![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всегда важно помнить и осознавать, что не существует ничего «абсолютно» негативного.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Плохи не мы, а те качества, которые мы приобрели, и именно эти качества нам нужно исправлять и менять. Самый легкий и результативный способ это сделать, способ, который невозможно переоценить, — это практика бхакти и повторение мантры. Бхакти (любовь и преданность Богу) и повторение мантры — незаменимые вспомогательные средства на пути нашего развития. При медитации без бхакти эго часто может взять верх, и тогда может так произойти, что подсознание выйдет из-под нашего контроля. Для тех, кто практикует крия-йогу, бхакти (по отношению к тому образу Бога, которому вы поклоняетесь) и мантра особенно важны как опора и защита во время занятий. Гуру-мантра — это свет, который рассеивает тьму неведения внутри нас. В свадхиштхана-чакре спрятаны два «драгоценных камня», которые мы можем использовать себе во благо: иччха-шакти (сила воли) и крия-шакти (сила действия, решительность, побуждение). Иччха-шакти и крия-шакти можно пробудить и усилить, практикуя йогу. Нам помогут их развить такие сильные энергии, как: • прана-шакти — жизненная сила, витальная сила; • дхарана-шакти — сила концентрации; • четана-шакти — сила сознания. Когда соединяются эти три шакти, мы способны претворить все наши идеи, намерения и желания в реальность. И хотя это сугубо психические Скрытые силы человека силы, они берут свое начало в теле. Свободное течение энергии в нади и активация нервных центров (чакр) играют в этом большую роль, очень полезны также пранаяма и концентрация (например, тратака1). Концентрация укрепляет ум, а пранаяма укрепляет и очищает нервную систему. Здесь под очищением понимается устранение блоков, что обеспечивает беспрепятственный ток энергии по каналам и улучшает их работу. Концентрация действует на наше сознание как магнит, увлекая его только в одном направлении. Благодаря этому можно использовать и направлять прана-шакти по собственному желанию. При этом большое значение приобретает наше физическое и духовное питание. Поэтому мы должны культивировать позитивный образ мысли и питаться только полезными и чистыми продуктами — никакого мяса, рыбы, яиц или алкоголя и, естественно, наркотиков. Управление праной и ее сознательное распределение — это наука сродни высшей математике. Прана — инструмент, с помощью которого мы можем достичь своей цели. Когда нервные центры уже очищены, четана-шакти полностью раскрывается в своем потенциале и освещает наше сознание. Пробудив в себе эту силу, мы должны ее правильно использовать, ставя ее в один ряд с волей и действиями для достижения цели Самореализации.
Все однажды пройдут через муладхару и свадхиштхану, хотят они этого или нет, занимаются они йогой или нет, молятся они и медитируют или совсем не озабочены духовными поисками. Однако знание об этой стадии развития, сильные иччха-шакти и крия-шакти и хорошо развитая агья окажут нам в этом большую помощь. Свадхиштхана-чакра — это наш ежедневный тренировочный полигон и испытание на всю жизнь. Но обладая мудростью, с Божьей помощью и под руководством Учителя мы можем преодолеть все трудности, которые эта чакра нам уготовила. Я молюсь за ваш успех, и пусть все ваши мысли и чувства изменятся к лучшему! 1 Тратака — техника концентрации на точке или пламени свечи. 122 Парамханс Свами Махешварананда Упражнения для свадхиштхана-чакры В «Хатха-йога-прадипике»1 две мудры предназначены специально для свадхиштхана-чакры: • ваджроли-мудра, • амроли-мудра (напряжение нижних брюшных мышц). Асаны, гармонизирующие свадхиштхана-чакру
• Бхуджангасана — кобра (1)
• Шалабхасана — саранча (2) • Дханурасана — лук (3) • Мригасана — олень (4) • Скандхарасана — плечевая поза (5)
1 Книга, в которой описываются классические упражнения хатха-йоги; считается, что эта традиция идет от самого Господа Шивы. Скрытые силы человека
Йога-мудра — наклон вперед сидя на пятках (6) 6 Чакрасана — колесо (7) Сету-асана — мостик (8) Сурья-намаскар — приветствие Солнцу Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176) Свадхиштхана-чакру можно активировать с помощью определенных техник концентрации и медитации. Но когда мы воздействуем на дремлющую чакру, мы тем самым пробуждаем ее качества. Чтобы эта стадия развития находилась под контролем, такие упражнения выполняются после проведения соответствующей психической подготовки и под руководством опытного инструктора йоги.
