Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение передаточного числа

Поиск

Распределение передаточного числа

Передаточное число привода uпр определяют как частное от деление угловой скорости (частоты вращения) вала двигателя wдв (nдв) угловую скорость (частоту вращения) рабочего органа wр.о (nр.о):

(1.13)

Вал двигателя муфтой связан с быстроходным валом редуктора; вал, на котором расположен рабочий орган, связан соединительной муфтой с тихоходным валом редуктора.

Угловая скорость рабочего органа wр.о, например, барабана (механизмов подъема, лебедки или ленточного конвейера), звездочки цепного конвейера, хо­дового колеса механизмов передвижения, может быть определена так

где n - линейная скорость цепи, ленты, каната и т.д.; D - диаметр барабана, звездочки, ходового колеса и т.п.

Если привод, кроме закрытой зубчатой передачи, включает в себя еще ре­менную, цепную или открытую зубчатую, то передаточное число редуктора оп­ределяют как частное от деления передаточного числа привода uпр на переда­точное число ременной, цепной или открытой зубчатой передачи

(1.14)

 

Значения номинальных передаточных чисел цилиндрических редукторов по ГОСТ 2185-66 приведены в табл. 1.4.

По массогабаритным показателям передачи невыгодно выполнять одно­ступенчатые передачи с большими передаточными отношениями. При u ≥8 ре­комендуют перейти к двухступенчатому, а при u ≥45 — к трехступенчатому ре­дуктору. Максимальное передаточное число трехступенчатого редуктора равно 315.

Масса и габариты редуктора зависят от того, как распределено переда­точное отношение по ступеням.

Уменьшать габариты и массу редуктора можно за счёт термообработки колёс до высокой твёрдости, особенно в крупносерийном производстве. При высокой твёрдости зубьев встречаются случаи, когда главным критерием рабо­тоспособности становится прочность не по контактным, а по изгибным напря­жениям.

Число ступеней можно определить по табл. 1.4, исходя из общего переда­точного числа редуктора.

Таблица 1.4

Номинальные передаточные числа цилиндрических редукторов (ГОСТ 2185-66)

 

 

Тип редуктора Номинальные передаточные числа
    Одноступенчатый 1 ряд 1,0 1,25 1,6 2,0 2,5 3,15
2 ряд 1,12 1,4 1,8 2,24 2,8 3,55
1 ряд 4,0 5,0 6,3 8,0 10,0 12,5
2 ряд 4,5 5,6 7,1 9,0 11,2  
    Двухступенчатый 1 ряд 6,3 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0
2 ряд 7,1 9,0 11,2 14,0 18,0 22,4
1 ряд 25,0 31,5 40,0 50,0 63,0 -
2 ряд 28,0 35,5 45,0 56,0 - -
    Трехступенчатый 1 ряд 31,5 40,0 50,0 63,0 80,0  
2 ряд 35,5 45,0 56,0 71,0 90,0  
1 ряд            
2 ряд           -

 

Так как тихоходная ступень нагружена больше, чем быстроходная, то пе­редаточное отношение второй (тихоходной) ступени рекомендуют брать меньше, чем первой (быстроходной). Рекомендуется также для соосного редуктора увеличивать коэффициент ширины колёс ψba от быстроходной к тихоходной ступени.

ГОСТ 2185-66 допускает максимальное отклонение от номинального пе­редаточного числа для одноступенчатых редукторов: Δu = ±2,5% при u £4,5 и Δ и = ±4% при u >4,5. Для двух- и трехступенчатых редукторов при всех значениях передаточного числа и отклонение не более чем на Δu = ±4%.

Для распределения передаточного числа между ступенями можно поль­зоваться табл. 1.5-1.8.

Таблица 1.5

Передаточные числа ступеней косозубо-прямозубых

трехосных редукторов (a wT / a wБ =1,4)

Параметр u Передаточное число редуктора
  11,2 12,5         22,4 и более
uб 4,5   5,6 6,3 7,1  
uт 2,24 2,5 2,8 u /8
                   

Таблица 1.6

Передаточные числа ступеней косозубо-прямозубых

соосных редукторов (ψbaт=2,5 ψbaб)

Параметр u Передаточное число редуктора
  11,2 12,5         22,4     31,5 и более
uб 4,5 5,6 6,3 7,1      
uт   2,24 2,5 2,8 3,15 u / u б
                             

