Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История создания службы “Ребенок на улице” (РУ)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Летом 1997 года РБФ “НАН” и Гуманитарная ассоциация “ЭкиЛибр” (Франция) подготовили совместный проект “Дети московских улиц”, направленный на исследование проблемы беспризорности в Москве. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) выделил необходимые средства для реализации проекта. Его основными задачами были: 1) Определение общего количества детей, живущих на улицах в ЮЗАО, исследование причин их социальной дезадаптации, изучение условий их жизни и поведенческих тенденций. На основе этой информации возможна последующая разработка методологии уличной социальной работы с детьми улиц, адаптированной к местным условиям; организация рабочих встреч для сотрудников администрации, государственных органов и негосударственных организаций, работающих с детьми улиц на постоянной основе, представление аудитории результатов проведенного исследования и методологии уличной социальной работы с детьми улиц. 2) Поддержка усилий, направленных на введение специализированного судопроизводства для несовершеннолетних: 3) Создание информационно-нного центра в ЮЗАО. В рамках деятельности Центра необходимо: · создать базу данных по детским и подростковым государственным и негосударственным службам и организациям; · обеспечить обмен информацией между этими службами и организациями; · предоставлять населению округа информацию о деятельности и работе служб, организаций и Центра; · координировать деятельность отдельных граждан и организаций по оказанию помощи конкретному ребенку, обеспечивая, по возможности, обратную связь; · осуществлять сбор информации о соблюдении Конвенции о правах ребенка. 4) Подготовка предложений по расширению программы сотрудничества Фонда НАН с ЮНИСЕФ, ПРООН и другими заинтересованными международными, зарубежными и российскими организациями на 1998 год и на перспективу. В рамках данного проекта была создана группа “Поиск”, которой предстояло провести анализ беспризорности в ЮЗАО и разработать методологию уличной социальной работы, адаптированной к местным условиям. В группу вошло 5 человек, среди которых были 2 студентки 5 курса МОСУ, социальный педагог с опытом уличной работы в Санкт-Петербурге и два выпускника факультета психологии МГУ. Все члены группы прошли курс обучения у румынских специалистов по уличной социальной работе с детьми. Совместными усилиями была разработана анкета, которая претерпела изменения в ходе практической деятельности группы. Добавились пункты, касающиеся семейных отношений, что должно облегчить дальнейшую социальную работу с семьей. Ежедневно в течение 5 месяцев с 16.00 до 22.00 (нередко и до более позднего времени) группа “Поиск” выходила на улицу с целью сбора информации о беспризорниках. Мы вели подсчет детей, наблюдали, заполняли анкеты и ежедневно вели дневник. Группой было исследовано 25 предполагаемых мест встреч уличных детей, из них 8 мест – в непосредственной близости от метро; 5 кинотеатров, 4 рынка, 4 перекрестка с интенсивным движением и 4 площадки в жилых массивах. Кроме того, интервьюеры познакомились с группами детей за территорией ЮЗАО: в кафе “Макдональдс” на метро Смоленская и Пушкинская, около ночного клуба “Утопия”, а также на 4 вокзалах, где обитание детей имеет особую специфику. За время своей работы сотрудники проекта исследовали несколько десятков подвалов, чердаков, канализационных люков, теплотрасс, незаселенных домов. В поле зрения интервьюеров, оказалось около 150 детей группы риска. 91 ребенок был в непосредственном контакте с представителями “Поиска”; из них полная информация собрана на 54 человека. Обобщение и анализ опыта, полученного в этом проекте, позволило нам подготовить проект социальной службы “Ребенок на улице”, который стал своего рода продолжением нашего сотрудничества с ЮНИСЕФ в рамках создания Реабилитационного Пространства для несовершеннолетних группы риска. Этот проект действовал в течение года в 5 районах ЮЗАО. В рамках нового проекта работало 10 человек. За каждой парой закреплялся определенный район ЮЗАО. Сотрудники работали 6 дней в неделю по 6 часов с 16.00 до 22.00. Основная их задача - сбор полной оперативной информации о состоянии детско-подросткового сообщества в районе. Это давало им возможность быстро находить “новеньких” детей, оказавшихся в критической ситуации, и оказывать им помощь. Кроме того, сотрудники службы 2-3 раза в неделю уделяли непосредственное внимание наиболее неблагополучным группировкам или конкретным детям (детям улиц со стажем): придумывали и проводили различные программы, помогали детям в трудоустройстве, организации досуга и т.п. При работе с конкретными детьми велась активная работа по использованию существующего потенциала данной территории (органы местной власти, досуговые и реабилитационные учреждения, общественные организации и т.д.).
