Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производные карбоновых кислот.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опыт №9. Получение уксусноизоамилового эфира.
Реактивы: лед. уксусная кислота, концентрированная серная кислота, изоамиловый спирт. Оборудование: пробирки, пипетки, стеклянная палочка, водяная баня, стаканчик со льдом. Работать под тягой! В пробирку наливают 2 мл лед уксусной кислоты, 2 мл изоамилового спирта и 1 мл концентрированной серной кислоты. Содержимое пробирки перемешивают палочкой и помещают на несколько минут в водяную баню при температуре, близкой к кипению. Затем содержимое пробирки выливают в стакан с холодной водой. Уксусноизоамиловый эфир, всплывающий на поверхность воды, обладает характерным приятным запахом грушевой эссенции.
Опыт №10. Растворимость и обменные реакции мыла и синтетических моющих средств (СМС).
Реактивы: мыло, синтетическое моющее средство, щавелевая кислота, концентрированная уксусная кислота, 10%-ный раствор серной кислоты, стеарин, диэтиловый эфир, 1%-ный раствор фенолфталеина, 10%-ный раствор гидроксида натрия, 5%-ный раствор CaSO4, раствор хлорида магния, раствор сульфата меди (II), 10%-ный раствор уксусной кислоты, бензол. Оборудование: пробирки, пипетки, горелка, шпатель, резиновая пробка.
А) В одну из двух пробирок помещают мелко раздробленные кусочки мыла на кончике шпателя, в другую – синтетическое моющее средство (СМС). В каждую из пробирок добавляют 3-4 мл дистиллированной воды. Смесь нагревают и встряхивают, переводя испытуемые вещества в раствор. Охлаждают содержимое пробирок холодной водой. В результате раствор мыла образует плотный студень, а раствор СМС остается без изменения и в отличие от раствора мыла сильно пенится при встряхивании.
Б) Выделение жирных высших кислот из мыла. В пробирку наливают 2-3 мл водного раствора мыла и добавляют по каплям 10%-ный раствор серной кислоты. Что наблюдается?
Г) Образование нерастворимых солей высших карбоновых кислот. Загустевший раствор мыла (опыт А) снова нагревают до полного растворения. Растворы мыла и моющих средств разделяют на четыре части (восемь пробирок) и добавляют к каждой из них такие же объемы: водопроводной воды, 5%-ный раствор гипса CaSO4, растворы хлористого магния (морская вода) и сульфата меди. Растворы мыла дают осадки кальциевого, магниевого и медного мыла, а при встряхивании жидкости над осадком пены не образуется. Содержимое пробирки с осадком медного мыла разделяют на две части, одну нагревают до начинающегося кипения, при этом наблюдают, как медное мыло всплывает в виде изумрудно-зеленого кольца (если в растворе находится избыток натриевого мыла, то зеленого кольца не получается). Растворы СМС при взаимодействии с теми же реактивами резких изменений не дают.
Опыт №11. Качественная характеристика эмульгирующих свойств мыла и моющих средств.
Реактивы: растительное масло, мыло (раствор), синтетическое моющее средство (раствор). Оборудование: пробирки, пипетки, резиновая пробка. В каждую из трех пробирок помещают по 2 капли растительного масла. В одну пробирку доливают 5-6 мл дистиллированной воды, а в другие по 5-6 мл 10%-ных растворов мыла и моющих средств. Сильно встряхивают содержимое пробирок и оставляют на 5 минут до образования эмульсий. В первой пробирке (вода) эмульсия содержит довольно крупные капли масла, которые выделяются сразу при стоянии; эмульсия в водном растворе мыла более устойчива, но уступает эмульсии в растворе СМС. Опыт №12. Омыление жира.
Реактивы: раствор растительного мыла, 15%-ный раствор гидроксида натрия. Оборудование: пробирки, коническая колба на 50 мл, электрическая плитка, асбестовая сетка. В коническую колбу вместимостью 50 мл наливают 20 капель растительного мыла и 4-5 мл 15%-ного раствора гидроксида натрия, тщательно перемешивают и кипятят на асбестовой сетке 3-4 мин. Гидролиз жира можно считать законченным, если несколько капель гидролизата (белого цвета), внесенные в пробирку, будут полностью растворяться в дистиллированной воде(без выделения капелек масла). Полное растворение пробы свидетельствует о том, что нерастворимое в воде масло полностью гидролизовано с образованием растворимых в воде глицерина и солей высших жирных кислот. Реакция щелочного гидролиза (омыления) протекает по следующей схеме: В отчете напишите наблюдения, уравнения всех проделанных реакций, механизмов и дайте названия полученным веществам.