Таблица 1.7

Передаточные числа ступеней косозубых или прямозубых

трехосных редукторов (a wT / a wБ =1,4)

Параметр u Передаточное число редуктора
  11,2 12,5         22,4     31,5
uб 3,55   4,5   5,6 6,3 7,1  
uт 2,8 3,15 3,55  
                               

 

 

Таблица 1.8

Передаточные числа ступеней

косозубых или прямозубых соосых редукторов (ψbaт/ ψbaб =2)

Параметр u Передаточное число редуктора
  11,2 12,5         22,4     31,5
uб 4,5   5,6 6,3 7,1    
uт 2,24 2,5 2,8 3,15 3,55
                                 

 

В табл. 1.5-1.8 ψbaт, ψbaб – коэффициенты ширины соответственно тихоходной и быстроходной ступеней.

Тихоходный вал

Определяют диаметр выходного конца вала

(4.7)

 

гдеi - номер тихоходного вала в редукторе (i =2 для двухступенчатого иi =3 для трёхступенчатого редуктора).

Принимаем по ГОСТ 12080-66 и

Конструктивно назначают диаметры шеек вала под подшипники

 

(4.8)

 

с округлением до ближайшего стандартного значения диаметра внутреннего кольца подшипника.

Принимают диаметр вала под зубчатым колесом

(4.9)

 

с округлением по ряду Ra 40.

Определяют усилия, действующие на вал:

Усилие от муфты

(4.10)

 

 

Определяем необходимые расстояния для вычисления реакций опор на тихоходном валу. Для вала, приведённого на рис. 4.2, это делается следуюим образом:


li=(0,8…1)diп; (4.11)

сi=(bw1-bw2)/2; (4.12)

LТ=bw2+2ci+2Δ+biп; (4.13)

LТ=lМi + li- ci -biп/2. (4.14)

 

Промежуточный вал

Определяют диаметр вала под колесом быстроходной ступени

(4.15)

с последующим округлением по Ra 40.

Диаметр внутреннего кольца подшипника предварительно выбирают на 2...5 мм меньше, чем dкол округлением до стандартного размера.

Отличительной особенностью промежуточного вала является наличие буртика между колесом быстроходной ступени и шестерней тихоходной ступени (см. рис. 4.3). Его диаметр dбурт принимают обычно на 3...6 мм больше, чем dкол по ряду Ra 40. Ширина буртика может лежать в пределах 3...5 мм.

Определение длин участков вала производят по аналогии с п.п. 4.1 и 4.2. Каких-либо дополнительных пояснений здесь не требуется.

Рис. 4.2 – Расчетная схема тихоходного вала

Рис.4.3 – Расчетная схема промежуточного вала


 

5. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ

 

5.1. Быстроходный вал

Проверочный расчет валов на прочность выполняют на совместное действие деформаций изгиба и кручения. При этом цель расчета - определить коэффициент запаса усталостной прочности и сравнить с допускаемым значением, равным [s] = 1,5...2,5 [2].

Рассмотрим расчёт на примере вала-шестерни. Материал вала тот же, что и для шестерни, так как это единая деталь (см. п.4.1).

Расчетная схема вала представляет собой балку на двух опорах с прило­женными к ней сосредоточенными силами (см. рис.4.1), определёнными в п.4.1. Силы в зацеплении считают приложенными посередине ширины венца шестерни. Консольную силу от муфты в тех случаях, когда тип муфты не конкретизируется, следует считать приложенной к концу вала. Важно правильно принять направление сил. Следует помнить, что окружная сила на шестерне направлена против направления вращения шестерни, радиальная сила направлена к оси вала, направление осевой силы зависит от направления окружной силы и направления наклона зуба, а консольная сила направлена параллельно окружной и в противоположную сторону.

Затем определяют опорные реакции и строят эпюры изгибающих и крутящих моментов так, как это рассматривается в курсе сопротивления материалов.

Выбирают опасное сечение вала. Следует учитывать, что опасным являстся не то сечение, диаметр которого меньше, и не то, в котором действуют наибольшие моменты, а то, которое имеет минимальный коэффициент запаса прочности - S. Коэффициент S — комплексный показатель, учитывающий не только размеры сечения и действующие в нём нагрузки, но и свойства материала, термообработку, наличие концентраторов напряжений и пр. Поиск опасного сечения сам по себе представляет серьёзную задачу и может включать в себя расчёт нескольких «подозрительных» сечений. Поскольку курсовой проект имеет учебный характер, студентам разрешается проверять одно сечение при условии грамотного обоснования его выбора.

