Предпринимательская оценка предприятия, работающего в сфере ресторанного бизнеса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательская оценка предприятия, работающего в сфере ресторанного бизнеса.



 

Любой ресторатор, планируя свой проект, тем или иным образом оценивает его – на какую категорию публики рассчитывать и сколько ее придет, какой средний чек должен быть в заведении, какой интерьер, и, наконец, каким образом спланировать финансовую сторону вопроса. А именно, подсчитать затраты на открытие, ожидаемый срок возврата вложенных средств, и, соответственно, прибыль. В зависимости от ниши – фаст-фуд, демократичный или эксклюзивный ресторан – средний счет, оплачиваемый клиентом, колеблется от $5-10 до $100. Наиболее активно – по два-три заведения в месяц – в Москве сегодня открываются демократичные заведения, средний счет в которых – $25-30[2]. Самая популярная кухня – японская. По прогнозам специалистов, эта тенденция сохранится в ближайшие два года. Другой успешный вариант – кухня фьюжн, нетрадиционное смешивание различных вкусов. На рис 1 представлена информация о структуре рынка ресторанов Москвы по среднему чеку[3].

Наиболее насыщенным и наименее динамичным является сегмент элитных/дорогих ресторанов (средний чек превышает $50), который составляет порядка 4% от общего количества точек общественного питания. Чаще всего это заведения с узкой специализацией кухни и «именитыми» шеф-поварами. Выбирая ресторан «высокой кухни», посетители первостепенное значение придают престижу заведения, атмосфере, квалификации персонала. И только после этого посетители обращают внимание на качество кухни. Данный сегмент рынка общественного питания в Москве практически заполнен и в ближайшее время в нем вряд ли стоит ожидать появления большого числа новых заведений.

«Демократические» рестораны превалируют на рынке классических ресторанов Москвы и составляют порядка 95-96% от их общего числа. Заведения, представленные в этом сегменте, можно разделить на три группы. В первую входят рестораны со стоимостью обеда на одного человека без спиртного в районе $10-20. В данную категорию попадают как дешевые привокзальные заведения, так и вполне приличные сетевые рестораны, такие как «Елки-Палки», «Киш-Миш».

 

Рис 1. 1Структура рынка ресторанов Москвы по среднему чеку, 2004 г., %


Вторая категория демократических ресторанов – это заведения со средней стоимостью обеда на человека в районе $20-40. Главное их отличие от предыдущей группы в том, что они уже не рассчитаны на «проходную» публику. Продукты в таких ресторанах используют более дорогие и качественные, сервис достаточно демократичен, а интерьер «с изюминкой», но без особых излишеств. Среди демократических ресторанов эта категория наиболее многочисленна – 60-65%.

Третья категория «демократических» ресторанов – заведения более высокого класса, цена обеда в которых на одного человека без спиртного составляет $40-50. В подобных заведениях в состав блюд входят изысканные и редкие продукты, обязательно наличие «фирменного» стиля и хорошего повара. Клиенты таких ресторанов – люди со средним уровнем дохода и выше среднего, но не представители «элиты».

В 2005 году средний ценовой сегмент ресторанного рынка был наиболее динамичным и быстро растущим. Именно в этой нише открылось наибольшее количество ресторанов различных национальных кухонь и концепций. По оценкам экспертов, эта тенденция сохранится еще как минимум 3-5 лет. Причем наибольшее шансы на успех будут иметь сетевые заведения.

До недавнего времени основное значение для демократического ресторана имела оригинальная концепция и приемлемое соотношение цены и качества. В свете обостряющейся конкуренции эти параметры будут необходимыми, но недостаточными. Наибольшее значение будет иметь повышение уровня сервиса, развитие дисконтных программ, персонификация отношений с клиентами.

Среди «демократических» ресторанов будут преобладать заведения с небольшим количеством позиций в меню, предлагающие блюда, знакомые и понятные среднестатистическому жителю Москвы.

Наряду с сетевыми заведениями большие шансы на успех имеют и небольшие семейные заведения – уютные ресторанчики. Резкого всплеска интереса к подобным ресторанам эксперты не обещают, но перспективы роста и популярности у них, безусловно, есть.

