Понятие и основания классификации охраняемых объектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основания классификации охраняемых объектов.



Одним из направлений осуществления государственной охраны является защита охраняемых объектов, под которой понимается совокупность мероприятий по охране и обороне охраняемого объекта, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.

Понятие охраняемых объектов закреплено в ст. 1 ФЗ «О государственной охране». К ним относятся:

1) здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны;

2) здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны;

3) здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

Классификация охраняемых объектов позволяет установить взаимосвязь между охраняемым объектом, с одной стороны, организацией его защиты, пропускным режимом и его технической оснащенностью, с другой стороны.

Охраняемые объекты могут быть классифицированы по следующим четырем основаниям:

а) по взаимосвязи с объектами государственной охраны;

б) по назначению охраняемого объекта;

в) по субъекту имущественных прав на охраняемый объект;

г) по уязвимости охраняемого объекта.

По взаимосвязи с объектами государственной охраны охраняемые объекты делятся на две группы:

1) объекты, защищаемые с целью обеспечения безопасности объекта государственной охраны. К таким объектам относятся объекты, на которых постоянного или временно пребывают охраняемые лица, например, официальные и загородные резиденции Президента РФ, Приемная Президента РФ, официальная резиденция Правительства РФ. Организация защиты подобных объектов, как правило, устанавливается приказом ФСО России.

2) Объекты на которых не пребывают охраняемые лица. Указанные объекты, как правило, принадлежащие на праве оперативного управления органам государственной охраны. Например, комплекс зданий академии ФСО России, здания центров специальной связи и информации ФСО России и т.д. Организация защиты подобных зданий определяется приказом начальника органа государственной охраны.

В зависимости от назначения охраняемые объекты делятся:

на действующие – на них постоянно или временно находятся объекты государственной охраны;

резервные, предназначенные для размещения объектов государственной охраны в случаях военного положения или иных чрезвычайных случаях;

объекты обеспечения, предназначенные для размещения сотрудников органов государственной охраны или обсуживающего персонала, а также для выполнения вспомогательных функций.

Все охраняемые объекты, как правило, находятся в федеральной собственности. В зависимости от государственного органа реализующего право оперативного управления в отношении охраняемого объекта последние делятся на объекты, принадлежащие органам государственной охраны, или объекты, принадлежащие иным государственным органам (например, Управлению делами Президента РФ). Если имущественные права на охраняемый объект не принадлежат органу государственной охраны, то пропускной режим на это объект устанавливается совместным правовым актом органа государственной охраны и администрацией, владеющей охраняемым объектов.

По уязвимости все охраняемые объекты делятся на четыре группы. Отнесение охраняемого объекта к определенной степени защиты определяет техническую оснащенность охраняемого объекта. К объектам первой степени защиты относятся Московский Кремль, официальная резиденция Правительства РФ и ряд других объектов.

Наиболее уязвимые охраняемые объекты отнесены к четвертой степени защиты. К подобным объектам, например, относятся отдельные складские и хозяйственные помещения, принадлежащие органам государственной охраны.

Зависимость технической оснащенности охраняемого объекта от степени защиты регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами.

 

2. Понятие, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности оперативного подразделения органов государственной охраны.

Под ОРД понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В органах государственной охраны оперативным подразделением является оперативное управление ФСО России, только оно уполномочено на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Содержание ОРД составляют проводимые оперативно-розыскные мероприятия. ФЗ Об ОРД предусмотрен закрытий перечень, включающий в себя 14 оперативно-розыскных мероприятий.

Социальное назначение ОРД деятельности заключается в защите человека, общества и государства от преступных посягательств.

Цели ОРД указаны в ст. 1 ФЗ об ОРД и состоят в защите от преступных посягательств а) жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; б) собственности; в) безопасности общества и государства.

Под задачами ОРД понимается способ достижения цели. Задачи оперативного управления ФСО России закреплены в положении о подразделении, утвержденном приказом ФСО России.

Основными задачами оперативного управления ФСО России являются:

предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;

прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

участие в пределах своих полномочий в противодействии коррупции:

организация, координация и контроль мероприятий по защите государственной тайны в органах государственной охраны;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной охраны в пределах своих полномочий;

обеспечение собственной безопасности органов государственной охраны.

По функциональной направленности задачи оперативного управления делятся на три группы:

- задачи превентивного значения. Задачи по предупреждению совершения преступлений и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, охраняемых объектов или органов государственной охраны;

- задачи обнаружения. Задачи по выявлению правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;

- задачи пресечения. Данную группу задач составляют меры указанные в ФЗ Об ОРД. К ним относится изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

Билет 4(5,6).

1. Понятие и содержание принципов государственной охраны.

Принципы осуществления государственной охраны – это основополагающие идеи и правила, которыми руководствуются органы государственной охраны при решении поставленных перед ними задач. Закрепленные в ст. 3 Федерального закона «О государственной охране».

