Я полон блаженства, я полон блаженства, я — Высшее Блаженство.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я полон блаженства, я полон блаженства, я — Высшее Блаженство.



Когда мы стараемся осуществить наше страстное желание счастья в материальном мире, мы на самом деле стараемся поймать отблеск отражения того блаженства (ананды), которое излучает наше существо


214 Парамханс Свами Махешварананда

внутри. Мирское счастье манит своим притягательным мерцанием — и лопается, как мыльный пузырь, когда мы стараемся его поймать. А вот радость атмы «пуста» в том смысле, что лишена свойств, — она абсолютна, ни с чем не сравнима, бесконечна, неизменна и постоянна.

Мантра агья-чакры — ОМ\ изначальная мантра творения. Эта мантра является звуком и агья-, и сахасрара-чакры. ОМ — это звук Божественного, который мы слышим, когда атма расширяется в бес­конечность и соединяется с Высшим. Бога, Высшее «Я», нельзя постичь интеллектом или описать словами, но можно ощутить как вибрацию — света, звука или энергии. Бог существует как вибрация в каждом атоме. Вибрация Высшего — это А-У-М или ОМ. Это символизирует начало, середину и конец; то есть процесс творения в целом. Когда в медитации мы растворяемся в этой биджа-мантре1, мы можем слышать вездесу­щую, божественную вибрацию созидания.

В медитации концентрируйтесь на агья-чакре с мантрой ОМ или с вашей гуру-мантрой и визуализируйте божественный образ или символ. Посредством бхакти и гьяны можно испытать почитание и мудрость. Этот опыт переживания известен как паравидья, «полное» знание, так как оно неизменно, неограниченно и вечно. Посредством интеллекта мы приобретаем лишь апаравидью, «неполное» знание, которое под­вержено изменениям, ограниченно и преходяще.

Пробуждение агья-чакры — это существенный и важный шаг в нашем развитии. Способности, лежащие в этой чакре, помогают нам справляться со всеми проблемами и представляют особую ценность для людей, страдающих от таких нарушений психики, как депрессия, шизофрения и нестабильность эмоционального состояния. Сами по себе эмоции беспристрастны. Они представляют собой вид энергии, которая может служить нам как во благо, так и во зло, так же как огонь может приносить как пользу, так и разрушение. С помощью агья-чакры мы можем научиться управлять этой внутренней энергией и направ­лять ее в положительное русло.Необходимое условие достижения истинного знания — вайрагья (отречение). Чтобы достичь вечного, мы должны дать уйти преходящему. Вайрагья — это то, что совершается внутри — усмирение наших страстей и желаний. Они всегда порож-

1 Биджа-мантра — «мантра-семя», суть мантры.


Скрытые силы человека 215

дают новую карму, а когда они «иссушаются», река кармы осушается сама по себе. Лучше всего развивать вайрагью путем концентрации на агья-чакре. Но мы должны проявлять при этом осторожность, сохра­няя гармонию и равновесие между «сердцем и умом», никогда не пре­небрегая ни одним из них. Никогда не забывайте: цель состоит в том, чтобы привести в гармонию и объединить оба аспекта нашего бытия, а не подавить один из них.

В агья-чакре мы погружаемся в океан знания и океан блаженства (ананды), где страх и печаль исчезают без следа. Но мы все еще не достигли цели. Мы все еще до конца не соединились с «Я». В любой момент майя может снова в нас возобладать и увести наше сознание на низшие уровни. От этого можно защититься, если читать священные писания, искать духовного общения, культивировать в себе добрые мысли, никому не причинять боли и всегда проявлять любовь и пони­мание. Когда ваши действия пропущены через агья-чакру и очищены в ней, они становятся достойными, чистыми и благими, они подкрепляют ваше духовное развитие.

Многие из тех, кто начинает заниматься йогой, поначалу полны энту­зиазма и усердия, но через какое-то время бросают практику. Почему так происходит? Потому что их решение не было достаточно твердым.

В «Золотом Учении» Махапрабхуджи сказано:

Прими решение раз и навсегда, и успех тебе будет обеспечен.

Наши цели в жизни должны быть такими же сильными и крепкими, как дерево, — глубоко укоренившимися и способными противостоять любым ветрам. Это непременное условие нашего успеха в жизни. Ни в чем нельзя преуспеть, если изначально нет твердой решимости это сделать. Причина и следствие, так же как начало и конец, неразрывно связаны друг с другом, однако мы обычно этого не понимаем из-за дуализма нашего восприятия.

Каждый в ответе за свою собственную жизнь. Продумайте, в чем цель вашего существования и чего бы вы хотели достичь в жизни. Примите свое решение с учетом вивеки (различения), живите созна­тельно, руководствуясь любовью, пониманием и преданностью, и тогда вы непременно достигнете своей цели — Богореализации.


