Технологии развивающего обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии развивающего обучения



На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Прогрессивное развитие личности - процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

В современной педагогике все группы качеств личности:

ЗУН - знания, умения, навыки;

СУД - способы умственных действий;

СУМ - самоуправляющие механизмы личности;

СЭН - эмоционально-нравственная сфера;

 

Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:

РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП.

 

Акценты целей этих теорий следующие:

1. По И. П. Волкову - выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить обучаемых к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

2. По Г. С. Альтшуллеру - обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать эвристические (изобретательские) задачи.

3. По И. П. Иванову - воспитать общественно активную творческую личность, способную приумножить собственную культуру, внести вклад в построение правового демократического общества.

 

 


Вопрос 15

Дистанционные технологии обучения.

Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.

 

Технологии ДО - совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

 

В мировой практике ДО для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

• предоставление учебников и другого печатного материала;

• пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

• дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

• видеопленки;

• трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;

• кабельное телевидение;

• голосовая почта;

• двусторонние видеоконференции;

• односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону.

 

Все перечисленные формы предполагают высокий уровень индивидуализации обучения, не исключающий делового общения с ведущими специалистами в данной области знания.

 

Учебный процесс с СДО обладает следующими основными свойствами:

1. Гибкость -Студенты СДО в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни.

 

2. Модульность -В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс программ создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

 

3. Экономическая эффективность -Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования.

 

 

4. Дидактические принципы ДО - Можно выделить следующий перечень дидактических особенностей дистанционного образования:

• соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

• ведущая роль теоретических знаний;

• единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

• стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

• соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

• сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

• сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

• системность и последовательность в обучении;

• доступность;

• прочность овладения содержанием обучения.

 

 

В качестве основных преимуществ дистанционного обучения на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) зарубежные специалисты-практики указывают:

 

• обеспечение удобными средствами для обучения или общения;

• широкие возможности для групповой работы;

• более успешное общение с преподавателем (методистом);

• сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);

• свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

• удобство при ведении личных дел учащихся;

• возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;

• возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

 

Зарубежные исследователи отмечают, что потенциал компьютерного дистанционного обучения (КДО) может быть наиболее удачно использован при изучении курсов, включающих обсуждение, интенсивную умственную активность, решение задач, а также предполагающих коллективную деятельность.

Особенностью предлагаемого подхода к порядку создания курса ДО является включение этапа апробации курса на базе очного образования. Это всегда возможно в случае существования модульных элементов обучения в учебном заведении и существования локальной автоматизированной системы подготовки. Используя этот этап, можно наиболее эффективно выявить ошибки методического и технологического характера.

Вопрос 16

Система воспитательной работы в вузе: сущность, направления, критерии эффективности.

 

Система взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности состоит из взаимодействия делового и личного характера. Деловые отношения связаныс соблюдением процедур, правил, которыеустановленыадминистрациейипреподавателямиввысших учебных заведениях. Немецкий исследователь, директор Бимфельдского университета В. Д. Веблер выделил шесть основных, тесно взаимосвязанных компонентов процесса педагогического взаимодействия: цель, содержание, методы, рамочные условия, участники, педагог.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.009 с.)