Манипура-чакра См. цветной рисунок на вклейке. Качества и символы манипура-чакры Местоположение в теле Цвет Таттва Мантра Дополнительные мантры Лотос Животное Божества На позвоночнике, на уровне пупка. Желто-оранжевый — огонь, энергия. Огонь (теджас) — огонь пищеварения, очищение. РАМ. ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ, ПАМ, ПХАМ. Десять лепестков — символ 10 пран. Баран — сила, активность. Вишну — человеческое сознание, эволюция, огонь. Лакшми — благоденствие и счастье (в противоположность обману майи). Перевернутый треугольник — пробуждение, раскрытие. Человеческое сознание. Ясность, уверенность в себе, благополучие, чувство собственного достоинства. Место встречи праны и апаны. Распределение питательных веществ в теле. Сжигание нектара из бинду-чакры. Место обитания слов. Самана — распределение питательных веществ. Сварлока — божественный (небесный) план. Солнце. Буддхи — суждение (Брахма-принцип). Рупа — форма. Рубин. Железо. Сера. Шока — печаль, скорбь. Кшудха — голод. Чакшу — глаза (Сурья-принцип), зрение, визуализация. Острый, пряный. Уткрамана — горение. Пада — ступни (Упендра-принцип, ходьба, движение). Нади — нервы. Ракта — кровь. Поджелудочная. Солнечное. Набхи-камала, пупочный центр, огненный центр. Манипура-чакра Мани — жемчуг, драгоценный камень Пура — место, город После того как мы прошли уровни бессознательного и подсознания — муладхара-чакру и свадхиштхана-чакру, — наше сознание достигает третьего уровня, уровня манипура-чакры. С открытием манипуры практикующий завершает важный этап своего духовного пути. Если сознание раскрылось в манипуре, то вероятность того, что уже в этой жизни удастся достичь цели и обрести Высшее Сознание, существенно возрастает. В манипуре пройдено уже больше половины пути, ведущего к Реализации. Манипура-чакра находится в середине живота, за пупком, поэтому ее также называют пупочным центром. Точнее говоря, сфера ее действия распространяется приблизительно на 7 см выше и ниже пупка. Ее дополнением в теле является солнечное сплетение. Манипура-чакра — это «город драгоценных камней», в котором можно найти жемчужины ясности, мудрости, уверенности в себе и благополучия. Их сияние распространяется вниз на нижние чакры, а также вверх на сердечный центр (анахата-чакру). Чувство любви и счастья, которое мы ощущаем в сердце, на самом деле зарождается в манипуре и оттуда поднимается в анахату. Позитивная энергия, исходящая из манипура-чакры, очищает также свадхиштхану и муладхару и их качества. Страсть превращается в чистую, бескорыстную любовь; благодаря свету мудрости предубеждение и неприятие преобразуется в уважение и понимание; а зависть и ненасытная жадность становятся благожелательностью и здоровой умеренностью. С обретением уверенности в себе и собственных силах гордость и ревность превращаются в скромность и щедрость, неведение — в ясное знание, а лень — в целенаправленное, последовательное усилие. Мы говорили о том, что, если одновременно с муладхарой или свад-хиштханой активируется агья (межбровный центр), это очень помогает
Скрытые силы человека 127 в духовном развитии. Так же обстоит дело и с манипурой. Благотворные качества манипура-чакры могут достичь своего совершенства только в слиянии с агья-чакрой. Если полагаться на вдохновляющую силу только одной из них, можно легко впасть в заблуждение. Решения, принятые под влиянием только манипура-чакры, так называемого «инстинктивного чувства», зачастую бывают интуитивно правильными, но под воздействием сильных эмоций они могут искажаться и становиться «иррациональными». И суждения, основывающиеся только на интеллекте, страдают отсутствием полного и всестороннего видения. Поэтому для ясного осознания цели важны обе чакры; «правильное чувство» манипуры нужно направлять и проверять с помощью вивеки (различения) — качества агьи. Осознанность и уверенность в себе — две другие жемчужины манипура-чакры. Пока мы не нашли в себе эти жемчужины и не вынесли их на свет, мы живем в постоянном страхе — страхе, что нас не будут любить, что нас ждет неудача, что