Классификация видов экономического анализа и область их применения: по степени охвата изучаемых объектов, по содержанию программ, в зависимости от учета фактора времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов экономического анализа и область их применения: по степени охвата изучаемых объектов, по содержанию программ, в зависимости от учета фактора времени



По субъектам

внутренний – проводится на хоз субъекте длчя нужд оперативного краткосрочного и долгосрочного упрвления

внешний – на основе финн и статистич отчетности органами хоз управления

 

Классификация видов экономического анализа и область их применения: по степени охвата изучаемых объектов, по содержанию программ, в зависимости от учета фактора времени

Сплошной анализ – исследование всех без исключ объектов

Выборочный – исследование только части объектов, что ускоряет аналитич процесс и выработку управленч решений

По содержанию программ

комплексный – предприятие изуч всестороннее

локальный – изучает отдельные подразделения предприятия

тематический – изучает отдельные стороны деят-ти предприятий

По времени:

Динамический – основан на изучении пок-лей, измен во времени. Здесь формир-ся ряды динамики

Статический – изучает финн-хоз состояние предприятия на основе пок-лей не учитывая их изменение во времени

 

Особенности проведения перспективного анализа

Особенности:

1 нацеленность на высшее звено управления (обеспечение инф-цией о возможных способах достижения определ=х рез-ов в перспективе

2 объективный, обобщающий характер изучения хоз процессов

3 основан на оценке вероятности плановых решений и их соответствия развитию предприятия

4 оценка ожидаемого их выполнения

Задачи:

1 оценка ожидаемого выполнения перспектив анализа

2 установление направления действия факторов их размер и влияние на рез-ты

3 выявление узких мест

4научное обоснование перспект планов

5 прогнозирование хоз деят-ти

Особенности проведения оперативного анализа

Особенности:

1 применяется в системе операт управления пр-вом

2 применение преимущ-но индивид-го метода исследования управл объектов

3 исследование натуральных пок-лей

4 выявление только решающих факторов формирования пок-ля

5 неточность связанная с приблеженностью расчетов

6 недостоверность инф-ции

7 своевременность получения рез-тов (отрезок времени, в теч которого принятое по рез-там анализа решение может воздействовать на краткосрочные причины, вызывающие отклонения от программы)

8 широкое применение пределов допустимых отклонений по факторам превышение котороых свидетельствует о необходимость полного включения функций анализа

Задачи:

1 давать объект оценку хоз ситуации

2 своевременно выявлять влияние факторов на отклонение от программы развития

3 вскрывать причины и резервы с целью принятия операт управл решений

 

Особенности проведения текущего анализа

Особенности:

1 использование дедуктивного метода исследования

2 комплексность и всесторонность изучения деят-ти предприятия

3 проводится на основе документов на базе стат и бух отчетности

4 использование преимущественно стоимостных пок-лей

5 невозможность исп-ния выявленных резервов в тек-щем периоде

Задачи:

1 детальное изучение хода выполнения год плана с целью выявления и устранения причин, характ для данной системы

2 приведение в действие тек-щих рез-тов способствующих достижению целей годовых плановых заданий

16. Особенности внутрихозяйственного и межхозяйственного анализа

По уровню и масштабу управления АХД:

1 внутрихоз

2 отраслевой

3 регионал

4 народохозяйственный

Объекты, предметы, цели и задачи определяются с учетом специфики труда на соответствующем уровне управления анализа

Внутрихоз анализ особенности:

Соподчиненность – охватывает все ступени в иерархии предприятия

Основной пок-ль затраты

Широкая информац база

Межхоз анализ осоьенности: сложность в сопоставимости анализа

 

Метод как способ исследования. Характерные черты метода АХД.

Метод – совокупность правил (способ) познания окруж действительности

Характерные черты метода АХД:

1 использование сравнений

2 изучение внутренних противоречий

3системность подходов к изучению объектов анализа

4изучение хоз деят-ти с учеиом всех взаимосвязей

5 системность подхода предусматривает максимальн детализацию изучаемых явлений

6 измеримость факторов АХД (способность АХД не только устан-ть причинно –следственные связи, но и давать им колич характеристику)

7 разработка и использование системных пок-лей

 

 

Системный подход в анализе хозяйственной деятельности

Системный подход в АХД – направление в методогии исследования. Он базируется на изучении объектов как сложных систем, кот состоят из отдел элементов с внутренними и внешними связями.

Особенности:

1 динамичность

2 взаимосвязь элементов системы

3 комплексность

4 целостность

5 соподчиненность

6 выделение ведущего звена

Этапы проведения:

1 объект исслед-ния представляется как система для кот определяют цели и условия функционирования

2 подбор пок-лей. Кот способны дать наиболее полную и качеств оценку всем элементам, а также условиям, в кот сущ-ет система

3 составление общей схемы системы

4 определение всех связй и факторов присвоение им колич характеристик

5 работа с моделью

Преимущества: 1 целенапрвленность исследования 2 устан-ние схемы поиска резерва

3 оценка резервов

4оперативность, точность анализа

5 возможность много раз использовать модель

 

Моделирование - метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов. Модель - мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства.

