Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одна из наших маленьких побед

Поиск

“Один раз Катя Гладышева ушла на работу, и встретила нас около помойки. Она дала нам приглашение в детский сад. Там у нас был праздник. Так мы с Катей познакомились”. Это написал двенадцатилетний Андрюша Семенов перед первым выездом в спортивно-туристический лагерь.

Войти в контакт с этой компанией было нелегко, но стало возможным через некоторое время. Мы узнали все об их жизни и поначалу растерялись, не зная, что делать.

Ощенков Василий, 13 лет. Родители дома регулярно пьют, старший брат осуждён. Алексей В., 13 лет, старший брат по матери Андрея С., дома у них такая же ситуация, еще есть бабушка, также выпивающая. Андрей П., 14 лет и Саша В., 12 лет, живут с отцами без матерей. У Андрея дома старший брат и отец, последний часто пьет. Отец Саши В. начал постоянно пить после того, как из дома ушла его жена – мать Саши и его старшей сестры Лены. Отец, часто пьяный, избивал сына и дочь. Летом 1998 года, не в силах терпеть, Саша В. выпрыгнул со второго этажа квартиры и решил не возвращаться домой. Вместе с Андреем П. и Андреем С. Саша был знаком и общался давно. Они прожили на улице всё лето, ездили и ночевали в вагонных составах, попрошайничали, начали дышать клеем, бензином.

Сотрудники ОВД их вернули домой. Родители были предупреждены о лишении родительских прав, если они не предоставят детям нормальные условия для жизни дома. Папа Саши В. периодически переставал пить и избивать детей. Мальчики продолжали жить на улице, они попали под влияние компании взрослых, бывших в местах заключения или под следствием. Мальчики по вечерам выпивали, курили с ними. Со слов ребят, тогда-то и был совершен акт мужеложства по отношению к Андрею П.

Днем на чердаках и подвалах нюхали клей, бензин, ацетон. Одно время ребята были очень зависимы от компании подростков, “почитающих” алкоголь, клей, воровство, хулиганство и сатанизм. После совместных оргий ребятам часто виделись страшные галлюцинации. Однажды Саша В., увидев галлюцинации, чуть не избил кого-то из ребят палкой, посчитав его страшным галактическим монстром.

Все ребята состоят на учете в милиции. К этому у них своеобразное отношение. Постоянные облавы милицейских нарядов были для них как игра, скрываться, прикрывать друг друга им доставляло огромное удовольствие.

В поисках альтернативы всему этому мы решили создать клуб, куда они могли бы приходить в свободное время и находиться до вечера, когда пора идти домой. Ребятам это очень понравилось, они даже придумали свое название клубу – “Хорошёвка”; они приходят из школы в клуб, делают уроки, потом играют в настольные игры, шашки, шахматы, нарды и другие игры. Слушают музыку, общаются между собой и с нами. Ребята провели всю зиму в клубе. Вместе с другими детьми мы посещали музеи, концерты, дельфинарий. Почти все ездили в зимний лагерь.

Все получили подарки и поздравления на Новый Год. В их школе нам очень благодарны, дети изменились, они гораздо меньше времени проводят на улице. Но, тем не менее, двоих из ребят всё-таки отчислят из школы за неуспеваемость. Они не в первый раз остаются на второй год. Мальчики хотят учиться дальше, но в другой школе; они не могут изменить мнение о себе, сложившееся в этой школе. В нынешнем году они постараются закончить класс и перевестись в другую школу.

Саша В. очень хорошо играет в футбол, об этом говорят все ребята – старшие и младшие. Он давно мечтал ходить в спортивную секцию и заниматься футболом и даже играть за сборную России. Его удалось показать одному из лучших тренеров юношеских команд г.Москвы по футболу, руководителю клуба “Чебурашка”. Саша был принят сразу и поставлен в основной состав на турнир. Он был очень рад. Главное, чтобы ему ничто не помешало воплотить свои мечты в реальность.