Вопросы коллоквиума: 1. Как изменяются физические свойства (Тпл/Ткип, плотность, агрегатное состояние) в гомологическом ряду карбоновых кислот и почему? 2. Напишите уравнение реакции и механизм получения сложного эфира – этилпропионата и пропилформиата. Какова роль среды реакции? 3. Напишите уравнения реакции гидролиза полученных сложных эфиров. 4. Что такое эмульсия. Какие явления лежат в основе действия моющих средств? 5. Особенности малеиновой и фумаровой кислот. 6. Нахождение в природе важнейших производных карбоновых кислот и их применение. Лабораторная работа №12 «Азотосодержащие органические соединения»
К азотсодержащим соединениям относятся соединения, содержащие группы, в которые входят азот. К таким группам, например, относятся нитро- (-NO2) и аминогруппы (-NH2). Среди них также различают алифатические и ароматические соединения, например:
Этиламин Нитрометан
Аминобензол 2,4,6-тринитрофенол (Анилин) (Пикриновая кислота)
Производные углеводородов, содержащие аминогруппу –NH2 называются аминами. Различают первичные, вторичные и третичные амины в зависимости от замещения атома водорода аминогруппой: Первичный амин вторичный амин третичный амин Анилин является простейшим представителем ароматических аминов. Ароматические амины в отличие от аминов жирного ряда представляют собой слабые основания, водный раствор ароматических аминов не изменяет окраску лакмуса и фенолфталеина, хотя с сильными кислотами эти амины образуют соли. При действии азотистой кислоты в кислых растворах на холоде на анилин и другие ароматические первичные амины образуются так называемые соли диазония: Азотсодержащие соединения образуют большой класс красителей. Одной из таких групп красителей являются азокрасители. Согласно хромофорно - ауксохромной теории цветности, предложенной О. Виттигом в 1887 г., окраска органического соединения обусловлена наличием в его молекуле ненасыщенных группировок, например азогруппы (-N=N-), нитрогруппы (NO2), хиноидной группировки () и другие. Эти группы были названы хромофорами. В азокрасителях хромофорной группой является азогруппа –N=N-, находящаяся между двумя ароматическими радикалами или же между ароматическим и гетероциклическим радикалами, например:
Анилиновый желтый
Получают азокрасители реакцией сочетания диазотированного ароматического первичного амина с аминами или фенолами. Реакцией азососчетания, приводящей к образованию азокрасителей, называют реакцию между солью диазония и ароматическими соединениями, содержащими электронодорнорные заместители (-NH, -NHR, -NR2, -OH), например:
Практическая часть
Опыт №1. Образование солей анилина.
Реактивы: анилин, концентрированная соляная кислота, концентрированная серная кислота, раствор нитрита натрия. Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки. А) В пробирку с 5 мл воды добавляют несколько капель анилина и взбалтывают. Что наблюдается? Добавляют в пробирку несколько капель концентрированной HCl. Записывают уравнение реакции. Далее к полученному солянокислому анилину добавляют раствор нитрита натрия. Что при этом происходит? Б) В пробирке смешивают 1 мл анилина и 0,5 мл разбавленной серной кислоты. Что наблюдается?
Опыт №2. Бромирование анилина.
Реактивы: анилин, бромная вода. Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки. В пробирку наливают 3 мл воды, добавляют 0,5 мл анилина и встряхивают. Затем приливают 0,5 мл бромной воды. Что наблюдается?
Опыт №3. Получение хлористого фенилдиазония. Реактивы: раствор солянокислого анилина, иодкрахмальная бумага, 20%-ный раствор нитрита натрия Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки, стакан, лед. В пробирку наливают 5 мл раствора солянокислого анилина и охлаждают, помещая пробирку в стакан со льдом. Затем по каплям добавляют 20%-ный раствор нитрита натрия до появления на иодкрохмальной бумажке синего пятна, которое свидетельствует об избытке нитрита натрия и, следовательно, о конце диазотирования. Образовавшийся водный раствор хлористого фенилдиазония используют для получения азокрасителей.
Опыт №4. Получение азосоединений.
Реактивы: 10%-ный раствор NaOH, фенол, анилин, концентрированная соляная кислота, диметиланилин, 10%-ный раствор HСl, раствор ацетата натрия. Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки. А) Получение красителя анилинового оранжевого. В пробирке с 2 мл 10%-ного раствора NaOH растворяют 0,1 г фенола. Затем приливают примерно равный объем соли диазония (опыт 3). В пробирке немедленно появляется интенсивное окрашивание.