В качестве опасного сечения принято сечение А-А, в котором действуют большой изгибающий момент и имеется концентратор напряжения в виде посадки подшипника с натягом.

Вычисляют нормальное амплитудное напряжение изгиба в опасном сечении вала

(5.1)

где МА - изгибающий момент в сечении А-А, Н·м; Wx - осевой момент сопро­тивления сечения вала, мм³ (для круглого сечения Wх = 0,1·diп3).

Вычисляют амплитудное касательное напряжение в опасном сечении вала

(5.2)

где T1 - крутящий момент, Н·м; Wp - полярный момент инерции сопротивления сечения вала, мм³ (для круглого сечения Wp = 0,2·diп3).

Определяют коэффициент концентрации нормальных напряжений в расчетном сечении вала

(5.3)

где Кσ - коэффициент концентрации нормальных напряжений (табл. 5.1); Кd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения (см. табл. 5.2); KF - коэффициент влияния шероховатости поверхности (для шероховатости поверхности по ряду Ra 2,5...0,63 мкм и σb =700 МПа KF = 1,1, при σb =900 МПа KF =1,15); Ky - коэффициент влияния поверхностного упрочнения (для валов без поверхностного упрочнения Ky =1).

Определяют предел выносливости в расчетном сечении вала

(5.4)

где σ-1 - предел выносливости гладких образцов при симметричном цикле на-гружения, МПа;

(5.5)

Аналогично находят коэффициент концентрации касательных напряжений

(5.6)

где Кτ - коэффициент концентрации касательных напряжений (табл. 5.1).

Затем определяют (τ-1) D – предел выносливости в расчетном сечении при кручении

(5.8)

где τ-1=0,58·σ-1- предел выносливости гладких образцов при кручении, МПа.

Определяют коэффициенты запаса прочности по нормальным и касатель­ным напряжениям

(5.9)

и общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении

(5.10)

При выполнении условия S≥[S] вал обладает требуемой усталостной прочностью. Если же условие не выполняется, то следует либо увеличить диаметр опасного сечения, либо применить сталь с более высокими прочностными характеристиками, либо устранить концентратор напряжений.

 

Тихоходный вал

Назначают материал вала. В отличие от вала-шестерни тихоходный вал и колесо изготавливают раздельно, поэтому вал может быть выполнен из стали другой марки, чем колесо. Следует, однако, учитывать, что для ограничения номенклатуры материалов целесообразно использовать такую же сталь.

Намечают опасное сечение. Для вала, показанного на рис. 4.2, это может быть либо С-С, в котором вал ослаблен шпоночным пазом, либо В-В, в котором действует максимальный изгибающий момент и имеется концентратор на­пряжений в виде посадки подшипника с натягом. Предположим для опреде­лённости, что в качестве опасного выбрано сечение С-С.

Вычисляют амплитудное нормальное нrапряжение

(5.11)

где Мс – изгибающий момент в сечении С-С, Н·м, равный

Моменты сопротивления Wx и Wр вычисляют по формулам, приведенным в табл. 5.3.

 

Таблица 5.3 - Коэффициенты концентрации напряжений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметры Кσ, при σВ, Н/мм² Кτ при σа, Н/мм²  
t/r r/d  
             
Для ступенчатого перехода галтелью  
£1 0,01 1,35 1,4 1,45 1,3 1,3 1,3  
0,02 1,45 1,5 1,55 1,35 1,35 1,4  
0,03 1,65 1,7 1,8 1,4 1,45 1,45  
0,05 1,6 1,7 1,8 1,45 1,45 1,55  
од 1,45 1,55 1,65 1,4 1,4 1,45  
£2 0,01 1,55 1,6 1,65 1,4 1,4 1,45  
0,02 1.8 1,9 2,0 1,55 1,6 1,65  
0,03 1,8 1,95 2,05 1,55 1,6 1,65  
0,05 1,75 1.9 2,0 1,6 1,6 1,65  
£3 0,01 1,9 2,0 2,1 1,55 1,6 1,65  
0,02 1,95 2,1 2,2 1,6 1,7 1,75  
0,03 1,95 2,1 2,25 1,65 1,75 1,75  
£5 0,01 2,1 2,25 2,35 2,2 2,3 2,4  
0,02 2,15 2,3 2,45 2,1 2,15 2,25  
Для шпоночных пазов, выполненных фрезой  
концевой 1,6 1,9 2,15 1,4 1,7 2,05  
дисковой 1,4 1,55 1,7  
Эвольвентные шлицы 1,45 1,6 1,7 1,43 1,49 1,55  
Для посадки с натягом  
Диаметр вала d, мм Кσ/Kd Кτd  
  2,5 3,0 3,5 1,9 2,2 2,5  
  3,3 3,95 4,6 2,45 2,8 3,0  
  3,3 3,95 4,6 2,4 2,8 3,2  
Обозначения: t - высота упорного буртика, r - радиус галтели; d - диаметр вала в опасном сечении  
                     