Системный подход в АХД – направление в методогии исследования. Он базируется на изучении объектов как сложных систем, кот состоят из отдел элементов с внутренними и внешними связями.

Абстрагирование Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Частные методики экономического анализа

Неформализованные – основаны на описании явлений на логическом уровне, а не на строгих зависимостях.

Метод экспертных оценок(дельфи, морфологич анализ)

Метод сравнения, построение аналитич таблиц, метод сценариев

Формализованные (матем) – методы эконом анализа (балансовый, детирмин-факторный анализ, прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей)

Традиционные методы статистики (группировки, обработка рядов динамики)

Матем- статистич (корреляционный анализ, регрессионный0

Методы фин вычислений (ЭММ, построение оптимизационных моделей)

Методы теории принятия решений (построение дерево-целей)

Неформализованные методы экономического анализа

Неформализованные – основаны на описании явлений на логическом уровне, а не на строгих зависимостях.

Метод экспертных оценок(дельфи, морфологич анализ)

Существует две группы экспертных оценок:

· Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.

· Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов.

 

Метод сравнения, построение аналитич таблиц, метод сценариев(Сценарий -- это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.)

 

Система показателей КАХД

Все пок-ли в КАХД в зав-ти от объекта анализа группируются в след-щие подсистемы:

1 пок-ли организац- технич развития (анализ производ мощностей, площадей занимаемых предприятием, численности работникоа)

2 пок-ли снабжения (обеспеченность труд ресурсо, возрастной анализ, гендерный)

3 пок-ли производства (объем валовой и товарной прод-ции, стр-ра продукции, ритмичность работы)

4 пок-ли сбыта(объем реализации, остаток ГП на складах)

5 пок-ли использования средств произ-ва(ФО, ФЕ)

6 пок-ли использования средств труда (основные материалы, вспомогот топливо)

7 пок-ли использования трудовых ресурсов (фонд з\п, выработка работника,)

8 пок=ли себестоимости продукции (уровень затрат на ед-цу продукции, структура производ и ком расходов)

9 пок-ли прибыльности и рентабельности (соотношение эффекта и понесенных затрат)

10 пок-ли финн состояния предприятий (ликвидности, финн устойчивости)

 

27. Сущность способа сравнения в АХД. Сопоставление плановых и фактических показателей

Сравнение – научный метод познания, в процессе которого неизвестное сопоставляется с удже известным, с целью определения общих черт или различий.

 

Сопоставление плановых и фактических показателей

 

Группировки.

Этапы построенія:

Виды факторного анализа

Детерминированное моделирование факторных систем. Требования

Способ цепной подстановки.

Заключается в последовательной замене плановой величины каждого фактора на фактич значение, и в оценке влияния произведенной замены на результативный пок-ль.

Достоинства: простота и универсальность; использование во всех видах моделей.

Недостатки: рез-ты расчетов зависят от последовательности замены факторов; активная роль в изменении обобщающего пок-ля необоснованно относится на последний фактор в модели.

Алгоритм проведения:

1) для мультипликативной модели Y=a*b*c*d

Y0=a0*b0*c0*d0

Yусл1=a1*b0*c0*d0

Вліяніе факторов рассчіт-ся по формуле: дельтаY=Y1-Y0

дельтаYa= Yусл1- Y0

 

 

2)для кратных моделей

 

47. Способ абсолютных разниц

Используется только для мультиплик и смешанных моделей.

Суть:

Преимущества: простота расчета, особенно если табл содержит отклонения

Недостаток: ограниченное использование

Для смешанной моделей:

Y=a(b-c)

Ya=дельта a(b0-c0)

Yb=a1*дельта b

Yc=a1 *(-дельта с)

48. Способ относительных разниц разниц

Используется только для мультиплик и смешанных моделей.

Для того чтобы определіть вліяніе факторов:

1)басисную величину рез пок-ля Y умножаем на относит прирост 1 –го фактора

2) к базисной величине Y прибавить его изменение за счет 1 –го фактора и эту сумму умножить на относит прирост 2-го фактора

Преимущества: простота расчета особенно в моделях с большим количеством факторов

Разновидностью этого метода является способ процентных разниц:

Его достоинства: проще метода цепных подстановок

Высокая эффективность, если требуется рассчитать влияние большого кол-ва факторов

Методика проведения:

1 базисную величину Y умножаем на % перевыполнения плана по первому фактору

2 базисную величину Y умножаем на разность между % выполнения плана по 2 и 1 фактору и т.д

3 для последненго фактора: базисную величину Y умножаем на разность между % выполнения плана по рез-му показателю и предпоследнему фактору

 

Индексный метод

Индексы – относит величина, которая характеризует изменение во времени и пространстве уровень изучаемого явления или степень выполнения плана.