Типичными посетителями демократических ресторанов среднеценового сегмента в Москве являются молодые мужчины и женщины (до 35 лет) с высшим образованием, каждый второй – женат или замужем. Семья человека, который регулярно посещает рестораны средне-ценового сегмента, обычно состоит из трех человек, несколько реже – из двух или четырех человек. Большинство посетителей ресторанов этого сегмента – люди работающие и имеющие высокий доход. Большинство из них (86%) могут без труда позволить себе приобретать предметы длительного пользования. Большинство из них имеют личный транспорт и добираются до ресторана на нем или на такси. 68% респондентов пользуется интернетом, причем каждый четвертый представитель этой группы – активный пользователь, заходящий в сеть ежедневно. Посещение ресторанов – самый популярный способ проведения досуга для представителей данной группы. Каждый третий из них посещает кино и театры.

Наиболее характерная для мужчин частота посещения ресторана – 2-3 раза в неделю или раз в неделю. В то время как женщины ходят в ресторан 2-3 раза в месяц.

Лидером потребительских предпочтений сегодня является европейская кухня, далее в порядке убывания популярности следуют итальянская и русская. Наиболее вероятные «хиты», по мнению экспертов, - это вьетнамская и китайская кухни. Они ближе к «демократическому» формату и по своей сути относятся к «недорогим» кухням[4].

Наличие квалифицированного и хорошо обученного персонала одна из важнейших составляющих успешности ресторанного бизнеса.

Персонал - это один из ключевых элементов в структуре продаж ресторанных услуг. От слаженности и оперативности взаимодействия всех сотрудников, от их способности создать соответствующую атмосферу для посетителей напрямую зависят объемы продаж ресторана.

В системе продаж участвует весь персонал ресторана. Тем не менее, есть ключевые фигуры, способные в значительной степени влиять на поведение остальных сотрудников, создавать благоприятную рабочую атмосферу, формировать слаженную команду единомышленников. Через них происходит внедрение соответствующей корпоративной культуры во все структуры ресторана.

Специфика ресторанного бизнеса такова, что владелец ресторана является его управляющим. Именно он формирует концепцию ресторана, определяет направленность и стиль.

В принципе, управляющий выполняет достаточно стандартные для любого руководителя бизнеса задачи:

· разрабатывает концепцию развития ресторана;

· определяет корпоративную культуру;

· определяет стратегию позиционирования на рынке ресторанных услуг;

· осуществляет финансовый контроль за деятельностью ресторана;

· отвечает за проведение маркетинговых, рекламных, PR - мероприятий;

· осуществляет кадровое планирование;

· взаимодействует с надзорными службами.

Основная задача шеф-повара - контроль за производственными процессами, происходящими на кухне ресторана. Он подчиняется непосредственно Управляющему и его заместителю, если таковой имеется.

Одна из основных обязанностей шеф-повара - это формирование меню, приготовление блюд и контроль за соблюдением технологии.

В подчинении у него находится персонал кухни; шеф-повар отвечает за сохранность материалов и оборудования, использующихся в процессе приготовления пищи.

В рамках своих обязанностей шеф-повар отвечает за надлежащее решение следующих вопросов:

· контроль за соблюдением правил приготовления блюд в соответствии с технологией и калькуляцией;

· покупка нового и замена вышедшего из строя оборудования, инвентаря; закупка продуктов и контроль за их использованием;

· обучение нового персонала, контроль персонала, управление сменами;

· контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.

Шеф повар может отстранить от работы любого подчиненного ему работника.

Свое представление о ресторане клиент формирует в значительной степени от уровня обслуживания, где важная роль отводится официанту.

Во многом именно от их профессионализма зависит впечатление, которое сложится у клиента о ресторане. И именно они являются одним из важнейших источников информации о клиентах - их запросах и пожеланиях.

Профессия официанта не является настолько специфической, чтобы ее невозможно было освоить большинству желающих. Процесс обучения может быть как предварительным (например, в школе официантов), так и происходить непосредственно на рабочем месте официанта.

В Москве существует серьезная проблема с профессиональными официантами. Как правило, приходится идти на такой шаг, как "дообучение" на месте.

Основные требования, предъявляемые к официанту, можно сформулировать следующим образом:

· владение ресторанным этикетом;

· хорошее знание структуры Вашего ресторана и сложившейся системы обслуживания;

· аккуратность и чистоплотность;

· умение продавать;

· проявлять заботу о своем клиенте, обслуживать стильно и оперативно, предугадывая желания клиента.

Успешный официант - изначально любит общаться с людьми и имеет склонность быть вежливым и услужливым[5].

