Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бхагван Шри Дип Нараян МахапрабхуджиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Парамханс Свами Мадхавананда Вишвагуру Махамандалешвар Параллханс Свами Махешварананда Скрытые силы человека 161 Тогда бы мы прекратили есть мясо, потому что в каждом его кусочке чувствовали бы страдания и страх убиенных животных. Когда мы можем видеть Бога в себе и во всем сущем, когда неограниченная, всеобъемлющая любовь просыпается в нас и мы переживаем чувства других как свои собственные, тогда анахата-чакра считается полностью пробудившейся — как йог из следующей притчи:
ог сидел под деревом, погрузившись в глубокую медитацию, как вдруг маленькая птичка опустилась ему на колено. Он открыл глаза и увидел, что бедное создание всё, с головы до лапок, трясется от страха. «Что тебя так испугало, бедная птичка?» — спросил йог. Маленькая птичка отвечала: «Видишь того большого сокола, сидящего неподалеку? Он охотится за мной и хочет меня убить. В отчаянии я укрылась здесь, у тебя. Умоляю, спаси меня!» Йог заверил маленькую птичку, что защитит ее и ей нечего больше бояться. В это время к нему приблизился сокол и обратился со словами: «Прошу тебя, пожалуйста, верни мне мою добычу. Уже несколько дней, как я ничего не ел; остаток последних сил я потратил на преследование этой птички. Если я не поем, то умру». Йог видел перед собой двух отчаявшихся живых существ, которые обратились к нему в своей последней надежде. Тогда он взял нож, отрезал от себя кусок плоти размером с птичку и бросил его соколу. После этого птицы исчезли так же неожиданно, как и появились, а рана, которую из сострадания нанес себе йог, затянулась, не оставив даже шрама. Тогда йог понял, что это было испытание, посланное ему Богом. Пройти такое испытание может только тот, кто обладает санта-бхавой1 и самдришти2 и самозабвенно служит всем живым существам. Санта (святой) подобен дереву. Дерево не привязывается к тому, кто его удобряет и поливает. Оно позволяет каждому, будь то человек или животное, отдыхать в его тени. Оно не думает плохо о тех, кто ест его плоды, и не таит зла на тех, кто швыряет в него камни. Дерево безропотно отдает людям свои сладкие плоды и даже древесину. Любовь бывает разная. Одно дело — «любовь земная», которую мы дарим супругу, детям или друзьям. Эта любовь очень важна и прекрасна. 1 Санта — святой, праведник; бхава — сущность, состояние. 2 Самдришти — умение видеть одно Божественное «Я» во всех живых существах. Парамханс Свами Махешварананда Мы нуждаемся в объекте любви, и пока не можем его найти, чувствуем неуспокоенность и неудовлетворенность. По существу, мы стараемся найти кого-то, кого мы можем любить, а не того, кто любит нас. Каждый хочет уметь отдавать свою любовь и чувства. Когда мы теряем любимого человека, мы ощущаем глубокую печаль и боль в сердце. Иногда у нас сжимается сердце, и ни один медицинский диагноз не может дать этому объяснения, потому что у этого чувства нет физической причины. Это скорее блокировка психической энергии, которая затрудняет и перекрывает поток любви из сердца. Совсем другое дело — любовь бхакты, ищущего Бога. Внутреннее состояние бхакты сходно с тем, которое испытывает человек, уже пресытившийся земными желаниями. Песня йога, медитирующего в ночи, описывает это состояние: Мир спит, но я не сплю. О, мой возлюбленный Господь, я жду тебя. Во тьме ночной не спят лишь двое: Йог и роги (больной). Тот, кто не спит, получит то, что жаждет; А бхоги (обыватель) этот шанс утратит. Есть два человека, которые не могут заснуть. Йог продолжает бодрствовать из-за своих устремлений к Богу, а больной (роги) не спит из-за боли. Только бхоги (человек, живущий