 

Таблица 5.2 – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения Кd

 

 

Напряженное состояние материала   Диаметр вала d, мм
         
Изгиб для углеродистой стали 0,88 0,85 0,81 0,76 0,71
Изгиб для легированной стали 0,77 0,73 0,70 0,67 0,62
Кручение для всех сталей

 

Вычисляют амплитудное касательное напряжение

(5.13)

где Т3 – крутящий момент на валу по рис. 4.2, Н·м.

Определяют коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений

(5.14)

(5.15)

Таблица 5.3 – Осевые и полярные моменты сопротивления сечения вала

Сечение вала Wнетто Wриетто
Круглое сплошное 0,1d2 0,2d2
Вал со шпоночной канавкой
Шлицевой вал
Вал-червяк

Вычисляют пределы выносливости по нормальным и касательным напряжениям в опасном сечении

(5.16)

(5.17)

Затем определяют коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям и общий запас усталостной прочности так, как это было показано в п. 5.1. Сравнивают значение S с допускаемой величиной и либо делают вывод о достаточной прочности вала, либо вносят в конструкцию вала необходимые изменения.

Промежуточный вал

 

Во многих случаях промежуточный вал выполняют заодно с шестерней тихоходной ступени (вал-шестерня), поэтому для него справедливо то, что было сказано о материале быстроходного вала в п. 6.1.

В качестве опасных могут рассматриваться сечения В-В и С-С (см. рис. 4.2). В сечении В-В действует наибольший изгибающий момент. Но диаметр сечения С-С значительно, и, кроме того, вал в этом сечении ослаблен шпоночным пазом, поэтому логично будет ожидать именно в нем возникновения максимальных напряжений.

Пусть опасным считается сечение С-С. Тогда ход проверки аналогичен приведённому в п. 5.2.


 

ПРОВЕРКА ПОДШИПНИКОВ

Подшипники тихоходного вала

Подшипники рассматриваемого в качестве примера вала (см. п.п. 4 и 5) испытывают чисто радиальные нагрузки.

Определяют эквивалентную радиальную нагрузку на наиболее нагру­женную опору В

(6.5)

затем – требуемую динамическую грузоподъемность

(6.6)

где wТ – угловая скорость тихоходного вала.

Найденное значение требуемой грузоподъемности сравнивают с табличной величиной (см. п. 6.1).

Зубчатые колеса

Форма зубчатого колеса может быть плоской или со ступицей, выступающей с одной стороны. Значительно реже (в одноступенчатых редукторах) колеса делают со ступицей, выступающей в обе стороны.

При небольших диаметрах колес их изготовляют из прутка, а при больших получают заготовки свободной ковкой с последующей токарной обработкой.

Ширину ступицы lСТ колеса желательно принимать равной или больше ширины b2 зубчатого венца (lСТ≥ b2). Принятую длину ступицы согласуют с расчетной и с диаметром посадочного отверстия d: lСТ =(0,8... l,5) d, обычно lСТ =(1,0...1,2) d

Диаметр dСТ назначают в зависимости от материала ступицы: для стали - dСТ =(l,5...1,55) d; для чугуна - dСТ =(1,55...1,6) d; для легких сплавов - dСТ =(1,6... 1,7) d. Меньшие значения - для шлицевого соединения колеса с валом, большие - для шпоночного соединения и соединения с натягом.

Толщину обода колеса S принимают:

(9.1)

где m - модуль зацепления, мм.

На торцах зубчатого венца (зубьях и кромках обода) выполняют фаски, величину которых находят по соотношению

(9.2)

с округлением до стандартного значения.

