в оранжево-красном цвете и сушумну (вдоль позвоночного столба) — в белом. Цвета иды и пингалы соединяются в сушумне и растворяются в чистом, сияющем белом цвете, который включает в себя все цвета. Далее сосредоточьтесь на сахасрара-чакре, которая сияет ярко, как восходящее солнце, и сверкает, как бриллиант. Почувствуйте, что вы, как солнце, излучаете свет и любовь, и осознайте, что ваш внутренний источник неиссякаем. Завершите комплекс «Мантрой мира». Самадхи: высшее сознание Самадхи — это высшее состояние сознания, которого человек может достичь при жизни. Это конечная цель нашего духовного путешествия на Земле. Самадхи — счастливое возвращение к нашему Божественному истоку. Когда открывается тысячелепестковый лотос сахасрара-чакры1 и дживатма растворяется в нем, достигается цель долгого, полного переживаний путешествия души и «нектаром бессмертия» (амритой) утоляется ее жажда, которую она испытывала на протяжении всей своей жизни. Амара-таттва (или ади-таттва) — это первоэлемент сахасрара-чакры, который, когда мы соединяемся с ним, мгновенно трансформирует наше сознание в сат-чит-ананду — вечное истинное существование и сознание вечного блаженства. Как можно описать сознание самадхи? Больше не существует никакой индивидуальности. Сознание и самоосознание продолжают существовать, но уже не в прежней дуальности «это я, а это ты». Человек продолжает жить дальше, но начиная с этого момента внутреннее «Я» пребывает с Высшим «Я». Это означает конец всех проблем и бед, конец страданий, повторных рождений и смерти. Освободившийся живет на Земле в вечном счастье и радости, и когда тело изнашивается, сознание полностью растворяется в Божественном «Я». Как уже говорилось ранее, есть несколько уровней состояния сознания — глубокий сон, дремлющее сознание, пробуждающееся сознание, высшее сознание и космическое сознание. На нижней ступени шкалы, в глубоком сне, мы переживаем бессознательное состояние оцепенения. Ум освобождается от беспокойства и волнений, мы полностью расслабляемся и наслаждаемся глубоким отдыхом, когда нас ничто не тревожит. Но когда мы просыпаемся, все остается по-прежнему. Мысли и заботы возвращаются, ни наши обстоятельства, ни мы сами ни на йоту не изменились. На второй сверху ступеньке лестницы сознания мы вступаем на высший уровень сознания — самадхи. Со стороны невозможно определить, 1 Сахасрара — букв, «тысяча», в расширительном смысле — «бессчетное количество». Парамханс Свами Махешварананда пребывает ли некто в самадхи. Наблюдающий может счесть, что человек медитирует, уснул или даже что он находится без сознания. Как и во сне, такие физические ощущения, как тепло, холод, голод, жажда и т. п., в самадхи практически сведены к минимуму. Но состояние самадхи не причиняет телу никакого вреда. Атма все время находится в контакте с телом, она свидетельница всего, что происходит. Поэтому в любой момент можно вернуться в состояние «обычного сознания», как это происходит, когда люди мгновенно пробуждаются ото сна, когда к ним прикасаются или что-то им говорят. Внешне может казаться, что это не сильно отличается от сна, но по внутренним ощущениям это совсем не так. После возвращения из состояния самадхи мы в корне преображаемся. Это значит, что даже совершенно необразованный и ограниченный человек, погрузившись в бесконечное, божественное сознание высшего уровня самадхи, вернется оттуда ученым и мудрецом. Но даже в самадхи мы не достигаем полного единения с Космосом. Последнего, Космического уровня сознания можно достичь только после смерти. Космическое сознание — это полное слияние со всей Вселенной, с каждым ее атомом, а это невозможно на физическом уровне. Когда Высшее Сознание начинает расширяться в направлении Космического Сознания, земное существование близится к завершению. Тело «снимают», как старую одежду, то ли в результате болезни, то ли мирного ухода в мир иной1. В «Йога-сутрах» Патанджали описал три техники, выполнение и освоение которых приводят нас к Высшему состоянию сознания. Это дхарана, дхьяна и самадхи. Дхарана — это концентрация, сосредоточение. В концентрации мы направляем наше сознание на один объект (например, биджа-мантру), полностью отделяя его от всех иных вещей. Для этого чрезвычайно важно целиком сфокусировать свое внимание на одной точке2. Дхьяна — это медитация. Это следующий после концентрации шаг, когда «я» начинает растворяться в объекте. Это подготовитель- 1 Для многих людей кажется непостижимым, что Реализованная душа может заболеть. Причина состоит в том, что тело больше не в состоянии выдерживать ту огромную внутреннюю силу, которая в нем пробудилась. Воздействие этой энергии можно сравнить с 1000-вольтным электрическим кабелем, который подсоединили к 40-ваттной лампочке. 2 Концентрация на одной точке также означает пребывание на избранном пути с особой и спокойной решимостью. Скрытые силы человека ная ступень самадхи. Нельзя «научиться» медитации. Когда тело и ум правильно настроены, когда они стали спокойны и чисты, состояние медитации приходит само — так же как к нам сам собой приходит сон, когда мы вечером ложимся в постель. Самадхи — это Высшее Сознание, в котором соединяются знающий, знание и объект знания. Я хочу знать. Я тот, кто знает. Я то, что я знаю. При соединении этих трех точек зрения приходит ясное понимание и переживание «Это есмь Я» — СО ХАМ. Потому что на самом деле мы то, к чему стремимся! Когда, обладая этим знанием, наше «Я» соединяется с Божественным «Я», это можно сравнить с сияющим восходом, с тем, как занимается день после долгой, темной ночи. Это слияние капель с океаном, лучей с солнцем. Всем печалям, всем страхам, всевозможным бедам (духкха) теперь наступает конец. Они существуют только до тех пор, пока существует карма, а все виды кармы сгорают в огне Божественного Знания. Таков процесс освобождения-мокши, которое является целью йоги. Однако это совсем не означает, что путь развития подошел к концу, потому что знание не имеет конца. Более того, именно с этого момента начинается новая фаза нашей духовной эволюции; и в
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.022 с.) |