мы можем заболеть, умереть... Многие наши страхи порождены блокировками энергии в манипура-чакре. Манипура тесно связана с психикой. Психологические проблемы часто вызывают проблемы пищеварения. Например, у многих людей как реакция на страх или стрессовую ситуацию возникает боль в животе или расстройство кишечника. Таттвой (первоэлементом) манипура-чакры является теЬжас (огонь), и поэтому эту чакру также называют солнечным или огненным центром. В теле первоэлемент огня проявляется как жар тела. Манипура-чакра отвечает за наш энергетический баланс и снабжает энергией органы пищеварения. Раздувая и регулируя «огонь пищеварения», она вносит важный вклад в поддержание тела в стабильном и здоровом состоянии. Манипура-чакру также называют «космической дверью», потому что она открывает вход многочисленным астральным силам. Это центр Хары1, центр силы, или «львиный центр», который дарует нам уравновешенность, постоянство, силу и активность. Он работает как трансформатор энергии, преобразующий и поставляющий в тело космическую энергию (прану), которая поступает к нам с пищей. 1 Хара — одно из имен Господа Шивы, синоним силы и энергии. 128 Парамханс Свами Махешварананда На физическом уровне функцию этой чакры можно сравнить с печью. Когда мы подкладываем в нее дрова, пламя горит хорошо; но если дрова на исходе, огонь постепенно умирает. «Поленьями» для нашего пищеварительного огня (джатхарагни) служит пища, которую мы едим. Зерновые, орехи, фрукты и овощи — это продукты питания с сильной положительной вибрацией. Так же как плохие дрова не дают хорошего огня, продукты более низкого качества дают меньше энергии и сказываются на здоровье; такие «горячие» реакции, как ярость, гнев и агрессия, также растрачивают энергию манипуры и в итоге ослабляют ее.
В хорошую печь не нужно все время подкладывать дрова, чтобы она хорошо и долго грела; плохо же работающая печь и тепла дает недостаточно, и остывает, как только топливо подходит к концу. Когда энергия нашей пищи не усваивается, не перерабатывается и не распределяется должным образом в манипура-чакре, мы чувствуем усталость, слабость и недомогание, но при активной манипуре организм обеспечивается достаточным количеством энергии, даже если нам не удалось поесть или поспать. Вот почему для хорошего физического самочувствия самым важным энергетическим центром является манипура-чакра. Дисбаланс или наличие блоков в манипуре.парализует и разрушает нашу энергию и становится причиной различных физических и психических проблем. Если мы не способны ясно мыслить, выражать свои мысли и чувства или наш ум затуманен, то это зачастую вызвано нарушениями в манипура-чакре. Причина многих проблем со здоровьем, таких как диабет, болезни кожи, сердечно-сосудистые заболевания, подагра, артрит, ревматизм, различные виды мигреней, аллергии и других, — недостаток энергии в манипуре и плохая работа системы пищеварения. Как для физического, так и для психического здоровья чрезвычайно важно потреблять здоровую, насыщенную энергией пищу, обладающую чистой, положительной вибрацией. Прежде чем приниматься за еду, нужно узнать, откуда она поступила и какими качествами наделена. Важны не только питательные вещества, но и тонкие вибрации пищевых продуктов, которые накладывают свой отпечаток на тело, ум и нашу духовную энергию. Эти вибрации могут существенным образом изменить наше физическое самочувствие, наши мысли, чувства и запас Скрытые силы человека жизненных сил. Главный вопрос, который нужно себе задать: «Связана ли та пища, которую мы едим, с болью, страданием или смертью живых существ?» Каждый день сотни тысяч животных жестоко умерщвляются, чтобы попасть к нашему столу. Мало того, что мясо вредно для нашего физического здоровья, оно еще и убийственно для нашего сознания. Йоги уже тысячи лет предупреждают людей о кармических последствиях убийства животных, а также об опасности потребления мяса для здоровья людей (сегодня, при распространении у животных таких болезней, как коровья губчатая энцефалопатия («коровье бешенство»), ящур, «птичий грипп» и т. п., а также при кормлении животных антибиотиками и гормонами, это становится уже неоспоримым фактом). Вместе с мясом, которое мы потребляем, мы впитываем вибрацию страха смерти, боль и отчаяние животного. Этот страх погружается в наше подсознание и появляется оттуда на свет в наших снах и медитациях. О том, насколько тонким может быть воздействие пищи, рассказывается в следующей истории:
маленькой хижине на краю деревни жил йог, которому крестьяне каждый день приносили еду. В той же деревне жил вор, которому очень хотелось получить благословение от йога, поэтому однажды он тоже принес ему пищу. Но йог отказался принимать что-либо из его рук. Обиженный вор удалился и решил поступить иначе. Он подговорил владельца харчевни приготовить и отнести йогу обед, который он оплатил. Хозяин харчевни выполнил все, что ему было велено, и йог съел принесенную пищу, не подозревая, что за нее уплатил вор. Во время вечерней медитации в голове у йога неожиданно появилась очень странная мысль. У него возникло навязчивое желание завладеть золотой статуэткой Кришны из храма. Это желание было настолько сильным, что он среди ночи прокрался в храм и украл статуэтку. Но его заметил охранник, который сразу же побежал в деревню и поднял тревогу. Йог со всех ног бросился бежать вниз, к реке, зажав под мышкой золотого Кришну. Он прыгнул в воду — и замер. Холодная вода остудила ему голову, и он начал осознавать, что он натворил и в какой неприятной ситуации оказался: ибо крестьяне уже настигали его с гневными криками. Парамханс Свами Махешварананда Не теряя присутствия духа, йог пустился на хитрость. Он сделал вид, что совершает пуджу1. Когда преследователи приблизились, они увидели якобы ритуальное купание образа Кришны и йога, читающего мантры. Это зрелище усмирило их гнев, и позже они уже вместе с йогом вернулись назад, чтобы снова водрузить статуэтку на ее законное место. Йог никак не мог понять, отчего помутился его рассудок. Потом ему в голову пришла мысль расспросить того человека, который последним приносил ему пищу. Он позвал его и стал спрашивать, откуда была та еда. Тогда хозяин харчевни сознался, что на самом деле за тот обед заплатил вор. И тогда йогу стало совершенно ясно, откуда у него взялось желание украсть. Вибрации мыслей вора были в пище и с ней передались ему. Чтобы нейтрализовать негативные вибрации и воздействия, если мы не знаем, откуда попала к нам наша пища, рекомендуется произносить перед едой молитву. Она преобразует тонкие вибрации и гармонизирует работу манипура-чакры. Но молитва, произнесенная перед приемом пищи, не дает нам «кармической индульгенции». Она не может защитить нас от кармических последствий, неизбежных при потреблении мяса, за умерщвление (или попустительство умерщвлению) животных. Господь — создатель всех живых существ, поэтому как Он может радоваться, когда мы уничтожаем Его Творение? Очень красивая молитва, которую можно произносить перед едой, состоит из последовательности таких мантр:
ом аннапурне садапурне шанкара пранаваллабхе гйана-вайрАгйа-сиддхартхе бикшам дехи ча пАрватй мата ча парватй дэвй пита дэво махешварах бандхавах шива бхакташча свадэшо бхуванатрайам ом пурнамидах пурнамидам пурнат пурнамудачйате пурнасйа пурнамадайа пурнамэвавашишйате 1 Пуджа — религиозная церемония. Скрытые силы человека Огонь манипура-чакры — это сакральная сила. Это костер жизни, на который йоги жертвенно возносят не только свою пищу, но и свое сознательное дыхание (пранаяма). Когда мы постигаем, что при поглощении пищи и кислорода мы отдаем, а не берем, тогда эти процессы жизнедеятельности обретают глубокий сакральный смысл. Однако у огня манипура-чакры есть и один большой недостаток. Предназначение и характерное свойство (дхарма) огня — сжигать все без разбора. Его совершенно не заботит, сожжет он до тла газету или денежные банкноты. Поэтому нектар (амрита), который поступает из бинду-чакры и способен замедлять процессы старения и сохранять нам здоровье и молодость, сгорает в манипуре прежде, чем мы можем воспользоваться этим ценным «эликсиром жизни»1. Действие манипура-чакры тесно связано с поджелудочной железой. Смещение поджелудочной железы является серьезной причиной дисбаланса в работе манипуры. Если железа находится на своем месте, то 1 Этот «нектар» — не что иное, как гормон, омолаживающее воздействие которого на тело было известно йогам тысячи лет назад. В йоге существуют особые техники, при помощи которых гормон поступает и усваивается в теле. См. главу о бинду-чакре. Парамханс Свами Махешварананда в центре пупка ощущается слабое биение пульса; но иногда этот пульс смещается влево или вправо или находится немного выше или ниже пупка. Такой сдвиг может повлечь за собой различные расстройства, такие, как головная боль, мигрень, понос, боль в животе, упадок сил, тревожность. Например, если пульс прослушивается выше и левее пупка, то могут возникнуть проблемы с дыханием; если он сдвинут влево от пупка, то это может вызвать проблемы эмоционального плана; сдвиг вправо может стать причиной блокировки энергии; а вправо и ниже — расстройство пищеварения. Однако существуют определенные техники, с помощью которых можно откорректировать положение поджелудочной железы и тем самым восстановить энергетический баланс в манипура-чакре1. Как результат, во многих случаях быстро наступает улучшение самочувствия. Графическим символом манипуры служит десятилепестковый цветок лотоса. Лепестки — это десять видов праны (токов и энергетических вибраций), которыми управляет данная чакра. Под праной могут пониматься две вещи. Во-первых, это вездесущая энергия, наполняющая всю Вселенную, — Космическая Мать, которая питает нашу душу2. Праническая энергия пронизывает все объекты и живые существа и «окрашивается» их качествами. Второе значение праны — это «Бог», или «Я». Сейчас мы говорим о пране в ее первом значении. Мы говорим о жизненной силе, энергии, поглощаемой нами с кислородом, которым мы дышим, и с пищей, которую едим. Есть десять видов праны: пять прана-вайю и пять yna-пран. Они регулируют работу пяти карма-индрий (органов движения) и пяти гьяна-индрий (органов познания-восприятия), которые все вместе отвечают и за другие жизненно важные функции. Пять прана-вайю — это прана, апана, удана, самана и въяна. Прана отвечает за вдох, апана — за выдох, удана —за глотание пищи, самана — за ее переваривание, а вьяна — за кровообращение и нервную систему. 1 См. упражнения для манипура-чакры. 2 Имеется в виду индивидуальная душа. Скрытые силы человека 133 Пять упа-пран — это нага, курма, дэвадатта, крикала и дхананджайя. Нага контролирует функцию рвоты, курма — моргание, дэвадатта — зевоту, крикала — чихание, а дхананджайя питает и укрепляет тело и стабилизирует работу органов. Так как действие десяти пран охватывает все тело, понятно, насколько важна для всего, что выполняет тело, сильная и гармоничная манипура-чакра. Две основные функции тела состоят в получении энергии (прана) и удалении отходов (апана). Энергии праны и апаны встречаются как раз в манипура-чакре. Они отражают два исходных действия — отдавать и получать, отпускать и сжимать, усваивать и выводить. Обе эти силы должны свободно проявляться; нарушения или зажимы ведут к болезни, а в крайних случаях даже к смерти. Прана — это «получающая сила», которая осуществляет и контролирует поступление энергии в наш организм. Она обитает в верхней части тела. С праной к нам поступает кислород, без которого жизнь невозможна, и жизненная сила, содержащаяся в воздухе, которым мы дышим. Апана (апана-вайю) — это «выводящая сила», которая производит дезинтоксикацию посредством выведения, выделения и выдыхания. Ее местом обитания является нижняя часть живота. При нарушении свободного течения апана-вайю в теле скапливаются ядовитые вещества. Недомогания или болезни, которые связаны с нижней частью брюшной полости, кишечником, почками, мочевыводящими путями, ногами и т. д., вызваны разладом в работе апана-вайю. Прана и апана выполняют не только физическую, но и очень важную духовную функцию. С помощью определенных техник высокого уровня йоги (крий) токи энергий