На прямозубых зубчатых колесах фаску выполняют под углом аф=45°, на косозубых колесах при твердости рабочих поверхностей менее 350 НВ — под углом аф= 45°, а при более высокой твердости - аф= 15...20º.

Острые кромки торцов ступицы также притупляют фасками, размеры ко­торых принимают по табл. 9.1.

При серийном производстве заготовки колес получают из прутка свободной ковкой, а также ковкой в штампах. При годовом объеме выпуска колес более 50 шт. экономически оправдана ковка в простейших односторонних подкладных штампах.

Таблица 9.1 - Размеры фасок на торцах ступицы колеса

d, мм 20...30 30...40 40...50 50... 80 80... 120 120......150 150......250 250......500
f,мм 1,0 1,2 1,6 2,0 2,5 3,0 4,0 5,0

 

При готовом объеме выпуска более 100 шт. применяют двусторонние штампы. Для свободной выемки заготовок из штампа принимают значения штамповочных уклонов γ≥7° и радиусов закруглений R ≥6 мм.

Конструкция колеса показана на рис. 9.1.

 

где S ст=0,5(d ст- d).

В диске обычно выполняют 4...6 технологических отверстий диаметром 18...22 мм.

Для уменьшения влияния термической обработки на точность геометри­ческой формы зубчатые колеса при НВ >350 делают массивными:

(9.4)

 

Нормализованные и улучшенные колеса делают с более тонким диском (С = 0,25b 2).

Зубчатые колеса, вращающиеся с относительно высокой частотой (n≥1000 мин-1), обрабатывают кругом и балансируют путем высверливания отверстий на торцах обода.

Базовыми поверхностями при нарезании зубьев являются поверхность центрального отверстия и торцы зубчатого венца. Производительность возрастает при нарезании зубьев в «пакете» из двух колес и более.

Червячные колеса

Червячные колеса, как правило, выполняют составными: центр колеса (ступицу с диском) - из стали, реже из серого чугуна, а зубчатый венец (обод) — из антифрикционного материала.

В единичном и мелкосерийном производстве зубчатые венцы соединяют с центром посадкой с натягом. Для обеспечения точной сборки колеса на наружной поверхности центра предусматривают буртик, в который упирается обод при его запрессовке, и эта форма является традиционной.

Центр колеса представляет собой деталь, подобную по своей форме зубчатому колесу, но с гладкой наружной цилиндрической поверхностью, и рекомендуемые соотношения размеров ступицы и диска те же, что и в п. 9.1. Единственное отличие состоит в том, что размер S (см. рис. 9.1) определяют в зависимости от делительного диаметра червячного колеса d2: S= 0,06d2.

Характерным размером обода является его толщина

(9.5)

где dн - диаметр посадочной цилиндрической поверхности центра.

Пользуясь этим соотношением, находят S0 и dH.

На зубьях обода выполняют такие же фаски, что и на зубьях цилиндрических зубчатых колес (см. п. 9.1).


 

СМАЗКА РЕДУКТОРОВ

Для снижения трения, шума и вибрации, защиты от коррозии, уменьшения интенсивности износа, отвода тепла и продуктов износа в редукторе необходимо предусмотреть надежную смазку.

Зубчатые и червячные передачи смазывают жидкими маслами картерным непроточным способом (окунанием). Сорт масла выбирают в зависимости от контактного напряжения в передаче и характерной скорости. В зубчатых передачах такой скоростью является окружная скорость шестерни (или колеса), в червячной - окружная скорость червяка. Масло для зубчатой передачи следует выбирать по табл. 10.1. Для червячных передач при σН £200МПа и n£5 м/с принимают масло И-Г-С-320, а при n > 5 м/с - масло И-Г-С-220.

Обозначение индустриальных масел состоит из четырёх знаков, каждый из которых обозначает: первый (И) - индустриальное, второй - принадлежность к группе по назначению (Г - для гидравлических систем, Т - для тяжелонагруженных узлов), третий - принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам (А - масло без присадок, С — масло с антиокислительными, антикоррозионными противоизносными и противозадирными присадками), четвёртый (число) - класс кинематической вязкости.