земными привязанностями) крепко и беспробудно спит в своем неведении. Те, кто не спят, в конце концов обретают то, к чему стремятся. Больной находит освобождение от боли, а ищущий находит Бога. Парамаханса Йогананда выразил силу своего стремления к Богу в прекрасном стихе: Дверь моего сердца держу распахнутой для Тебя. О, приди, Господь, о, приди ко мне, хоть однажды приди! Неужели дни мои пролетят и я не увижу Тебя, мой Господь? День и ночь, день и ночь, я ищу Тебя день и ночь. Распахните дверь своего сердца настежь, чтобы Господь не смог пройти мимо! К тем, кто сияет столь чистой любовью к Нему, Бог обязательно придет. Скрытые силы человека 163
днажды, когда жена Шри Тулсидаса гостила у своих родителей, поэта внезапно охватило неистовое желание с нею увидеться. И хотя уже была полночь, а на улице бушевала гроза, он собрался и отправился в путь, даже не задумываясь о том, насколько опасным может быть такое путешествие. Когда он прибыл к жене, совершенно обессиленный и насквозь промокший, она сказала своему возлюбленному слова, которые, как вспышка молнии, изменили всю его жизнь: «Если бы ты направил всю ту силу и любовь, которая привела тебя ко мне, Всемогущему Богу, то уже давно достиг бы Реализации». Глубоко потрясенный этими словами, Тулсидас вскоре удалился от мира, предался медитации и посвятил всю свою жизнь Богу. Он достиг Богореализации и, пребывая в состоянии божественного сознания, создал свое великое произведение Рамаяну, а также многочисленные бхаджаны, показывая людям путь к истинной любви и к Богу. Бхакты ищут образ Бога, которому они могли бы молиться и направлять свою веру и почитание. Он им нужен в качестве «фокусной точки» для их любви. Бхакты не довольствуются мыслью, что «Бог везде», — нет, они хотят увидеть Его своими собственными глазами! И Всемогущий Бог, Кто есть сама любовь, выполняет желание Своих преданных, когда принимает человеческий облик и воплощается на Земле. В «Шри Вигьян Дип Гите» Махапрабхуджи сказал: Первоэлементы невидимы и существуют во Вселенной повсюду, Но, чтобы чего-либо достичь, они должны принять форму. В качестве примера можем рассмотреть первоэлемент огня. Огонь в состоянии покоя невидимо присутствует во всем. Но с помощью этого «дремлющего» огня нельзя ничего ни нагреть, ни сварить. И только тогда, когда он становится видимым и «оживает» в форме пламени, мы можем ощутить пользу и результат его действия. Подобным образом обстоит дело и с ниргуна- и сягуна-Богом. Ниргуна-Бог действительно присутствует во всем, но мы не можем приблизиться к Нему, или достичь Его. Как может быть действенной молитва, если она произносится «в никуда»? К кому нам обратиться за помощью и советом в трудных случаях, которые неизбежно нам встретятся на духовном пути и кото- 164 Парамханс Свами Махешварананда рые мы не в состоянии разрешить сами? Вот почему мы нуждаемся в личном руководстве сагуна-формы Бога — особенно в кундалини-йоге. И, что самое главное, мы также нуждаемся в объекте, на который можно направить поток сердечной любви. В противном случае кун-далини-шакти останется заблокированной в сердце и наше развитие затормозится. Врач может лечить, пока он жив. Король наделен властью только при жизни. И именно живущий Учитель незаменим для передачи знаний древней традиции. Учитель дает наставления о том, как руководить нашей бхакти в молитве, мантре и медитации. Изредка, однако, бывают и исключения. Благодаря силе нашего пылкого устремления и глубокой молитвы та или иная Богореализованная душа или божественная инкарнация может предстать перед нами в астральной форме и дать нам духовное наставление, о котором мы просим. Третий вид любви — это всеобъемлющая божественная любовь. Бог есть любовь, а любовь есть Бог. Божественная любовь дала жизнь бесчисленному множеству форм, и божественная любовь поддерживает и направляет их в странствии по Вселенной. Божественное «Я» проявляется и отражается в неисчислимых сущностях Его творения, чтобы все они могли в конце концов соединиться с Ним. Великий святой Риши Нарада описал в своей «Бхакти-сутре» девять элементов бхакти-йоги. Вот они: 1. Сатсанг — хорошая компания Находить и поддерживать контакты с людьми, которые говорят о Боге и истине. 