К таким принципам относятся: 1) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 3) централизованное руководство; 4) взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности; 5) непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; 6) сочетание гласных и негласных методов деятельности; 7) подконтрольность и поднадзорность; 8) приоритет предупредительных мер.

Принципы осуществления государственной охраны можно классифицировать на две группы:

общие принципы – принципы, характерные для деятельности всех государственных органов;

специальные принципы – принципы, характерные только для деятельности органов государственной охраны.

К первой группе принципов относятся законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, подконтрольность и поднадзорность, а ко второй группе – централизованное руководство, взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности, непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер, сочетание гласных и негласных методов деятельности, приоритет предупредительных мер.

Под законностью следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных актов всеми без исключения сотрудниками органов государственной охраны. Каждое действие и решение сотрудника должны основываться на законе. В тесной связи с законностью находится воинская дисциплина, под которой понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами и приказами командиров.

В ФЗ «О государственной охране» содержатся следующие положения, обеспечивающие соблюдение законности: четкое нормативное закрепление прав и обязанностей органов государственной охраны, ограничение круга должностных лиц, имеющих право вмешиваться в деятельность сотрудников, исчерпывающий перечень оснований применения сотрудниками оружия, специальных средств и физической силы.

Основными гарантиями реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной охраны являются:

право потерпевшего на обжалование неправомерных действий сотрудников их прямым начальникам, в суд или военную прокуратуру;

возложение на органы государственной охраны обязанности по возмещению материального ущерба причиненного их сотрудниками при выполнении служебных задач;

запрет на сообщение кому бы то ни было полученных в процессе деятельности сведений о частной жизни, привлечение к ответственности сотрудников, допустивших злоупотребление властью или превышение служебных полномочий.

Подконтрольность и поднадзорность. Государственный надзор в области государственной охраны осуществляют органы военной прокуратуры. При выявлении нарушений законодательства военные прокуроры вправе требовать отмены незаконных правовых актов должностных лиц, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, и также принимать другие меры по привлечению к ответственности сотрудников.

Контроль над деятельностью органов государственной охраны осуществляют вышестоящие органы государственной охраны и Президент РФ, а в пределах полномочий, закрепленных в федеральных законах – Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Контролирующие органы в пределах своих полномочий вправе давать указания обязательные для исполнения.

При централизованном управлении различаются несколько форм подчинения: 1) прямое; 2) в оперативном отношении; 3) в специальном отношении.

Прямое подчинение означает подчинение во всех отношениях всем вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного. Прямые начальники несут ответственность за все стороны деятельности подчиненных им подразделений.

Подчинение в оперативном отношении ест неполное и временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить задачи подчиненному ему в этом отношении подразделению и несет ответственность за эту стороны деятельности. Так, например, при проведении охранных мероприятий в отношении Президента РФ все подразделения органов государственной охраны переходят в оперативное управление должностного лица СБП ФСО России, отвечающего за организацию охранного мероприятия. Подчинение в оперативном отношении реализуется и при создании сводных отрядов для обеспечения крупномасштабных охранных мероприятий.

Подчинение в специальном отношении предусматривает подчинение по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником. Например, начальник отдела кадров службы ФСО России по вопроса кадровой работы подчинен начальнику УК ФСО России, не являющемуся для него прямым начальником.

Под взаимодействием следует понимать согласованное по задачам, целям, принципам, методам и средствам согласованное осуществление государственной охраны государственными органами обеспечения безопасности.

Наиболее часто органы государственной охраны взаимодействуют с органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, подразделениями МЧС России, ВС РФ, внутренними войсками МВД России.

Непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.Данный принцип означает, что осуществление государственной охраны ведется независимо от времени года и суток. Кроме того, нахождение объекта государственной охраны в отпуске, освобождение его от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности не является основанием для прекращения мероприятий по охране данных лиц.

При осуществлении государственной охраны системно и комплексно используются правовые, организационные, охранные, режимные, оперативно-розыскные, технические, информационные и иные меры.

Сочетание гласных и негласных методов деятельности.Данный принципсостоит в использовании сотрудниками как открытых методов служебной деятельности, например, проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр транспортных средств при их проезде на охраняемый объект,, так и скрытых методов – ведение негласного наблюдения сотрудником охраны, опрос и наведение справок оперативными сотрудниками.

Принцип приоритета предупредительных мер заключается в том, что органы государственной охраны должны уделять выявлению причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, а также принимать меры к устранению (нейтрализации, ослаблению) этих причин и условий, недопущению реализации указанных угроз. Для решения данной задачи законодательство уполномочивает органы государственной охраны принимать меры административно-правового, оперативно-розыскного, охранного, режимного, оперативно-розыскного, технического и информационного характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.021 с.)