Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парабрахман, Высшее «Я» — это тоже гуру.

Поиск

Я склоняюсь перед гуру в поклоне с величайшим благогове­нием.

1 Брахма, Вишну и Шива (Махеш, Махешвара) олицетворяют три аспекта Бога как Творца, Хранителя и Освободителя. Это также символы раджаса, саттвы и тамаса — трех гун, элементарных вселенских качеств: активности, гармонии и инертности.


Скрытые силы человека



Три изначальные силы, существующие во Вселенной, представлены тремя главными божествами. Это Брахма, Вишну и Шива. Брахма — созидатель, Вишну — спаситель и защитник, Шива — разрушитель (наших внутренних негативных наклонностей) и освободитель (из цикла смертей и перерождений).

Парабрахман представляет Бога в аспекте неделимого Единства. Таким образом, гуру-принцип, будучи высшим космическим принципом, стоит выше этих проявлений божественного; это Сам Бог.

Так же как эти силы вершат свое творение в целом мироздании, они действуют и в нас.

Брахма-принцип выражается в творческой деятельности и про­дуктивном мышлении; Вишну-принцип — это бережное отношение и забота о сохранении жизни и природного окружения; Шива-принцип выражается в нашем стремлении избавиться от негативных качеств, освободиться от проблем и устроить себе счастливую и приятную жизнь. Сила воли — это также аспект нашего Шива-принципа.

Зерно парабрахмана существует внутри каждого из нас. Эта искра Божественного Света является «мотором» наших духовных устремле­ний и нашего психического развития. Гуру-принцип также действует в нас, направляя нашу душу к свету знаний и истины.

Внешние и внутренние факторы могут как способствовать, так и препятствовать обретению нами духовности. К благоприятным обсто­ятельствам относятся четыре возможности Реализации, которые счи­таются великой благодатью:

• родиться в облике человека;

• воспитываться любящими и духовными родителями;

• иметь стремление к знаниям и истине;

• встретить Реализованного Учителя.

Когда эти четыре благоприятных фактора сочетаются в одной жизни, вероятность достижения духовной цели очень велика. Но если не использовать такую блестящую возможность, то другой может уже не представиться в течение очень длительного времени.

В бхаджане «Бхай тума джаго ре» мой Учитель Парамханс Свами Мадхавананда писал:


84 Парамханс Свами Махешварананда

Совсем не просто получить в дар драгоценный алмаз человеческой жизни. Снова и снова нужно плутать среди жизненных форм, коих 8,4 миллионов...

А Шри Махапрабхуджи в одном из бхаджанов писал:

Однажды крошечный муравей может стать Индрой (царем небес); но тот же самый Индра может родиться на Земле муравьем, если плоды его дел благих истощились.

Все, даже боги на небесах, подвластны времени и подлежат пере­рождениям. И хотя благодаря их хорошей карме в небесных сферах им позволено пребывать многие и многие миллионы лет, это время однажды подойдет к концу. Но для тех же, чье освобожденное созна­ние стало частью Космоса, не существует пределов и времени. Они не умирают и никогда не рождаются вновь.

В жизни мы встречаем шесть типов гуру.

Наши первые гуру — это родители. Влияние родителей и их при­мер, особенно матери, чрезвычайно важны для процесса развития ребенка. Мысли и чувства матери оказывают сильное влияние на ребенка даже в процессе его внутриутробного созревания. Для бла­гополучного становления ребенка очень важно, чтобы его зачатие и воспитание происходило в обстановке любви и гармонии между родителями.

Вторыми учителями становятся школьные приятели и друзья. Характер и привычки закладываются в том обществе, где мы проводим большую часть времени. Поэтому следует избегать плохой компании (кусанг), где не признают моральных ценностей, потому что это бес­смысленное и пагубное времяпрепровождение, которое тянет наше сознание вниз. В хорошей же компании (сатсанг), в окружении любя­щих, мудрых и духовных друзей мы поднимаемся в своем развитии. Помните, что дети очень легко впитывают и повторяют как плохие, так и хорошие модели поведения. Поэтому мы должны быть хорошим примером для наших детей и вместо того, чтобы просто задаривать игрушками, обеспечивать их душевным теплом, любовью, вдохнове­нием и знаниями.


Скрытые силы человека



Школьные учителя и институтские преподаватели — наши третьи гуру. Они обучают и наставляют нас в апаравидъе1 и помогают при­обрести знания и навыки, необходимые для овладения профессией и жизни в социуме. Если мы усваиваем и правильно используем эти знания, а затем передаем их следующим поколениям, то мы как ученики и студенты «погашаем свой долг» перед нашими учителями.