Услуги оказываются во всех предприятиях общественного питания в соответствии с правилами оказания услуг общественного питания, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.97, а так же с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 022-93 и ГОСТом Р 50764-99. Перечень услуг должен содержать: условия их организации, цены, фирменное наименование предлагаемых услуг, сведения о весе (объеме) порций готовых блюд, сведения о сертификации услуг, подлинный сертификат, копию сертификата. Все услуги должны иметь сертификат, табачные и алкогольные товары лицензию позволяющие продажу данного вида товара.

При расчете затрат на открытие ресторана необходимо принимать во внимание следующее:

1.Затраты на подбор помещения. Следует отметить, что особые сложности с помещениями наблюдаются в Москве. Это может оказаться очень длительной процедурой.

2.До того, как ресторан начнет свою работу, необходимо сделать ремонт, получить необходимые согласования и т.п. Возникает необходимость платить арендную плату еще до того, как началась деятельность. Лучше в планируемые затраты по открытию закладывать не менее трех месяцев аренды. В целом же, среднее время на открытие ресторана в Москве составляет 6 месяцев. Таким образом, затраты на арендную плату до открытия могут быть весьма значительны.

3. При открытии могут понадобиться различные проекты. Основные из них – это архитектурный проект (если вы строите ресторан или реконструируете здание), дизайн-проект, технологический проект, проект вентиляции, проекты коммуникаций. Назвать точную стоимость изготовления каждого проекта довольно затруднительно. Они могут существенно отличаться у различных исполнителей и зависеть от конкретных обстоятельств организации ресторана. Например, средняя стоимость дизайн проекта находится в диапазоне $25-70 за кв.м. и может оказаться существенно выше (данные по Москве – региональные исполнители, как правило, гораздо более демократичны). Кроме дизайн проекта, вам понадобится технологический проект, который включает в себя:

· План размещения технологического оборудования;

· План привязки оборудования к электротехническим системам;

· План привязки оборудования к сантехническим системам;

· План привязки трапов и вентиляционных зонтов

· Спецификацию оборудования

Этот проект должны выполнять только лицензированные на этот вид проектирования проектировочные организации: Мосжилниипрект, Моспроект, Оргстройниипроект.

Дополнительно могут понадобиться:

· Проект перепланировки (переоборудования) помещения

· Проект вентиляции

· Проект водоснабжения и канализации

· Проект электрики

Стоимость изготовления проекта зависит от объема планируемых перепланировок (будут ли затронуты коммуникации, капитальные стены и пр.) В среднем, стоимость работ на проектирование составляет $10-20 за квадратный метр площади. При больших площадях, как правило, предоставляются скидки. После этого, проект необходимо согласовать в следующих органах: Архитектура; СЭС; Госпожнадзор; ДЕЗ; Мосжилинспекция; Газовая инспекция.

Кроме того, необходимо получить согласие соседей (как физических, так и юридических лиц).В зависимости от места расположения, объема перепланировок и статуса объекта перечень согласований может меняться.

В среднем, согласование в каждой инстанции растягивается на месяц.

После получения всех необходимых согласований, документы поступают на межведомственную комиссию (МВК) в Управу (в зависимости от объема и сложности перепланировок в процессе согласований могут участвовать МВК префектуры и городская МВК).

После принятия положительного решения МВК и утверждения его префектурой можно приступить к осуществлению перепланировки в соответствии с согласованным проектом (На практике возможно согласование уже существующей перепланировки).

4. Ремонт/отделка помещения – как правило, очень весомые затраты. И, в зависимости от того, какая концепция будет в ресторане, могут очень сильно отличаться. Лучше исходить из того, что средний разброс стоимости отделки одного квадратного метра порядка $300-600.

После окончания строительных работ, необходимо подписать акты ввода в эксплуатацию, подтверждающие соответствие проведенных перепланировок проекту.

После этого, необходимо зафиксировать проведенную перепланировку в органах Бюро технической инвентаризации (БТИ).

Незаконные перепланировки, ненадлежащее оформление договоров аренды и прав собственности выявляются Госгоринспекцией. Размер штрафов доходит до 40 000 рублей.

Далее необходимо внести изменения в Свидетельство на право собственности, и договора аренды, заключенные на перепланированных площадях (в Москомрегистрации).

Стоимость услуг сторонних организаций по согласованию перепланировок составляет от $2000. Суммы официальных пошлин и сборов – зависят от площадей и сложности (в среднем, порядок общей суммы – $1000).

Стоимость услуг по регистрации договоров аренды, прав собственности и внесение изменений в записи ЕГРП – от $150. Размеры госпошлин зависят от площади занимаемых помещений и, в среднем, составляют 2-3 тысячи рублей.