праны и апаны соединяются в манипура-чакре и направляются в сушумна-нади (центральную нервную систему). Когда это происходит, энергия кундалини поднимается в сахасрара-чакру и практикующий переживает состояние самадхи, высшего сознания. Однако эта праническая энергия подвержена влиянию излучений нашей психики, наших личных качеств, чувств и мыслей. Пока она продолжает загрязняться и отягощаться кармическими «отходами», она лишена возможности подняться и слиться с божественным. Парамханс Свами Махешварананда Животным символом манипуры считается баран, вспыльчивое и очень энергичное животное. Этот символ указывает на то, что на данной стадии развития мы все еще связаны с природой. Как видно по развитию человеческого эмбриона в матке, в нас генетически заложены проявления растительной, а также животной жизни, и поэтому мы должны постоянно учитывать соответствующие качества и аспекты сознания, которые составляют основу нашей эволюции. Другой символ манипура-чакры — перевернутый треугольник. Этот символ уже встречался нам в муладхаре. Вершина, обращенная вниз, символизирует зарождение, а расходящиеся от нее вверх стороны отображают рост и развитие. Треугольник также символически отображает пламя манипура-чакры, которое, разгораясь, поднимается вверх. Божества, обитающие в манипура-чакре, — Вишну и Лакшми. Лакшми — богиня богатства, изобилия и благоденствия. Это касается не только материального, но, в большей степени, духовного благополучия и здоровья. Здоровье и жизнерадостность — ценное достояние, которое делает нашу жизнь успешной и счастливой. Лакшми — «небесный противовес» майи1. Она одаряет совершенным и непреходящим счастьем. Лакшми олицетворяет восхождение духовной энергии, в то время как майя обращает сознание к материальному миру. Вишну здесь персонифицирует собой движение к человеческому сознанию, духовному росту и творчеству. Господь Вишну покоится посреди безбрежного океана на теле свернутого кольцами тысячегла-вого змея Шешанаги, и змей держит Землю на своих головах. Стоит змею лишь немного пошевелить своими головами, происходит землетрясение. Из пупка Вишну растет лотос, из раскрывающихся лепестков которого появляется Господь Брахма, создатель мира. О чем говорит нам этот мифологический образ? Сначала рассмотрим значение мира, покоящегося на головах змея. Шеша означает «тысяча», но также и «покой», который остался позади. Когда многообразие устранено, остается только единство — Истина (сатъя). Следовательно, Земля, основа нашего существования, покоится только лишь на божественной истине и реальности. Когда основа нашего существования начинает сотрясаться, а это значит, что мы из 1 Майя — мирская иллюзия. Скрытые силы человека 135 единства выпадаем в дуальность, происходит «содрогание» нашего сознания и мы утрачиваем внутренний покой и гармонию с нашим «Я» и мирозданием. В виде кундалини («змеиной силы») мировой змей также представляет муладхара-чакру, на которую опираются наше сознание и личность. В шастрах1 сказано, что первое движение (спхурана)., которое привело к созданию Вселенной, исходило от Господа Вишну. Таким образом, лотос, который растет из пупочного центра Господа Вишну — мани-пура-чакры — символизирует первичный звук ОМ, с которого началось сотворение мира. Поэтому в нем и пребывает Господь Творения, Брахма. Первоэлемент манипура-чакры — огонь, символ активности и созидательной силы. Но фактически в этом архетипе творения мы находим все первоэлементы — землю, воду, воздух (звук) и эфир (пространство). Как вы уже знаете, божество муладхары — Пашупати Шива, который сопутствует эволюции от животного уровня сознания до начала человеческого сознания. В свадхиштхана-чакре мы встречаемся с Брахмой, который пробуждает в людях буддхи (интеллект) и вивеку (разум). А Господь Вишну символизирует человеческое сознание, очищенное от животных качеств, которое начинается в манипуре. В индуистской троице Господь Вишну — Хранитель. Как мать оберегает и кормит свое дитя, так и манипура-чакра охраняет и поддерживает нашу жизнь, распределяя энергию, которую