Четвертый гуру — это духовный наставник или священник, который вводит нас в мир религиозного учения и обрядов, принятых в нашей культуре. Он дает нам наставления о нашем человеческом предназначении (дхарме), об обязательствах перед семьей, обществом, другими людьми, животными и природой. Дхарма человека состоит в помощи другим, а также в стремлении к знанию и Богореализации. К сожалению, в наши дни лишь немногие выполняют этот свой долг.

Пятым гуру является Сатгуру, личный духовный Учитель, кото­рый указывает нам нашу духовную дхарму и передает нам паравидью, духовные знания. Он учит нас истинной вере и слиянию с Богом (сат-санатан-дхарме), которая выше всех конфессиональных различий. Духовный Учитель указывает нам путь к нашему истинному «Я» (атме). Он открывает ученику дверь к освобождению и Богореализации.

В каждой религии и во всех народностях и культурах мира встречается принцип «учитель — ученик». Все великие учителя человечества, которых мы чтим как божественные воплощения, также имели гуру, учителя. Риши Сандипа был учителем Господа Кришны, риши Васиштха был учителем Господа Рамы, а Рама — Ханумана. Иоанн Креститель окрестил Христа, которого, в свою очередь, называли «Учителем» его апостолы.

Шестой и последний гуру — это внутренний Учитель, который есть в любом и каждом из нас. Когда ученик достигает мастерства, он ста­новится своим собственным «гуру» и может передавать свет знания и мудрости другим.

Почерпнутые из книг, интеллектуальные знания не могут помочь на духовном пути. Слова и книги могут нас вдохновить, но не могут в реальности стать нашими духовными наставниками. Лишь тот, кто прошел путь до нас и знает дорогу, может направить нас. Если мы собра-

1 Апара — несовершенный; видья — знание. Апаравидъя — это знания о материальной стороне мира, они несовершенны в противоположность паравидье, знаниям духовным.



Парамханс Свами Махешварананда


лись покорить горный пик, то мы выберем себе в проводники того, кто уже сам исходил эту гору, а не знаком с ней только по карте. Как может человек, почерпнувший свои знания только из карт, рассказать нам о том, как выглядит крутой горный подъем, какие трудности нужно будет преодолеть и каким именно путем лучше всего идти к нашей цели?

Единственный, кому мы всецело можем доверять, — это Брахмаништха Шротрия Сатгуру, который сам уже прошел весь путь и достиг цели. Только Сатгуру знает, куда идти и как помочь в любой ситуации. Господь во всем; и тем не менее мы должны искать наш путь к Господу в своем сознании, при этом крепко держась за веревку, направляющую наше движение ввысь. В санскрите эта «направляющая веревка» зовется гуру. С помощью Сатгуру ученик в конце концов дойдет до цели.

Пашу-чакры: низшие, животные центры

Энергетические центры, расположенные в ногах и ступнях, называ­ются пашу-чакрами, нижними или «животными» чакрами. Вся область ног, от пальцев стоп до таза, охватывает «животные» сферы созна­ния — низшие относительно человеческого сознания.

Поскольку мы рождены в человеческом теле, то могли бы думать, что в нас уже нет ничего от животных и все животные наклонности остались позади. Однако это верно лишь отчасти; наше родство с живот­ным царством больше, чем большинство из нас согласны признать. В эмбриональный период развития человеческий зародыш проходит те же фазы, что и животное, и на короткое время у него даже проявляются внешние признаки рыб, рептилий и амфибий. Естественно, эти про­явления затем исчезают, однако последовательность стадий развития зародыша в матке несомненно свидетельствует о том, что остаточные явления этих стадий эволюции по-прежнему присутствуют в нашей


Скрытые силы человека 87

генетической структуре и хранятся в нашей ДНК. Более того, они ока­зывают влияние на наше сознание и психику.

Это наследие животного сознания лежит в нижних чакрах. Именно поэтому мы настоятельно не рекомендуем злоупотреблять упражнени­ями для ног и стоп, поскольку энергия, которая генерируется на нижних чакрах, низводит ум к примитивному уровню — хотя это становится заметным и не сразу. Поначалу можно испытывать приятные ощуще­ния, прилив жизненных сил и энергии, самоуважение, но последствия продолжительной практики таят в себе большую опасность. В крайних случаях это может привести к жестокой депрессии, спутанности созна­ния и потере чувствительности. Болезненные влечения, заключенные внутри нас, берут верх и пробуждают такие разрушительные эмоции, как страсть, бешенство и агрессию. Со временем в результате концен­трации внимания на нижних чакрах теряется способность понимать других людей и сопереживать им.