Все ребята уже полгода не дышат ни клеем, ни бензином, ни ацетоном, ни другими токсичными веществами.

Социальные работники Екатерина и Вячеслав

Сектор свободы

Сашу Т., 15 лет, мы встретили в октябре на улице с его другом Матвеем, с которым мы познакомились раньше. Саша ходил в дерматиновой куртке нараспашку, в джинсах, в туристических черных ботинках, отращивал волосы, слушал “тяжёлую” музыку. В то время он тесно общался с ребятами из компании, в которой чуть ли не ежедневно распивали спиртные напитки, дышали клеем “Момент”. Если же этого не было, в ход шёл бензин. Как они говорят, “ловили глюки”, “Кайфовали”, “Смотрели мультики”. Компания слушала музыку таких групп как “Гражданская Оборона”, “Сектор Газа”, “Ария”, Янку и другие; читали книги про черную магию и относили себя к сатанистам.

Саша Т. закончил девять классов, учиться больше не хотел, так как не видел в этом смысла. Дома, в трехкомнатной квартире, живет с матерью- домохозяйкой, отцом-учителем в школе и двумя старшими сестрами.

От папиных методов воспитания, которые вызывали у Саши ненависть и отвращение к отцу, от постоянных нравоучений, упреков, замечаний подросток стал постоянно выходить на улицу. Там он попал под влияние компании приятелей и вскоре приобщился к вышеописанным увлечениям, интересам, занятиям как способу доказать сверстникам свою полноценность, показать себя не хуже других и занять достойное место в компании.

Когда мы познакомились, ему понравилось, что на него обратили внимание, что мы интересуемся его жизнью. Добродушный по натуре, узнав, что есть место, где можно провести время в компании, он согласился зайти к нам. Вместе с приятелями он начал регулярно заходить к нам. Прошло время. Саша стал приходить в клуб и без приятелей. Он с охотой участвовал во всех культурных походах для детей, подростков, зимой ездил на две недели в спортивно-туристический лагерь, организованный для детей педагогами клубов “Эдельвейс” и “Хорошёвка”.

Саша отделился от старой компании друзей, и его приятели не в обиде. Они сами периодически посещают клуб. Клеем, бензином Саша не дышит более пяти месяцев, распивать алкоголь ему не интересно, у него появились друзья в клубе “Хорошёвка”, которым клей, бензин не нужны. Он стал с меньшей агрессивностью воспринимать воспитательные методы отца, который, в свою очередь, общался с нами и наверняка постарался сделать для себя определенные выводы. Саша помогает отцу, работая на компьютере, устраивается на работу, хочет работать и доучиться в вечерней школе. У него появилось желание бросить курить.

Его друг Матвей тоже вышел из компании, которая развалилась на маленькие группки по два-три человека. Сейчас Матвей получил паспорт, военный билет, устроился на работу. Про клей, бензин, он, как и его друг Саша Т., и не вспоминает.

Социальные работники Екатерина и Вячеслав

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методические указания для уличного

Социального работника

 

1. Методика общения с детьми улиц – сугубо индивидуальна. Однако, есть некоторые позиции, обязательные для любого социального работника службы.

2. При первом контакте необходимо представиться (лучше – по имени), объяснить мотивы своих действий и суть деятельности службы. Хорошо себя зарекомендовало обращение с просьбой о содействии в поиске детей нуждающихся в вашей помощи. Уличные дети редко признаются в первых контактах о том, что нуждаются в помощи, зато с удовольствием подскажут, кому она необходима.

3. Речь и общение в целом должны быть ровные, ненавязчивые, в меру интонированные; выражение лица – спокойное, доброжелательное. Пользуйтесь методом активного слушания. Особая внимательность к собеседнику позволит вам вовремя уловить возникшее у него раздражение или утомление от общения и вовремя переключиться на другую тему, вспомнить какую-либо шутку.