216 Парамханс Свами Махешварананда

Упражнения для агья-чакры

Дыхательная практика для прояснения и разрешения проблем

Чтобы быть в состоянии решить проблему, не имеет значения какого рода, необходимо сделать одну очень важную вещь — расслабиться.Расслабиться — значит раскрыться, стать одним целым. Те, кто не способен расслабиться, не могут также и медитировать. Поэтому рас­слабление — это непременное условие для того, чтобы рассмотреть ту проблему, которую вы хотели бы разрешить с ясной головой, интуицией и мудростью сердца.

Простой и быстрый способ расслабиться — это концентрация на дыхании. Для этого направьте свое внимание на процесс дыхания и на то, как дыхание рассеивается, выходя из тела. Вдыхайте ясность и чистый свет всем телом и расслабляйте тело, делая длинный, полный выдох. Затем ненадолго задержите дыхание — настолько, насколько это вам удобно, — пока не появится непроизвольное желание вдохнуть. Отпустите от себя все негативные мысли и проблемы и раскройте свое сознание в бесконечность.

• Вдыхая, представляйте: «Я вдыхаю целый Космос — все суще­ствует внутри меня».

• Выдыхая, думайте: «Я выдыхаю Космос — все мироздание исходит от меня».

• На задержке дыхания: «Я везде. Все существует во мне, и при этом я — все, что существует вне меня. Я — единое целое со всем сущим».

Тратака— концентрация на точке или на пламени свечи

Поместите свечу перед собой — приблизительно на расстоянии вытянутой руки и на высоте плеч. Займите удобную для медитации


Скрытые силы человека



позу и закройте глаза. Через несколько минут после того, как вы внутренне настроитесь и расслабитесь, откройте глаза и посмотрите на пламя свечи. Сосредоточьтесь на самой яркой части кончика пламени. Неотрывно смотрите на пламя в течение приблизительно одной минуты (не больше) — в это время не моргайте, — после этого закройте глаза снова. Если ваши глаза увлажнились, не обращайте на это внимания — это идет процесс очищения. Если же в глазах начи­нается жжение или они начинают болеть, то тогда смотрите на свечу меньше времени.

Если ваш взгляд, когда вы смотрели на свечу, был совершенно непо­движным, то, когда вы снова закроете глаза, в вашем внутреннем про­странстве (чидакаше) возникнет образ пламени. Если этого не произо­шло, расслабьтесь и через несколько минут попробуйте еще раз. Всего неподвижно смотрите на свечу три раза, около минуты каждый раз; после каждого раза закрывайте глаза и наблюдайте свое внутреннее про­странство и отражение пламени в течение приблизительно 4-5 минут. Практикуйте эту медитацию на свечу каждый вечер перед сном.

Тратака — это замечательная практика для очищения глаз, лобных пазух и придаточных пазух носа, успокоения мыслей, повышения спо­собности к концентрации и расслаблению, развития ясности мышления и интуиции, а также пробуждения агья-чакры.

Предупреждение:Поначалу тратаку нужно выполнять под руковод­ством инструктора по йоге. Тратаку не следует практиковать ярко выраженным интровертам, а также тем, у кого есть предрасположен­ность к депрессиям, галлюцинациям или шизофрении.

У интровертов эмоции направляются преимущественно внутрь, а в крайних случаях очень сильно подавляются. Когда же эмоциональная энергия блокируется, это выливается в различные психические и даже физические нарушения. Это может происходить как «замораживание» или «затвердение» эмоций в виде апатии или как саморазрушение, направленное против собственного сознания, в виде депрессии или шизофрении.



Парамханс Свами Махешварананда


Существует также внутренняя тратака, которая выполняется без свечи. Когда перед внутренним взором появляется мерцающее белое пламя, это показывает, что начала течь энергия сушумна-нади. Если появляется голубовато-синий или красно-оранжевый свет, то это говорит о том, что увеличивается ток энергии в ида-нади или пингала-нади.

Другие упражнения, оказывающие особое воздействие на агья-чакру

Нади-шодхана-пранаяма — очищение нервной системы (1)

Бхуми-пад-мастакасана — голова и ноги на земле (2)

Йога-мудра — наклон вперед сидя на пятках (3)

Шашанкасана — заяц (4)

Ширшасана — стойка на голове (5)

Нада-санчалана — «звуковое упражнение», например, пение ОМ

Капала бхати-пранаяма — очищение лобных пазух

Акаши-мудра — смотрение в небо (6)


Скрытые силы человека



Шамбхави-мудра — мудра Господа Шивы

Из-под полузакрытых век смотрите на кончик носа. При этом концентрируйтесь на дыхании. Дышите в обычном режиме.