Однако из этого совсем не следует, что на нижние части тела и соот­ветствующие энергетические центры вообще не нужно обращать вни­мание. Каждая часть тела нужна и важна. Чтобы быть «совершенной» личностью, мы нуждаемся в «совершенном» теле со всеми его верхними и нижними конечностями. Ноги — это наши верные помощники. Они не гнушаются пылью дорог и ведут нас всюду, куда бы мы ни напра­вили свои стопы. Как и ко всем другим частям нашего тела, мы должны относиться к ним с уважением и вниманием.

Как мы знаем из Библии, Иисус омывал ноги своим ученикам во время Тайной Вечери; в героическом эпосе индийского народа «Махабхарата» есть упоминание о том, что Господь Кришна оказы­вал такую же услугу Махариши Вьясе. Эти эпизоды напоминают нам: Господь сходил на Землю, чтобы помочь нам очистить нижние чакры и тем самым окончательно избавить нас от последствий животных наклонностей и низших инстинктов. Если ноги держать в «чистоте», нижние чакры также остаются чистыми.

Как же нам «держать наши ноги в чистоте»? Очищение ног состоит в сознательном направлении стоп в святые места и на духовные собрания, а также туда, где требуется наша помощь.

Есть одно мудрое старинное наставление:


88 Парамханс Свами Махешварананда

Бог дал тебе ноги, чтобы смог ты направить стопы свои

к храму Его и к добру.

Он даровал тебе руки не столько для того, чтобы ты брал,

сколько для того, чтобы ты давал.

Для добрых речей и молитв снабдил он тебя языком.

Уши дарованы тебе, чтобы истину слышать ты мог и зов

о помощи ближних,

Ну а глазасозерцать красоту того мира, что Им сотворен.

Чтобы карма стиралась и чакры содержались в чистоте, направьте свои первые шаги поутру к домашнему алтарю или месту для медитации и попросите Бога хранить и направлять вас весь грядущий день. А в завершение дня уделите время духовному общению, чтению священ­ных текстов, молитве и медитации. Если в начале и конце дня ваш ум будет устремляться к Богу, то вы в духе своем наполнитесь чувствами и мыслями любви, а ваш рабочий день будет полезным и успешным во всех отношениях.

У каждого из наших органов чувств есть функция, которая угодна Богу; но Бог нас также наградил свободной волей. Поэтому только нам решать, как распорядиться Божьим даром, но и ответственность за это решение всецело лежит на нас.


Восемь основных чакр


'

ТРИ ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКА СЛИВАЮТСЯ В АГЬЯ-ЧАКРЕ, ПЕРЕПОЛНЯЯ ЕЕ НЕКТАРОМ.

ЙОГИ, СОЕДИНИВШИСЬ С БОГОМ, ПЬЮТ ЭТОТ НЕКТАР.

ПЕРВЫЙ ЦВЕТОК РАСЦВЕТАЕТ ВНИЗ ЛЕПЕСТКАМИ,

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ В ЦВЕТЕНЬЕ СВОЕМ РАСКРЫВАЮТСЯ ВВЕРХ.

ЕСЛИ СОЛЬЮТСЯ ЭТИ ЦВЕТЫ ВОЕДИНО,

СМОЖЕШЬ ПОСТИЧЬ ТЫ ЕДИНСТВО, ЧТО ФОРМЫ НЕ ЗНАЕТ.

СРЕДЬ ТЕХ ЦВЕТОВ ВЕРШИТСЯ СУДЬБЫ ТВОЕЙ ИГРА, ЖИЗНИ ТВОЕЙ ПЛАМЯ МЕРЦАЕТ ТАМ ЖЕ.

ЗА ПЛАМЕНЕМ ТЕМ УВИДИШЬ

ВЕЧНЫЙ БЛЕСК БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА:

ДУХ ТВОЙ СЛИВАЕТСЯ С НИМ.

В ЭТОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ПЬЕСЕ ИГРАТЬ ЛИШЬ НЕМНОГИМ ДАНО.

СВАМИ ДИП, ВИДЕВШИЙ ЭТО, ПОСТИГ: «ВЕСЬ ЭТОТ МИР — ЛИШЬ ТЕНЬ».