4. После того, как решен комплекс вопросов, связанных с оформлением необходимых документов на помещение, нужно начинать процесс получения необходимых лицензий и разрешений, а именно:

· Лицензия на розничную реализацию алкогольной продукции

· Разрешение на общепит

· Санпаспорт на помещение (санпаспорт может быть уже получен собственником помещения)

· Дез-журнал

5. Параллельно с проведением строительных работ и регистрацией прав собственности необходимо получить комплекс разрешений и изготовить вывеску и другие элементы внешнего оформления ресторана. Вывеска над входом является обязательной (требование московских властей). На нее необходимо получить разрешение и оплатить необходимые госпошлины. Средняя стоимость услуг сторонних организаций по согласованию вывески составляет $200. Бланк паспорта рекламного места, где будут проставлены соответствующие согласования можно получить в государственном территориальном агентстве соответствующего округа. Любая наружная реклама должна быть зарегистрирована. Необходимо оформить паспорт рекламного места и оплатить необходимые согласования. Штрафы за ненадлежащее оформление рекламы накладываются органами АТИ (административно-техническая инспекция) или специальной инспекцией по делам рекламы.

6. Как только определились с планировкой помещения и получили согласованный МВК проект, можно планировать закупку и установку оборудования, заниматься вопросами подбора персонала и другими организационными вопросами.

Технология производства пищи постоянно совершенствуется. Появляется новое, более экономичное, современное оборудование, позволяющее готовить пищу быстрее, сохраняя максимум полезных свойств, позволяет дольше хранить ее в товарном виде, создавая возможности готовить «заранее». Новое современное оборудование в целом оптимизирует работу по обслуживанию клиентов, позволяет обслуживать быстрее, качественнее. Следовательно, это одно из ваших конкурентных преимуществ.

Тем не менее, нужно помнить, что существует несколько подходов к формированию комплекса оборудования. Например, многие придерживаются мнения, что необходимо сохранить традиции домашней кухни, используя возможности традиционного оборудования.

К современным видам оборудования можно отнести следующее: микроволновые печи; индукционные плиты; вакуумное оборудование; печи низкой температуры; пароконвектоматы и др.

Организаций, поставляющих оборудование и сопутствующие материалы для ресторанов, кафе, баров и других точек общепита достаточно много. Здесь бессмысленно называть какие-либо стоимости ‑ один и тот же ресторан можно укомплектовать и на $20 тыс., и на $200 тыс. Например, раздаточная линия для предприятия быстрого обслуживания может обойтись в $25-30 тыс. – за отечественное оборудование, и в $130 тыс. ‑ от некоторых немецких производителей. Несмотря на кажущуюся невысокую долю посуды в общем объеме затрат на организацию ресторана, реальная стоимость может оказаться весьма значительной. Особенно, если приобретать продукцию известных производителей, поставляющих качественные изделия. Например, стоимость комплектации ресторана средней ценовой категории на 100-120 посадочных мест вполне может обойтись в $15-20 тыс.

Не менее важным вопросом после оборудования является вопрос автоматизации ресторана. А именно, автоматизация бухгалтерского учета (наиболее популярное программное обеспечение - 1С), а также комплексная автоматизация бизнес - процессов, происходящих в ресторане. Необходимо учитывать следующее: процесс автоматизации это не только специальное программное обеспечение, установленное на стандартных компьютерах. Автоматизацию можно использовать для организации видеонаблюдения, учета складских запасов и товарных остатков, управление световыми эффектами, в том числе при выступлении музыкальных коллективов. В систему автоматизации можно включить и такое оборудование, как (пока достаточно экзотическое для нашей страны) пейджеры для официантов, переносные терминалы приема заказов и т.д.

Наиболее известные компании, специализирующиеся на автоматизации ресторанного бизнеса: UCS (R-Keeper), Tillypad, RST-restorator[6].

7. Зарплата персонала до открытия. Часть персонала получает зарплату до открытия ресторана. Иногда на подготовительный период она меньше, чем после начала работы. Средний разброс зарплат ресторанного персонала в Москве составляют для управляющих – $1000-2000, шеф-повара – от $400, официантов (с учетом чаевых) – $400-800 Униформа персонала. Одна смена среднего ресторанчика составляет 10-15 человек. При двусменной работе, соответственно, 20-30 человек. На каждого повара, официанта, бармена, администратора человека потребуется по два комплекта униформы.

В итоге, если рассчитать затраты на организацию ресторана, что называется «в среднем», то они составят порядка $1000-1500 на кв. м общей площади.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.034 с.)