Кхечари-мудра

Заверните язык назад, пока кончик языка (в идеале) не коснется мягкого нёба. При выполнении кхечари-мудры обе крайние чакры (муладхара и агья) соединяются. Кхечари-мудра помогает контролировать эмоции, усиливает концентрацию и оказывает непосредственное влияние на кундалини.

Бхрамари-пранаяма

Сядьте в удобную для медитации позу, спина прямая. Закройте оба уха большими пальцами и положите указательные пальцы на веки закрытых глаз. Средние пальцы свободно лежат по бокам носа; безымянные пальцы и мизинцы лежат выше и ниже губ и закрывают рот. Глубоко вдохните и ненадолго задержите дыха­ние внутри. Теперь немного сожмите нос по бокам и дайте воз­духу медленно выйти с громким гудящим звуком. Повторяйте это упражнение семь раз, раз за разом. Затем проведите около 10-15 минут в медитативной позе, сохраняя обычное дыхание1. Закройте снова уши и опустите локти на колени или на палку для пранаям. Концентрируйтесь на внутреннем пространстве и при­слушивайтесь к внутреннему звуку.

Атма-чинтана и манана

Атма-чинтана — это размышление над основными жизненными вопросами: «Кто я? Откуда я пришел? Куда я уйду? Чего я хочу? В чем состоит цель моей жизни?»

В агья-чакре мы получаем ответ на эти вопросы:

TAT TBAM АСИ, СО ХАМ

То есть ты (атма). Это (атма) есмь Я.

1 Бхрамари-пранаяма также стимулирует бинду-чакру и сахасрара-чакру.


220 Парамханс Свами Махешварананда

Река заканчивается, когда она впадает в океан. Она растворяется в океане, а не океан в ней. Когда тот, кто достиг Реализации, пребывает в Высшем Сознании, это как капля в океане — одно целое с Брахманом, Высшим. Реализованный человек отождествляется с атмой: «Это есмь Я» — СО ХАМ.

В этом состоит суть философии отрицания дуальности (адвайта), самым известным приверженцем которой был великий мыслитель и святой Шри Шанкарачарья. Он говорил: «Осознай себя во всех суще­ствах». В нашем единстве со всем сущим мы осознаем наше единство с Высшим «Я».

Манана — это размышление, спокойное и непоколебимое. Манана защищает нас от необдуманных, поспешных действий, слов и решений и от неконтролируемых эмоций. Дайте себе время, потому что лишь спелый фрукт хорош на вкус. То, что делается в спешке, часто идет не так, как задумывалось. Выпалывайте сорняки из своего внутреннего сада с помощью вивеки и бхакти, и — когда придет время созрева­ния — передавайте выращенные вами цветы и плоды другим.

Медитация на агья-чакре

• Сядьте в ваджрасану (на пятки). На вдохе поднимите руки над головой. На выдохе наклоните корпус вперед, держа руки вытя­нутыми, пока живот не ляжет на бедра, а лоб и руки не лягут на пол (шашанкасана).

• Приложите большие пальцы к центру лба там, где находится агья-чакра. Пальцы сложите в кулак.

• Закройте глаза и расслабьтесь. Осознайте процесс дыхания. Представьте, что вы вдыхаете и выдыхаете через агью. Возможно, вы видите поток мерцающего света. Дайте энергии течь через агья-чакру — и расслабьтесь.

• Оставайтесь в этом положении, пока вам в нем удобно.

• Поднимите верхнюю часть тела снова. Ненадолго расслабьтесь в ваджрасане и повторите упражнение.


Скрытые силы человека 221

• В конце уберите большие пальцы и оставьте голову лежать на руках. Ненадолго расслабьтесь в таком положении.

• Поднимитесь, сядьте в удобное положение. Десять минут концен­трируйтесь на межбровном центре — там, где находились ваши большие пальцы. Ощущайте и наблюдайте за тем, что происходит в этой точке, независимо от того, какие эмоции, образы или фено­мены вы там наблюдаете.

• Наблюдайте за каждой мыслью; не убирайте ни одну из них. Анализируйте все, что всплывает на поверхность. Спрашивайте себя, почему именно эти мысли пришли к вам в голову или про­мелькнули в уме. Наблюдайте и рассматривайте их, но не оцени­вайте их как хорошие или плохие.

• Расслабьтесь и посмотрите в свое внутреннее пространство за лбом (чидакашу), которое лежит перед вами в насыщенно синем или темно-фиолетовом цвете.

• Теперь представьте себе глаз, который смотрит на вас с добротой и любовью. Мягкий и любящий взгляд этого глаза — свидетель всего происходящего. Это глаз мудрости. Он говорит вам: «Я — твое "Я". Ты во мне и постигаешь истину сквозь меня».