4. Внешний вид должен быть неброским, не раздражающим. Цвета одежды предпочтительно неконтрастные, одежда практичная, удобная и немаркая, позволяющая залезть в подвал и на чердак. Не рекомендуется использование остро пахнущих духов и одеколонов. Не рекомендуются темные очки, глаза – главный инструмент общения.

5. Категорически не рекомендуются поучительные, назидательные интонации в общении, высказывание позиции свысока, выражение категоричных суждений по любому поводу. Также не рекомендуется позиция родителя или ребенка. Наиболее приемлемой и оптимальной при общении с уличными детьми является позиция сотрудничества.

6. В случае обращения подростка за помощью необходимо ясно отдавать себе отчет в собственных возможностях и возможностях службы. В этом случае помогает разделение позиций на служебную и личную. “Как социальный работник, я тебе мало чем смогу помочь. Но я очень хочу помочь тебе, как человек – ты мне очень симпатичен, я тебя понимаю”.

7. Большую помощь в осуществлении первого контакта могут оказать сами беспризорники, которые из личной симпатии или разделяя идеи службы, берутся помогать разыскивать уличных детей и налаживать с ними контакт. В какой-то мере эта работа может оказаться очень эффективной как в педагогическом плане, так и для решения задач уличных работников.

8. Завершение контакта должно быть оптимистично, обязательно должно подразумевать развитие, продолжение отношений.

9. Работая во дворах, на пустырях, на улице, попытайтесь найти добровольцев из соседних домов, которые согласились бы опекать данную группировку и информировать вас о чрезвычайных происшествиях в ней. Это еще один из потенциалов нашего общества, который стоит использовать в своей работе.


Чего делать нельзя

(памятка уличного социального работника)

 

1. Носить пеструю, вызывающую одежду с атрибутами принадлежности к какому либо течению или направлению. Одежда должна быть незаметной, спокойных тонов, которую не жалко испачкать.

2. Во время общения не следует скрывать свой взгляд за стеклами темных очков – глаза играют важную роль при общении.

3. Не форсируй знакомство, не спеши как можно больше узнать о ребенке в первые встречи, нельзя изначально задавать много вопросов – сначала старайся больше рассказывать о себе, о своей работе.

4. Нельзя в первые встречи задавать вопросы на следующие темы: семья, школа, место проживания, употребление токсичных веществ, личные проблемы. Лучше узнать о знакомых ему детях, с его точки зрения нуждающихся в помощи.

5. Не старайся сразу же при первых встречах стремиться помочь ребенку (не навязывай ему свою помощь) – лучше попроси у него помощи в твоей работе.

6. Не демонстрируй свою жалость, жалость сама по себе унижает человеческое достоинство, к тому же она значительно сокращает дистанцию общения, что не всегда желательно.

7. Не обещай помощи, если не уверен, что сможешь её оказать – лучше мало, но верно, чем много и – ничего реального.

8. Не лги, не лукавь и не сообщай недостоверные сведения ни о себе, ни и о ком-либо или чем-либо другом – всегда будь честен и искренен в общении, как перед самим собой, так и перед ребенком. Обман когда-нибудь раскроется, и это неблагоприятно отразится, как на твоем имидже, так и на дальнейших твоих отношениях с ребенком и его друзьями.

9. Не веди никаких политических игр; объединение с кем-то против кого-то, или объединение одних против других – старайся всегда держать нейтральную позицию.

10 Никого никогда ни в чем не обвиняй и не упрекай – принимай ребенка таким, какой он есть, будь терпимым к его взглядам, поведению, одежде и т.д. Можно говорить только о своем мнении о чем-то без излишних эмоций окраски и высказывать это аргументированно.

11. Нельзя бурно проявлять эмоции в общении – будь предельно спокойным и уравновешенным.

12. Нельзя показывать свое безразличие (отстраненность) к высказываниям ребенка – наоборот, показывай свою заинтересованность мнением ребенка и уважай его мнение.