*

Шри Махапрабхуджи, бхаджан «Учти нала лаги тривени» из книги «Лила Амрит»


Муладхара-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы муладхара-чакры


Местоположение в теле

Цвет

Таттва

Мантра

Дополнительные мантры Лотос Животное

Божество

Символы

Качества и аспекты

Прана План бытия Планета Принцип

Драгоценный камень

Металл

Минеральное вещество

Характеристика

Состояние

Орган чувств

Черта

Вкус

Качество

Часть тела

Орган

Телесная жидкость

Железа

Нервное сплетение

Другие названия


Внизу спинного хребта, ниже копчика.

Красный — жизнеспособность.

Притхви (земля). Мать, сила, питание, безопасность,

защищенность.

ЛАМ.

ВАМ, ШАМ, ЩАМ, САМ.

4 лепестка — символ четырех сторон света.

Слон с семью бивнями — мудрость, достаток. Также символ

саптадхату (семи основных минеральных веществ).

Пашупати Махадэва — проявление Шивы как «Господа

животного мира».

Серый Шива-Лингам — бессознательное.

Змея — кундалини-шакти, энергия.

Перевернутый треугольник — созидание, пробуждение.

Разделение животного и человеческого сознания.

Неосознанное. Вместилище кармы прошлых жизней.

Судьба.

Положительные: креативность, пробуждение скрытых

способностей.

Отрицательные: бессознательное состояние, невежество.

Апана — устранение, уничтожение.

Бхурлока — физический план.

Марс.

Ахамкара — эго (Рудра-принцип, чувство собственного

достоинства, гордыня).

Оникс.

Свинец.

Кальций.

Кама — страсть.

Аласья — лень.

Гхрана — нос (Ашвини-принцип, обоняние).

Гранта — уничтожение.

Горький.

Самкочхана — сокращение, сжатие.

Астхи — кости.

Гуда — анус (Яма-принцип, разрушение).

Мутра — моча.

Половые железы.

Крестцовое.

Корневая чакра, мула-камала, мула-пракрити.


Муладхара-чакра

Мула — корень, исток, сущность Адхара — основание, фундамент

Как в материнском лоне создаются все необходимые условия для роста зародыша, так в муладхара-чакре закладывается основа и отправ­ная точка нашего духовного развития. Это фундамент, откуда мы начи­наем подниматься по лестнице чакр; корневая система, которая питает наше духовное развитие. Поэтому, а еще потому, что она располагается в самой нижней точке позвоночника, ниже копчика, муладхара также называется «корневой чакрой».

Все мы любуемся и восхищаемся листьями и цветами растений, но мало кто обращает внимание на их корни, которые прячутся глубоко во тьме земли. Но именно корни закладывают основу роста. Благодаря питанию, поступающему из корней, росток способен во тьме пронзить толщу почвы, подняться вверх навстречу солнцу, покрыться листвой, расцвести, плодоносить и оставить после себя семена.

Кундалини-шакти (духовная энергия) уходит своими корнями в муладхара-чакру, но она там покоится в глубоком, неподвижном сне. Когда мы будем в состоянии пробудить этот дремлющий потенциал, покоящийся в муладхаре, то сможем проложить свой путь к свету зна­ния и пожать плоды Самореализации.

Шри Махапрабхуджи описал процесс развития сознания от мула-дхары до Высшего Сознания в одном из своих бхаджанов. В этом тексте он упоминает о йогической технике, с помощью которой кундалини-шакти можно пробудить в муладхара-чакре. В йоге эта техника называ­ется йога-нидрой, или осознанным «йогическим сном»1, который может принести нам опыт глубокого и прекрасного переживания на более высоком уровне сознания. Ее также практикуют в качестве техники глубокой релаксации.

1 Больше о йога-нидре см. в книге «Лила Амрит: божественная жизнь Шри Махапрабхуджи». Кассеты и диски с записью упражнений йога-нидры можно приобрести в центрах системы «Йога в повседневной жизни».


Скрытые силы человека 95

Лишь немногим известен секрет йога-нидры,

Ведь в этом полном сознания сне солнце встает среди ночи!

Обращая свой взор внутрь, ты находишь покой в объятиях шуньи,

белой пустоты, полностью разотождествившись с телом.

Цветок, глядящий вниз1, распускается, и слова твои

исходят из сердца.

Свисающая лента сознания подвязывается к состоянию «турия»2,

И недостижимое становится достижимым.

Бесчисленные солнца сияют в пустоте;

Сила Божественной Природы просыпается в перевернутом цветке

и вырастает в сверхсознание.

Когда сознание его уходит в сверхсознание, йогин переживает

вечность «Я».

Он слышит звук беззвучный и неслышный Божественного Имени.

