Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная школа управления. Принципы Анри Файоля.

Поиск

Административная школа управления. Принципы Анри Файоля.

Алгоритм ситуационного подхода.

3. Бизнес- план: понятие, цели, логика разработки.

Вертикальное и горизонтальное разделения труда в организации.

Взаимосвязь власти и полномочий в организации.

6. Взаимосвязь функции контроля с функцией планирования.

Внешняя среда фирмы: сущность, основные элементы.

Внутренняя среда организации.

9. Деятельность менеджера по реализации планов предприятия.

Дивизиональные организационные структуры управления: достоинства и недостатки.

Иерархия целей.

Качества менеджера необходимые для эффективного руководства.

Качества менеджера. Руководство и лидеры.

Классификация видов стратегий предприятия.

Классификация целей.

Контроллинг: цели, понятие и функции системы контроллинга. Роль в управлении.

Линейные и функциональные организационные структуры управления: достоинства и недостатки.

Матричная структура управления.

Менеджер и его функции.

Менеджмент как наука и практика.

Механический и органический типы организаций: преимущества и недостатки, сфера применения.

Миссия организации: роль, значение.

Моральное и материальное стимулирование труда.

Новая количественная школа.

Объективные трудности становления и развития российского менеджмента. Особенности менеджмента в России.

Определение миссии: краткая характеристика основных элементов.

Организационная культура: понятие, функции.

Организационная функция менеджмента.

Организационные структуры управления, ориентированные на нововведения.

Организационные структуры управления, сформированные по принципу конгломерата.

Основные направления деятельности административно-управленческого аппарата.

32. Основные требования, предъявляемые к контроллеру.

Полномочия и ответственность. Технология делегирования полномочий.

Принципы Ф.Тейлора.

Процесс создания миссии.

Процесс установления целей.

Процессуальные теории мотивации.

Работа менеджера по организации контроля за эффективностью результатов работы персонала предприятия.

Различие понятий контроль и контроллинг.

Системный подход: роль, значение, основные элементы.

Ситуационный подход менеджмента.

Современные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации.

Средний и низовой уровни управления. Структура, цели, задачи.

Стратегические и тактические задачи контроллинга.

Стратегический менеджмент: сущность, значение, роль.

Стратегия предприятия: определение, особенности, виды.

Теория «7С»: краткая характеристика.

Факторы, определяющие выбор организационной структуры фирмы.

Формы и методы морального стимулирования труда.

Формы контроля.

Цели организации: роль, значение.

Централизованная и децентрализованная формы управления.

Школа научного управления.

Школа человеческих отношений.

Эволюция менеджмента как науки.

Этапы стратегического менеджмента.


Административная школа управления. Принципы Анри Файоля.

Представители: Анри Файоль, Альфред Слоун, Линдалл Урвик и др.

Представители этого направления имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации, совершенствование управления организацией в целом. В то же время они не очень заботились о социальных аспектах управления.

Цель школы - создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи о том, что следование этим принципам несоменно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два аспекта:

- разработку рациональной системыуправления организацией;

- построение структуры организации и управления работниками.

Принципы управления Анри Файоля:

1) Разделение труда. Цель - выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Достигается за счет сокращения целей, на которые должны быть направлены усилия.

2) Полномочия и ответственность. Полномочия - это право отдавать приказ. Ответственность - возникает там, где имеются какие-либо полномочия.

3) Дисциплина.

4) Единовластие.

5) Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6) Подчиненность личных интересов общим.

7) Вознаграждение персонала.

8) Централизация. Правильная пропорция между централизацией и децентрализацией.

9) Скалярная цепь - ряд лиц, состоящих на руководящих должностях.

10) Порядок.

11) Справедливость - сочетание доброты и правосудия.

12) Стабильность рабочего места для персонала.

13) Инициатива.

14) Корпоративный дух.

Алгоритм ситуационного подхода.

Ситyaциoнный пoдxoд внec бoльшoй вклaд в тeopию yпpaвлeния, иcпoльзyя вoзмoжнocти пpямoгo пpилoжeния нayки к кoнкpeтным cитyaциям и ycлoвиям. Цeнтpaльным мoмeнтoм cитyaциoннoгo пoдxoдa являeтcя cитyaция, тo ecть кoнкpeтный нaбop oбcтoятeльcтв, кoтopыe oкaзывaют влияниe нa opгaнизaцию в дaннoe вpeмя.