Б) Получение красителя анилинового желтого. В пробирку помещают 4 капли диметиланилина, 2 мл воды и для растворения добавляют по каплям при встряхивании 10%-ный раствор HCl. Смесь охлаждают и добавляют в нее 3 мл раствора хлористого фенилдиазония (опыт 3), а затем 2 мл насыщенного раствора ацетата натрия (его добавляют для связывания соляной кислоты, т.к. реакция азосочетания в сильнокислой среде не идет). Смесь взбалтывают. Что наблюдается?
В) Получение кислотного азокрасителя. К 2 мл водного раствора хлористого фенилдиазония (опыт 3) прибавляют равное количество фенола в щелочи. Появляется интенсивное красное окрашивание (раствор должен быть все время щелочным).
Опыт №5. Получение фенолфталеина.
Реактивы: фталевый ангидрид, фенол, концентрированная серная кислота, этиловый спирт, раствор щелочи. Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки. В пробирку помещают 1 г фталевого ангидрида, 1 г фенола и добавляют 2 капли концентрированной H2SO4. Смесь нагревают в течение нескольких минут. Затем охлаждают и прибавляют к ней 2 мл этилового спирта. Несколько капель полученного фенолфталеина наливают в другую пробирку с раствором щелочи. Что наблюдается? Раствор подкисляют. Что наблюдается?
Опыт №6. Получение флуоресцеина.
Реактивы: фталевый ангидрид, резорцин, концентрированная серная кислота, этиловый спирт, водный раствор аммиака. Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки. В пробирку помещают 0,5 г фталевого ангидрида, 0,5 г резорцина и несколько капель серной кислоты. Смесь расплавляют в пробирке до получения темно-красного сплава, После охлаждения сплав растворяют в небольшом количестве спирта. Спиртовой раствор флуоресцеина выливают в колбочку с водным раствором аммиака. Что наблюдается? Какой цвет имеет полученная жидкость в проходящем и отраженном свете?
В отчете пишут наблюдения, уравнения всех проделанных реакций и называют веществам. Делают выводы.
Вопросы коллоквиума: 1. Восстановление ароматических нитросоединений в нейтральной, щелочной и кислой средах. Привести примеры. 2. Таутомерия нитросоединений и диазосоединений. Привести примеры. 3. Напишите уравнение реакции ацилирования анилина уксусным ангидридом. 4. Напишите схему получения сульфаниловой кислоты. 5. Реакции диазотирования и азосочетания. Механизмы. Лабораторная работа №13 «Гетероциклические соединения» К классу гетероциклов относятся вещества, содержащие циклические группировки атомов, включающие в цикл кроме атомов углерода и другие (гетеро-) атомы. Наибольшее значение имеют гетероциклы, содержащие атомы N, O и S. Они называются соответственно азот-, кислород- и серосодержащие гетероциклы. Свойства гетероциклов определяется не только имеющимися гетероатомами, в значительной степени они зависят от характера связей в цикле. Гетероциклы, не содержащие кратных связей, как правило, по химическим и физическим свойствам похожи на соответствующие ациклические соединения. Но существует и другая, очень обширная группа гетероциклов, имеющих сопряженные системы кратных связей. Такого рада гетероциклы напоминают своей устойчивостью и типами реакций бензол, а его производные получили название ароматических гетероциклов. Гетероциклические соединения по количеству атомов в цикле делятся на пяти- и шестичленные, например:
тетрагидрофуран пирролидин фуран пиррол тиофен пиридин
Гетероциклы могут включать несколько гетероатомов, как одинаковых, так и различных, например:
имидазол пиримидин 1,3,5-триазин оксазол тиазол
Еще различают конденсированные гетероциклические соединения, содержащие дополнительный цикл, например:
Индол бензимидазол хинолин изохинолин
Практическая часть Опыт №1. Растворимость пиридина в воде и его основные свойства. Реактивы: пиридин, красная лакмусовая бумага. Оборудование: пробирки, пипетки. К 1 мл пиридина приливают 5 мл воды. Каплю полученного раствора наносят на красную или индикаторную бумагу. Какой цвет приобретает индикаторная бумага? Почему? Объясняют значение рН. К капле пиридина осторожно прибавляют концентрированную соляную кислоту. Затем к реакционной смеси добавляют воду. Что при этом наблюдается?
Опыт №2. Образование солей пиридина. Реактивы: водный раствор пиридина (опыт №1), 2%-е растворы хлорида железа (III) и сульфата меди (II). Насыщенный раствор пикриновой кислоты. Оборудование: пробирки, пипетки. В две пробирки наливают по 1 мл 2%-ых растворов хлорида железа (III) и сульфата меди (II) и добавляют по 1-2 капли раствора пиридина, полученного в предыдущем опыте. Что при этом происходит? Ко второй пробирке добавляют избыток гидроксида меди (II). Что наблюдается? К 1 мл насыщенного раствора пикриновой кислоты приливают 5-10 капель раствора пиридина и встряхивают. Что при этом наблюдается? Данная реакция используется для обнаружения пиридина.