13. Нельзя оставлять без внимания или ответа вопросы и просьбы ребенка – если не знаешь ответа, скажи об этом прямо.

14. Не перебивай речь ребенка, постарайся дослушать до конца.

15. Нельзя поддаваться на провокации ребенка – старайся постоянно при общении (и после него) анализировать его мотивы.

16. Не сокращай и не разрывай дистанцию в общении, – эта дистанция всегда должна быть разумной, помни об этом. Не позволяй ребенку садиться себе на шею.

17. Нельзя грубить или отвечать грубостью на грубость, будь всегда корректен и сдержан.

18. Нельзя долго муссировать один и тот же вопрос – не зацикливайся на одном вопросе, есть множество других тем и проблем, в следующий раз можешь снова вернуться к интересующей тебя теме.

19. Ничего не требуй – только предлагай.

20. Не спеши посещать их место жительства (подвалы, чердаки и т.д.), – сначала собери как можно больше информации, которая поможет тебе достаточно обезопасить самого себя.

21. Не спеши входить в доверие к ребенку, – доверие формируется только в течение длительного времени.

22. Никогда не угощай ребенка сигаретами, пивом и т.п., – во-первых, это противозаконно, во-вторых, ты носитель иного, здорового образа жизни, а дешевый авторитет тебе ни к чему.

23. Не читай морали – ты только мостик между ребенком, подростком и социумом; дай ему право самому сделать выбор.

24. Никогда не кури, не пей пива и т.д. в присутствии ребенка – это можно делать только, когда ты достаточно уверен, что тебя никто не увидит. Иначе, ты можешь спровоцировать агрессию при отказе поделиться.

25. Не навязывай ребёнку или подростку своё общество, – если он не в духе или не хочет общаться, не настаивай – у тебя еще будет время с ним увидеться.

26. Избегай жестких оценок, – будь предельно корректен и тактичен в высказываниях о чем-либо (о враждебной группировке, другом ребенке, родителях и т.д.) – тебе не дано право судить их или осуждать их жизнь. Твоя оценка может стать известна и негативно отразиться на твоей деятельности.

27. Нельзя без разрешения (согласия детей) выполнять роль третейского судьи в разрешении их споров между собой – это их жизнь, ты, как правило, зритель. Можно предложить выход из ситуации или дать совет, если он требуется (иногда их законы достаточно сложны для нашего понимания).

28. Нельзя все свои внутренние переживания, связанные с работой, держать в себе – старайся их обсудить и найти приемлемое решение в группе коллег.

29. Нельзя при общении с представителями властных структур, организаций, частными лицами использовать требовательный, властный тон – ищите компромисс, переводите общение в русло конструктивного диалога. Чаще всего их озлобленность и раздражительность вызваны бессилием, – предлагайте им со своей стороны разумную помощь, ту, которую реально можете предоставить.

Нельзя унывать, ощущая свое бессилие, ибо “ нельзя объять необъятное”. Помните, что начинать новое дело всегда трудно, и ваша работа будет многого стоить уже потому, что вы смогли помочь хотя бы одному ребенку.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

ПЛАН ЛЕКЦИЙ

ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ.

 

Темы:

1. Французская система защиты детства.

1.1. Принципы работы.

1.2. Структура системы.

1.2.1. Медико-социальная защита детства.

1.2.2. Административная защита детства.

1.2.3. Правовая охрана детства.

2. Что такое реабилитационное пространство.

2.1. Определение, целевая группа.

2.2. Аспекты РП.

2.2.1. Информационный аспект

2.2.2. Организационный аспект

2.2.3. Правовой аспект

3. Организация работы социальной службы “Ребенок на улице”.

3.1. Принципы работы.

3.2. Обязанности соц. работников.

3.3. Критерии оценки деятельности.

 

ТЕЗИСЫ К ЛЕКЦИЯМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.009 с.)