В момент, когда сознание его соединяется с Высшим, он обретает

знание первоэлементовтаттв.

Теперь оно вернулось на Божественную родину, домой,

Где только чистое сознание и нет видений.

До этого он не уверен был в своих словах,

И с того берега, где был, он мог лишь догадываться,

что будет на другом.

Теперь он осуществился как пуруша1.

Теперь его слова о том, что ждет на берегу другом, правдивы.

Всеведущий Шива открыл нам знание йоги,

Шри Кришна объяснил ее нам в «Гите»,

Многие святые и йогины говорили о ней, но лишь немногие достигли

совершенства.

Шри Алакх Пуриджи, настоящий саннъясин4, прошел все уровни,

Шри Дэвпуриджи, Владыка йогинов, явил мне этот мир,

лишенный формы.

Совсем немногим известен путь йога-нидры,

1 «Глядящий вниз цветок» символизирует муладхара-чакру, из которой начинается подъем кундалини-шакти (духовной энергии).

2 Турия — Высшее Сознание.

3 Пуруша — человек; здесь использовано в значении «Я».

4 Санньясин — тот, кто отрекся от жизни в миру.


96 Парамханс Свами Махешварананда

Овладевшие им могут осознать, что значит гуру. Свами Дип говорит: «Настоящие героипробудившие в себе вечное сознание».

Карма наших прошлых жизней покоится в муладхара-чакре, и сюда уходит своими корнями счастье или несчастье, которое мы пережи­ваем в этой жизни (прарабдха-карма). Семена всего, что мы делаем или сделали, откладываются в муладхаре, чтобы со временем появиться на свет; и эти семена определяют ход нашей жизни. В каждой из своих жизней мы посеяли бесчисленное множество семян, которые про­должают прорастать и размножаться, пока не превращаются в густые, непроходимые джунгли.

Муладхара-чакра — это вместилище бессознательного. Это похоже на запертый темный чулан; о том, что в нем хранится, мы можем только смутно догадываться. Возможно, там драгоценные каменья, а может, ядовитые скорпионы или змеи. Пока змея спит, то есть пребывает в бессознательном состоянии, она кажется мирной и безобидной, но, про­будившись, она может стать весьма грозной и опасной. Когда муладхара становится активной, наши внутренние качества, о существовании которых мы и не подозревали, такие, как испепеляющая ярость, все­поглощающая страсть, чрезмерные притязания или глубоко укоренив­шееся раздражение, могут выйти наружу и сразить нас наповал. Или, напротив, мы можем испытать удивительное чувство свободы, радости, гармонии и близости к Богу.

Все это ожидает нас, когда мы откроем дверь бессознательного и оза­рим его светом знания. Когда мы признаем свою реальность в муладхаре, все наше видение мира может мгновенно измениться.

У людей часто возникает вопрос: «Не лучше ли позволить бес­сознательному и дальше оставаться погребенным там, чем ворошить и поднимать его на поверхность?» Ответ состоит в том, что свободу можно обрести лишь тогда, когда все, что мы носим в себе с начала нашего существования, будет поднято на свет. Дальнейшее духовное развитие невозможно, пока мы не отработали и не очистили все, что нами накоплено, пока не убрали все препятствия прошлого; а это воз­можно лишь тогда, когда наше видение не замутнено и мы способны распознать путь, который приведет нас к Реализации.


Скрытые силы человека



Мы отвечаем не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем. Время от времени нам предоставляются возможности принять реше­ние — работать ли нам над избавлением от содержимого нашего бес­сознательного или оставаться во власти колеса судьбы. Йога — это лучший способ сознательно сделать решительный шаг в пользу работы с бессознательным. Особая роль в этом отводится руководству Реализованного Учителя, который уже имел с этим дело и успешно этот путь прошел. Он знает опасности и препятствия духовного пути, понимает наши чувства и видит степень нашей готовности. Он может предупредить, посоветовать, помочь нам, пока мы все еще пребываем в нерешительности и не знаем, какой путь избрать. Доверие к Учителю (шраддха) — залог успеха. На этой стадии духовного развития нас можно сравнить с нежной рассадой, которую необходимо оберегать и защищать от непогоды. Учитель становится нам опорой, поскольку он непоколебим и крепок, как Гималаи.

Основной символ муладхара-чакры — слон с семью бивнями. Обычно слон олицетворяет процветание и мудрость, а в индийской мифологии на слоне едет Брахма — творец и податель знания. Слон — ценное и дорогое животное, которое приносит богатство своему вла­дельцу, и говорят, что в мозгу взрослого слона-самца можно найти бесценную сверкающую жемчужину, непревзойденную по красоте. Таким образом, слон символизирует сокрытую в муладхаре обитель мудрости, которую нужно вынести на свет сознания.