Таблица 10.1 - Рекомендуемые сорта масла по ГОСТ 20799-88 для зубчатых передач

 

Контактное напряжение, МПа Окружная скорость, м/с
<2 2...5 >5
<600 И-Г-А-32 И-Г-А-32 И-Л-А-22
600... 1000 И-Г-А-68 И-Г-А-46 И-Г-А-32
1000... 1200 И-Г-А-68 И-Г-А-68 И-Г-А-46

 

Колесо цилиндрической зубчатой передачи должно окунаться в масляную ванну на глубину h (2m...0,25d2), где m - модуль зацепления. Колесо конической передачи - до половины зуба (до среднего диаметра зубчатого венца). В червячной передаче с нижним расположением червяка следует обеспечить погружение червяка на глубину не менее 2,2 m.

При картерном смазывании передачи и окружных скоростях более 1 м/с масло разбрызгивается зубьями колёс, а при скоростях более 3 м/с внутри корпуса образуется масляный туман. И в том, и другом случае нет необходимости предусматривать специальную смазку подшипников, т.к. они будут смазываться тем же маслом, что и передачи. Именно такие скорости характерны для большинства редукторов общего назначения.

Особое значение имеет смазка для червячных передач, т.к. без интенсивной смазки возможен перегрев редуктора. Следует обеспечить объём масла в картере V, дм³, равный

 

где РдвТ – требуемая мощность двигателя, кВт.

Устройства для заливки масла в корпус редуктора и слива масла для замены, отдушины, маслоуказатели, а также различные типы уплотнений см. [1,2,4].


 

ТРЕБОВАНИЯ К РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(УРГУПС)

 

Рабочие чертежи

 

11.2.1. Сборочный чертеж редуктора

 

Разработка сборочного чертежа редуктора производится в соответствии с ГОСТ 2.109-73. Сборочный чертёж выполняется на чертёжной бумаге формата А1 карандашом в стандартном масштабе, например, 1:1; 1:2; 1:2,5; 1:4 таким образом, чтобы было использовано всё поле чертежа. Чертеж должен содержать три проекции редуктора (главный вид, разрез по плоскости разъёма и вид сбоку), а при необходимости - дополнительные виды и разрезы; номера позиций для спецификации, размеры; текстовую часть и основную надпись. Он должен давать полное представление о конструкции. Допускается компьютерное исполнение чертёжно-технической документации.

Размеры на сборочном чертеже наносят в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Линейные размеры и отклонения линейных размеров на чертеже указывают в миллиметрах без обозначения единиц величин.

Сборочный чертёж должен содержать следующие размеры:

- габаритные;

- присоединительные (диаметр и количество отверстий для крепления редуктора к раме или фундаменту, а также размеры между осями этих отверстий; расстояния от установочной плоскости до осей быстроходного и тихоходного палов; межосевые и конусные расстояния; диаметры и длины выходных концов валов);

- посадочные (колёс и подшипников на валы, подшипники в корпус

и т.п.).

Кроме того, могут быть указаны и другие размеры, позволяющие, по мне­нию разработчика, пояснить особенности работы механизма, форму деталей, способы их закрепления и т.д.

Номера позиций (ГОСТ 2.109-79) указывают на полках линий-выносок, проводимых от элементов сборочной единицы на сборочном чертеже. Номера позиций располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изо­бражения и группируют в колонки или строки. Размер шрифта номеров позиций должен быть на один — два размера больше, чем для размерных чисел. Допуска­ется делать общую линию-выноску с вертикальным расположением номеров по­зиций (например, для группы крепёжных деталей). Линии-выноски не должны пересекаться, не должны пересекать размерные линии. Началом линии-выноски является точка, отмечающая тот элемент, от которого линия-выноска проводится.

Текстовую часть располагают на свободном поле чертежа над основной надписью в колонки шириной 180... 185 мм. Текстовая часть сборочного чертежа редуктора содержит обязательные и дополнительные данные. Обязательные данные - техническая характеристика и технические требования, дополнительные данные - характеристика зацепления.

Техническая характеристика содержит: фактическое передаточное число редуктора; вращающий момент на тихоходном валу; частоту вращения быстро­ходного вала.

Технические требования включают: указания размеров для справок, обо­значение смазочных материалов для передач и подшипников, требования к по­крытию плоскости разъёма основания и крышки корпуса редуктора.

Характеристика зацепления (основные геометрические параметры передач) оформляются в виде таблицы, которая заполняется для зубчатых (червячных) передач следующим образом.

Числа зубьев шестерни (червяка) и колеса.

Модуль зацепления.

Угол наклона линии зубьев (витков червяка).

