Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История создания службы “Ребенок на улице” (РУ)

Поиск

Летом 1997 года РБФ “НАН” и Гуманитарная ассоциация “ЭкиЛибр” (Франция) подготовили совместный проект “Дети московских улиц”, направленный на исследование проблемы беспризорности в Москве. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) выделил необходимые средства для реализации проекта. Его основными задачами были:

1) Определение общего количества детей, живущих на улицах в ЮЗАО, исследование причин их социальной дезадаптации, изучение условий их жизни и поведенческих тенденций. На основе этой информации возможна последующая разработка методологии уличной социальной работы с детьми улиц, адаптированной к местным условиям; организация рабочих встреч для сотрудников администрации, государственных органов и негосударственных организаций, работающих с детьми улиц на постоянной основе, представление аудитории результатов проведенного исследования и методологии уличной социальной работы с детьми улиц.

2) Поддержка усилий, направленных на введение специализированного судопроизводства для несовершеннолетних:

3) Создание информационно-нного центра в ЮЗАО.

В рамках деятельности Центра необходимо:

· создать базу данных по детским и подростковым государственным и негосударственным службам и организациям;

· обеспечить обмен информацией между этими службами и организациями;

· предоставлять населению округа информацию о деятельности и работе служб, организаций и Центра;

· координировать деятельность отдельных граждан и организаций по оказанию помощи конкретному ребенку, обеспечивая, по возможности, обратную связь;

· осуществлять сбор информации о соблюдении Конвенции о правах ребенка.

4) Подготовка предложений по расширению программы сотрудничества Фонда НАН с ЮНИСЕФ, ПРООН и другими заинтересованными международными, зарубежными и российскими организациями на 1998 год и на перспективу.

В рамках данного проекта была создана группа “Поиск”, которой предстояло провести анализ беспризорности в ЮЗАО и разработать методологию уличной социальной работы, адаптированной к местным условиям.

В группу вошло 5 человек, среди которых были 2 студентки 5 курса МОСУ, социальный педагог с опытом уличной работы в Санкт-Петербурге и два выпускника факультета психологии МГУ. Все члены группы прошли курс обучения у румынских специалистов по уличной социальной работе с детьми. Совместными усилиями была разработана анкета, которая претерпела изменения в ходе практической деятельности группы. Добавились пункты, касающиеся семейных отношений, что должно облегчить дальнейшую социальную работу с семьей.

Ежедневно в течение 5 месяцев с 16.00 до 22.00 (нередко и до более позднего времени) группа “Поиск” выходила на улицу с целью сбора информации о беспризорниках. Мы вели подсчет детей, наблюдали, заполняли анкеты и ежедневно вели дневник.

Группой было исследовано 25 предполагаемых мест встреч уличных детей, из них 8 мест – в непосредственной близости от метро; 5 кинотеатров, 4 рынка, 4 перекрестка с интенсивным движением и 4 площадки в жилых массивах. Кроме того, интервьюеры познакомились с группами детей за территорией ЮЗАО: в кафе “Макдональдс” на метро Смоленская и Пушкинская, около ночного клуба “Утопия”, а также на 4 вокзалах, где обитание детей имеет особую специфику. За время своей работы сотрудники проекта исследовали несколько десятков подвалов, чердаков, канализационных люков, теплотрасс, незаселенных домов.

В поле зрения интервьюеров, оказалось около 150 детей группы риска. 91 ребенок был в непосредственном контакте с представителями “Поиска”; из них полная информация собрана на 54 человека.

Обобщение и анализ опыта, полученного в этом проекте, позволило нам подготовить проект социальной службы “Ребенок на улице”, который стал своего рода продолжением нашего сотрудничества с ЮНИСЕФ в рамках создания Реабилитационного Пространства для несовершеннолетних группы риска. Этот проект действовал в течение года в 5 районах ЮЗАО.

В рамках нового проекта работало 10 человек. За каждой парой закреплялся определенный район ЮЗАО. Сотрудники работали 6 дней в неделю по 6 часов с 16.00 до 22.00. Основная их задача - сбор полной оперативной информации о состоянии детско-подросткового сообщества в районе. Это давало им возможность быстро находить “новеньких” детей, оказавшихся в критической ситуации, и оказывать им помощь. Кроме того, сотрудники службы 2-3 раза в неделю уделяли непосредственное внимание наиболее неблагополучным группировкам или конкретным детям (детям улиц со стажем): придумывали и проводили различные программы, помогали детям в трудоустройстве, организации досуга и т.п. При работе с конкретными детьми велась активная работа по использованию существующего потенциала данной территории (органы местной власти, досуговые и реабилитационные учреждения, общественные организации и т.д.).

 

Методология уличной работы

Деятельность службы “Ребенок на улице” может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу деятельности РП. Социальный работник этой службы становится первым представителем РП, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре РП и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества.

Цели и задачи

Основная цель службы -выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом.

Основными задачами службы являются:

1. Мониторинг территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом сообществе. Такой сбор позволяет:

· выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;

· осуществлять профилактику беспризорности, не допуская появления на улице “новеньких” детей;

· оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;

· осуществлять деятельность по формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков через коррекцию их мотивационной сферы.

2. Тесное сотрудничество с различными структурами Реабилитационного пространства (КДН, ОППН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационного центра (ИКЦ) и т.д.) для:

· оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего;

· выработки согласованных действий по работе с детьми улиц.

3. Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска.

4. Выполнение роли проводника для детей улиц в сферу РП.

Принципы работы

При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами:

- принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Создаваемое Реабилитационное Пространство для несовершеннолетних группы риска ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. Задача Реабилитационного Пространства и службы “Ребенок на улице”, как его части, состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, служба “Ребенок на улице” всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.

- принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон – социального работника и подростка. Без согласия несовершеннолетнего на сотрудничество в процессе его спасения социальный работник ограничивается функциями наблюдателя.

Этот принцип продиктован также условиями работы в неформальных средах и системой приоритетов этой работы. Социальный работник часто встает перед дилеммой:

· либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, противоречащее его нравственным установкам, и тем самым прервать отношения с ним и его группой,

· либо сохранить позицию наблюдателя и сохранить систему отношений с подростком и группой.

Для социального работника службы “Ребенок на улице” допустимо, скорее, последнее. Социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопрекиволе подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

- принцип принятия. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе его осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о тех или иных поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых живет ребенок.

- принцип доверия. Принцип доверия к подростку подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с наблюдаемым. Как правило, со временем уличный работник постепенно получает достоверную картину о каждом подростке. Беспризорник, в свою очередь, почувствовав полное доверие со стороны социального работника, сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Далее, в процессе аналитической обработки полученной информации каждый ее фрагмент, эпизод должен быть досконально проверен.

- принцип единой команды. Уличная работа – это командная работа; дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и тесное взаимодействие всех уличных работников позволит держать в поле зрения всех детей. Работа в команде позволит организовывать большие мероприятия (спортивные, культурные и т.д.), которые будут способствовать знакомству детей и тем самым снизят межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.

- принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними “наизнанку”. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось врать, и поэтому лучше промолчите.

Методы и формы работы

· Работа в парах “парень-девушка” является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой.

· Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и прежде всего, детей группы риска.

· Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.

· Территориальная принадлежность: каждой паре уличных работников (группа “Поиск”) отводится определенная территория, которую они должны хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников.

· Добровольцам необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться. Создавать сеть информаторов, которая повысила бы оперативность работы.

v Поиск детей улиц.

Источниками информации о детях группы риска могут быть:

- МВД: ОППН – отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, участковые;

- КДН – комиссия по делам несовершеннолетних;

- взрослые, проживающие на данной территории;

- сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат.

Кроме того, таких детей можно найти на перекрестках с интенсивным движением, в брошенных полуразрушенных домах, в подъездах, подвалах и на чердаках обычных (не элитных) домов, в открытых люках теплотрасс, в подземных переходах и на станциях метро. Нередко такие дети собираются на рынках, ярмарках, возле палаток или ларьков – там, где можно подзаработать или что-то своровать; попрошайничеством они обычно занимаются около ресторанов, ночных клубов и прилегающих к ним автостоянках.

При поиске детей улиц мы раздавали местным жителям, детям и сотрудникам организаций листовки с просьбой сообщить информацию о детях, нуждающихся в помощи, по определённому телефону.

v Исследование проблематики

Перед началом проекта большое внимание уделялось изучению существующей литературы о беспризорности. Уже накоплен значительный объем информации относительно уличных детей, их образа жизни, потребностей и их удовлетворения. Анализ этой информации был очень полезным в начале работы. Следующим этапом стало непосредственное исследование района, с привлечением небольшого количества уличных работников. Поиск и непосредственное знакомство с беспризорниками, знание их проблем и потребностей на местах, позволило более четко откорректировать цели будущей основной работы.

Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о беспризорниках. Любая существующая информация будет неоценимой для нового проекта. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними.

v Сотрудничество

Перед началом работы мы обсудили наши идеи с представителями органов местной власти и других организаций, интересующихся данной тематикой. Выработка совместных действий позволила нам значительно эффективнее работать с данной проблемой. Нередко это помогало снизить материальные затраты, что немаловажно в нашей ситуации,.

v Информация о проектах для уличных детей

Информация об эффективности одних методов и неприемлемости других в работе с уличными детьми поможет определить направление нового проекта. Встречаются также отдельные полезные публикации в прессе и литературе, выпускаемой НПО. Список некоторых из них можно найти в конце этого издания.

v Формы помощи

Начиная проект социальной службы “Ребенок на улице”, мы понимали, что можем предложить совсем небольшой список видов помощи для беспризорников. В начале проекта это были приют, походы, спортивно-культурные мероприятия. В процессе работы этот список расширился благодаря более тесному сотрудничеству с различными учреждениями. Уличные работники постепенно были включены в сферу деятельности комиссии по делам несовершеннолетних при местных органах власти, к нашей работе подключились различные детские досуговые организации (“Дома творчества”, секции, клубы, кружки), Центр труда и занятости молодежи “Перспектива”, Комплекс социальной помощи детям и подросткам и т.д. В результате мы могли защищать права ребенка в КДН и предлагать комиссии различные варианты решения проблем в интересах несовершеннолетних. Появилась реальная возможность устраивать детей в кружки и секции, предлагать помощь специалистов: психолога, нарколога; определять ребенка в приют, проводить массовые мероприятия спортивного и культурного плана, открыть “second hand” для беспризорников и многое другое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.009 с.)