2. Харикатха — повествования о Боге Вдохновляться священными писаниями и житиями святых. 3. Шраддха — вера Верить в священные писания и в Учителя, принимать их слова всем сердцем. 4. Ишварабхаджана — пение хвалы Богу Исполнять духовные песнопения (бхаджаны), которые восхваляют славу Господнюю. Скрытые силы человека 165 5. Мантра-джапа — повторение мантры Внутренне повторять свою мантру во всякое время и при любых обстоятельствах. 6. Шама-дама — внутренний и внешний контроль Быть хозяином своих чувств и не позволять искушению овладеть собой. Поддерживать самодисциплину в мыслях, словах и поступках. 7. Санто ка адара — почтение ко всем святым людям Уважать и почитать всех людей, которые посвятили свою жизнь Богу, независимо от того, к какой религии они принадлежат. 8. Сантоша — удовлетворенность Быть благодарным Богу за все, что Он дает, и довольствоваться этим. 9. Ишварапранидхана — преданность Богу Любить Бога чистым сердцем, не иметь корыстных ожиданий и полностью отдаться Божественному. Если мы воплотим эти принципы бхакти-йоги в нашу жизнь, любовь Бога полностью расцветет в нашем сердце. Когда мы ощущаем присутствие Бога в молитве или медитации, наше сердце переполняется глубокой радостью. Слезы выступают на глазах, потому что из маленького сосуда нашего сердца изливается такой полноводный поток любви и блаженства, что оно просто переполняется этим восхитительным чувством. В английском языке есть очень хорошее выражение — «фонтан радости». Это высшее состояние, которое наполняет анахата-чакру чистой любовью и блаженством, на санскрите называется бхава-самадхи. В такие моменты мы переживаем наше первое слияние с Богом. Но, хотя это переживание может быть поистине восхитительным, не теряйте себя в этом океане прекрасных ощущений. Не только не останавливайтесь на этом, но и впредь продолжайте стремиться к истинной цели. Махапрабхуджи учит нас: Люби каждое живое существо если не больше, то хотя бы так же, как любишь себя. 166 Парамханс Свами Махешварананда Заботься о всех живых существах и уважай их, потому что Бог живет в каждом. Когда мы несем Бога в сознании нашего сердца, мы реализуем любовь, потому что она относится к нам и ко всем существам. Ни одна другая сила в мире не способна открыть наше сердце, только любовь! Отдавай любовь, предоставляй защиту, даже отдай себя самого, если это может помочь кому-то. Позволь своей энергии течь — чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Когда ты работаешь для других, Божественная Мать-Природа работает для тебя и постоянно снабжает тебя свежей энергией. Используй эту силу на то, что имеет ясную цель, не расточай ее безрассудно. Передай дальше то, что ты уже осуществил, и молись о том, что тебе еще только предстоит осуществить. Не трать попусту время, ведь жизнь пролетает слишком быстро. Шри Кабирдас писал: Жизнь — как вода, набранная в горсть. Она неминуемо убегает сквозь пальцы и скоро рука пустеет. Каждую секунду ты теряешь по бесценной жемчужине жизни, и неведомо тебе, как длинно ожерелье твоей жизни. Каждая секунда — это золотой шанс, который уже не вернешь. С каждой секундой наша жизнь становится короче. Потраченное впустую время потеряно навсегда; но идет в зачет каждое даже крошечное усилие, каждый шаг. С каждым ударом сердца, с каждым дыханием старайтесь думать о Боге как о любви. Нельзя найти Бога вне себя — только внутри, благодаря бхакти и гьяне. Когда мы соединяем знание, сознание и любовь, наша жизнь становится успешной. Тот, кто ищет Бога во внешнем мире, подобен старухе, о которой рассказывается в следующей истории:
дин человек долго наблюдал за тем, как старуха, не отрывая глаз от земли, кругами ходит вокруг своего дома, видимо, в поисках чего-то. В конце концов он подошел и предложил свою помощь. Она с благодарностью согласилась и объяснила, что потеряла иголку и теперь ее ищет. После того как они еще с полчаса вместе прочесывали весь двор, человек наконец взмолился: — Бабушка, постарайтесь поточнее вспомнить, где именно вы потеряли эту иголку. Скрытые силы человека 167 — Да что тут вспоминать? — ответила она. — Я уронила ее на пол в —■ Так почему же мы ищем ее во дворе? — ошеломленно спросил человек. — Потому что в доме слишком темно, — последовал невинный Эта история может показаться нам смешной, но, если откровенно, не так ли и мы частенько поступаем? Мы все время ищем счастье во внешнем мире и проводим всю жизнь в погоне за любовью, признанием, одобрением, пониманием и т. п. Но если мы ищем не там, где нужно, то не сможем найти удовлетворения. Если же мы обратимся внутрь себя, то найдем связь со своим реальным, Божественным «Я» — и в избытке получим все то, чего так страстно желали. Заниматься «йогой в повседневной жизни» означает постоянно, 24 часа в сутки, поддерживать связь со своим внутренним «Я», что бы вы ни делали, и делать все с любовью и должным вниманием. Когда мы живем и работаем с мыслью «Нахам карта, прабху дип карта» (Всё делаю не я, но Бог, который во мне), духовная практика и мирские дела сливаются воедино. Мантра анахата-чакры — HAM (в упрощенном написании — ЯМ). Это слово означает «отпустить», «освободить», «отдать». Есть также слово яма, означающее этические принципы раджа-йоги. Всего есть пять ям: • ахимса — непричинение вреда; • сатъя — правдивость; • астейя — отказ от воровства, неприсвоение чужого; • брахмачаръя — целомудренный образ жизни; • апариграха — нестяжательство. Очистить сердце и сознание, следуя этим принципам, — это задача на всю жизнь, поскольку все время будут возникать все новые и новые ситуации. Благодаря молитве, повторению мантры и пению бхаджанов мы можем снять блоки не только в анахата-чакре, но также и в мани-пура- и вишуддхи-чакрах. Когда через сердце энергия опять может течь свободно, страх, раздражение, тоска и нервозность «вымываются». 168 Парамханс Свами Махешварананда По мере возможности избегайте всего, что омрачает ваше сознание. Каждый день мы думаем и делаем слишком много всего, что не имеет смысла и пользы ни для нашего развития, ни для развития кого-либо другого. Большая часть наших мыслей и чувств уходит, как вода в песок. Очищайте свои мысли и чувства, читая вдохновляющую и духовную литературу и общаясь с людьми, которые говорят о Боге и истине. Ценны любые книги или беседы, которые расширяют ваши знания и пробуждают стремление к Богу. Ложные же учения и плохая компания могут сбить вас с пути истинного. Мудрые слова, которые мы читаем или слышим от других, очень важны и, безусловно, полезны, но можно достичь Реализации, только нарабатывая свой собственный опыт путем практики и медитации. Яблоко на картинке не утолит наш голод, и чтение кулинарных рецептов не накормит нас. Альберт Эйнштейн очень метко сказал: «Грамм практики весит больше, чем тонна теории». Этому же всегда учили и йоги:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.01 с.) |