мы получаем, когда едим, пьем и дышим. Цвет манипура-чакры желто-оранжевый, а ее излучение зеленое (это цвет, дополняющий красный). Цвет манипуры — это цвет чистого пламени, которое дает свет и энергию и устраняет все загрязняющие вещества. С одной стороны, «огонь» означает агрессию, страсть, внутренний жар и возбужденность, а с другой, это очищение и утончение. В мани-пура-чакре у нас есть уникальная возможность освободиться раз и навсегда от пагубных качеств и привычек. Когда мы отправляем в 1 Шастры — священные писания, оставшиеся нам от риши (древнеиндийских мудрецов, пророков и святых). Парамханс Свами Махешварананда огонь манипуры наши сомнения и слабости, такие, как гнев и зависть, она тут же сжигает их дотла. Поэтому нам следует направлять энергию подобных эмоций не в голову или в сердце, где она создает блокировки, вызывает напряжение и боль, а в нашу внутреннюю печку. В одном из своих бхаджанов Махапрабхуджи говорит: Зажги огонь манипуры и брось в этот огонь сомненья свои и невежество. А в другом бхаджане Махапрабхуджи воспевает внутренний огонь манипура-чакры: О йоги, зачем разжигать вам в джунглях костер? Мой костер пылает без дров и не дымит. Это внутренний костер, он горит благодаря прана-шакти. Посреди этого костра течет священная Ганга, В которой йоги обновляют свои силы. Здесь под костром подразумевается пингала-нади, а под Гангой — ида-нади\ каналы, где проходят нервные окончания, которые тянутся вдоль правой и левой сторон тела. Пингала-нади активизируется при прохождении воздуха в правой ноздре. Эта энергия согревает подобно солнечному свету. Ида-нади активизируется при дыхании левой ноздрей. Она излучается как мягкий и прохладный лунный свет. В том же бхаджане далее говорится: Голоса этих йогов звенят красотой и чистотой В гармонии с ритмом вечности. Этот ритм — нада, звук пульса Вселенной, который мы можем почувствовать в пупке и ощутить как звук тонкого мира в медитации. Другой основной ритм, который отзывается в нас, — СО ХАМ, «Это есмь Я». Это глас души, который мы можем различить в глубокой медитации. Нада (звук, вибрация) — это краеугольный камень Вселенной. Когда нада уплотняется, образуются тонкие первоэлементы и элементы, про- 1 См. главу «Нади». Скрытые силы человека явленные в грубой форме. Резонанс этой вибрации пульсирует в нас как жизненная сила (прана). Биджа-мантра манипура-чакры — РАМ. Этот звук произошел от вибрации при пересечении нади в этом центре. Когда мы произносим нараспев в течение некоторого времени РАМ, делая особое ударение на вибрации «Р», мы начинаем ощущать приятное чувство тепла и поток энергии. Манипура-чакра — место, где обитают слова. Это можно продемонстрировать с помощью следующего эксперимента: положите себе на пуп большой палец и произнесите громко какое-нибудь слово. Вы заметите, что сначала ощутите вибрацию звука в пупке, прежде чем он зазвучит из ваших уст. Звук начинается в пупке, поднимается к гортани и проявляет себя в виде звука на губах. Поэтому упражнения для укрепления и гармонизации манипура-чакры помогают при заикании и любых других физических недостатках, связанных с речью. Махапрабхуджи говорил: Пока руки работают, держи имя Бога на устах. И еще: Пусть слова твои текут из уст, как сияющие жемчужины. Наилучшее слово из всех — это имя Бога, мантра. Поэтому всегда практикуйте произнесение своей мантры. Если у вас еще нет личной мантры, то мысленно повторяйте ОМ ШАНТИ. ОМ — это первый проявленный звук, а ШАНТИ означает «мир», «покой». Вы почувствуете, как эта вибрация наполняет вашу внутреннюю жизнь гармонией, силой и покоем, и благодаря этому ваше отношение к внешнему миру и людям, вас окружающим, изменится к лучшему. У буддистов есть знаменитая мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ1. Она означает «Поклоняюсь лотосным стопам Учителя», или «Мое почтение Владыке города, украшенного драгоценными камнями». Эта мантра также говорит: «Я есмь драгоценность в лотосе — мое "Я" несет в себе все эти драгоценности в виде божественных качеств». Лотос как символ 1 Ом — первозданный звук, имя Бога. Мани — драгоценный камень, или жемчужина. Падме — лотос, или, символически, «лотосные стопы Учителя». Хум — «я склоняюсь в поклоне» или «я есмь». 