Иcпoльзyя дaнный пoдxoд, pyкoвoдитeли мoгyт лyчшe пoнять, кaкиe пpиeмы бyдyт в бoльшeй cтeпeни cпocoбcтвoвaть дocтижeнию цeлeй opгaнизaции в кoнкpeтнoй cитyaции. Кaк и cиcтeмный, cитyaциoнный пoдxoд нe являeтcя пpocтым нaбopoм пpeдпиcывaeмыx pyкoвoдcтв, этo cпocoб мышлeния oб opгaнизaциoнныx пpoблeмax и peшeнияx. В нeм тaкжe coxpaнeнa кoнцeпция пpoцecca yпpaвлeния. Итaк, cитyaциoнный пoдxoд пытaeтcя yвязaть кoнкpeтныe пpиeмы и кoнцeпции c oпpeдeлeнными кoнкpeтными cитyaциями для тoгo, чтoбы дocтичь цeлeй opгaнизaции нaибoлee эффeктивнo.

Ситyaциoнный пoдxoд иcпoльзyeт cитyaциoнныe paзличия мeждy opгaнизaциями и внyтpи caмиx opгaнизaций. Мeнeджepy нeoбxoдимo oпpeдeлить, кaкoвы знaчимыe пepeмeнныe cитyaции и кaк oни влияют нa эффeктивнocть opгaнизaции.

3. Бизнес – план: понятие, цели, логика разработки.

Бизнес - план – комплексная программа развития фирмы. Основная черта – точность не количественных показателей, а качественное обоснование каждого раздела. Он служит своим качеством для фирмы и для ее престижа. Бизнес - план рассматривается часто как квалифицированный рекламный проспект, выполненный на профессиональном уровне. Они имеют различные виды, это определяется целью, которой он служит.

Структура БП: резюме, описание фирмы, описание бизнеса, описание товара или услуги, произв-ый план, финансовый план, предложения, выдвигаемые фирмой.

Логика разработки:

1) При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого менеджера.

2) Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на 3-5 лет вперед.

3) Основные рекомендации в подготовке бизнес –плана – это краткость (изложение самого главного по каждому разделу плана), доступность в прочтении и понимании (понятен широкому кругу людей), убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у рецензента.

4) Включает в себя: общее описание компании (продукция, услуги, управление и организация, капитал, юрид. форма компании), маркетинг-план, произв. план, фин. план и приложение.

Главное – правильно сформулировать цели бизнеса (реалистичные и достижимые).

Б-П помогает пред-лю решить след.задачи:

- опр-ть конкретные направления деят-ти фирмы, цел.рынки и место фирмы на этих рынках;

- сфор-ть долгоср. и краткоср.цели, стратегию и тактику их достижения.

- Выявить соответствие имеющихся кадров, условий мотивации их труда;

- Опр-ть состав марк.мер-тий по изучению рынка, рекламе, стим-нию продаж и др;

- Оценить фин.положение фирмы по изучению рынка и мат.ресурсов достижения поставленных целей;

- Предусмотреть трудности и др.

 


Иерархия целей.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, скла­дывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особен­ность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более ши­рокий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают свое­го рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каж­дое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом. Цели каждого руководителя должны обеспечивать достижение цели его непосредственного начальника. Цели вырабатываются сверху вниз - по цепи инстанций.

Классификация целей.

Цели по степени организации могут быть естеств. и формальные. Естественные цели раздел-ся всеми работниками предпр-я или орг-ции, следов-но миссии работников будут согласованными без спец. договоренности о целях их деят-ти. Формальные цели - если не сформулированы и непонятны для исполнителей имеется опасность совершения действий, не соответствующих целям. Формализация целей побуждает к их обсужддению, что снижает риск их непонимания. Если цели четко определены, возможные контакты между ними могут быть с большей вероятностью обнаружены и устранены в процессе согласования целей. Основные цели менеджмента: прогнозирование, планирование, достижение намеченных результатов бизнеса. По формам реализации – миссия и задачи; по отношению к организации – цели индивида и цели организации. Цели должны быть: конкретными и измеримыми, ориентированы во времени, достижимыми, взаимно поддерживающими

 

Менеджер и его функции.