Опыт №3. Устойчивость пиридина к окислителям.
Реактивы: пиридин, 1% раствор перманганата калия, 1% раствор гидрокарбоната натрия (NaHCO3). Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки, электрическая плитка. В пробирку помещают по одной капле раствора пиридина, 1%-ного раствора перманганата калия, 1% -ного раствора гидрокарбоната натрия. Содержимое пробирки встряхивают и нагревают в течение 2 минут. Изменяется ли цвет раствора?
Опыт №4. Основные свойства хинолина.
Реактивы: хинолин, концентрированная соляная кислота, 10% раствор NaОH. Оборудование: пробирки, пипетки, резиновые пробки. В пробирку помещают 2 капли хинолина, 3 капли воды и по каплям до полного растворения хинолина, приливают 3-4 капли концентрированной соляной кислоты. К солянокислому раствору хинолина добавляют 4 капли 10% -ного раствора NaОH. Объясняют выделение тяжелой капли свободного хинолина.
Опыт №5. Получение фурфурола.
Реактивы: отруби, 20%-ый раствор серной кислоты. Оборудование: круглодонная колба, обратный холодильник, пипетки, плитка, аппарат для перегонки. К 3 г отрубей (кукурузные початки, древесные опилки, шелуха семечек) добавляют 30 мл 20%-ой серной кислоты и нагревают реакционную смесь на водяной бане с обратным холодильником в течение 30 минут. Фурфурол образуется из пентозанов, которые вместе с клетчаткой входят в состав отрубей:
Реакционную смесь отфильтровывают от отрубей и с фильтратом осуществляют перегонку при атмосферном давлении (см. лаб. раб №1, опыт 4). Фурфурол имеет т. пл. 1620С, а серная кислота 3200С. С помощью мерного цилиндра или пробирки определяют объем полученного после перегонки фурфурола. Для доказательства полученного фурфурола проводят качественную реакцию на фурфурол и его окисление (опыты №6, 7 лабораторной работы № 13) для сравнения проводят эти же реакции с эталоном – реактивом фурфурола, который имеется в лаборатории.
Опыт №6. Качественная реакция на фурфурол.
Реактивы: анилин, уксусная кислота, фурфурол. Оборудование: часовое стекло, пипетки, фильтровальная бумага. На два часовых стекла наносят каплю анилина и смешивают ее с одной каплей уксусной кислоты. Далее на первое добавляют каплю фурфурола, полученного в опыте №5, а на другое – каплю фурфурола, имеющегося в лаборатории.
Описывают свои наблюдения и делают вывод. Почему полученный фурфурол прозрачный и бесцветный, а реактив фурфурола имеет коричневый цвет? Опыт №6. Окисление фурфурола.
Реактивы: фурфурол, аммиачный раствор оксида серебра. Оборудование: часовое стекло, пипетки. На два часовых стекла наносят каплю аммиачного раствора оксида серебра и на первое добавляют каплю фурфурола, полученного в опыте №5, а на другое – каплю фурфурола, имеющегося в лаборатории. Наблюдают появление черного пятна свободного серебра.
В отчете пишут наблюдения, уравнения всех проделанных реакций и называют веществам. Делают выводы.
Вопросы коллоквиума:
1. Напишите структурные формулы следующих соединений: 2,5-диметилфуран, 2-хлортиофен, 2,5- диэтилпиррол, 2-аминопиридин. 2. Объясните причину ароматического характера фурана, тиофена и пиррола. 3. Напишите уравнения реакции полного и неполного гидрирования фурана, дайте названия полученным продуктам реакций. 4. Перечислите области применения фурфурола.
Список рекомендуемой литературы к разделу «Ознакомительный (малый) практикум»
1. Иванов В.Г., Гева О.Н., Гаверова Ю.Г. Практикум по органической химии. - М.: Академия, 2000. 2. Артеменко А.И. Практикум по органической химии. - М.: Высшая школа, 2001. 3. Травень В.Ф. Органическая химия. В 2 т. – М.: Изд. Академкнига, 2001. 4. Реутов О.А., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. – М.: Изд. Московского университета, 1992. 5. Грандберг И.И. Органическая химия. –М.: Дрофа, 2002.
3.3. Методы синтеза органических соединений
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.125 (0.01 с.) |