Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование высшего, центрального государственного управления в 1 четверти 19 в.

Поиск

Основными характеристиками развития были дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата. В этот период усложнившиеся задачи государства потребовали создания новых высших правительственных учреждений с более четкими подразделениями и функциями. Усложнялась внутренняя организация правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство. Между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи — в России впервые появились ведомства.

В официальной идеологии этого периода господствовала идея всесословного характера власти. На протяжении всей 1-й половины XIX в. сохранялась сословная структура общества, оформившаяся в эпоху правления Екатерины II.

Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. Укрепляется тенденция, берущая начало в петровские времена. Игнорирование и неуважение к закону начинают трактоваться как преступление.

Носителями высшей власти в империи в этот период были Александр I и Николай I.

Государственный строй Российской империи в годы правления Александра I выглядел следующим образом: император, обладавший всей полнотой власти, опирался на разветвленный чиновничий аппарат; высшим совещательным органом при императоре с 1801 по 1810 г. был Непременный совет. В 1810 г. Непременный совет был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет.

Председателем Государственного совета был император. Высшим судебным органом Российской империи был Сенат. В самом начале XIX в., в 1802 г., Сенат был объявлен верховным учреждением империи и в соответствии с этим должен был контролировать деятельность коллегий и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего собирал и обобщал необходимые материалы, которые затем передавал в случае необходимости компетентным органам. На Сенат были возложены функции Конституционного суда.

В 1-й половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность полусамостоятельных учреждений — департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, а также несколько генералов. Возглавлял департамент обер-прокурор.

В 1802 г. был издан указ об учреждении вместо коллегий министерств: Военного, Морского, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

В 1810 г. на базе Министерства внутренних дел было создано Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями. Однако этот опыт оказался не очень удачным, и в 1819 г. оно было ликвидировано, а его функции переданы Министерству внутренних дел.

Эффективной была организация Государственного казначейства, Были также образованы Главное управление путей сообщения. В 1824 г. Министерство духовных дел было ликвидировано.

В целом образование министерств усилило централизацию государственного аппарата. Также были значительно расширены возможности канцелярий, возросло их влияние.

Для решения межведомственных вопросов созывались совещания министров. Комитет министров был еще одним высшим законосовещательным органом Российской империи. Суть его деятельности состояла в совещании царя с высшими чиновниками по вопросам, которые затрагивали интересы различных ведомств.

Таким образом, функции высших центральных учреждений — Комитета министров, Государственного совета и Сената — неизбежно зачастую переплетались.

В таких условиях особенное значение приобретали личностные качества высших чиновников и императора.

Важнейшим центральным органом государственного управления в России в 1-й половине XIX в. была Собственная Его Императорского Величества канцелярия, созданная в конце XVIII в.

При вступлении на российский престол Николая I роль Канцелярии особенно усилилась. В 1826 г. было образовано первое отделение. В его задачу входил контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств. Оно занималось назначением и увольнением высших чиновников.

В задачу второго отделения, созданного в 1826 г., входили анализ и обобщение юридической практики, запись законов Российской империи.

Важнейшим было третье отделение, на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, которая ведала вопросами политической и государственной безопасности. В его задачи входили руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

Сформировалась структура третьего отделения, которая с конца 20-х гг. включала 8 отделов. Так, 1-й отдел организовывал сбор данных по всем вопросам, входящим в компетенцию 3-го отделения; 2-й отдел организовывал контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников; 3-й осуществлял борьбу с подделкой денег и ценных бумаг; 4-й организовывал надзор над гражданами; 5-й координировал усилия по административной высылке поднадзорных; 6-й осуществлял руководство за местами лишения свободы; 7-й организовывал наблюдения за иностранными подданными на территории империи. Основной задачей 8-го отдела было проведение научных изысканий по всем вопросам, интересующим третье отделение, для чего собирались и обобщались статистические и прочие материалы, готовились справки и доклады.

Канцелярию вполне можно рассматривать как высший правительственный орган с самыми широкими полномочиями и важнейшими функциями.

25. Проекты реформ в системе управления в Российской империи (начало 19 в).

Правящие круги России стремились усилить государственный аппарат и провести меры, которые бы сгладили общественные противоречия. Перестройка государственного аппарата пошла по пути усиления бюрократического начала. Был реорганизован Сенат.

По закону о «свободных хлебопашцах», изданному в 1803 г., помещикам разрешалось освобождать крепостных крестьян за выкуп при обязательном наделении их земельными участками. На основании закона о «свободных хлебопашцах» за всю первую четверть XIX в. освободилось лишь 47 тыс. душ мужского пола.

Обсуждение вопросов внутренней и внешней политики России в первые годы царствования Александра I происходило в Негласном комитете — немногочисленной и замкнутой группе, в которую входили лица, близкие к царю и пользовавшиеся большим влиянием на него.

Результаты деятельности Негласного комитета были очень невелики. Предполагалось обезоружить растущую в стране критику самодержавия и сохранить неизменными основы существующего строя. Наступившее после Тильзита временное сближение с Наполеоном усилило эту группировку бюрократии. Разработка плана реформ была поручена М. М. Сперанскому. В своем проекте он придавал самодержавной монархии форму конституционного устройства. Он предполагал создать сложную четырехстепенную систему представительных учреждений, право выбора в которые ограничивалось имущественным цензом и не распространялось на помещичьих крестьян.

Сперанский ограничивал произвол помещичьей власти над крестьянами: крепостные подлежали наказанию только по решению суда, их феодальные повинности регламентировались законом или добровольным соглашением. Помещичьи крестьяне получали также право приобретать движимую и недвижимую собственность

«План государственного преобразования» Сперанского при всей своей ограниченности намечал в перспективе развитие в России буржуазных отношений. Поэтому он и вызвал решительное противодействие со стороны влиятельных крепостников. Из всех его предложений было осуществлено лишь учреждение в 1810 г. Государственного совета, который стал совещательным органом при царе.

Александр I отстранил Сперанского от дел и отправил его в ссылку. Накануне назревавшей войны с Францией царское правительство стремилось обеспечить себе единодушную поддержку всей массы дворян.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.125 (0.008 с.)