Менеджер – руководитель, управл, занимающий постоянн должность и наделенн полномочиями в области принятия реш по конкретн видам деят фирмы, функционир в рын усл. Организатор конкретн видов работ, руководитель предпр в целом и подразделений, администратор любого уровня упр. Риск и неопредел-ть требуют самостоят-ти и ответств-ти за принимаем реш, способств поиску оптим организационн и научно-технич решений относительно нововведений. Требования: наличие общ знаний в области упр-я и технологии произв-ва; владение навыками администрир, предпринимат-ва; принятие компетентн реш, согласованн с нижестоящ руководит; наличие практич опыта; умение анализир деят конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хоз конъюнкт etc. Умение упр людьми (знание подчиненных и их способн, знание условий, защита интересов, устранение неспособных). Творч отношение, информированность, умение исп ресурсы и инф.

 

Новая количественная школа

Наука управления (количественный подход) (1950-…) Ключевой характеристикой является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Влияние: 1. Углубление понимания сложных упралвенческих проблем благодаря разработке и применению моделей 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ключевая характеристика науки управления - замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Толчком к развитию школы послужило появление компьютеров.

Исследование операций в конечном счете оформилось в самостоятельную отрасль науки, которая развивается в 2-х основных направлениях:

1 Связано с построением математических моделей явлений, наиболее встречающихся в менеджменте.

2 - Внимание на изучаемую систему, что привело к созданию системы Т.

В дальнейшем в этой школе сформировалось самостоятельное научное направление - теория управленческих решений. В настоящее время исследования в области данной теории направлено на разработку:

1. Методов математического моделирования процессов выработки решений в коллективах.

2. Алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений теории игр.

3. Количественные, прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений.

 

Принципы Тейлора

Ф. Тейлор написал прославившие его имя на весь мир кни­ги: «Сделочная система» (1895), «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911). В своих трудах Ф. Тейлор пытался совместить интересы капитала и труда, реали­зовать «философию сотрудничества» на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий ин­тенсификацию труда, вызвал большой интерес управленцев раз­ных стран.

Ф. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его систе­ма заключалась в последовательном проведении принципа разде­ления труда на труд исполнительский и труд распорядительский. В производственной системе, работающей как слаженный меха­низм, каждый работник должен быть ответственен за свои функ­ции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ.

Ф. Тейлор указал задачи, которые должна выполнять адми­нистрация и благодаря которым субъективизм и произвол преж­них методов управления заменяются «научной логикой» правил, законов и формул.

Ф. Тейлор рассматривал научный менеджмент как дейст­венное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производствен­ных и экономических целей организации. Он полагал, что если система научного менеджмента будет воспринята в полном объе­ме, то это позволит решить все споры и разногласия между сто­ронами.


Процесс создания миссии.

Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Те организации, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ. Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

ВЫБОР МИССИИ. Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется дляних очевидной.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?» Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами.

Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могут привести к низкому уровню эффективности организации.

 

Процесс установления целей.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует неизменность. Ранее уже говорилось, что в силу динамизма среды цели могут меняться. Возможно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.

Но возможен другой подход. Многие организации осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в них учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации субъектами влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

Одним из наиболее важных моментов, определяющих процесс установления целей в организации, является степень делегирования права принятия решений по целям нижним уровням организации. Как показывает знакомство с реальной практикой, процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью или в значительной степени централизовано, в других же организациях может быть полная или почти полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер.

Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. И это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода имеются существенные недостатки. Так, суть одного из таких недостатков состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление их достижению.

В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.

Как видно, разные подходы к установлению целей существенно различаются. Однако общим является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.

 


Формы контроля.

КОНТРОЛЬ — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Существует 3 основные формы контроля: предварительный, текущий и заключительный. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения.

Промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль, таким образом, аппарату управления необходима обратная связь. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки.

В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.

Заключительный контроль имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

 

Административная школа управления. Принципы Анри Файоля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.013 с.)