138 Парамханс Свами Махешварананда красоты, чистоты, мудрости, блаженства и духовного пробуждения полностью совпадает с качествами манипура-чакры. Вот почему вибрация мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ особенно действует на эту чакру и несет нам освобождение от внутренних проблем и комплексов. Те, кто ежедневно молится, медитирует и повторяет свои мантры, благословенны. Благодаря прилагаемым усилиям, знанию, вере в Бога и благословению Учителя (гуру-крипа) все обращается к лучшему. Сделайте Бога своим постоянным спутником в путешествии по жизни и позвольте имени Бога постоянно звучать внутри вас. Те, кто ощущают внутри присутствие Бога, живут в вечной радости и им неведомо чувство грусти или одиночества. Начиная медитацию, всегда сначала сосредоточьтесь на манипура-чакре. Если этот энергетический центр будет расслаблен, то автоматически расслабятся муладхара и свадхиштхана. Тогда энергия сможет подниматься беспрепятственно, устремляясь вовне и вверх к сердцу. Благодаря этому вы сможете получить опыт счастливой и глубокой медитации. Когда энергия гармонично течет в манипура-чакре, у нас возникает чувство полного благополучия; а когда мы чувствуем себя хорошо, у нас все идет гладко. Это чувство благополучия пронизывает все наше тело, ум и душу и становится залогом хорошего здоровья и непрерывного духовного развития. Упражнения для манипура-чакры Асаны, особенно сильно действующие на манипура-чакру
• • Триконасана — треугольник (2)
• Ширангушшхасана — боковые наклоны к пальцам ног (3)
• Випаршпакарани-мудра — пополнение энергии (4)
• Ардхаматсъендрасана — скручивание позвоночника (5)
• Сантуланасана — балансирующая поза(6) • Кашьяпасана • Кхату-пранам (см. стр. 176) 140 Парамханс Свами Махешварананда Упражнения для усиления и очищения апана-вайю • Джала-нети — очищение носовых проходов • Паули — вращение брюшными мышцами • Агнисара-крия • Шанка пракшалана — очищение кишечника • Бхастрика-пранаяма — дыхание «кузнечные мехи» • Ашвини-мудра • Мула-бандха
Упражнения для пищеварения и активации манипура-чакры • Мягкий массаж живота, выполняемый по часовой стрелке. • Вирасана — поза героя (1) и ваджрасана — поза сидя на пятках (2) Оказывают эффективное воздействие на пищеварение через ваджра-нади, два нервных канала, которые проходят от больших пальцев ног по передней поверхности тела. Для улучшения пищеварения рекомендуется сидеть в ваджрасане от пяти до десяти минут после еды. • Другие очень эффективные практики: приседание, «гребля», Скрытые силы человека Лучшая практика для активации всех пран — крия-йога1 Агнисара-крия и наули-крия Часто наш внутренний огонь слаб и тратится попусту. Западный образ жизни и питания можно сравнить с топливом низкого качества, которое своим дымом скорее душит процесс горения, чем питает его. Агнисара-крия зажигает огонь манипура-чакры и дарует жизненную силу и энергию. Практиковать агнисара-крию нужно всегда только на пустой желудок, поэтому лучше всего ее делать до завтрака. Выполнение агнисара-крии:
• Станьте прямо, немного разведя ноги в стороны, и сделайте глубокий вдох носом, направляя вдыхаемый воздух в область живота. Затем немного согните ноги в коленях и уприте руки в колени; одновременно сделайте полный выдох ртом. • Затем втяните живот внутрь и вверх как можно сильнее и на задержке дыхания быстро и сильно втягивайте и выталкивайте стенку живота 10-20 раз. • На вдохе опять станьте прямо и сделайте 2-3 цикла глубокого, расслабляющего дыхания. Затем повторите упражнение еще 2 раза. • Так же как кузнечные мехи раздувают пламя, это упражнение стимулирует работу манипуры. При ежедневной практике все избыточные слои подкожного жира в области живота исчезнут вместе с проблемами пищеварения и кровоснабжения. При регулярном выполнении уйдут и такие сопутствующие пробле
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.107.15 (0.017 с.) |