Ширина шестерни (длина нарезаемой части червяка) и колеса.

Степень точности передачи.

Примеры.

 

Характеристика зацепления

Модуль m 1,5
Число зубьев шестерни z1  
колеса z2  
Угол наклона зубьев β
Ширина шестерни b1  
колеса b2  
Степень точности - 8-В

 

Техническая характеристика

1. Передаточное число редуктора u=4.

2.Вращающий момент на тихоходном валу Т2 =516 Н • м.

3. Частота вращения быстроходного вала n1 = 790 об/мин.

 

Технические требования

1.Размеры для справок.

2.В редуктор залить масло И-Г-А-46 ГОСТ 20799-88 до верхней отметки маслоуказателя.

3.Допускается эксплуатировать редуктор с отклонением от горизонтального положения на угол до 5°. При этом должен быть обеспечен уровень масла, достаточный для смазки зацепления.

 

11.2.2. Чертежи деталей

 

Чертежи деталей редуктора должны иметь все данные, необходимые для изготовления деталей в соответствии с их назначением и расчётами, т.е. содержать указания по форме, размерам, точности, шероховатости поверхностей, материалу и термообработке, отделке и пр.

Детали изображают в положении, в котором деталь устанавливают на станке. Например, ось детали вращения (вал, зубчатое колесо, шкив) располагают параллельно основной надписи чертежа. Изображение детали на чертеже должно иметь минимальное число проекций, видов, разрезов и сечений. Каждый размер следует указывать на чертеже лишь один раз.

Размеры на чертежах не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный. Справочные размеры на чертеже обозначаются знаком «*». Размеры, относящиеся к одному конструктивному элементу, следует группировать в одном месте. Частой ошибкой является включение в общую размерную цепь ширины фасок и канавок. Размеры фасок и канавок должны быть указаны отдельно. Размерные числа на нескольких параллельных или концентрических размерных линиях следует наносить в шахматном порядке. Размеры элементов деталей, обрабатываемых совместно, заключают в квадратные скобки. В технических требованиях в этом случае записывают: «Обработку по размерам в квадратных скобках производить совместно с деталью №...».

В редукторах общего назначения применяют преимущественно посадки в системе отверстия с основным отверстием H. Для посадок с зазором рекомен­дуют применять неосновные валы с допусками по f, g, h; для переходных посадок - js, k, m, n; для посадок с натягом — р, г, s. Это следует учитывать при постановке на чертеже размеров детали.

Важным качеством детали является шероховатость её поверхностей. Ос­новные параметры шероховатости по ГОСТ 2789-73:

Ra - среднее арифметическое отклонение профиля, мкм;

Rz - высота неровностей профиля, мкм;

tp - относительная опорная длина профиля.

Параметр Ra является основным для деталей в машиностроении. Параметр Rz назначают для несопрягаемых, грубо обработанных поверхностей, а также для поверхностей, получаемых литьем, ковкой, чеканкой. Значение шероховатости указывают в соответствии с требованиями ГОСТ 2.309-73.

 

11.3. Спецификация

 

Спецификацию выполняют на отдельных листах формата А4 по ГОСТ 2.108-68. Первый лист спецификации содержит основную надпись по форме 2, последующие - по форме 2а. В общем случае спецификация состоит из следующих разделов: документация, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, материалы.

В графе «Поз.» (позиция) указывают порядковый номер составных частей редуктора.

В графе «Обозначение» - шифр чертежа составной части (для стандартных изделий эту графу не заполняют).

В графе «Наименование» — наименование изделия (для стандартных изделий указывают наименование и условное обозначение по соответствующему стандарту).

В графе «Кол.» - количество составных частей в редукторе.

Сведения о документации, сборочных единицах, деталях и стандартных изделиях оформляются в виде разделов с заголовками. Заголовки пишут в графе «Наименование» и подчёркивают сплошной линией. Выше и ниже заголовка ос­тавляют по одной свободной строке. В разделе «Документация» указывают на­именование документа, например, «Сборочный чертёж» и «Пояснительная за­писка». В разделе «Сборочные единицы» и «Детали» запись производят в порядке возрастания обозначений, например, «Указатель жезловый», «Крышка-отдушина», «Корпус», «Крышка корпуса». В разделе «Стандартные изделия» приводят наименования и обозначения изделий в соответствии со стандартом, по группам изделий.


 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.138 (0.016 с.)