Семь бивней слона символизируют семь основных веществ тела1, а также саптадхату — семь минералов и драгоценных камней, которые можно найти в земле2. Слово саптадхату также означает семь уровней сознания: бессознательное состояние, подсознание, спящее сознание, пробуждающееся сознание, астральное сознание, высшее сознание и Космическое Сознание.

Увидеть во сне белого слона — счастливое предзнаменование, осо­бенно если в этом сне вы едете на нем верхом. Это огромное и очень сильное животное можно приручить и погонять при помощи сравни­тельно небольшого острого стрекала (санскр. анкуша). Ум (манас) и

1 Согласно учению аюрведы, это раса (плазма), ракта (кровь), манса (мышцы), меда (жир), астхи (кости), маджджа (костный мозг) и шукра (семя).

2 См. таблицу 1 в Приложении.



Парамханс Свами Махешварананда


чувства (индрии) также сравнивают с диким слоном, и ими нужно уметь управлять с помощью «анкуши»-мантры и дисциплины (садханы).

Биджа-мантра (мантра-семя) муладхара-чакры — ЛАМ. Это звук духовного пробуждения. Он снимает напряжение и блоки в этой чакре и повышает ее энергетический уровень. Таким образом приводится в действие процесс пробуждения дремлющих в нас сил и их актуализация в сознании. Прекрасные, исцеляющие пережива­ния, чередуясь со счастливыми моментами, возникают из прошлого, наделяя нас силой и вдохновляя двигаться дальше по избранному пути. Но наряду с приятными переживаниями, мы можем испыты­вать в муладхара-чакре и очень болезненные чувства. Вытесненные обиды и разочарования, которые глубоко засели в нашем сознании, поднимаются со дна на поверхность, чтобы наконец обрести свое исцеление и разрешение.

Не обязательно воспринимать разочарование как нечто негативное. Оно скорее является переходным периодом, ступенью развития, уроком. Каждая ступень обучения, которую мы проходим в жизни, сопровож­дается коррекцией наших ложных представлений, убеждений, идей, то есть «разочарованием». Очень часто муладхара до краев наполнена болезненными разочарованиями. Но когда мы осознанно через это проходим, они трансформируются в полезный опыт и ценную возмож­ность для духовного развития.

Всю свою жизнь, сколько бы ни жили, мы будем сталкиваться с проблемами. Пребывающий в неведении воспринимает их как беды и досадные помехи, а мудрый относится к проблемам как к ценному и полезному опыту. Когда мы извлекаем из них урок и начинаем рабо­тать над собой, мы прогрессируем в духовном развитии. Если же мы не делаем этого, то застреваем в своих страданиях и продолжаем вновь и вновь попадать в болезненные ситуации.

Здесь можно прибегнуть к неоценимой помощи агъя-чакры1, чтобы прояснить смысл происходящего и оценить, что от нас требуется. Пробуждение чакр происходит не изолированно, в строго заданной последовательности, а совершается одновременно на всех уровнях сознания. Агья-чакра передает ответ внутреннего «Я» касательно пере-

1 Агья-чакра (межбровный центр) — это шестая чакра, обитель «Внутреннего Учителя».


Скрытые силы человека 99

живаний и ситуаций, вызванных внутренними и внешними причинами, которые нам встречаются на духовном пути.

Вот «инструменты», помощью которых мы можем воспользо­ваться:

манана — обдумывание, рефлексия;

санкальпа — правильные намерения, положительные выводы;

викалъпа — устранение сомнений и отказ от ложных идей;

атма-чинтана — постоянное осознание Божественного «Я».

Чем большую ясность мы обретаем, тем больше осознаем наши собственные слабости. Упреки в свой адрес и ощущение собственного несовершенства не помогают нам, а лишь отнимают у нас энергию. Когда мы учимся на своих ошибках и продолжаем следовать своим путем с верой в Бога, мы накапливаем силу и, таким образом, постоянно совершенствуем свою способность справляться с нашими внутренними переживаниями. Чрезвычайно важно отказаться от всех наших уже отживших свое «мыслительных программ», которые теперь нам мешают и вредят, а взамен развивать и культивировать в себе положительный и благотворный образ мысли.

У цветка мула-камалы1 четыре лепестка, которые символически представляют четыре стороны света, а также четыре основные пси­хические функции: ум, интеллект, сознание и эго2. Их корни — тоже в муладхаре.