• Теперь поменяйтесь местами и посмотрите сквозь этот глаз на свое внутреннее пространство.

• Вам все совершенно ясно. Вы видите этим глазом фильм всей вашей жизни. Без слов появляются ответы на ваши вопросы, ваши внутренние проблемы разрешаются.

• Позвольте вашему внутреннему глазу наблюдать все. Что бы ни появлялось, это имеет отношение к вашим мыслям и эмоциям. С добротой и пониманием смотрите на вашу собственную реаль­ность. (Может быть и так, что ничего не появляется и вы просто чувствуете расслабление, радость и удовлетворение. Просто раз­решите приходить тому, что приходит.)

• Глаз, который вы видите в своем внутреннем пространстве, — это глаз вашей атмы. В нем вы видите отражение Божественного «Я» — доброты, любви, гармонии, мудрости, ясности, мира, удо­влетворения и абсолютной определенности.


Парамханс Свами Махешварананда

Для вас это выглядит так, будто вы сняли покровы ложных пред­ставлений. Вы видите реальность. Вся Вселенная излучается сквозь этот глаз — совершенно чистая и непорочная. Этот глаз всегда наблюдал за вами — он свидетель вашей жизни от самого ее начала и до этой минуты.

Ваше внутреннее пространство абсолютно чистое и наполнено светом. Шуньякаша (пустота пространства) наполнена сознанием и анандой (блаженством).

Иногда вы смотрите сквозь этот глаз, в другое время видите его перед собой. Он кажется очень знакомым, и вы хотели бы слиться с ним воедино.

Завершите медитацию, снова осознав свое тело и то, где вы нахо­дитесь.

Пропойте ОМ три раза и склонитесь в благодарности перед атмой, Божественным Сознанием, глазом которого вам было позволено смотреть в этой медитации.


Бинду-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы бинду-чакры


Местоположение в теле

Цвет

Таттва (основной принцип)

Мантра

Божество

Символ

Качества и аспекты

Железа

Другие названия


На задней стороне головы за макушкой.

Бесцветная.

Амрита — нектар бессмертия.

АМРИТАМ — «Я бессмертен».

Шива — Сознание.

Полумесяц — луна как распределитель нектара.

Молодость, живость, здоровье.

Исцеление.

Гармония.

Ясность.

Успокоение эмоций.

Улучшение зрения.

Гипоталамус.

Лунный центр, чандра-камала, сома-чакра.


Бинду-чакра1

Бинду — точка

Как и в большинстве мифов, в предании об «источнике вечной моло­дости» есть доля правды. Именно источник молодости, жизненной силы и здоровья находится в бинду-чакре — одном из самых загадочных и удивительных энергетических центров человеческого тела.

Бинду-чакра расположена под макушечным вихрем волос, который имеется у большинства людей. Анатомически это место находится там, где стыкуются затылочная и теменная кости черепа. Направление завихрения волос четко указывает на направление входящего через это место потока космической энергии. У некоторых людей есть два макушечных вихря: это указывает на существование двух энергетиче­ских центров. Такие люди часто обладают исключительной жизненной силой и творческими способностями, но, с другой стороны, могут также быть склонны к гиперактивности и крайней нервозности. Им можно порекомендовать метод уравновешивания энергетического потока, который описан в этой главе.

В большинстве книг по йоге бинду-чакра вообще не упоминается, но в тантрической йоге целительным и омолаживающим свойствам этой чакры придается большое значение.

Пока этот энергетический центр «спит», он представляет собой про­сто точку в голове; когда же он пробуждается, из него начинает течь или «капать» энергия. Бинду-чакра оказывает воистину поразительное позитивное воздействие на наше физическое, психическое и духовное здоровье. Это неоценимая помощница на нашем пути духовного раз­вития. Она также помогает успокоить разбушевавшиеся эмоции, дает ощущение гармонии и общего благополучия.

С помощью этой чакры мы можем контролировать чувство голода и жажды и преодолевать нездоровые привычки питания.

Концентрация на бинду-чакре может быть полезна при депрессии, нервозности, хроническом беспокойстве и «ноющем сердце». Легкое

1 Перевод этой главы выполнила Ольга Рамер.


Скрытые силы человека


227


нажатие ногтем пальца на место бинду-чакры дает спонтанное ощуще­ние счастья, которое быстро распространяется, достигая сердца. Когда ребенок беспокоен и не хочет идти спать, в течение нескольких минут помассируйте его бинду-чакру мягкими круговыми движениями, это хорошо помогает.

Но самая важная функция бинду-чакры — производство амриты, нектара бессмертия1.

В начале «Мантры мира» сказано:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.016 с.)