Методология уличной работы Деятельность службы “Ребенок на улице” может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу деятельности РП. Социальный работник этой службы становится первым представителем РП, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре РП и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества. Цели и задачи Основная цель службы -выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом. Основными задачами службы являются: 1. Мониторинг территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом сообществе. Такой сбор позволяет: · выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы; · осуществлять профилактику беспризорности, не допуская появления на улице “новеньких” детей; · оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации; · осуществлять деятельность по формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков через коррекцию их мотивационной сферы. 2. Тесное сотрудничество с различными структурами Реабилитационного пространства (КДН, ОППН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационного центра (ИКЦ) и т.д.) для: · оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего; · выработки согласованных действий по работе с детьми улиц. 3. Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска. 4. Выполнение роли проводника для детей улиц в сферу РП. Принципы работы При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами: - принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Создаваемое Реабилитационное Пространство для несовершеннолетних группы риска ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. Задача Реабилитационного Пространства и службы “Ребенок на улице”, как его части, состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, служба “Ребенок на улице” всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники. - принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон – социального работника и подростка. Без согласия несовершеннолетнего на сотрудничество в процессе его спасения социальный работник ограничивается функциями наблюдателя. Этот принцип продиктован также условиями работы в неформальных средах и системой приоритетов этой работы. Социальный работник часто встает перед дилеммой: · либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, противоречащее его нравственным установкам, и тем самым прервать отношения с ним и его группой, · либо сохранить позицию наблюдателя и сохранить систему отношений с подростком и группой. Для социального работника службы “Ребенок на улице” допустимо, скорее, последнее. Социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопрекиволе подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего. - принцип принятия. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе его осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о тех или иных поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых живет ребенок. - принцип доверия. Принцип доверия к подростку подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с наблюдаемым. Как правило, со временем уличный работник постепенно получает достоверную картину о каждом подростке. Беспризорник, в свою очередь, почувствовав полное доверие со стороны социального работника, сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Далее, в процессе аналитической обработки полученной информации каждый ее фрагмент, эпизод должен быть досконально проверен. - принцип единой команды. Уличная работа – это командная работа; дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и тесное взаимодействие всех уличных работников позволит держать в поле зрения всех детей. Работа в команде позволит организовывать большие мероприятия (спортивные, культурные и т.д.), которые будут способствовать знакомству детей и тем самым снизят межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних. - принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними “наизнанку”. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось врать, и поэтому лучше промолчите. Методы и формы работы · Работа в парах “парень-девушка” является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой. · Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и прежде всего, детей группы риска. · Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников. · Территориальная принадлежность: каждой паре уличных работников (группа “Поиск”) отводится определенная территория, которую они должны хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников. · Добровольцам необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться. Создавать сеть информаторов, которая повысила бы оперативность работы. v Поиск детей улиц. Источниками информации о детях группы риска могут быть: - МВД: ОППН – отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, участковые; - КДН – комиссия по делам несовершеннолетних; - взрослые, проживающие на данной территории; - сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Кроме того, таких детей можно найти на перекрестках с интенсивным движением, в брошенных полуразрушенных домах, в подъездах, подвалах и на чердаках обычных (не элитных) домов, в открытых люках теплотрасс, в подземных переходах и на станциях метро. Нередко такие дети собираются на рынках, ярмарках, возле палаток или ларьков – там, где можно подзаработать или что-то своровать; попрошайничеством они обычно занимаются около ресторанов, ночных клубов и прилегающих к ним автостоянках. При поиске детей улиц мы раздавали местным жителям, детям и сотрудникам организаций листовки с просьбой сообщить информацию о детях, нуждающихся в помощи, по определённому телефону. v Исследование проблематики Перед началом проекта большое внимание уделялось изучению существующей литературы о беспризорности. Уже накоплен значительный объем информации относительно уличных детей, их образа жизни, потребностей и их удовлетворения. Анализ этой информации был очень полезным в начале работы. Следующим этапом стало непосредственное исследование района, с привлечением небольшого количества уличных работников. Поиск и непосредственное знакомство с беспризорниками, знание их проблем и потребностей на местах, позволило более четко откорректировать цели будущей основной работы. Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о беспризорниках. Любая существующая информация будет неоценимой для нового проекта. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними. v Сотрудничество Перед началом работы мы обсудили наши идеи с представителями органов местной власти и других организаций, интересующихся данной тематикой. Выработка совместных действий позволила нам значительно эффективнее работать с данной проблемой. Нередко это помогало снизить материальные затраты, что немаловажно в нашей ситуации,. v Информация о проектах для уличных детей Информация об эффективности одних методов и неприемлемости других в работе с уличными детьми поможет определить направление нового проекта. Встречаются также отдельные полезные публикации в прессе и литературе, выпускаемой НПО. Список некоторых из них можно найти в конце этого издания. v Формы помощи Начиная проект социальной службы “Ребенок на улице”, мы понимали, что можем предложить совсем небольшой список видов помощи для беспризорников. В начале проекта это были приют, походы, спортивно-культурные мероприятия. В процессе работы этот список расширился благодаря более тесному сотрудничеству с различными учреждениями. Уличные работники постепенно были включены в сферу деятельности комиссии по делам несовершеннолетних при местных органах власти, к нашей работе подключились различные детские досуговые организации (“Дома творчества”, секции, клубы, кружки), Центр труда и занятости молодежи “Перспектива”, Комплекс социальной помощи детям и подросткам и т.д. В результате мы могли защищать права ребенка в КДН и предлагать комиссии различные варианты решения проблем в интересах несовершеннолетних. Появилась реальная возможность устраивать детей в кружки и секции, предлагать помощь специалистов: психолога, нарколога; определять ребенка в приют, проводить массовые мероприятия спортивного и культурного плана, открыть “second hand” для беспризорников и многое другое.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.009 с.) |