Жизнь — это сознание, а сознание стремится к эволюции. Четыре лепестка также символизируют четыре стадии развития жизни на пла­нете: растительный мир; простые формы жизни, такие, как бактерии и одноклеточные организмы; животные, откладывающие яйца, такие, как рыбы, рептилии и птицы; млекопитающие и люди3.

Божеством муладхара-чакры является Шива как Пашупати-Маха-дэва (Владыка животного мира). Господь Шива олицетворяет сознание и освобождение. Под освобождением также понимается уничтожение

1 Канала — лотос. Мула-камала — другое название муладхара-чакры.

2 На санскрите эти четыре внутренние функции человека называются антахкаранами. См. стр. 33.

3 См. главу о таттвах и гунах, стр. 17.



Парамханс Свами Махешварананда


и истребление всего негативного и вредоносного. Шива — разру­шитель всех негативных тенденций. Он подобен хирургу, который удаляет раковую опухоль, чтобы спасти жизнь пациенту. У Шивы на лбу есть третий глаз (поэтому его еще называют «Трехглазым»), и когда он его открывает, все, на что падает его взгляд, немедленно сгорает дотла.

Будучи «Владыкой животных», Господь Шива держит под своим контролем животные силы. Муладхара-чакра служит пограничной зоной между животным и человеческим сознанием, именно здесь происходит переход от сна к пробуждению творческого сознания. Это первая человеческая чакра. Духовная эволюция начинается с муладхары.

Рядом с Шивой находятся два женских божества. Их имена — Асури-Шакти и Дэви-Шакти. Первая олицетворяет содержащуюся в нас разрушительную энергию, несущую распри и рознь, а вторая — пози­тивную, созидающую и объединяющую силу. Если вести правильный образ жизни, доверять жизни, поддерживать отношения с духовными людьми (сатсанг), позитивно мыслить, понимать и прощать людей, помогать им, заниматься благотворительностью, Асури-Шакти посте­пенно преобразится в Дэви-Шакти.

Шива и Шакти — изначальные принципы творения. Их также называют пурушей («Я») и пракрити (природой), Инь и Ян, мужским и женским началами (принципами).

Важным атрибутом муладхара-чакры является Шива-Яингам, астральный символ творения, созидательной силы и сознания. Вокруг Лингама в три с половиной оборота обвилась змея. Три витка змеи представляют три уровня состояния сознания — бессознательное, подсознательное и сознательное. Половина витка относится к пробу­дившемуся сверхсознанию. Поскольку голова змеи обращена вниз, это указывает на то, что эволюционный процесс также может повернуть вниз. Мудрость не приходит сама по себе; от нас требуются постоян­ные, сознательные усилия, чтобы содержать свои мысли в чистоте и направлять свои действия во благо.

Эволюция сознания связана со временем, и змею также называют кала (время, прошлое или смерть). Таким образом, витки змеи вокруг


Скрытые силы человека



Шива-Лингама также означают время — прошлое, настоящее и буду­щее.

Еще один символ муладхара-чакры — перевернутый треугольник. Обращенная вниз вершина говорит о том, что мы находимся в начале пути нашего духовного развития, а расходящиеся кверху стороны указывают направление развития сознания.

Муладхара ассоциируется с обонянием. Пробуждение этой чакры может повлечь за собой повышение чувственного восприятия, особенно обострение обоняния и слуха, так что мы можем начать различать запахи и звуки, недоступные восприятию других. Некоторые люди начинают видеть ауру или чувствовать мысли и настроения других людей.

Цвет, который относится к муладхаре, — красный. Красный цвет обозначает энергию и жизненную силу, витальность. Он отражает присутствие сильной, плотной энергии и связан с землей. Наше суще­ствование берет свое начало из земли, и поэтому к муладхара-чакре относится именно первоэлемент (таттва) земли.

Земля — наша Мать. Наше тело образовано из ее элементов, и она поддерживает и кормит нас. Мы всегда должны быть благодарны нашей Матери-Земле, оказывать ей свое уважение, охранять и заботиться о ней.

В соответствии с Божественным Планом, мы, люди, должны быть защитниками Земли, а не ее разрушителями. Наш долг — развивать в себе сочувствие и любовь к природе и ко всем живым существам. Те, кто не способен сопереживать другим или чувствовать боль других живых существ, застрянут в своем развитии на низком уровне сознания животных сфер, значительно ниже муладхара-чакры.