Виды индексов:

1 индекс цен: Ip = (∑p1*q1)/ (∑p0*q1)

2 индекс физического объема продукции: Iq= (∑q1*p0)/ (∑p0*q1)

3 индекс производит-ти труда::It= (∑t0*q1)/ (∑t1*q1) t-производит одного человека

4 индекс себестоимости: Iq= (∑z1*q1)/ (∑z0*q1) z – себестоимость одного конкретного вида изделия

 

50. Интегральный метод

 

Применяется для преодаления основного недостатка детерминированного моделирования: влияния расположения факторов в модели на итоговый пок-ль.Для того, чтобы нейтралізовать вліяніе наразложімого остатка используется интегральный метод. Он применяется во всех типах моделей.

Для мультипликативной модели:

Y=a*b

Дельта Ya= Дельта a*b0+ 0.5 Дельта a* Дельтаb

Дельта Yb = Дельта b*a0 +0.5 Дельта a* Дельтаb

Преимущества: высокая точность расчетов

Позволяет избежать неоднозначность оценки факторов

Недостаток: сложность расчета

Корреляционный анализ

Это мнтод установления связи и измерения тесноты между наблюдениями, кот случайны и распределены по нормальному закону. Корреляционный анализ выявляет связь, но не вскрывает её причины.

А – показывает среднее изменение итог пок-ля с изменением фактора на единицу

В – постоянная величина итог пок-ля

Если r от 0 до 0.3 – связь слабая

В реал жизни итоговые пок-ли зависят от комплекса факторов, поэтому следует применять множественный корреляц анализ. Для этого исходная информац д б проверена на точность, однородность, и соответствие норм распределению. Критерием однородности служат среднеквадратич отклонение, коэф-нт вариации.

Линейное программирование

Программирование- означает распределение ресурсов наилучшим образом для достижения поставленных целей

Линейное программирование – выбрать из всех возможных впариантов лучший, оптимальный, др способами выбрать оптим вариант невозможно

Особенности

1 альтернативность вариантов решения

2 конкретные огранич условия целей

Требования к постановке задач:

1 четкая колич измеримая целевая функции

2 определение системы ограничений, связанных с наличием запасов

3 возможность многовариантных решений

4 модели задач должны содержать линейную зависимость

 

Базовые положения ФСА

1 потребителя интересует не продукция как таковая, а польза от его использования

2 потребитель стремится сократить свои затраты

3 функции изделия можно реализовать различн способами, а значит с различной эффективностью и затратами

4 среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие которые соотносят качество и цену, которое будет являтся оптимальнгым для потребителя

Этапы SWOT-анализа

Первый этап - сбор аналитической информации. Отметим, что информация, необходимая для проведения анализа, должна присутствовать на предприятии всегда. Это необходимо для эффективного управления бизнесом. Но недостаточно только располагать информацией, необходимо грамотно и эффективно ее использовать.

Второй этап - анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон предприятия. SWOT-анализ необходимо проводить отдельно для каждого продукта, рынка, конкурента.

Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностям и угрозам рынка.

Третий этап - сопоставление сильных и слабых сторон предприятия и факторов внешней среды. Этот этап предполагает построение матрицы на основе стандартной методики.

Четвертый этап - определение основных действий, актуальных для того или иного сочетания сил, возможностей, угроз и слабостей. Выбранные мероприятия необходимо расставить по времени их осуществления, а также определить ответственного за его осуществление и срок реализации.

Вопросы к экзамену

По дисциплине «Теория анализа хозяйственной деятельности»

Для групп Б 38,39,40

Курс

 

 

1. Понятие экономического анализа

2. Место АХД в системе экономических наук

3. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием

4. Предмет и объекты АХД

5. Содержание, цели и задачи АХД

6. Принципы АХД

7. Пользователи аналитической информации

8. Функции экономического анализа

9. Классификация экономического анализа по функциональному признаку, роли и задачам

10. Классификация видов экономического анализа: по отраслевому признаку, по пространственному и временному признаку

11. Классификация видов экономического анализа по методике изучения объектов анализа и по субъектам (пользователям анализа)

12. Классификация видов экономического анализа и область их применения: по степени охвата изучаемых объектов, по содержанию программ, в зависимости от учета фактора времени

13. Особенности проведения перспективного анализа

14. Особенности проведения оперативного анализа

15. Особенности проведения текущего анализа

16. Особенности внутрихозяйственного и межхозяйственного анализа

17. Метод как способ исследования. Характерные черты метода АХД.