Проявление и развитие человеческого сознания начинается в мула­дхаре и поднимается вверх к «тысячелепестковому лотосу» сахасрара-чакры.

Муладхара-чакра — это мать, которая нас кормит и растит. Это оби­тель нашей дремлющей мудрости, оплот наших скрытых духовных сил и способностей. Пробуждением этой чакры — под присмотром духовного Учителя — мы совершаем первый шаг на пути к полному раскрытию человеческого сознания и дальше — к Богореализации.



Парамханс Свами Махешварананда


Упражнения для муладхара-чакры

• Крия-йога

это вид практики для пробуждения муладхара-чакры и очище­ния кармы. Ученик посвящается в знание крия-йоги духовным учителем.

Ашвини-мудра

очень эффективное упражнение, при выполнении которого бессознательное поднимается вверх, в сознание. Ашва означает «лошадь», а мудра — «положение тела». В этом упражнении многократно сокращаются и расслабляются мышцы ануса (как это делает лошадь, когда опорожняется).

Маха-мудра

Исходное положение: сидя на полу. Одну ногу вытяните вперед, а вторую согните, так чтобы пятка находилась под ягодицей. На выдохе нагнитесь вперед и обхватите обеими руками пальцы вытянутой ноги. Поднимите голову, взгляд направлен прямо перед собой. Оставайтесь в этом положении несколько минут, сохраняя обычный ритм дыхания.

Мандуки-мудра (или бхадрасана)

Исходное положение: ваджрасана (поза сидя на пятках). Разведите ноги достаточно широко, чтобы ягодицы опустились на пол. На выдохе с ровной спиной наклонитесь вперед и поставьте руки на пол между коленями. Руки можно выпрямить или согнуть в локтях — как вам удобнее. Пальцы рук повернуты наружу, взгляд направлен на кончик носа. Оставайтесь в этом положении несколько минут, сохраняя обычный ритм дыхания.

Это упражнение защищает нас от воздействия вредных веществ в атмосфере и выводит их из организма, оказывает укрепляющее действие, а также обостряет обоняние и улучшает концентрацию внимания.


Скрытые силы человека 103

Другие полезные упражнения1



Мула-бандха Йога-мудра (1) Шалабхасана (2) Пасчимоттанасана (3) Дханурасана (4) Тадаги-мудра


Медитативная техника для пробуждения муладхара-чакры

Сделайте выдох и на задержке выдоха выполните ашвини-мудру два раза.

Вдохните и почувствуйте, как вверх по позвоночнику поднимается поток энергии.

Опять на задержке вдоха выполните ашвини-мудру два раза, после чего сделайте вдох.

Почувствуйте, как энергия распределяется по всему телу-н напря­жение спадает.

Выполняйте это упражнение в течение 5 минут.

Расслабьтесь и в течение нескольких минут ощутите эффект, насту­пивший после выполнения упражнения.

В течение всего упражнения оставайтесь просто наблюдателем, не вынося суждений и не отдаваясь чувствам, когда они всплывают на

1 Все эти и многие другие упражнения подробно описаны в книге «Йога в повседневной жизни».



Парамханс Свами Махешварананда


поверхность. Почувствуйте, как в теле поднимаются и плавно расте­каются волны энергии. Ощутите внутреннюю чистоту и свет внутри себя.

А теперь направьте сознание в центр груди. Почувствуйте мир и любовь. Откройте свое сердце и почувствуйте, что все живые суще­ства — это часть вашего собственного «Я». Теперь ощутите, как поток энергии, поднимающийся из муладхара-чакры, пробуждает в вас очень приятные чувства. Увидьте внутренним взором красный свет — цвет заката или тлеющих углей костра. Представьте, что вы сами — это точка, из которой исходит этот свет. Вложите в этот свет свои самые прекрас­ные мысли и эмоции и позвольте ему уйти во Вселенную с чувством глубокой любви, тепла и блаженства.

Постепенно верните сознание назад, в тело.

Сделайте глубокий вдох и пропойте ОМ три раза.


Свадхиштхана-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы свадхиштхана-чакры


Местоположение в теле

Цвет

Таттва

Мантра

Дополнительные мантры

Лотос

Животное Божества

Символ

Качества и аспекты

Прана

План бытия

Планета

Принцип

Черта

Драгоценный камень

Металл

Минеральное вещество

Характеристика

Состояние

Орган чувств

Вкус

Качество

Часть тела

Орган

Телесная жидкость Железа

Нервное сплетение Другие названия


Приблизительно на 3 см выше нижней точки позвоночника,

в ме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.017 с.)