18. Системный подход в анализе хозяйственной деятельности

19. Общие методы научного исследования

20. Частные методики экономического анализа

21. Неформализованные методы экономического анализа

22. Формализованные (математические) методы экономического анализа

23. Классификация экономических показателей по содержанию, по отраслевому признаку, по степени синтеза

24. Классификация экономических показателей в зависимости от порядка исчисления

25. Классификация экономических показателей по причинно-следственным связям, по способу формирования

26. Система показателей КАХД

27. Сущность способа сравнения в АХД. Сопоставление плановых и фактических показателей

28. Сущность способа сравнения в АХД. Сопоставление фактических показателей с нормативными. Межхозяйственный сравнительный анализ

29. Способы сравнительного анализа

30. Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности. Сущность, цели, задачи

31. Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности. Этапы проведения

32. Способы приведения показателей в сопоставимый вид

33. Средние величины в экономическом анализе.

34. Относительны величины в экономическом анализе.

35. Группировки.

36. Графические методы аналитических исследований.

37. Балансовый способ.

38. Способы табличного представления аналитических данных.

39. Понятие факторного анализа. Сущность, цели и задачи

40. Виды факторного анализа

41. Этапы проведения факторного анализа

42. Классификация и систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности

43. Детерминированное моделирование факторных систем. Требования

44. Виды детерминированных факторных систем

45. Способы моделирования детерминированных факторных систем

46. Способ цепной подстановки.

47. Способ абсолютных разниц

48. Способ относительных разниц разниц

49. Индексный метод

50. Интегральный метод

51. Сущность стохастического анализа. Условия проведения

52. Этапы стохастического анализа

53. Корреляционный анализ

54. Психологические методы в анализе. Метод мозговой атаки

55. Психологические методы в анализе. Метод ассоциаций и аналогий

56. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и анализа экономических процессов

57. Этапы проведения экономико-математического моделирования

58. Классы задач экономических исследований

59. Линейное программирование

60. Динамическое программирование. Основные принципы задач

61. Понятие и сущность хозяйственных резервов, их классификация по пространственному признаку

62. Классификация хозяйственных резервов по признаку времени и в зависимости от стадии жизненного цикла изделия

63. Классификация хозяйственных резервов в зависимости от элементов производства в зависимости от способа выявления по экономической природе и характеру воздействия на результаты производства

64. Принципы организации поиска и подсчета резервов

65. Методика определения и обоснования величины резервов. Способ прямого счета

66. Методика определения и обоснования величины резервов. Способы детерминированного факторного анализа

67. Понятие об экономической информации

68. Классификация экономической информации по содержанию информации и по уровням управления

69. Классификация экономической информации по объему информации и по формам представления

70. Организация информационных потоков на предприятии. Принципы и требования

71. Этапы формирования информационного обеспечения предприятия

72. Документальное оформление результатов анализа

73. Сущность и задачи функционально - стоимостного анализа. Цели, преимущества и недостатки

74. Базовые положения ФСА

75. Принципы организации функционально - стоимостного анализа

76. Последовательность проведения функционально - стоимостного анализа. Подготовительный этап

77. Последовательность проведения функционально - стоимостного анализа. Информационный и Аналитический этап

78. Последовательность проведения функционально - стоимостного анализа. Исследовательский этап

79. Последовательность проведения функционально - стоимостного анализа. Рекомендательный этап и этап внедрения

80. Опыт и перспективы использования функционально-стоимостного анализа

81. Понятие маржинального анализа. Значение и задачи анализа

82. Основные этапы маржинального анализа.

83. Анализ функциональной связи между издержками и объемом производства продукции

84. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

85. Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации

86. Сущность SWOT-анализа. Внутренние факторы

87. Сущность SWOT-анализа. Внешние факторы

88. SWOT-анализ. сопоставления возможностей предприятия условиям рынка

89. Этапы SWOT-анализа

90. Правила проведение SWOT-анализа

По субъектам

внутренний – проводится на хоз субъекте длчя нужд оперативного краткосрочного и долгосрочного упрвления

внешний – на основе финн и статистич отчетности органами хоз управления

 

Классификация видов экономического анализа и область их применения: по степени охвата изучаемых объектов, по содержанию программ, в зависимости от учета фактора времени

Сплошной анализ – исследование всех без исключ объектов

Выборочный – исследование только части объектов, что ускоряет аналитич процесс и выработку управленч решений

По содержанию программ

комплексный – предприятие изуч всестороннее

локальный – изучает отдельные подразделения предприятия

тематический – изучает отдельные стороны деят-ти предприятий

По времени:

Динамический – основан на изучении пок-лей, измен во времени. Здесь формир-ся ряды динамики

Статический – изучает финн-хоз состояние предприятия на основе пок-лей не учитывая их изменение во времени

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.159 с.)